ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ МО «СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»)
Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии математических и естественно-научных дисциплин Протокол от «____»__________ 20 ___ г. № __ Председатель ПЦК________/Ткаченко А.А./ |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
по дисциплине:
«ГЕОГРАФИЯ»
Для студентов 1 курса заочной формы обучения
Специальности: 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
Специальности: 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
(на базе основного общего образования)
Преподаватель: Максимова Людмила Григорьевна
Сергиев Посад
Г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «География» является учебным предметом обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «География» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
Ø личностных:
§ сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
|
§ сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
§ сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
§ сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
§ сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
§ умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
§ критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
§ креативность мышления, инициативность и находчивость;
Ø метапредметных:
§ владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
§ умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
|
§ умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
§ осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
§ умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
§ представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
§ понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;
Ø предметных:
§ владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
§ владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
§ сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
§ владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
|
§ владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
§ владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
§ владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
§ сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
В соответствии с действующим учебным планом обучающиеся по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства, 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства по дисциплине «Биология» выполняют на 1 курсе одну контрольную работу.
Контрольная работа включает четыре теоретических и два практических задания,
которые направлены на проверку знаний, что одновременно предполагает проверку умений их логично излагать, перестраивать, аргументировать и иных умений, предусмотренных требованиями к уровню подготовки выпускников, умения применять полученные знания для решения познавательных и практических задач.
К выполнению контрольной работы следует приступать после изучения соответствующего материала по учебнику.
При выполнении контрольной работы следует строго придерживаться указанных ниже правил.
1. Контрольную работу следует выполнять в тетради. На титульном листе работы должно быть указано: название учебного задания и учебной дисциплины, номера контрольной работы и варианта, фамилия, инициалы, шифр и учебная группа обучающегося (приложение 1). В конце работы следует указать использованную литературу, поставить дату окончания работы и расписаться.
2. В работу должны быть включены все задания, указанные в варианте. Контрольные работы, содержащие не все задания, а также содержащие задания не своего варианта, не засчитываются.
3. Задания контрольной работы следует располагать в порядке возрастания их номеров. Перед выполнением каждого задания надо записать полностью текст задания.
4. Задание следует излагать подробно, делая соответствующие ссылки с указанием нормативных документов, выводов, которые используются при выполнении данного задания. Не допускаются сокращения слов, кроме общепринятых..
5. Контрольная работа должна выполняться самостоятельно, в противном случае обучающийся лишается возможности проверить степень своей подготовленности по дисциплине. Если будет установлено, что контрольная работа выполнена не самостоятельно, то она не будет зачтена, даже если в ней все задания выполнены, верно.
6. Получив прорецензированную контрольную работу, обучающийся должен исправить все отмеченные рецензентом ошибки и недочеты и выполнить все рекомендации рецензента.
Если рецензент предлагает внести в выполнение задания те или иные исправления или дополнения и представить их для повторной проверки, то это следует сделать в короткий срок.
В случае незачета работы и отсутствия прямого указания рецензента на то, что обучающийся может ограничиться представлением исправленных решений отдельных заданий, вся работа должна быть выполнена заново. При представленных исправлениях должны обязательно находиться прорецензированная работа и рецензия на нее. В связи с этим рекомендуется при выполнении контрольной работы оставлять в конце тетради несколько чистых листов для дополнений и исправлений в соответствии с указаниями рецензента. Вносить исправления в сам текст работы после ее рецензирования запрещается.
7. Во время сессии обучающийся должен пройти собеседование по зачтенной контрольной работе.
8. Каждый обучающийся выполняет контрольную работу своего варианта. Номер варианта определяется по последней цифре шифра обучающегося, согласно таблице 1.
9. Задания, выполненные не полностью или не по своему варианту, не засчитываются и возвращаются обучающемуся.
Таблица1.
Таблица распределения контрольных вопросов по вариантам
Последняя цифра шифра | Номера теоретических вопросов | Номер практического задания |
1, 11, 21,31 | 1,11 | |
2, 12, 22,32 | 2,12 | |
3, 13, 23,33 | 3,13 | |
4, 14, 24,34 | 4,14 | |
5, 15, 25,35 | 5,15 | |
6, 16, 26,36 | 6,16 | |
7, 17, 27,37 | 7,17 | |
8, 18, 28,38 | 8,18 | |
9, 19, 29,39 | 9,19 | |
10, 20, 30,40 | 10,20 |
Контрольные вопросы по дисциплине «ГЕОГРАФИЯ»
1. География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии.
2. Источники географической информации.
3. Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности.
4. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения.
5. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима.
6. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.
7. Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе.
8. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда.
9. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы.
10. Геоэкологические проблемы.
11. Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов.
12. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши.
13. Ресурсы Мирового океана.
14. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.
15. Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения.
16. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития.
17. Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население.
18. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира.
19. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения.
20. Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира.
21. Миграции населения и их основные направления.
22. Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация.
23. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы.
24. Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда.
25. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности.
26. Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики.
27. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике.
28. Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства.
29. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города.
30. География отраслей первичной сферы мирового хозяйства.
31. География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства.
32. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства.
33. География населения и хозяйства Зарубежной Европы.
34. География населения и хозяйства Зарубежной Азии.
35. География населения и хозяйства Африки.
36. География населения и хозяйства Северной Америки.
37. География населения и хозяйства Латинской Америки.
38. География населения и хозяйства Австралии и Океании.
39. Россия в современном мире.
40. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.
Практические задания по дисциплине «ГЕОГРАФИЯ»
Задание №1
Что общего, и какие различия имеются у следующих стран:
Франции, Японии, России?
Задание №2
На какие группы подразделяются страны мира
по экономическому развитию? /привести примеры/.
Задание №3
Какие изменения на политической карте мира произошли
в конце XIX века до начала II мировой войны?
Задание №4
Приведите примеры стран- архипелагов.
Задание №5
Что общего, и какие различия имеются у следующих стран:
Мексики, Индии, Индонезии?
Задание №6
На какие группы подразделяются страны мира
по формам правления? /привести примеры/
Задание №7
Какие изменения на политической карте мира произошли
после окончания II мировой войны и до начала 80-х годов XX века?
Задание №8
Приведите примеры полуостровных стран.
Задание №9
Приведите примеры стран бедных природными ресурсами, но
достигших высокого уровня экономического и социального развития.
Задание №10
Приведите примеры стран, обладающих значительными запасами
угля /назвать крупнейшие их бассейны/.
Задание №11
Сравнить обеспеченность пахотными землями следующих стран:
США, Мексики, Аргентины.
Задание №12
Дать сравнительную характеристику гидроэнергетического
потенциала Северной Америки и Западной Европы.
Задание №13
По картам рождаемости, смертности и естественного прироста в
атласе определите, какие показатели можно считать высокими,
средними, низкими для следующих стран:
Канада, Венесуэла, ЮАР, Австрия, Казахстан.
Задание №14
Составить кроссворд на тему: «Города-миллионеры».
Задание №15
Приведите примеры десяти главных центров мирового хозяйства.
Задание №16
Приведите примеры того, как специализация районов и стран в межрайонном и международном географическом разделении труда зависит от особенностей их природных условий и ресурсов в горнодобывающей промышленности.
Задание №17
Приведите примеры региональных и отраслевых экономических
группировок в Северной и Южной Америке.
Задание №18
Приведите примеры районов нового освоения на американском
континенте.
Задание №19
Дайте краткую характеристику основных черт и составных частей НТР.
Задание №20
Дайте краткую характеристику Старых факторов размещения
производительных сил.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
- Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
- Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Дидактические материалы: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
- Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Контрольные задания: учебное пособие студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
- Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
- Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.
- Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). — 11 класс. — М.,
2014.
- Кузнецов А.П., Ким Э.В. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.
- Максаковский В.П. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.
- Холина В.Н. География (углубленный уровень). 10 класс. — М., 2014.
- Холина В.Н. География (углубленный уровень). — 11 класс. — М., 2014.