Практическая работа № 1. Методические рекомендации. Практическая работа №2




Практическая работа № 1

(Тема 7. История становления и развития Конституции РФ)

 

Задание 1.

Заполните таблицу

Нормативный правовой акт Дата принятия Кем принят Структура НПА Внесенные изменения Примечания
1. Первая Конституция РСФСР (1918 г.)          
2. Первая Конституция СССР (1924 г.)          
3. Вторая Конституция РСФСР (1925 г.)          
4. Вторая Конституция СССР (1936 г.)          
5. Третья Конституция РСФСР (1937 г.)          
6. Третья Конституция СССР (1977 г.)          
7. Четвертая Конституция РСФСР (1978 г.)          
8. Конституция Российской Федерации 1993 г.          

 

Задание 2.

Составьте блок-схему на тему «Конституционная реформа 80–90 гг. ХХ в. в России: причины, ход, содержание».

 

Задание 3.

Изучите основные положения 1 главы Конституции РФ «Основы конституционного строя». Составьте тематическую схему, отражающую концептуальные положения современного конституционного строя Российской Федерации.

 

Методические рекомендации

Первое задание, заполнение таблицы, представленной в первом задании потребует серьезной предварительной подготовки. Для этого необходимо собрать и обобщить значительный объем теоретического материала по следующим пунктам:

1. Первая Конституция РСФСР (1918 г.)

2. Первая Конституция СССР (1924 г.)

3. Вторая Конституция РСФСР (1925 г.)

4. Вторая Конституция СССР (1936 г.)

5. Третья Конституция РСФСР (1937 г.)

6. Третья Конституция СССР (1977 г.)

7. Четвертая Конституция РСФСР (1978 г.)

8. Конституция Российской Федерации 1993 г.

В столбце «Структура НПА» необходимо представить структурное деление нормативного правового акта (далее – НПА), с указанием количества разделов, глав и параграфов, наличие преамбулы и заключительных положений.

В столбце «Внесенные изменения» следует отметить нововведения в рассматриваемый НПА по сравнению с предыдущими.

Раздел «Примечания» заполняется в ходе проверки таблицы. В него вносятся сведения, уточняющие и дополняющие содержание.

Второе задание – составление схемы на тему «Конституционная реформа 80–90 гг. ХХ в. в России: причины, ход, содержание» – предполагает изучение и систематизацию теоретического материала по указанной теме. Критериальные характеристики (причины, ход, содержание) конституционной реформы 80–90 гг. ХХ в. в России должны быть отражены отдельными блоками, с указанием связи и зависимости между ними.

Третье задание практической работы направлено на изучение основных положений 1 главы Конституции РФ «Основы конституционного строя». Для составления тематической схемы необходимо предварительно изучить влияние общественно-политической ситуации времени издания юридического документа, учесть существующую юридическую и социальную практику, достигнутый уровень юридической техники.

 


Практическая работа №2

(Тема 15. Понятие и принципы основ правового статуса человека и гражданина)

 

Задание 1.

Рассмотрите правовую категорию «правовой статус человека и гражданина» охарактеризуйте его закрепление в российском законодательстве.

 

Задание 2.

Составьте схему по теме «Структура правового статуса человека и гражданина».

 

Задание 3.

Заполните таблицу «Принципы правового статуса человека и гражданина»

№ п/п Наименование принципа Содержание принципа Статьи Конституции РФ
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      
6.      

 

Задание 4.

Напишите эссе на одну из представленных ниже тем:

1. Правовой статус человека и правовой статус гражданина

2. Природа правового статуса человека и гражданина

3. Юридическая сила правового статуса человека и гражданина

4. Международно-правовая база правового статуса человека и гражданина

 

Методические рекомендации

Первое задание. Понимая правовой статус гражданина как юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе и государстве, охарактеризуйте его закрепление в российском законодательстве, учитывая нормы конституционного права, нормы других отраслей права (для аргументации своей точки зрения) и международного законодательства.

Второе задание направлено на систематизацию знаний по теме. Необходимо выделить и структурировать системообразующие элементы правового статуса человека и гражданина. Особо следует обратить внимание на конституционную правосубъектность, т.е. правоспособность (способность лица иметь конституционные права и нести обязанности) и дееспособность (способность лица своими действиями приобретать и осуществлять конституционные права, создавать конституционные обязанности и исполнять их). Рассмотрите понятие полной (ст. 60 Конституции РФ), общей дееспособности и способность осуществлять отдельные виды прав (ст. 81, 97 Конституции РФ).

Третье задание практической работы предполагает заполнение таблицы «Принципы правового статуса человека и гражданина». Для этого необходимо одновременно работать с текстом учебника и Конституцией РФ.

Четвертое задание – написание эссе – сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретной теме. Тема эссе может быть скорректирована по согласованию с преподавателем.

 

 


 

Практическая работа № 3

(Тема 18. Конституционные права и свободы человека и гражданина)

 

Задание 1.

Охарактеризуйте институт прав и свобод как центральный институт конституционного права.

 

Задание 2.

Заполните таблицу

№ п/п Основные группы прав человека и гражданина Виды прав Статьи Конституции РФ
1. Личные Право на жизнь ст. 20
Право на достоинство личности ст. 21
 
2. Политические    
   
   
3. Экономические    
   
   
4. Социальные    
   
   
5. Культурные    
   
   
6. Экологические    
   
   
7. Право на защиту    
   
   

 

Задание 3.

Приведите классификацию основных видов «свобод» человека и гражданина, согласно Конституции РФ, с указанием конкретных ее статей.

 

Задание 4.

Изучите правовую категорию «субъективное право» с точки зрения общей теории права. Сравните существующие подходы к определению правовой природы субъективного права и свободы.

1. «Основные права свидетельствуют о возможности получения каких-то социальных благ, то есть “право на”… получение чего-то. Свобода – это возможность избежать человеку воздействия со стороны государства. Свобода характеризуется независимостью от государства. Свобода от… цензуры, например» (Л.Д. Воеводин)[1].

2. «Авторы не проводят юридического различия между субъективным правом и свободой» (Д.Б. Катков, Е.В. Корчиго)[2].

3. «… все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства…» (Декларация независимости США, 1776 г.).

4. «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека» («Декларация прав человека и гражданина», 1789 г., Франция).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: