Диаграммы функциональной модели в виде иерархии потоков данных (DFD)показаны на рис. 11-13.
Модель потоков данных, в отличие от SADT-модели, ориентирована на раскрытие особенностей документооборота.
Рис.2. IDEF0.
Рис.3. IDEF0.
Рис.4.IDEF0.
Рис.5.IDEF0.
Рис.6.IDEF0.
Рис.7.IDEF0.
Рис.8.IDEF0.
Рис.9.IDEF0.
Рис.10.IDEF3.
Рис.11.DFD.
Рис.12.DFD.
Рис.13.DFD.
3. Построение модели деятельности «как должно быть» (TO-BE)
3.1 Смешанная модель в стандартах IDEF0, DFD и IDEF3
В результате изучения функциональной структуры и системы документооборота организации были выявлены и устранены следующие недостатки в организации его работы:
· Директор занимается той работой, которую могли бы выполнить другие работники (Заключение договоров, работа с поставщиками и др.). Подбор производится по данным различных поставщиков. Клиенту предлагается ассортимент товаров. В настоящее время эта процедура выполняется вручную, тогда как применение средств автоматизации позволит ее ускорить. Возрастет качество и скорость обслуживания заказчиков.
· Неэффективно осуществляется ведение учета операций.
Произведенные в модели изменения отражены в таблице 1. Модель деятельности предприятия «как должно быть» отражена на рисунках 13 — 18.
Таблица 1.
Внесенные изменения | Содержание | Диаграмма |
Добавлена работа «Ведение истории о взаимоотношениях с поставщиками» | Учет всех операций, проведенных с поставщиками | A22 IDEF0 |
Добавлена работа «Ведение истории о взаимоотношениях с клиентами» | Учет всех операций, проведенных с клиентами | A21 IDEF0 |
Добавлена обратная связь по управлению «Данные о поступившем товаре» | Формирование данных о качестве поставок | A2 IDEF0 |
Рис.14.IDEF0.
Рис.15.IDEF0.
Рис.16.IDEF0.
Рис.17.IDEF0.
Рис.18.IDEF0.
Рис.19.IDEF0.
Рис.20.IDEF0.
Рис.21.IDEF3.
Диаграмма функциональной модели в виде иерархии потоков данных (DFD) показана на рис. 19. Изменения, внесенные в модель, отражены в таблице 2.
Таблица 2.
Внесенные изменения | Содержание | Диаграмма |
Добавлен накопитель данных «Клиенты», процесс «Составить характеристику клиента» | Наименование клиента, адрес, отметка о надежности | A1 DFD |
Добавлен накопитель данных «Поставщики», процесс «Составить характеристику поставщика» | Наименование поставщика, адрес, телефон, расчетный счет, отметка о надежности | A2 DFD |
Рис.22.DFD.
Рис.23.DFD.
Рис.24.DFD.
3.2 Построение модели данных в стандарте IDEF1X
Построение информационной модели (модели данных) предметной области предполагает выделение сущностей, их атрибутов и первичных ключей, идентификацию связей между сущностями и разрешение связей многие-ко-многим, нетипичных для реляционной модели данных. В рамках курсовой работы построить полную информационную модель не представляется возможным, поэтому ограничимся наиболее важными сущностями, атрибутами и связями. Выделить сущности можно на основе подхода, основанного на анализе функциональных зависимостей реквизитов документов предметной области. Функциональные зависимости реквизитов представлены в табл. 3 – 7.
Таблица 3.
Документ | Название реквизита | Функциональная зависимость | Сущность |
Накладная | Номер Накладной Дата составления Код поставщика Наименование поставщика Адрес поставщика Расчетный счет поставщика Код покупателя Наименование покупателя Адрес покупателя Расчетный счет покупателя Код товара Наименование товара Цена за 1 ед. Количество Сумма | Накладная Содержание накладной Заявка Поставщик Покупатель |
Таблица 4.
Документ | Название реквизита | Функциональная зависимость | Сущность |
Карточка складского учета | Номер карточки Дата составления Код поставщика Наименование поставщика Код товара Наименование товара Цена за 1 ед. Количество Сумма | товар |
Таблица 5.
Документ | Название реквизита | Функциональная зависимость | Сущность |
Товарный отчет | Номер документа Код поставщика Отчетный период Дата составления Мат.ответств.лицо Организация Сумма | Товарный отчет |
Таблица 6.
Документ | Название реквизита | Функциональная зависимость | Сущность |
Договор | Код договора Код покупателя Наименование клиента Наименование товара Объём поставки Стоимость товара Дата заключения | Договор |
Таблица 7.
Документ | Название реквизита | Функциональная зависимость | Сущность |
Счёт-фактура | Код счёт-фактуры Код поставщика Наименование товара Количество Стоимость товара Грузоотправитель Грузополучатель | Счёт-фактура |
Рис.25.
4. Формирование технического задания на создание автоматизированной информационной системы
1. Общие сведения
Полное наименование системы: АИС «Сибирь».
Условное обозначение системы: АИС СБ.
Шифр темы или шифр (номер) договора: CASE/0001.
Наименование предприятий (объединений) разработчика и заказчика (пользователя) системы и их реквизиты:
Заказчик: ОАО «Сибирь» филиал «Омский» адрес - Россия, 644521 г. Омск ул. 22 Партсъезда, 53., тел. 33-69-84, факс 33-69-84.
Разработчик: Омский государственный технический университет, адрес – Россия, 644050, г. Омск, пр. Мира, 11, тел. 65-64-92, факс – 65-26-98.
Основание для создания: Договор о создании Автоматизированной системы управления деятельностью ОАО «Сибирь». Утвержден 01.02.2009 г. директором «Сибирь» Е. А. Кулагиной.
Плановые сроки начала и окончания работы по созданию системы:
Начало: 01.02.2009 г.
Окончание: 01.05.2009 г.
Сведения об источниках и порядке финансирования работ:
Источник финансирования: ОАО «Сибирь».
Объем финансирования: 1000000 рублей.
2. Назначение и цели создания системы
Назначение системы:
Разрабатываемая АИС предназначена для обеспечения эффективной работы хозяйственного отдела на основе новых технологий и оборудования, отвечающих современным требованиям, действующим нормативным документам, техническим требованиям и условиям органов государственного надзора. Управляемый процесс является бизнес-процессом, направленным на получение максимальной прибыли от деятельности отдела, обеспечивающего работу всего банка. Объект автоматизации – ОАО «Сибирь».
Автоматизации подлежат следующие системы:
· система работы с поставщиками;
· система ведения закупок;
· система ведения складского учета;
· система работы с клиентами.
2.2. Цели создания системы:
Основные показатели, которые должны быть достигнуты в условиях автоматизированного управления:
· повышение оперативности управления процессом на 50 %;
· повышение производительности труда на 25 %;
· обеспечение устойчивости функционирования объекта;
· повышение отказоустойчивости системы хранения информации.
Критерии оценки достижения цели создания системы – повышение качества работы отдела, уменьшение затрат времени.
3. Характеристики объекта автоматизации: <отсутствуют>
4. Требования к системе
4.1. Требования к системе в целом
4.1.1. Перечень подсистем, их назначение и основные характеристики, требования к числу уровней иерархии и степени централизации системы:
АИС «Сибирь» Уровень 1.
Подсистема работы с поставщиками.
Подсистема работы с клиентами.
Подсистема ведения закупок.
Подсистема организации хранения товаров.
4.1.2. Требования к способам и средствам связи для информационного обмена между компонентами системы.
Данные договора.
Источник - подсистема ведения закупок.
Приемник - подсистема работы с поставщиками, подсистема организации хранения товаров, подсистема работы с клиентами.
Карточка складского учёта.
Источник - подсистема ведения закупок.
Приемник - подсистема организации хранения товаров.
Товарный отчёт
Источник - подсистема ведения закупок.
Приемник - подсистема организации хранения товаров.
4.1.3. Требования к характеристикам взаимосвязей создаваемой системы со смежными системами, требования к совместимости, способы обмена информацией.
Внешняя сущность – Банк.
Принимает информацию от АИС «Сибирь».
через поток Платежное поручение.
Направляет информацию к АИС «Сибирь»
через поток Банковская выписка.
Внешняя сущность – Клиент.
Принимает информацию от АИС «Сибирь»
через поток Договор
через поток Счет клиенту
через поток Накладная.
Направляет информацию к АИС «Сибирь»
через поток Заказ
через поток Информация о клиенте.
Внешняя сущность – Поставщик.
Принимает информацию от АИС «Сибирь»
через поток Заявка поставщику.
Направляет информацию к АИС «Сибирь»
через поток Счет поставщика
через поток Счет-фактура.
4.1.4. Требования к численности и квалификации персонала системы и режиму его работы: <отсутствуют>
4.1.5. Требования к показателям назначения: <отсутствуют>
4.1.6. Требования к надежности: <отсутствуют>
4.1.7. Требования к безопасности: <отсутствуют>
4.1.8. Требования к эргономике и технической эстетике: <отсутствуют>
4.1.9. Требования к транспортабельности для подвижных АИС: <отсутствуют>
4.1.10. Требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению комплектов системы: <отсутствуют>
4.1.11. Требования к защите информации от несанкционированного доступа: <отсутствуют>
4.1.12. Требования к сохранности информации: <отсутствуют>
4.1.13. Требования к средствам защиты от внешних воздействий: <отсутствуют>
4.1.14. Требования к патентной чистоте: <отсутствуют>
4.1.15. Требования к стандартизации и унификации: <отсутствуют>
4.1.16. Дополнительные требования: <отсутствуют>
4.2. Требования к функциям.
Подсистема работы с клиентами. Уровень 2.
Внести данные о клиенте. Имеет функцию - Ведение БД «Клиенты» с алгоритмом: 1) получить информацию о клиенте; 2) внести данные в БД.
Учесть требуемые параметры товара. Имеет функцию - Подбор товара по заказу с алгоритмом: 1) получить список необходимых товаров; 2) получить данные от поставщиков; 3) сформировать список товаров, входящих в договор.
Составить договор. Имеет функцию - Составление проекта договора на поставку с алгоритмом: 1) получить данные клиента; 2) получить рекомендуемые условия оплаты; 3) получить форму договора; 4) составить договор на поставку; 5) внести данные договора в БД «Договоры».
Анализировать выполнение клиентом обязательств по договору. Имеет функцию – Составление характеристики для каждого клиента с алгоритмом: 1) проверить надежность клиента по БД «Клиенты»; 2) формировать запрос по клиенту в БД «Договоры»; 3) получить отчет о выполнении клиентом обязательств по ранее заключенным договорам; 4) формировать рекомендации.
Подсистема ведения закупок. Уровень 2.
Проверить наличие товаров на складе. Имеет функцию - Проверка наличия указанного в договоре товара с алгоритмом: 1) сверить наличие товара по БД «Товары на складе»; 2) составить перечень недостающего оборудования.
Составить заявку. Имеет функцию – Выбор надежного поставщика с алгоритмом: 1) получить данные поставщиков из БД «Поставщики»; 2) выбрать поставщика на основании данных об операциях, произведенных с ним ранее; 3) получить данные об ассортименте товаров у поставщика; 4) составить заявку; 5) внести данные заявки в БД «Заявки».
Составить платежное поручение. Имеет функцию – Формирование платежного поручения поставщику с алгоритмом: 1) получить счет от поставщика; 2) выбрать данные заявки из БД «Заявки»; 3) сформировать платежное поручение.
Получить товар. Имеет функцию - Учет поступившего товара с алгоритмом: 1) получить товар; 2) внести данные счета-фактуры поставщика в БД «Счета-фактуры»; 3) добавить изменения в карточку складского учёта; 4) внести отметку о надежности поставщика в БД «Поставщики».
Подсистема организации хранения товаров. Уровень 2.
Вести учет прихода товаров. Имеет функцию - Ведение учета прихода на склад товаров с алгоритмом: 1) внести изменения в карточку складского учёта; 2) внести запись о поступивших товарах в БД «Товары на складе».
Вести учет выбытия товаров. Имеет функцию - Учет выбытия товаров с алгоритмом: 1) получить требование на отпуск товаров; 2) внести данные о выбытии товаров в БД «Товары на складе».
Составлять отчет о наличии товаров на складе. Имеет функцию – Получение оперативной информации о наличии на складе товаров с алгоритмом: 1) получить данные об остатках на складе из БД «Товары на складе»; 2) сформировать отчет.
4.3. Требования к видам обеспечения.
4.3.1. Требования к математическому обеспечению: <отсутствуют>
4.3.2. Требования к информационному обеспечению.
Внешняя сущность – Банк.
Перечень входных потоков: Платежное поручение.
Перечень выходных потоков: Банковская выписка.
Внешняя сущность – Клиент.
Перечень входных потоков: Договор, Накладная, Счет клиенту.
Перечень выходных потоков: Заказ, Информация о клиенте.
Внешняя сущность – Поставщик.
Перечень входных потоков: Заявка поставщику.
Перечень выходных потоков: Счет поставщика, Счет-фактура.
4.3.3. Требования к лингвистическому обеспечению: <отсутствуют>
4.3.4. Требования к программному обеспечению: <отсутствуют>
4.3.5. Требования к техническому обеспечению: <отсутствуют>
4.3.6. Требования к метрологическому обеспечению: <отсутствуют>
4.3.7. Требования к организационному обеспечению: <отсутствуют>
5. Состав и содержание работ по созданию (развитию) системы.
Номер и наименование этапа:
1. Проведение обследования: начало этапа - 1.02.2009 г., конец - 15.02.2009 г.
2. Создание модели АИС - начало этапа: 16.02.2009 г., конец этапа: 10.05.2009 г.
6. Порядок контроля и приемки системы: <отсутствует>
7. Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу в действие: <отсутствуют>
8. Требования к документированию: <отсутствуют>
9. Источники разработки
Документ: ТЗ-1
Полное наименование: Техническое задание на проектирование АИС от 10.05.2009 г.
НИР: не определены.