Методология оценки бизнеса




Когда необходима и что даёт, в конечном счете, оценка стоимости бизнеса?

· Увеличение эффективности управления компанией;

· Обоснование принятия инвестиционного решения;

· Основу для разработки грамотного бизнес-плана;

· Плавное проведение реструктуризации предприятия (ликвидации, поглощения, выделения, слияния);

· Информацию о текущей рыночной стоимости компании в случае совершения сделок купли-продажи или при выходе одного или нескольких участников из обществ;

· Определение стоимости ценных бумаг компании, долей в капитале в случае проведения с ними различных операций;

· Определение кредитоспособности компании и величины стоимости залога при кредитовании;

· Выявление реальной рыночной стоимости имущества компании при осуществлении страховых операций;

· Взвешенное налогообложение предприятия;

· Внесение в уставной капитал вкладов учредителей;

· Выкупа акций у акционеров;

· Проведение эмиссии акций обществом;

· Определение величины арендной платы при сдаче бизнеса в аренду;

· Обжалование судебного решения об изъятии собственности, когда возмещение от изъятия искусственно занижено;

· Переоценка активов компании;

· При стратегическом планировании развития компании;

· При продаже муниципальной или федеральной собственности;

· При вступлении в наследство для совершения нотариальных действий.

Определяющие рыночную стоимость факторы – это текущая и будущая прибыль, затраты на создание аналогичной компании с теми же материальными и нематериальными активами и занятием позиции на рынке, соотношение спроса и предложения на подобные имущественные комплексы, способные приносить прибыль, а также время получения доходов, ликвидность активов и степень контроля над бизнесом.

Методология оценки бизнеса

Существует три основных подхода, которые использует «Активные Бизнес Консультации» для оценки бизнеса: доходный, затратный и сравнительный. При получении заказа на оценку бизнеса выбирается тот метод, который предоставит наиболее точную оценку.

Доходный подход. Предполагает установление стоимости бизнеса или его части путем расчета текущей стоимости ожидаемой прибыли. Т.е. доход и прибыль бизнеса рассматривается как основополагающий фактор, который и определит величину стоимости бизнеса. Чем больше доход, тем выше стоимость – при этом, ожидаемый доход рассчитывается с имущественного комплекса бизнеса, перспектив развития компании, общеэкономических факторов, отраслевых зависимостей, прошлых результатов ведения бизнесе, времени получения выгод и рисков, связанных с ведением бизнеса и получением прибыли, стоимости денег в зависимости от времени. Доходный метод является целесообразным при возможности прогнозирования будущих доходов.

Метод капитализации дохода и дисконтирования потоков являются наиболее распространёнными и актуальными для российских условий методами доходного подхода.

· Метод капитализации не требует изучения и определения стоимости материальных и нематериальных активов. Он основывается на измерении эффективности эксплуатации активов с точки зрения получения с них дохода. Метод капитализации может быть использован, если прогнозируемые доходы стабильны во времени и являются положительными, а темпы роста доходов легко предсказуемы;

· Метод дисконтированных денежных потоков является универсальным способом оценки стоимости бизнеса. Базирующийся на прогнозах денежных потоков, впоследствии дисконтирующихся из-за растянутости по времени согласно ставке дисконта, он позволяет определить текущую стоимость будущих доходов. Самым рациональным способом применения метода дисконтированных денежных потоков является те случаи, когда показатели будущих потоков будут отличаться в большую или меньшую сторону от текущих денежных потоков, тогда как прогнозируемые денежные являются положительными величинами.

Ставки капитализации и дисконта определяются исходя из информации о рынке, и должны учитывать уровень процентных ставок и ставки доходности, ожидаемых инвесторами от аналогичных инвестиций, а также риск, присущий получению выгоды. Преимуществом доходного метода является основа на будущих доходах, учет ситуации на рынке через ставку дисконта и возможности определения риска инвестиций. Кстати говоря, в мировой практике доходный метод используются чаще сего, поскольку он с точностью определяет рыночную стоимость компании, что в наибольшей степени интересует инвесторов.

С помощью доходного метода компания «Активные Бизнес Консультации» рассчитывает оценку стоимости бизнеса, которая наиболее всего интересует инвестора, поскольку она целиком и полностью отображает бизнес, как товар, способный в будущем принести прибыль. Здесь также оценивается эффективность и перспективность развития бизнеса.

Сравнительный подход. Он предусматривает сравнение оцениваемого бизнеса с аналогичными бизнесами, которые были реализованы на открытом рынке при конкуренции и прочих равных условиях. Источниками информации для применения данного подхода в оценке бизнеса являются открытые фондовые рынки, предыдущие сделки с активами рассматриваемого бизнеса, а также рынок поглощений.

Преимуществом данного подхода является то, что действительная стоимость будет отражать результаты деятельности компании, а цена сделки – ситуацию на рынке. Недостатком то, что он не учитывает стоимость предприятия в будущем, а из-за слабого развития фондового рынка в России существуют трудности в определении аналогичного предприятия.

