B. Интеллектуальные навыки




КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ

ОБРАЗОВАНИИ

А.Б. Звездова,

к.э.н., доцент,

В.Г. Орешкин, к.п.н.,

доцент кафедры рекламы и коммуникативных технологий;

Межрегиональный институт экономики и права

Социально-экономические изменения в России привели к необходимости

модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования,

которая напрямую связана с экономическими процессами через подготовку

производительных сил. Это положение объясняется комплексом социально-

экономических причин, связанных с современным взглядом на задачи образования:

обострение опасности потери уникальности каждого человека, его способности выбрать

свою судьбу, наличие диалектической связи независимости со свободой и развитием

других; невозможность человека усвоить большие потоки информации в

информационном обществе; соперничество в достижении успехов наряду со стремлением

к равенству возможностей; проведение рыночных реформ без учета социальной

ориентации.

Та система образования, которая существует сегодня, сложилась в эпоху нового

времени и основана на передаче знания о чем-то, то есть это знание всегда содержательно.

Новая европейская культура — культура отраслевая, рациональная (каждое знание или

каждая деятельность разделяются на последовательность операций), монологичная (есть

только голос разума, который глаголет истину, а истина одна на всех), утилитаристская

(все требует оправдания, а польза сама и есть оправдание, поэтому все для чего-то

существует). В этой логике квалификация как результат профессиональной подготовки

подразумевает наличие у выпускника определенных профессиональных умений и

навыков.

С другой стороны, работодателям нужна не квалификация, которая, по их

представлению, связана с дроблением производственных функций на ряд задач и видов

деятельности, а компетентность как соединение навыков, свойственных каждому

индивиду, в котором сочетаются квалификация с социальным поведением, способностью

работать в группе, инициативностью, умением принимать решения и отвечать за их

последствия.

Очевидно, что в свете современных требований к выпускнику, которые

складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение

темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-

репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на

получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся

мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как

Инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и

конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к

самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать

возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения,

адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и

работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро

из них выходить.

Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от

педагогов современной высшей школы применения совершенно новых методов, приемов

и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально

значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности,

необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде

всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних

студентов.

Историческая справка

Май 1998 года — Сорбонская декларация подписана Францией, Германией, Италией,

Великобританией — «гармонизация архитектуры европейской системы высшего

образования».

19 июня 1999 года в Болонье министры образования 29 государств подписали

Декларацию о европейском регионе высшего образования.

В октябре 2003 года в Берлине Россия присоединилась к Болонскому соглашению.

В настоящее время к Декларации присоединилось около 40 государств Европы.

Анализ источников по данной проблеме, особенно истории ее становления, показывает

всю сложность, многомерность и неоднозначность трактовки как самих понятий

«компетенция», «компетентность», так и основанного на них подхода к процессу и

результату образования.

Основные цели реформирования европейского образования в свете процессов

глобализации были определены следующим образом:

Ввести сопоставимые системы многоуровневого высшего образования (бакалавр-

магистр).

Ввести кредитную систему учета объема изучаемых дисциплин.

Создать систему контроля качества и аттестации (аккредитации) образовательных

программ и вузов.

Внедрить в вузах внутренние системы и механизмы контроля качества учебного

процесса с участием студентов, преподавателей и внешних экспертов.

Ввести единую форму приложения к диплому о высшем образовании (повысить

мобильность студентов и преподавателей).

Повысить качество высшего образования.

Следует отметить, что широкая дискуссия по данным вопросам обнаружила различные

подходы к рассматриваемым терминам прежде всего по причине неоднозначного

толкования базовых понятий «личность», «человек», «образование». Область высшего

профессионального образования, по сравнению со средним общим образованием,

ограничена более узкими, на первый взгляд, рамками задач подготовки выпускника-

специалиста. Однако и здесь уместно вспомнить о содержании образования в целом,

компонентами которого являются:

1. Знание.

2. Умения и навыки (автоматизированные умения).

3. Опыт деятельности (нормативной и творческой).

4. Опыт эмоционально-ценностных отношений.

Педагогическая теория и практика накопили богатый и интересный опыт разработки

педагогических технологий, которые позволили бы актуализировать все области

содержания образования. Думается, что настало время задуматься о преемственности

образовательного маршрута не только в рамках среднего образования, но и в системе

«школа-вуз», имея в виду современные тенденции высшего образования.

Бакалавр — первый уровень академического высшего профессионального

образования, целью которого является подготовка «белых воротничков» по функциям

управления: экономика, менеджмент, организация, техника, технология и т.д.

(исполнители).

Магистр — второй уровень академического высшего профессионального

образования. Целью этого уровня является подготовка среднего, высшего и топ-

менеджмента, «элитных белых воротничков» (главные специалисты и руководители).

Подход, центрированный на студенте (или подход на основе результатов)

модель планирования и реализации образовательных программ, альтернативная

сложившейся, которая фокусируется на том, что, как ожидается, смогут делать

студенты в конце дисциплины (модуля) или программы в целом.

Компетентность — это, прежде всего, общая способность и готовность личности к

деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению,

ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и

направлены на ее успешную интеграцию в социум. Компетенция — это способность применять

знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Компетенции и результаты образования рассматриваются как главные целевые установки в

реализации ФГОС ВПО, как интегрирующие начала «модели» выпускника. Сама

компетентностная модель выпускника, с одной стороны, охватывает квалификацию,

связывающую будущую его деятельность с предметами и объектами труда, с другой стороны,

отражает междисциплинарные требования к результату образования.

В результате многообразных дискуссий сегодня стало ясно, что ключевые

компетентности характеризуются тем, что они:

позволяют решать сложные задачи (неалгоритмические);

полифункциональны (позволяют решать разные задачи из одного поля);

переносимы на разные социальные поля (на разные области деятельности);

требуют сложной ментальной организованности (включения интеллектуальных,

эмоциональных качеств);

сложно устроены и для реализации требуют целого набора навыков (навыки

сотрудничества, понимания, аргументации, планирования...);

реализуются на разных уровнях (от элементарного до глубокого).

Относительно списков Ключевых Компетентностей стоит подчеркнуть, что дискуссии

продолжаются, но при отсутствии логических оснований для выделения категории

приходится полагаться на своего рода общественное мнение в образовательном

сообществе. Такое общественное мнение в значительной степени сложилось.

Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических

объединений вузов, которые предлагает Координационный совет учебно-методических

объединений и научно-методических советов высшей школы, определяет следующее:

Компетенции подразделяются на две группы: общекультурные (универсальные,

надпредметные) и профессиональные (предметно-специфические, предметно-

специализированные). Первые — общекультурные (ОК) — являются переносимыми и

менее жестко привязанными к объекту и предмету труда. Вторые — профессиональные

(ПК) — отражают профессиональную квалификацию. Они различаются для разных

направлений подготовки (специальностей).

Компетентностная ориентация рабочей программы учебной дисциплины в составе

ООП, реализующей ФГОС ВПО, предполагает ее достройку и переосмысление в части

ожидаемых результатов, что проявляется:

— в разработке результатов образования, которые должны быть достигнуты к

завершению дисциплины (четко определенных и размещенных в свободном

доступе для основных потребителей и заинтересованных сторон: студентов,

работодателей, преподавателей);

— в проектировании содержания и технологий образования, обеспечивающих

достижение ожидаемых результатов образования;

— в проектировании средств и процедур оценки, адекватных установленным

результатам образования, а также индивидуальных оценочных средств для

студентов, позволяющих им удостовериться, что ожидаемые результаты

достигаются.

Согласно методическим рекомендациям для организаторов проектных работ и

профессорско-преподавательских коллективов вузов «Проектирование компетентностно-

ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в составе

основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО», изданным

Координационным советом учебно-методических объединений и научно-методических

советов высшей школы в 2009 г., помимо традиционных требований в состав учебной

программы дисциплины вносится следующая информация:

— перечень результатов образования, формируемых дисциплиной с указанием

уровня их освоения, и соответствующих компетенций;

— матрица распределения компетенций по разделам и темам учебной дисциплины;

— перечень основных образовательных технологий (форм, методов обучения,

типовых задач), используемых для формирования компетенций/групп

компетенций;

— перечень форм, методов, типовых заданий для контроля и самооценки уровня

сформированности заявленных в программе дисциплины результатов образования

(компетенций).

Результаты образования (компетенции) выражаются в терминах порогового

(минимального, необходимого) уровня, который, как ожидается, должен быть достигнут

студентами по завершению изучения дисциплины. Следует обратить внимание на

формулировки, выражающие ориентацию дисциплины (модулей) на результаты

образования и компетенции. Студенты (выпускники):

— должны демонстрировать;

— могут применить;

— обладают умением;

— могут передавать;

— выработали навыки.

При формулировании требований целесообразно применять глаголы действия, т.е.

глаголы, которые указывают, каким образом студенты могут доказать приобретенные

знания, умения и компетенции. Например, можно применять глаголы: устанавливать;

оценивать; определять; использовать; вносить; способствовать; обеспечивать;

разрабатывать; применять; определять; развязывать; рассматривать; проводить;

подбирать; собирать; составлять; отвечать (за); осуществлять; выбирать; гарантировать;

возглавлять; вести (переговоры); согласовывать; организовывать; готовить (планы);

планировать; управлять (процессом); эксплуатировать (технику); работать (в соответствии

с ….); содействовать; исследовать; обеспечивать; понимать; регулировать; выявлять и т.д.

Формулирование предполагаемых к освоению компетенций (результатов образования)

по дисциплине, модулю и отдельной теме рекомендуется производить с использованием

следующей их классификации:

А. Знание и понимание

B. Интеллектуальные навыки

C. Практические навыки



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: