В процессе освоения дисциплины «Научные основы инновационных технологий»




студент приобретает (развивает) следующие компетенции:

1. Готовность к освоению общепрофессиональных и специальных дисциплин профиля

подготовки.

2. Способность к анализу и синтезу научных основ информации о научных и

практических достижениях народного хозяйства.

3. Готовность на базе полученной информации к решению задач по обоснованию

перспектив реализации проектов, возникающих в учебной и профессиональной

деятельности.

5. Способность к организации и планированию своей деятельности, развивающаяся в

процессе освоения дисциплины, в частности, посещения лекций, своевременного

выполнения комплекса лабораторных и практических работ, домашних заданий, тестов и

контрольных работ.

Для каждого учебного модуля разрабатываются:

Цели и задачи модуля

Методы преподавания модуля

Требования к результатам освоения модуля:

А. Знание и понимание

B. Интеллектуальные навыки

C. Практические навыки

D. Переносимые навыки

Методы и средства оценивания уровня подготовки по модулю

Для каждой темы модуля разрабатываются:

Цели и задачи темы

Содержание темы

Теоретические занятия (лекции) – тема, кол-во часов

Практические занятия – тема, кол-во часов

Лабораторный практикум – тема, кол-во часов

Методы преподавания темы

Требования к уровню освоения темы – по группам компетенций (А, B, C, D)

Вопросы и задания для самостоятельной работы студента

Формы и критерии оценивания результатов обучения по теме

Рекомендуемая литература

Путь реализации образовательной программы в логике компетентностного подхода

выглядит следующим образом: от компетенций уровня освоения темы (A, B, C, D) —

через компетенции уровня освоения модуля (A, B, C, D) — к компетенциям уровня

освоения дисциплины (A, B, C, D).

Необходимо заметить, что формулирование тех или иных компетенций высшего

профессионального образования должно быть логически связано с ключевыми

компетенциями предыдущей ступени образования.

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе

главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и

опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему

овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в

современном обществе.

В работе А.В. Баранникова «Компетенции и общее образование» определена

следующая структура ключевых компетенций:

Учебные компетенции:

1. Организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования.

2. Решать учебные и самообразовательные проблемы.

3. Связывать воедино и использовать отдельные части знания.

4. Извлекать выгоду (пользу) из образовательного опыта.

5. Принимать на себя ответственность за получаемое образование.

Исследовательские компетенции:

1. Получение и обработка информации.

2. Обращение к различным источникам данных и их использование.

3. Организация консультации с экспертом.

4. Представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных

аудиториях.

5. Использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной

деятельности.

Социально - личностные компетенции:

1. Критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества.

2. Видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.

3. Осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и

профессиональных ситуаций.

4. Оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей

средой.

5. Понимать произведения искусства и литературы.

6. Вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение.

7. Справляться с неопределенностью и сложностью.

Коммуникативные компетенции

1. Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.

2. Дискутировать и защищать свою точку зрения.

3. Понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках.

4. Выступать на публике.

5. Самовыражать себя в литературном произведении.

6. Читать графики, диаграммы и таблицы данных

Сотрудничество

1. Принимать решения.

2. Устанавливать и поддерживать контакты.

3. Справляться с разнообразием мнений и конфликтами.

4. Вести переговоры.

5. Сотрудничать и работать в команде

Организаторская деятельность:

1. Организовывать свою работу.

2. Принимать ответственность.

3. Овладевать инструментарием моделирования.

4. Быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него.

5. Вступать в проект.

Личностно-адаптивные компетенции:

1. Использовать новую информацию и коммуникативные технологии.

2. Придумывать новые решения.

3. Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами.

4. Быть упорным и стойким перед трудностями.

5. Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации.

Большинство из заявленных компетенций можно зафиксировать экспериментально,

например: «Быть упорным и стойким перед трудностями». Но отдельные все-таки не

поддаются измерению, как, например, «Понимать произведения искусства и литературы».