Сравнительный подход содержит в себе три основных методики оценки бизнеса – метод рынка капитала (нахождение аналогичной компании), метод сделок и продаж, метод отраслевых коэффициентов.

· Метод рынка капитала основывается на стоимости аналогичных предприятий, акции которых выставлены на открытом рынке. Применение данного метода гарантирует достоверность и высокую скорость оценки, но только при условии достоверности аналогов. Метод сделок – это анализ цен покупки контрольных пакетов акций аналогичных компаний. Что метод рынка капитала, что метод сделок удобно применять тогда, когда эксперты имеют на руках большое количество информации для анализа, в то время как среди расчетов знаменатель мультипликаторов будет находиться в положительном значении;

· Метод отраслевых коэффициентов – это использование заранее просчитанных и проанализированных соотношений между ценой реализации бизнеса и его производственно-финансовыми показателями. Данный метод не применяется в России из-за отсутствия в большинстве компаний длительного мониторинга стоимости и производственно-финансовых характеристик.

Затратный подход. Он рассматривает оценку стоимости бизнеса с точки зрения понесенных расходов. Как правило, балансовая стоимость активов далеко не является определением рыночной стоимости. И поэтому задачей оценки бизнеса первоначально состоит в их тщательной переоценке. Затем из полученного показателя вычитается текущая стоимость обязательств, тем самым рассчитывается оценочная стоимость собственного капитала предприятия.

Преимущества затратного подхода состоят в том, что он основан на существующих активах, что исключает появление «переменных» присущих другим подходам оценки бизнеса. Также можно отметить, что он пригоден и для оценки бизнеса вновь открывшихся предприятий, холдинговых и инвестиционных фирм. Недостатком можно назвать то, что затратный подход не учитывает перспектив развития бизнеса.

Методы, которые включены в состав затратного подхода – это метод чистых активов и метод ликвидационной стоимости.

· Метод чистых активов – это оценка стоимости бизнеса, как разности между рыночной стоимостью всех активов и обязательств. Использование данного метода является лучшим способом определения стоимости, если доходы от бизнеса невозможно спрогнозировать с высокой точностью, но предприятия имеет в своем распоряжении хорошие финансовые и материальные активы (инвестициями в недвижимость и ликвидными ценными бумагами). Также его применение целесообразно, если новое предприятие не имеет данных о прибылях, или же если эта компания – холдинговая.

· Метод ликвидационной стоимости – рационально использовать его, когда предприятию грозит банкротство. То есть, когда компания заканчивает выполнение своих операций, распродает на торгах все имеющиеся у нее материальные и нематериальные активы, а также начинает погашать долги и задолженности по собственным обязательствам. Ликвидационная стоимость – это разность между стоимостью активов и затрат на ликвидацию. Как правило, данный метод даёт минимум оценки стоимости бизнеса, так как существует достаточно серьезные ограничения по времени на продажу активов, из-за чего происходит уменьшение стоимости.

Оценка бизнеса осуществляется в несколько этапов:

1. Сбор информации об объекте оценки, анализ достоверности и документальное подтверждение всех собранных данных;

2. Анализ и изучение рынка, на котором функционирует бизнес. Рассмотрение аналогичных имущественных комплексов, способных приносить доход, на рынке;

3. Проведение расчетов посредством подходящих для поставленной цели подходов и методов по оценке бизнеса;

4. Согласование результатов, полученных путем проведения различных подходов и методов;

5. Составление отчета об оценке бизнеса, в котором компания «Активные Бизнес Консультации» интепретирует полученные результаты и простым, понятным образом объясняет весь ход процедуры оценки бизнеса. Также в отчете содержатся использованные экспертами в ходе оценки материалы, а также их выводы касательно выведенной стоимости бизнеса. Отчет является важным документом, который также может быть использован в суде для защиты своих интересов.

Оценка бизнеса предприятия - это определение стоимости бизнеса, а точнее той доли стоимости, которая приходится на оцениваемый пакет акций. В зависимости от количества акций, пакет может быть миноритарным, мажоритарным, блокирующим или контрольным.

Оценка может быть произведена в отношении любых видов акций – обыкновенных, привилегированных, эмитированных как открытыми, так и закрытыми акционерными обществами.

На стоимость акций влияет также такой показатель как ликвидность. Ликвидность – это качество ценной бумаги, характеризующее возможность ее быстрой продажи. Чем выше ликвидность, тем больше стоимость ценной бумаги (при прочих равных условиях). Наибольшей ликвидностью обладают акции открытых акционерных обществ (ОАО), которые котируются на организованном рынке ценных бумаг. Ликвидность акций ОАО, чьи акции не котируются на организованном рынке ценных бумаг несколько ниже. Самой низкой ликвидностью обладают акции закрытых акционерных обществ (ЗАО).

Основой для оценки акций служит определение их стоимости как финансового инструмента, способного приносить прибыль его владельцу



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: