Образование как общественное явление, основные тенденции его развития.




План лекции

Образование как общественное явление: основные свойства, тенденции его развития.

Образование как педагогический процесс, его функции.

Логика и этапы целостного педагогического процесса. Соотношение воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе.

 

Литература:

1. Закон РФ «Об образовании», 2013.

2. Краевский В.В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский – М.: Издат.центр «Академия»,2003.

3. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др. – М.: Школа-Пресс, 1998.

4. Педагогика. /Под ред. П.И.Пидкасистого, М.,1998.

5. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000.

А) Вступительное слово.

Образование (по меньшей мере)

o Сфера социальной жизни (с социальной точки зрения)

o Общественное явление

o Процесс: культурный, образовательный, педагогический.

o Система

o Ценность (общечеловеческая).

o Уровень в развитии личности (у него высшее образование)

o Способ (чего-то, передачи...)

o как предмет исследования (эдукологии - Г. Бордовский, Б. А. Извозчиков, Н. П. Литвинова, В. И. Прокопцов, 1991 – 1994 гг или образованиеведения - А. И. Субетто, 1991 – 1994 гг.).

 

Образование как общественное явление, основные тенденции его развития.

o Образование относительно самостоятельная сфера социальной жизни (система образования), выполняющая специфические функции сохранения и обновления культурных традиций общества, а также имеющая свою структуру.

Сфера социальной жизни – в ней организуется деятельность субъектов образования (мы сегодня заняты в сфере образования; кто-то работает в сфере образ. и т.д.). Образование как социальный институт.

 

o Образование - сложный культурный процесс полисистемной передачи нормативно-ценностного и творческого опыта и создания условий для культурных форм самоопределения, саморазвития и самореализации личности

(Ната Борисовна Крылова. Новые ценности образования, Культурология образования, 10, 2000, с. 69).

Иногда - образно: на «вдохе», т.е. в образовании – личность впитывает культуру, а «на выдохе», т.е., впитав. ее в себя, воспроизводит культуру, сохраняет, преумножает ее. (Образ – в концепции В.Ф.Сидоренко: образование и культура как вдох и выдох).

 

В педагогике образование каксоциальное явление относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение ими определенными знаниями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется соц.-эконом. и политич. строем общества и уровнем его матер.-технич. развития. (Сластенин В.А.).

 

В Законе РФ «Об образовании» (с 1.09.2013 г. – в силу):

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства,

а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности

в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

С т.зр.культурологического подхода - Образование как способ передачи социокодов (Видт Ирина Евг., г.Тюмень).

 

Сегодня образование – КРИЗИС! + трудности + парадоксы

 

??? Кризис образования – в контексте общемировой тенденции становления постиндустриальной культуры как очередного этапа культурогенеза, сопровождающегося глобальными катаклизмами.

Они вызваны конфликтом между умирающей цивилизацией индустриальной и зарождающейся - постиндустриализма.

Эволюция образования должна соответствовать основным фазам и характеристикам эволюции культуры.------ КРИЗИС образования – закономерное следствие, отражающее противоречие между образовательной моделью, служившей индустриальной культуре, и нарождающейся новой, которая будет служить пока еще тоже нарождающимся признакам культуры постиндустриального общества. (Видт И.Е., автореф. доктор. диссер. НЦО, Культурная парадигма, 4 (34) 2007).

Согласно ее взглядам, суть кризиса – исчерпанность культурной адекватности образовательной парадигмы, созданной для индустриальной культуры.

О механизме эволюции образовательных моделей (по Видт И.Е.)

Типы культуры ----------- ------------Типы образовательных моделей (ОМ)

1.Архаичная культура ------------- Традиционная образовательная модель

2. Индустриальная культура----------Инструктивная образовательная модель

3. Постиндустриальная.... --------- ---------Креативная образовательная модель

АК (ТОМ): ТК, АК, ИК.

ИК (ИОМ): 2ТК, АК, ИК.

ПК (КОМ): 3ТК, АК, ИК.

При этом компоненты ПЕДКУЛЬТУРЫ: Традиц. комп.- ТК, актуальный комп.- АК, инновац. комп.- ИК эволюционируют в логике: ТК, АК, ИК

ВИДТ И.Е. выделяла некоторые «болевые точки» в современном образовании, вызванные несоответствием образовательной модели требованиям современной эпохи:

o Формы и способы познавательной деятельности обучающихся – многообразны, а научные знания в учебниках изложены по-прежнему для традиц. работы в условиях классно-урочной системы. К примеру, для групповой работы в интерактиве необходимо иное изложение материала (РМ) и т.д. + нет заданий творческого характера и др.

o формирующийся ценностный плюрализм возвел в статус ценности ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, но школа организует всю работу учеников на коллективно-групповых началах и это не позволяет реализоваться индивидуальности.

o общество – все более социально неоднородно и в нем все более расширяется репертуар жизненных стратегий человеческой жизни в логике «И – И», а жизнь в школе основана преимущественно на бинарной основе «ИЛИ – ИЛИ» (это хорошо ИЛИ это плохо».

o Образовательная модель сегодня ориентирована на развитие интеллекта (по А.Н.Леонтьеву – на третий уровень психики), тогда как 4-ый уровень психики – сознание остается не принципиальной целью и чаще не развивается. А это вопрос о рефлексии. В результате: человек усваивает глубокие знания, но не «обременен» рефлексией, стал опасен самому себе, превратившись в образованного невежу. НЕрефлексивно используя ядерную энергию, космические технологии и т.д., человек – «венец» и «покоритель» природы, стал автором глобальных катастроф. ДЛЯ МЕНЯ.

o Спасти может ноосферное образование, ориентированное на обеспечение устойчивого эволюционного развития человечества и российского общества, в частности, но переход к нему связан с необходимостью инновационных разработок и теории и практики Ноосферного образования.(М).

o образование индустриальной эпохи – по сути, репродуктивно (инструктивно и т.д.), что предполагает наличие двух звеньев: учителя – источника ЗН. и ученика – «реципиента», отсюда – нет условий для субъектно-субъектных отношений + идет манипуляция сознанием ребенка и оно формируется в условиях иерархичности отношений, что опасно для социума.

Свойства образования как соц. явления:

o Целенаправленность

o Историчность (в 19 в. – образ. = Bildung, т.е. «формирование облика телесного и духовного»; в таком смысле его ввел в оборот И.Г.Песталоцци (1746-1827), а в русск. литер. – Н.ИМ.Новиков (1744-1818). Образование – свою историю.

o Функциональность (для чего оно предназначено): передача соц. опыта + распространение культуры + генерирование и хранение культуры + социализация личности + самоопределение личности + личность гуманистич. направленности социокультурные инновации + соц. контроль и др.

o Целостность (внутренне единство всех компонентов при их относительной автономности).

o Системность (Обр.- ние как упорядоченная совокупность элементов, объединенных общей целью фунционирования и образующих некоторое целостное явление. П.А.Анохин, В.Н. Садовский).

o Процессуальность (сменяемость одного состояния другим, движение от целей образования к его результатам).

o Диалектичность.

o Непрерывность.

Тенденции развития образования

Тенденции - формы проявления закономерностей - существенных, устойчивых и необходимых связей, в совокупности обеспечивающих достоверность предвидения

Гуманизация образования как ведущая тенденция его развития означает обращенность образования к человеку, создание условий для проявления и развития его индивидуальности.

Гуманитаризация образования - «очеловечивание» знаний, превращение их в инструмент духовного развития личности. Данный процесс может и должен осуществляться не только при изучении гуманитарных предметов, но и посредством гуманитарной направленности естественнонаучных дисциплин.

Демократизация образования - расширение прав всех участников педагогического процесса, прежде всего учащихся, посредством предоставления им разнообразного спектра образовательных услуг, альтернативных форм получения образования: таких, как индивидуальное обучение, экстернат, дистанционное обучение и т.д.; повышения их роли в решении организационных проблем в учреждении образования, развития самоуправления.

Диверсификация образования – отказ от единообразия, универсализации образования в пользуразнообразия, плюрализма, поликультурности, проявляющихся в многообразии и вариативности образовательных моделей и форм, видов образовательных учреждений. Непрерывность образования связана с постоянным совершенствованием человека и обновлением его знаний, умений решать жизненные и профессиональные задачи как посредством повышения его квалификации, так и формированием готовности к самообразованию.

И другие (интеграция, дифференциация и др.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: