ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ СРАВНИВАТЬ




 

Сравнение является одной из форм психического отражения действительности и в качестве таковой представляет собой единство простейших психических актов – отождествления и различения.

В процессе изучения действительности сравнение облегчает познание закономерностей объективного мира. Сравнение, как и узнавание, воспроизведение, выделение частей из целого, включено уже в начальный момент познания. Cравнение способствует сознательному и прочному усвоению знаний тем, что при работе над понятиями содействует абстрагированию признаков разбираемых понятий. Дошкольники при сравнении данного понятия с другим вычленяют большее количество признаков.

Сравнение как логическое средство познания представляет собой единство простейших логических операций – качественного отождествления и количественного различения. В процессе сравнения прежде всего происходит установление тождества сравниваемых объектов по какому-либо качеству или качественное отождествление их. Два или несколько объектов являются качественно тождественными, если они обладают одним и тем же свойством.

Важно при организации сравнения учитывать, что сравнивать можно только сравниваемые предметы, сравнение должно вестись по определённому основанию и проводиться по одному и тому же основанию, взятому в одном и том же отношении.

Необходимо выработать у дошкольников навык в употреблении точных выражений при сравнении величины предметов, что облегчит им как изложение своей мысли при передаче ее словами, так и понимание речи других.

Как и формирование знаний, выработка учебно-познавательных приемов представляет собой длительный процесс: на первом, репродуктивном, этапе дошкольники используют разъясненный прием в стандартных учебных условиях под руководством воспитателя, а на завершающем, продуктивном, этапе оперируют им в нестандартных условиях самостоятельно и творчески, осуществляя процедуру его применения автоматически, в свернутом виде.

Для того, чтобы дети научились сравнивать величину предметов и явлений в небольшой сравнительно срок, занятия нужно провести фронтально, по определенному плану, в котором должно быть отмечено четыре момента: образ, опыт, проверка и фиксация.

Воспитатель должен приготовить для занятий различные коллекции предметов, выясняющих ту или иную величину, и этим возбудить в детях интерес и захватить их внимание, чтобы данное восприятие получилось более отчетливо.

Второй момент в работе − это опыт. Путем лабораторно-исследовательского метода дети выясняют данную величину. Сперва сравнение величины производится при помощи зрения и осязания вместе, затем порознь, т.е. зрением без осязания и осязанием при закрытых глазах.

За опытом следует проверка полученных детьми восприятий. Дети должны назвать из окружающей их обстановки несколько таких однородных предметов, где бы данная величина имела место, например: один кусок мела больше, другой меньше; один карандаш длиннее, другой короче; одна электрическая лампочка висит выше, другая ниже. Вслед за этим дается другое упражнение, более сложное, а именно, привести в пример предметы, не находящиеся перед глазами детей. Вопрос ставится так: какие бы дети могли назвать предметы, находящиеся на улице, на дворе, у себя дома, про которые можно было бы сказать, что один из них толще или тоньше, выше или ниже; смотря по тому, какое понятие прорабатывается в данный момент. Приведенные примеры детьми разбираются, обсуждаются, исправляются. Проверка укрепляет полученные восприятия детьми, помогает им разобраться в ошибках, вызывает здоровую и разумную критику, приучает детей высказывать мотивировку по поводу сделанных ими замечаний в отношении ошибок товарищей. Следующее упражнение будет состоять в том, чтобы приучить детей воспринятую ими величину от сравнения предметов перенести на другие предметы, чтобы приучить детей к образному сравнению.

Процесс развития приема «сравнение» включает формирование следующих умений дошкольников:

1) умение определять объект сравнения;

2) умение выделять признаки объектов сравнения;

3) умение разделять выделенные признаки на существенные и несущественные в данной ситуации;

4) умение определять аспект сравнения объектов;

5) умение определять причины различия и сходства объектов сравнения;

6) умение формулировать результаты сравнения.

Алгоритм сравнения:

1. Внимательно рассмотри предметы и все, что знаешь о них, расскажи себе. Подумай, что с чем будешь сравнивать.

2. Внимательно посмотри и скажи, чем они похожи.

3. Внимательно посмотри и скажи, чем они различаются.

На начальном этапе обучения приему сравнения дети осознают смысл операции, практически учатся анализировать сравниваемые объекты и выделять признаки для сравнения. На этом этапе используются такие методы обучения как наблюдение и практическая деятельность дошкольников.

На следующем этапе формирования приема сравнения дети учатся использовать этот прием для решения различных задач. На этом этапе большое значение приобретает дидактическая игра. Например, игра «Что изменилось?» требует тщательного анализа ситуации и выделения признаков сходства и различия.

На третьем этапе прием сравнения от предметных, практических действий переходит к речевой сфере; он становится необходимым условием логических знаний и умений.

 

...





Читайте также:
Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как...
Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано...
Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием ...
Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.012 с.