С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются

следующие (как их формулирует Концепция модернизации российского образования на

период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393 //

Учительская газета. — 2002. — № 31.):

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения,

связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать

окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь

выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать

решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в

ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная

траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым

ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности,

это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные

основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы

семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни

человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере,

например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же

относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до

культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций

ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы

логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными

познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания,

планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По

отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками

продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности,

владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами

решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования

соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов,

владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и

иных методов познания.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор,

магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных

технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются

умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию,

организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции

обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся

в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков,

способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки

работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик

должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести

дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется

необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов

работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого

предмета или образовательной области.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в

сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина,

наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права

потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и

обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального

самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке

труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой

трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально

необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и

функциональной грамотности.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение

способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной

саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций

выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и

возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых

современному человеку личностных качеств, формировании психологической

грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся

правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность,

внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с

основами безопасной жизнедеятельности личности.

Между тем, существует ряд проблем в системе общего и профессионального

образования, которые, формально не затрагивая сущность и структуру компетентностного

подхода, очевидным образом влияют на возможности его применения. Среди них:

1. проблема учебников, в том числе возможностей их адаптации в условиях

современных гуманистических идей и тенденций в образовании;

2. проблема государственного стандарта, его концепции, модели и

возможностей непротиворечивого определения его содержания и функций в условиях

российского образования;

3. проблема квалификации преподавателей и их профессиональной

адекватности не только вновь разрабатываемому компетентностному подходу, но и

гораздо более традиционным представлениям о профессионально-педагогической

деятельности;

4. проблема противоречивости различных идей и представлений, бытующих в

современном образовании буквально по всем поводам;

5. проблема внутренней противоречивости наиболее популярных направлений

модернизации, в том числе: идеи профилизации старшей школы и, одновременно,

перехода к приему ЕГЭ по всем предметам, развития школьного самоуправления и

централизации системы финансирования образования и др.

В системе высшего образования также можно выделить ряд проблем, связанных с

внедрением стандарта нового поколения, который разрабатывается на основе

компетентностного подхода:

Стандарт Проблемы

Реализация компетентностного подхода

должна предусматривать широкое

использование в учебном процессе

активных и интерактивных форм

проведения занятий (игры, кейсы,

тренинги).

— повышение квалификации

ППС;

— система стимулирования

преподавателей;

— организация пространства;

— материально-техническое

обеспечение.

В рамках учебных курсов должны быть

предусмотрены встречи с

представителями российских и

зарубежных компаний, мастер-классы

экспертов и специалистов.

Финансирование

— преподаватели профессионального

цикла должны иметь базовое

образование и\или ученую степень,

соответствующую профилю

преподаваемой дисциплины;

— до 10% ППС, имеющих учѐные

ступени, допустимо заменить

— ситуация в высшей школе;

— финансирование;

— цензы.

практиками, имеющими опыт работы

более 10 лет

Стоит также отметить такие системные риски, как:

— введение рубежных минимумов, баллов и рейтингов при отсутствии

технологических карт дисциплин;

— незавершенность начинаний, связанных с реформированием и модернизацией тех

или иных областей жизни, в частности, образования.

Само обсуждение компетентностного подхода, безотносительно специфических

представлений и интерпретаций, погружено в особый культурно-образовательный

контекст, заданный следующими тенденциями российского образования в последнее

десятилетие:

— утрата единства и определенности образовательных систем, формирование рынка

труда и связанного с ним рынка образовательных услуг;

— вариативность и альтернативность образовательных программ, возрастание

конкуренции и коммерческого фактора в деятельности образовательной системы;

— изменение функции государства в образовании: от тотального контроля и

планирования — к общей правовой регуляции возникающих в образовании

отношений;

— перспективы интеграции российского образования и российской экономики, в

целом, в международную (в частности, европейскую) систему разделения труда.

Обобщая исследования по данному вопросу, можно сделать несколько выводов:

Во-первых, несмотря на видимую общность некоторых элементов

компетентностного подхода и традиционных для российской педагогики представлений

об умениях и навыках, эти феномены концептуально различны.

На философском уровне мы можем говорить о том, что российская теория и

практика профессионального образования (особенно в высшей школе) в большей степени

связана с классической университетской традицией, находящей свое обоснование в идеях

платонизма, новоевропейского рационализма, философии культуры и др.

С другой стороны, компетентностный подход укоренен в неклассических

представлениях позитивизма и прагматизма, современной теории менеджмента,

тестологии. Несмотря на кажущуюся абстрактность, приведенное различение оказывает

значимое влияние и на структуру описательных процедур. Так, российское

педагогическое сознание в существенной степени объектоцентрично, т.е. в большинстве

используемых концепций, основным элементом содержания являются объекты и знания о

них. Соответственно, и компетенция в российском смысле определяется как способ

деятельности в отношении определенных объектов.

Если же обратиться к американскому опыту формулировки компетентностных

моделей, то здесь на первый план выходит действие, операция, соотносящееся не с

объектом (реальным или идеальным), но с ситуацией, проблемой. Соответственно,

объекты приобретают совершенно иной статус: это уже не естественные феномены,

которые должны быть опознаны, описаны и классифицированы, но рукотворные

свидетельства овладения соответствующей компетенцией (планы, отчеты,

аналитические записки).

Во-вторых, еще более значительно различается контекст и инфраструктура

аутентичных версий компетентностного подхода и обсуждаемых в российском

образовательном контексте моделей. В действительности, различны сами пространства

концептуализации: в нашем случае речь идет о необходимости научного обоснования

соответствующих понятий, в то время, как американская ситуация предполагает

определение компетенций в рамках многостороннего социального диалога.

Несколько обобщая, можно утверждать, что понятия компетентности и

компетенции трактуются в российской педагогической культуре классическим образом,

т.е. как идеальные сущности, подлежащие изъяснению и осмыслению. В то же время,

компетентность в западной культуре рассматривается как неклассический феномен,

укорененный в общественной образовательной практике и отражающий существующий

баланс интересов общества (в меньшей степени, государства), образовательных

институтов, работодателей, а также потребителей услуг.

В-третьих, и этот вывод является закономерным обобщением всего сказанного

выше, в той мере, в которой наличествует воля к повышению социальной и

экономической эффективности образования, развитию кадрового ресурса российского

общества, компетентностный подход неизбежно будет востребован. Проблема, однако,

заключается в том, что понимание компетентностного подхода и стратегия его внедрения

должны быть соотнесены не только с уже имеющимися научными разработками, но, в

первую очередь, с происходящими изменениями нормативно-правового, экономического,

социально-психологического статуса образования, перспективами восточно-европейской

и всеевропейской интеграции, а также внутренними проблемами, ограничениями и

рисками развития российского образования.

В данном контексте актуальной является вопрос о технологическом обеспечении

образовательного процесса, о современных педагогических технологиях, позволяющих на

практике решить поставленные задачи.

Литература

1. Андреев А.Л. Инновационный путь развития России в контексте глобального пространства

образования. // Вестник Российской Академии наук, 2010. — Т. 80. — № 2. — С. 99-106.

2. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // Труды методологического

семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». — М.: Исследовательский

центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — С. 25-30.

3. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного

подхода) // Высшее образование в России. — 2004. —№ 11. —С. 17-22.

4. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе /

Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 26.

5. Галямина И.Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего

профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного подхода //

Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы».

— М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — С. 54-56.

6. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных

планов. Европейский фонд образования. — ЕФО, 1997.

7. Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД «Первое

сентября». Сайт фестиваля 2003-2004.

8. Запесоцкий А.С. Образование, философия, культурология, политика. — М.: Наука, 2006.

9. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования:

компетентностный подход. — М., 2005.

10. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кривченко Т.А., Морозова Н.А. Общая культура человека в системе

требований государственного образовательного стандарта. — М.: Исследовательский центр проблем

качества подготовки специалистов, 2006.

11. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее

образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 22-27.

12. Ирхина И.В. Современные ориентиры развития школьного образования в России. // Гуманитарные

и социально-экономические науки. — 2005. — № 2. — С. 152-154.

13. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства

образования РФ от 11.02.2002 № 393 // Учительская газета, 2002. — № 31.

14. Краевский В.В. О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания

образования / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической

конференции «Обновление российской школы» (26 августа — 10 сентября 2005 г.). — М, 2005. —

С. 17-23.

15. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы. Вопросы образования.

1988. — № 1.

16. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. // Школьные технологии. — 2004. — № 5.

— С. 3-12.

17. Новиков А.М. Профессиональное образование в России. — М., 1997.

18. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные

государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования:

Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов

/ Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов

высшей школы, 2009.

19. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Материалы семинара.

— Самара, 2001.

20. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос».

— 2006. — 23 апреля.

21. https://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

22. Шишов С.Е., Агапов И.И. Компетентностный подход к образованию как необходимость. // Мир

образования — образование в мире. —2005, № 4. — С. 41-43.__



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: