СИЛЛАБУС
Подисциплине: хирургические болезни
Код дисциплины: HIR 4302
Специальность: 051301 – Общая медицина
Лекции 10 часов
Практические (семинарские) занятия 90 часов
СРС _____ 50 _ часов экзамен____ 7,8 _____
(семестр)
Всего ____ 150 __часов
Курс. 4.
Семестр. 7,8.
Астана, 2013 г.
Силлабус разработан на основе рабочей программы по дисциплине «Хирургические болезни» для специальности общая медицина
Составитель: д.м.н., профессор Шакенов А.Д.
Силлабус предназначен для студентов 4 курса АО «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА», обучающихся по специальности общая медицина
Обсужден и утвержден на заседании кафедры
«_____»_____________2012 г., протокол №_______
Обсужден и утвержден на заседании кафедры
«_____»_____________2013 г., протокол №_______
Обсужден и утвержден на заседании кафедры
«_____»_____________2014 г., протокол №_______
Зав. кафедрой
Д.м.н., профессор _____________Шакенов А.Д.
Время и место проведения учебных занятий.
В соответствии с расписанием занятия проводятся на клинической базе ГККП Городская больница №2, и «НИИТО» авт. 10,41,43, 29,8,19,33,40,109,111-остановка НИИТО. Авт. 25,9, ост Городская больница №2, «Гуманитарный колледж», также в учебном корпусе АО «МУА» по ул. Бейтбитшилик 49А.
1.9. Политика дисциплины:.
Основными требованиями кафедры хирургических болезней №1 предъявляемыми к студентами является: неукоснительное соблюдение учебной и трудовой дисциплины (обязательное присутствие на каждом практическом занятии и лекции). Подготовка к практическим занятиям, СРС. Соблюдение внутреннего распорядка клинической базы кафедры. Соблюдение правил врачебной этики и деонтологии. Штрафные санкции включают в себя: в случае опоздания на занятия/семинар/лекции студент к посещению занятия не допускается; в случае неявки на занятия /семинар/ лекции студент к посещению не допускается без допуска из деканата (уважительная, неуважительная причины). В случае не отработки лекции студент к сдаче экзамена не допускается. В случае получения большого количества неудовлетворительных оценок студент к итоговому занятию не допускается как не усвоивший материал.
Введение.
Хирургия - один из разделов медицинской науки и происходит от греческого слова cheir + ergon, что означает "рукодействие".
История хирургии берет свое начало с глубокой древности. Еще несколько тысяч лет до нашей эры египтяне производили операции на мочевом пузыре и конечностях. На территории современного Казахстана при раскопках стоянок древнего человека были найдены скелеты со следами трепанационных отверстий на черепе, репонированных костей после переломов. Труды известного греческого ученого, «отца медицины» Гиппократа (460-377 гг. до н.э.) о хирургии сохранились до сих пор.
Решающее влияние на развитие хирургии оказало открытие в начале XIX века антисептики и асептики, связанное с именами Д. Листера, Н.И. Пирогова, Т. Бильрота. В связи с этим, история развития хирургии условно подразделяется на два этапа - доасептический и асептический. В хирургии эру асептики открыл Т. Бильрот, который одел врачей в белые халаты, ввел обязательное мытье рук перед операцией.
Вторая половина XX века, как известно, характеризуется бурным развитием различных областей науки и техники. Прогресс науки коснулся и хирургии, внедрением антибиотиков широкого спектра действия, ферментов при лечении ран, стало возможным изучение микрофлоры на микроскопическом уровне и морфологии тканей.
Появляются новые, самостоятельные отрасли хирургии - анестезиология, онкология, урология, нейрохирургия, сердечно-сосудистая хирургия, трансплантология, травматология и ортопедия и другие.
К концу XX века нашли широкое внедрение малоинвазивные технологии в хирургии сосудов, эндокринной системы, органов брюшной и грудной полостей. Технологическая революция в хирургии последних десятилетий затронула, прежде всего, наиболее сложные ее разделы - кардиохирургию, микрохирургию и трансплантологию.
В системе медицинского образования курс хирургических болезней занимает особое место. Он последовательно излагается на 3, 4, 5 курсах, имеющих свои задачи, но преследующие единую цель - подготовить эрудированного врача, умеющего предупреждать болезни, распознавать их на ранних этапах возникновения и в различных стадиях течения.
Медицинское образование предусматривает развитие у студента навыков клинического мышления, предвосхищающих опыт. Концепцией этого навыка является исключительно целевое причинно-следственное мышление с ответом на вопросы: «Как?», «Зачем?» и «Почему?». Абсолютным приоритетом является не столько технологическое совершенство, сколько решение вопросов с применением полноценного клинического мышления.
В курсе хирургических болезней предусмотрено изучение основ клинической хирургии с анализом течения хирургических болезней и их осложнений. На IV курсе студенты знакомятся с некоторыми новыми разделами хирургии и более сложными формами патологических процессов. Студентам необходимо освоить вопросы этиологии, патогенеза, клиники, диагностики и дифференциальной диагностики, современных методов консервативного и оперативного лечения экстренных и плановых хирургических заболеваний органов и систем. Важнейшей задачей является формирование клинического мышления, умение применять алгоритмы врачебной деятельности при неотложных и угрожающих жизни состояниях.
2.2 Цель дисциплины:
В курсе хирургических болезней №1 предусмотрено изучение основ клинической хирургии с анализом течения хирургических болезней и их осложнений. На IV курсе студенты знакомятся с некоторыми новыми разделами хирургии и более сложными формами патологических процессов. Студентам необходимо освоить вопросы этиологии, патогенеза, клиники, диагностики и дифференциальной диагностики, современных методов консервативного и оперативного лечения экстренных и плановых хирургических заболеваний органов и систем. Важнейшей задачей является формирование клинического мышления, умение применять алгоритмы врачебной деятельности при неотложных и угрожающих жизни состояниях.
2.3 Задачи обучения:
Дать знания о клинике, диагностике, определение показаний и противопоказаний к хирургическим методам лечения, принципах оперативного вмешательства наиболее распространенных хирургических заболеваний
Обучить студентов методике обследования хирургических больных
Совершенствовать навыки межличностного общения и консультирования пациентов
2.4 Конечные результаты обучения
Студент должен знать:
· этиологию и патогенез распространенных хирургических заболеваний;
· классификацию, клинику, течение, осложнения и прогноз распространенных хирургических заболеваний;
· современные методы клинико-лабораторных и инструментальных исследований;
· современные принципы консервативного и хирургического лечения распространенных хирургических заболеваний, показания к их применению;
· ведение предоперационного и послеоперационного периода, реабилитацию хирургических больных.
Студент должен уметь:
· собрать анамнез у хирургического больного;
· провести физикальное обследование больного с хирургической патологией;
· определить вид и объемы клинико-лабораторных и инструментальных методов исследования при наиболее распространенных хирургических состояниях;
· диагностировать пальпаторно «острый живот»;
· составить план лечения и реабилитации больного;
· диагностировать наиболее распространенные синдромы в оториноларингологии и офтальмологии;
· установить максимально доверительные отношения с пациентом, его родственниками, коллегами и другими медицинскими работниками;
· работать в команде.
Студент должен владеть навыками:
· первичной хирургической обработки ран;
· наложения и снятия кожных швов;
· кратковременной и временной остановки кровотечения;
· транспортной иммобилизации при переломах костей конечностей, позвоночника;
· удаления поверхностно расположенных инородных тел;
· пальцевого исследования прямой кишки и предстательной железы;
· взятия мазка со слизистой оболочки носа, конъюнктивальной полости, уретры;
· проведения передней тампонады носа;
· удаления серной пробки;
· выворота, осмотра век, конъюнктивы, переднего отрезка глазного яблока методами наружного осмотра, бокового (фокального) освещения;
· определения остроты зрения.
2.5 Пререквизиты дисциплины: патологическая анатомия, патологическая физиология, гистология, общая хирургия, введение в клинику, фармакология, коммуникативные навыки, основы доказательной медицины.
2.5 Постреквизиты дисциплины: скорая неотложная медицинская помощь, общая врачебная практика, интернатура.
2.6. Краткое содержание дисциплины: хирургические болезни являются одной из основных дисциплин в подготовке врача общей практики. Современная хирургия-область медицины, достигшая уровня, позволяющего успешно решать вопросы лечения многих заболеваний. Формирование клинического мышления, знания и умения при хирургической патологии, принципы диагностики и рациональной хирургической тактики потребуется выпускникам медицинских вузов в их профессиональной деятельности.
Распределение часов по дисциплине хирургические болезни
Всего часов | Лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа | Семестр | Форма контроля, семестр |
VII, VIII | Экзамен VII, VIII |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ, ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, СРС
2.7.1 Тематический план лекций
№ | Тема | Форма проведения | Количество часов |
1. | Диагностика, лечение и профилактика в абдоминальной хирургии с позиций доказательной медицины. | Тематическая лекция | |
2. | Диагностика, лечение и профилактика в торакальной хирургии с позиций доказательной медицины. | Тематическая лекция | |
3. | Диагностика, лечение и профилактика в сосудистой хирургии с позиций доказательной медицины. | Тематическая лекция | |
4. | Основные принципы реабилитации хирургических больных. | Тематическая лекция | |
5. | Основы трансплантологии. Понятие о микрохирургии и видеоэндохирургии | Тематическая лекция | |
Итого: |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