Меры по преодолению кризиса неплатежей.




Не существует какой-либо одной меры или даже комплекса мер, принятие которых в реально сложившихся условиях могло бы ликвидировать кризис неплатежей раз и навсегда. Без устранения глубинных причин общеэкономического характера, серьезнейшей корректировки курса реформ с целью, с одной стороны, усиления государственного вмешательства в экономику, а с другой – создания максимально благоприятных условий для развития истинного частного предпринимательства кризис неплатежей будет неизбежно возобновляться в том или ином виде, как это уже не раз происходило за годы реформ.

Между тем эта дилемма - либо инфляция, либо неплатежи - пред­ставляется в значительной мере искусственной. Существует третий, сре­динный, путь между этими двумя крайностями: умеренный, "точечный" вброс денег в экономику, в ее наиболее узкие места и вместе с тем проведение целенаправленной политики подавления главных причин инфляции. Речь идет прежде всего о таких аспектах этой политики, как выравнивание доходов и расходов бюджета, кредит, антимонопольное регулирование, структурные преобразования вплоть до закрытия не­жизнеспособных производств, массированная поддержка мелкого и сред­него предпринимательства, стимулирование притока иностранных инве­стиций. Вопрос лишь в том, достаточно ли у нынешнего руководства страны понимания проблемы, профессиональной подготовленности и решимости проводить эту политику третьего пути в жизнь.

При нынешней налоговой системе - с ее ничем не оправданным уровнем налогообложения, искусственно суженой налогооблагаемой базой и неэффективной техникой сбора налогов - нереально рассчиты­вать на то, что проблемы бюджета можно решить путем нормального роста его доходной части. Вместе с тем, очевидно, что порочный круг неплатежей, основную вину за который несет государство, необходимо разорвать. Этот прорыв возможен и реален при погашении государст­вом своих обязательств по выполненным, но неоплаченным госзака­зам, по зарплате бюджетной сфере и пенсионной задолженности,

Как на федеральном, так и на региональном уровнях надо про­вести очередной взаимозачет долговых требований и обязательств, что по крайней мере на время ослабит (но, естественно, не решит) проблему неплатежей, оставив лишь сальдо, для погашения которого потребуются дополнительные кредитные вливания.

Для крупных предприятий целесообразно реструктурировать их задолженность с применение понижающих коэффициентов, диф­ференцированных в зависимости от сроков погашения долговых обя­зательств, и под залог их акций или принадлежащего им имущества. Цель - предоставить крупным предприятиям возможность перенести погашение долгов на срок до 3-5-10 лет в зависимости от их места в приоритетах структурной политики. Учитывая нынешние темпы ин­фляции, вполне оправданно либо списать, либо резко сократить раз­мер недоимок по пени и штрафам.

Следует также разработать и внедрить в практику продажу де­биторской задолженности на федеральных или региональных аук­ционах, организовать продажу коммерческими банками "плохих" долгов их клиентов на открытых торгах, через прямые переговоры с возможными покупателями, посредством обмена долгов на акции должников. Банкротство и ликвидацию должников целесообразно применять лишь в случае крайней необходимости, когда другие ме­тоды оказываются неэффективными. Действенной мерой могла бы стать по опыту московского правительства и временная переда­ча имущества предприятий-должников перед бюджетом в управле­ние государственных органов на период, необходимый для извлече­ния с помощью этого имущества доходов, достаточных для погаше­ния задолженности.

Необходимо расширить сферу денежного обращения за счет альтернативных форм расчетов, сократить долю налично-денежно­го обращения на основе совершенствования безналичных расчетов и в перспективе - преодоления стены между наличным и безналичным оборотом, не прибегая к "хирургическим" методам. При этом следует исходить из того, что далеко не все виды заменителей денег являются нездоровым средством расчетов.

1. Предварительная оплата представляет собой форму расчетов, при которой покупатель перечисляет платежи продавцу до от­грузки товаров или оказания услуг.

На практике применяют две разновидности предоплаты:

- отпуск товаров или оказание услуг после документально­го подтверждения перечисления денежных средств (копия пла­тежного поручения, заверенная печатью банка);

- отпуск товаров или оказание услуг только после поступ­ления на банковский счет поставщика или исполнителя денеж­ных средств, перечисленных в порядке предоплаты.

Однако в российских условиях документальное подтвержде­ние перечисления денег и их поступление на счет получателя не всегда совпадают. И дело здесь не только в сроках прохож­дения документов, правильности их заполнения и т.д., но и в том, что наличие хороших, неформальных связей тех или иных структур (их персонала) с банковскими структурами (осо­бенно с мелкими банками) позволяет оформить копию платеж­ного поручения, по которому денежные средства фактически не перечислены. Причем последнее может быть обусловлено как отсутствием средств на текущем счете недобросовестного пла­тельщика, так и просто фиктивным оформленном копии пла­тежного поручения. Несмотря на то, что представленную вы­ше практику нельзя считать типичной, тем не менее ее необ­ходимо принимать во внимание.

Предоплату можно признать состоявшейся, если деньги фак­тически поступили на банковский счет поставщика.

2. Авансовые платежи представляют собой такую форму расче­тов между продавцом и покупателем, при которой покупатель предварительно оплачивает продавцу определенную, согласован­ную между ними часть стоимости товара (услуги), подлежа­щего поставке; а окончательные расчеты между сторонами осу­ществляются после фактической отгрузки (поступления) товара (оказания услуги).

Авансовые платежи - более гибкая форма расчетов, чем предварительная оплата, так как покупателем перечисляется только часть стоимости товара, который подлежит поставке.

Авансовые платежи представляют определенный риск для по­купателя, ибо он обязан перечислить некоторую сумму денег до начала поставок. Однако в связи с этим стоит рассмотреть более гибкий и безопасный для покупателя вариант, когда аванс пере­числяется не непосредственно поставщику, а третьему лицу, ко­торому доверяют и покупатель, и продавец. И только после фактической поставки указанный аванс перечисляется продавцу. Для продавца этот вариант надежен потому, что он уверен, что деньги, составляющие аванс, перечислены покупателем и забро­нированы третьей стороной; а для покупателя указанный вариант представляет интерес потому, что в случае, если поставщик не выполнит свои обязательства, то перечисленный покупателем аванс будет в гарантированном порядке ему возвращен.

Вместе с тем, авансовые платежи, так же как и предопла­та, означают для покупателя временное изъятие капитала из оборота, поэтому они не выгодны для покупателя и, наоборот, предпочтительны для продавца, получающего до осуществления поставок определенную часть стоимости подлежащего продаже товара.

3. Аккредитивная форма расчетов предполагает оплату отгру­женных товаров по месту нахождения продавца за счет средств, депонированных в обслуживающем покупателя банке, на условиях, предусмотренных в заявлении на выставление аккредитива.

Аккредитив дает покупателю уверенность, что деньги на расчетный счет продавца будут зачислены только после поставки товара по указанному в договоре адресу. В отличие от предоплаты и аванса при аккредитиве продавец, может ис­пользовать отправленную сумму денег только после отгрузки товара, что безусловно стимулирует его соблюдать условия договора. При непоставке (недопоставке) товара деньги в без­оговорочном порядке будут возвращены покупателю. При акк­редитивной форме расчетов продавец полностью уверен, что деньги перечислены, так как они находятся в обслуживающем продавца банке.

Влияние на налогооблагаемую базу продавца и покупателя Открытие аккредитива представляет собой, как выше отме­чалось, бронирование средств покупателя в банковском учреж­дении, обслуживающем продавца. Поэтому продавец получает выручку за проданный товар после его отгрузки и именно в это время у него возрастает налогооблагаемая база.

В то же время покупатель, открывая аккредитив, иммоби­лизует свои оборотные средства, не уменьшая налогооблагаемой базы. С этой точки зрения, аккредитивная форма расчетов менее выгодна для покупателя, чем предварительная оплата или авансовые платежи.

4. Чековая форма расчетов предполагает оплату товаров, работ и услуг с использованием чеков. Чек - есть платежный документ, содержащий письменное распоряжение банку выдать (перечислить) указанную в нем сумму денег с текущего счета лица, подписавшего чек (чекодателя) на счет другого лица (чекодержателя). Чеки используются в виде чековых книжек и являются разновидностью денег, применяемых для безналич­ных расчетов с бессрочных вкладов.

Несмотря на внешнюю схожесть оплаты наличными и чека­ми, между этими двумя формами расчетов имеются существен­ные различия. Если оплата наличными абсолютно гарантирова­на, то передача чека чекодателем чекодержателю еще не оз­начает факта действительной оплаты и перечисления денег со счета должника на счет кредитора, ибо фактическое перечис­ление денег зависит от наличия денежного покрытия передан­ного чека, т.е. наличия соответствующих денежных средств на банковском счете чекодателя в момент сдачи чека чекодержа­телем в банк для погашения.

Для России получение гарантий представляет сложную про­блему, поскольку многие банки и другие финансовые организа­ции не сформировали свой имидж первоклассных, так же как крупные и известные промышленные предприятия, которые могли бы стать гарантами, сами находятся в сложном финан­совом положении.

5. Страхование от непоступления или от несвоевременного по­ступления платежей представляет собой особый вид страхования коммерческого риска, при котором продавец товаров и услуг старается обезопасить себя от неполучения или несвоевременно­го получения платежей в результате наступления страхового случая.

Преимущества и недостатки страхования от неплатежей Преимущество страхования от неплатежей состоит в гарантированности платежей и погашении убытков продавца от не­своевременной оплаты поставленной продукции, так как контр­агентом по страхованию является страховая компания, распола­гающая крупными финансовыми активами.

Недостаток данной формы сокращения просроченной задол­женности заключается в необходимости внесения страховых платежей и сложности договорных отношений.

6. Вексельная форма предполагает осуществление расчетов с использованием векселей. Вексель - есть письменное долговое обязательство. Различают два основных вида векселей: простой (вексель – соло) и переводный (тратта).

Простой вексель - есть письменное долговое обязательст­во строго установленной законом формы, выдаваемое заемщиком (векселедателем) кредитору (векселе­держателю), предоставляющим последнему право требовать с заемщика уплаты к определенному сроку суммы денег, ука­занной в векселе. При купле-продаже товаров покупатель (заемщик) оформляет и передает продавцу (кредитору) про­стои вексель.

Недостаток применения векселей при использовании их в расчетах за товары заключается прежде всего в том, что кроме договора поставки требуется оформление еще одного документа - векселя, для чего покупатель должен в отдель­ных случаях получить согласие надежного поручителя (авали­ста), удовлетворяющего требованиям продавца.

По средствам векселя покупатель переносит срок оплаты полученных товаров (услуг). На такой же срок откладывается увеличение налогооблагаемой базы у продавца и уменьшение ее у покупателя. Вексельная форма расчетов дает возможность и продавцу, и покупателю регулировать срок оплаты, а следо­вательно, изменение налогооблагаемой базы. Таким образом, контрагенты могут оптимизировать величину налогооблагаемой базы.

7. Продажа долга с дисконтом означает продажу кредитором дебиторской задолженности со скидкой, образующей доходы по­купателя этого долга. Размеры скидки зависят от:

предполагаемого срока взыскания долга;

действующего в данном периоде рыночного уровня депозит­ных ставок;

общей суммы продаваемого долга;

риска, связанного с возможным списанием долгов из-за при­знания должника несостоятельным плательщиком.

Недостатком продажи долгов для продавца является то, что он за свой проданный товар получает меньше, чем ему поло­жено на сумму дисконта.

Главным препятствием в развитии рассмотренного способа снижения дебиторской задолженности является отсутствие опыта и знаний, типовых договоров на продажу долгов, а преимущества факторинга для продавца состоят прежде всего в высокой степени гарантии по своевременной оплате постав­ленных товаров, так как в роли непосредственного плательщи­ка выступает банк. Одновременно факторинг способствует уско­рению оборачиваемости оборотного капитала, сокращению за­трат, связанных с взиманием задолженности, упрощению взаи­моотношений с банками по взиманию долгов.

В качестве недостатка можно отметить необходимость пере­числения комиссионного вознаграждения банку.

8. Факторинг – это приобретение банками и другими финансовыми организациями долгов предприятий, в частности, обязательств по оплате поставленных товаров и выполненных работ или услуг.

Факторинг предполагает оплату этих товаров банком по мере поставки при предъявлении отгрузочных документов. В дальнейшем долги с покупателей взимает та организация (банк), которая оказывает факторинговые услуги.

Сфера применения факторинга существенно сужается в периоды кризиса платежей и высоких темпов инфляции. Тем не менее, устойчивые контакты с банками, совершенствова­ние документооборота позволяет его применять в кризисных условиях.

В результате применения факторинговых услуг продавец получает плату за товары после их отгрузки. Но эта плата меньше, чем стоимость товаров на величину комиссионного вознаграждения банку. Поэтому у продавца налогооблагаемая база увеличивается в меньшей степени, чем в том случае, если бы он получил плату непосредственно от покупателя.

Факторинг позволяет покупателю регулировать сроки плате­жей, а следовательно и величину налогооблагаемой базы.

9. Форфейтинг – специальная форма кредитования торговых операций, заключающаяся в покупке у продавца товаров век­селей, акцептованных покупателем этих товаров. По условиям форфейтинга продавец переуступает свои требования к покупа­телю кредитному учреждению. Продавцу выплачивается сразу вся сумма векселей за вычетом процентов, а должник (поку­патель товаров) погашает свои обязательства регулярными, обычно полугодовыми взносами. В отличии от факторинга фор­фейтинг предполагает переход всего риска по долговому обяза­тельству к его покупателю (форфейтеру). Поэтому последний требует предоставления гарантий первоклассного банка от поку­пателя товаров.

Преимущества состоят в снижении дебиторской задолженно­сти, улучшении структуры и ликвидности баланса продавца, ускорении оборота его капитала. К преимуществам форфейтин­га следует отнести также твердость ставки кредитования, что имеет немаловажное значение в периоды быстрого роста про­центных ставок, а также относительно простую процедуру оформления переуступки векселей.

Недостатком форфейтинга для продавца является необходи­мость уплаты процентов форфейтеру.

Влияние форфейтинга на величину налогооблагаемой базы продавца и покупателя аналогично факторингу.

Важное значение в совершенствовании взаимных расчетов имеет также использование современных расчетных кредитных инструментов, в первую очередь кредитных карточек, в том числе по схемам, специ­ально разработанным для разрешения ситуации неплатежей. Положи­тельный опыт уже имеется в Магнитогорске и ряде других городов.

Целесообразно создать региональные расчетные палаты, представ­ляющие собой смешанные корпорации с участием администрации, ком­мерческих банков и предприятий. Эти палаты могли бы функционировать как уполномоченные представители Федеральной комиссии по ценным бумагам и получить определенные полномочия от Центробанка (нечто вроде федеральных резервных округов) по регулированию денежного обращения. Региональные палаты могут на себя взять обязательную регистрацию выпуска всех видов заменителей денег, а также коммерчес­ких и банковских векселей, контроль за соблюдением правил эмиссии, обеспечением покрытия обязательств и т.д.

Кредитная экспансия необходима не только для общего ожив­ления экономики - без нее невозможно и решение проблемы непла­тежей. Нужны меры по повышению ликвидности коммерческих бан­ков с тем, чтобы они имели возможность направлять средства в эко­номику на цели расширения производства и инвестиций.

В нынешнем положении быстрый переход России на единствен­но разумную формулу налогообложения: низкая ставка - широкий охват, видимо, пока еще невозможен. Невозможен прежде всего из-за отсутствия реальных источников для компенсации временного паде­ния объемов собираемых налогов, неизбежного в ходе перестройки налоговой системы в соответствии с этим принципом.

По-видимому, сегодня при совершенствовании налоговой систе­мы целесообразны и реальны следующие шаги:

- унификация налогов и сокращение их числа до 25-30 против нынешних 240;

- снижение ставки НДС до 15 - максимум 20 %;

- отмена обязательной предоплаты НДС;

- снижение ставки налога на прибыль и введение "регрессивной" его ставки: чем больше налогооблагаемая прибыль, тем ниже ставка;

- законодательная и иная подготовка к такой налоговой рефор­ме, при которой определяющую роль будут играть налог на прибыль, акцизы, налог на имущество, налог на пользование природными ре­сурсами (роялти) и налог на землю (земля должна быть не просто дорогой, а очень дорогой);

- максимально возможное сокращение всякого рода налоговых льгот и освобождений; одна эта мера могла бы дать поступления в бюджет, сопоставимые с нынешними размерами дефицита федераль­ного бюджета;

- ликвидация внутренних оффшорных зон;

В сфере наших экономических взаимоотношений с мировой эко­номикой особенно необходимо провести следующие меры:

- снижение курса рубля, существенно обгоняющее рост внутрен­них цен, по отношению к доллару как действенное средство протек­ционистской защиты отечественного производителя и повышения кон­курентоспособности нашего экспорта;

- развитие системы государственного страхования российского экспорта и других форм его поддержки, а также государственного страхования иностранных частных инвестиций;

- частичное восстановление таможенных пошлин на экспорт;

- введение обязательного обмена 100-процентной экспортной выручки на рубли;

- более рациональное использование активного сальдо торго­вого баланса для решения особо острых внутренних проблем, в том числе и для выполнения государственных инвестиционных проектов;

- установление благоприятного административного, правового и налогового режима для иностранных частных инвестиций и воз­вращающихся назад российских капиталов - от принятия «Закона о разделе продукции» до возможной бессрочной "амнистии" для капи­талов, по тем или иным причинам «эмигрировавших» после августа 1991 г. за границу.

Необходимо также предоставить региональным российским струк­турам возможность с участием администрации и местного бизнеса привлекать средства с мировых рынков капитала для развития перс­пективных производств и реконструкции депрессивных зон (с исполь­зованием механизма залога).

Учитывая ту роль, которую наши партнеры из стран СНГ игра­ют в обострении проблемы неплатежей, целесообразно:

- расширить практику предоставления Россией странам СНГ так называемых «связанных» государственных кредитов, обеспечиваю­щих российским предприятиям устойчивые платежи за продукцию, поставляемую по межгосударственным соглашениям в эти страны;

- постепенно снижать, а в перспективе и полностью отменить НДС на продукцию российского экспорта в страны СНГ (по некото­рым оценкам, на рубль снятого НДС можно получить 2 руб. при налогообложении соответствующего роста производства);

- предпринять дальнейшие политические и другие меры для кон­вертации долгов стран-должников в собственность на их территории;

- ускорить заключение двусторонних платежных соглашений, предусматривающих равноправное участие национальных валют во взаимных расчетах, что, в свою очередь, потребует внесения соответ­ствующих корректив в деятельность как российского, так и других центробанков.

- Предлагаемые меры будут, несомненно, способствовать значи­тельному ослаблению остроты проблемы неплатежей. Но все эти меры носят преимущественно пожарный характер и в своей совокупности могут лишь остановить продолжающееся падение российской экономи­ки. Переход же ее на траекторию устойчивого роста требует кардиналь­ного пересмотра всей стратегии экономических реформ, выработки ясного, продуманного плана того, какую структуру экономики, какую систему собственности и какой рынок нам надо иметь в XXI в.

 

 

Заключение

Кризис неплатежей, разразившийся три года назад в России, породил массу гипотез о его происхождении и серьезные попытки вернуть ситуацию к «нулевому» варианту посредством взаимозачетов. Последние не имели успеха.

При всей множественности причин, породивших этот кризис, имеется, по моему мнению, общий механизм непрерывной его поддержки, скрытый от общества и власти, принимающей экономические решения. Но прошедшие годы доставили

достаточно информации для реального анализа основных причин, генерирующих неплатежи.

Распространение неплатежей – результат ценовой дискриминации естественных монополий и других экономических структур, обладающих влиянием на рынке и не стесненных в своей деятельности регулирующим воздействием государства. Значительная часть их была приватизирована после ликвидации системы государственного управления ими в условиях законодательного вакуума и отсутствия механизмов управления пакетами акций, находящимися в государственной собственности.

Одним из главных генераторов неплатежей является Министерство финансов, не выполняющее обязательств по расходам госбюджета. Кроме непосредственно финансового результата негативное влияние такое положение оказывает на морально-психологическую ситуацию, оправдывая практику неплатежей авторитетом государства.

Вследствие диспропорций в уровне развития различных секторов экономики и разной степени их монополизации резко различается их финансовое положение. В силу сложившегося диспаритета цен в худшем положении оказываются отрасли, удовлетворяющие конечный спрос населения, государства и предприятий на потребительские и капитальные блага (прежде всего сельское хозяйство, легкая промышленность, большая часть машиностроения). Предприятия отраслей тяжелой индустрии, отдаленных от конечного спроса (ТЭК, металлургия, химическая промышленность), используют неплатежи своим поставщикам как вынужденную меру для поддержания сложившегося уровня своих финансовых ресурсов и восполнения оборотных средств.

Важно понять, что даже при условии реализации рассмотренных мер взаимные неплатежи предприятий не исчезнут. Торговый кредит необходим для нормального функционирования экономики. Но просроченная задолженность по платежам в бюджет и по выплате заработной плате ничем не может быть оправдана.

Специфическая острота сегодняшнего кризиса заключается прежде всего в том, что, помимо разрушительного воздействия на производство, он поразил и бюджетно-финансовую систему страны, вызвав почти невыносимую социальную напряженность в обществе. Сегодня речь идет уже не только о развале производственного и научно-технического потенциала России, но и о реальной опасности социальной дестабилизации, чреватой непредсказуемыми политическими последствиями. Таким образом, в неплатежах сконцентрированы и отразились практически все проблемы и сложности переходной экономической системы.

 

 

Список используемой литературы

1. Амуржуев О.В. «Неплатежи: способы предотвращения и сокращения» (практическое пособие), - М.: Аркаюр, 1994г.

2. Реформы и политическая стабильность в России. - М.: АО «Энергофининвест», 1997г.

3. Авдеев М., Салимов И. Инструмент для преодоления неплатежей //Рынок ценных бумаг. – 1996. - №19 (сент.).

4. Афанасьев М., Кузнецов П., Исаева П. Кризис платежей в России //Вопросы экономики. – 1995. - №8.

5. Бабаева С. ВЧК: показательное наступление: Бюджет, налоги, неплатежи //Московские новости. – 1996. – 27 окт. – 3 нояб.

6. Бобров Г. Неплатежи предприятий: Переход в новую стадию? // Экономика и жизнь. – 1995. - №21 (май).

7. Величенков А. Неплатежам и указы не помеха //Бизнес в России. – 1995. – 21 янв.

8. Волконский В., Кузовкин А. Кризис неплатежей и меры по его преодолению //Деловой мир. – 1995. – 15-21 мая.

9. Долженкова Л.Д. О подходах к решению проблемы неплатежей //Деньги и кредит. – 1994. - №8.

10. Иванов В. Варрант выходит на рынок: Новый финансовый инструмент для решения проблемы неплатежей //Экономика и жизнь. – 1996. - №42 (окт.).

11. Илларионов А. Бремя государства: Инфляция: Экономика и государство //Вопр. экономики. – 1996. - №9.

12. Крупнов Ю.С. О платежном кризисе: Неплатежи // Финансы. – 1995. -№4.

13. Маневич В., Одесс В. Неплатежи: перманентное обострение // Риск. – 1997. - №1.

14. Найдена причина неплатежей: Основные положения документа «О причинах неплатежеспособности предприятий и мерах по ее устранению» //Коммерсантъ. – 1994. – 13 сент.

15. Неплатежи и меры их ликвидации // Деловой мир. – 1995. –10-16 апр.

16. Смирнов С. От кризиса платежей – к финансовой устойчивости: Перестрахование // Экономика и жизнь. – 1995. - №9 (март).

17. Шмелев Н. Жлобская система: Кризис неплатежей // Интерфакс-АиФ. – 1996.- 23-29 сент.

18. Шмелев Н. Неплатежи – проблема номер один российской экономики // Вопросы экономики. – 1997. - №4.

19. Кузнецов П. Финансы промышленности России: новый виток неплатежей // РЦБ, 1998. №15.

20. Делягин М. Финансовое положение отраслей в условиях платежного кризиса // РЦБ, 1998. №15.

21. Меньшикова О. Заработная плата или «пособие по труду» // Вопросы экономики 1998. №1.

 

 

 


[1] Маневич В. Одесс В. Неплатежи: перманентное обострение // Риск 1997 №1 с.12.

[2] Афанасьев М Кузнецов П. Исаева П. Кризис платежей в России // Вопросы экономики, 1995 г. №8 с.21.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: