Учебно- исследовательские задания




1. Подготовить календарь экологических дат для детей дошкольного возраста

2 февраля - Всемирный день водно-болотных угодий

В этот день, 2 февраля 1971 года, в г. Рамсаре (Иран) была подписана Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение. Всемирный день водно-болотных угодий призван обратить внимание общественности и Правительств различных стран мира на ценность водно-болотных угодий для поддержания устойчивого развития нашей планеты и их значения для человечества. Особое внимание уделяется роли водно-болотных угодий для водоснабжения, поддержания качества вод, регулирования водного режима, включая наводнения и засухи, поддержания стабильности климата.

В настоящее время к Рамсарской Конвенции присоединилось 158 государств, общее число Рамсарских угодий в мире – 1713, с общей площадью 153 млн. га.

19 февраля – Всемирный День защиты морских млекопитающих

Отмечается Всемирный День защиты морских млекопитающих (День Китов) с 1986 года, когда после 200 лет беспощадного истребления Международная китовая комиссия ввела запрет на китовый промысел. Запрет действует и по настоящее время и означает, что по всему миру охота на больших китов, а также торговля китовым мясом запрещена. Этот день считается днем защиты не только китов, но и всех морских млекопитающих и других живых существ морей и океанов. Ежегодно 19 февраля различные природоохранные группы проводят акции в защиту китов и других морских млекопитающих.

14 марта – Международный День действий в защиту рек, воды и жизни

Международный день действий против плотин отмечается по инициативе общественной организации «Международная сеть рек» (США). «За реки, воду и жизнь» - девиз этого дня. В марте 1997 года в Бразилии, в городе Куритиба, состоялась первая международная конференция против строительства крупных плотин. Эта конференция постановила ежегодно, 14 марта, отмечать день борьбы с плотинами в защиту Рек, Воды и Жизни. Конференция призвала все действия проводить под лозунгом: "Пусть вода несет жизнь, а не смерть!" и обратилась к правительствам, международным агентствам и инвесторам с просьбой установить мораторий на строительство крупных плотин, пока не будет произведена международная независимая экспертиза проектов их возведения, а также компенсирован ущерб людям и природе.

22 марта - Всемирный день воды

Всемирный день охраны водных ресурсов. Впервые мысль о назначении такого праздника была озвучена на Конференции ООН, посвященной охране окружающей среды и развитию (ЮНСЕД) в 1992 году, в Рио-де-Жанейро. Генеральная Ассамблея ООН в 1993 году приняла официальное решение о проведении Всемирного дня водных ресурсов, напоминающего всем жителям планеты о значении и важности воды для начала и продолжения жизни на Земле.

С 1993 года официально на всей планете стали праздновать Всемирный день воды. В этот день организация по защите окружающей среды обращается ко всем существующим на планете государствам с призывом уделять больше внимания защите водных ресурсов планеты и проводить конкретные действия на национальном уровне.

Ежегодно в этот день обсуждаются новые проблемы, связанные с загрязнением водных ресурсов на планете и звучит призыв к их решениям.

В июне 1999 г. в Лондоне на ІІІ Конференции министры экологии и здравоохранения 35 европейских стран, подписали Протокол по проблемам воды и здоровья, обязавшись оберегать своих граждан от заболеваний, связанных с загрязнением воды, защищать водные ресурсы, создавать системы устранения опасных ситуации.

22 марта - Всемирный метеорологический день

Каждый год 23 марта Всемирная Метеорологическая Организация (ВМО), а также 188 ее стран-членов и мировое метеорологическое сообщество празднуют Всемирный метеорологический день. Именно в 1951 г., ВМО получила статус специализированного учреждения системы Организации Объединенных Наций.

1 апреля – Международный День птиц

Международный день птиц проходит ежегодно в рамках программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера" и не случайно отмечается именно в апреле. 1 апреля 1906 года была подписана Международная конвенция по охране птиц. День птиц - это не только годовщина Конвенции, но и время прилета пернатых с зимовок. Впервые этот день, как массовый детский пpаздник, стал пpоводиться в Соединенных Штатах Амеpики. Оpганизатором выступил педагог из городка штата Пенсильвания.

7 апреля - Всемирный День Здоровья

Идея всемирного дня здоровья была выдвинута на первой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в 1948 году. С 1950 года этот день отмечается 7 апреля в день принятия Устава ВОЗ. ВОЗ - межправительственное учреждение ООН, которое координирует международное сотрудничество в области здравоохранения и оказывает помощь государствам в улучшении медицинского обслуживания. Главной целью ВОЗ является достижение всеми народами возможного высшего уровня здоровья. А поскольку здоровье жителей планеты во многом зависит от экологии, этот день внесен в перечень экологических дат.

15 апреля - День экологических знаний

Важнейшая задача этого дня – обратить внимание на важность информирования общественности о состоянии дел в области экологической безопасности, соблюдения местными хозяйствующими субъектами действующего природоохранного законодательства.

18-22 апреля - Дни заповедников и национальных парков

Впервые Дни заповедников и национальных парков были организованы в 1996 году по инициативе Центра охраны дикой природы. Они получили название «Марш парков». С этого времени «Марш парков» ежегодно проводится по всей России, и за ее пределами, в странах СНГ и Прибалтики.

22 апреля - Международный день Земли

В 1969 году в США из скважины возле Санта - Барбары вылились миллионы тонн нефти, в результате чего погибло множество птиц и морских животных. В память об этой катастрофе, каждый год, 22 апреля проводится День Земли, который с 1994 года объявлен всемирным. - Международный день Земли символизирует единство людей в заботе о будущем планеты и призывает относиться с уважением к окружающему нас миру.

26 апреля - День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах.

Этот день отмечается в Беларуси в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, которая считается одной из самых крупных экологических катастрофой современности.

3 мая - День Солнца

Европейское отделение Международного общества солнечной энергии (МОСЭ) e), начиная с 1994 г., на добровольной основе организовывает ежегодный День Солнца, для того чтобы привлечь внимание человечества к возможностям использования возобновляемых источников энергии Энтузиасты и профессионалы, общественные организации и фирмы по всей Европе организуют различного рода мероприятия, связанные с демонстрацией возможностей солнечной энергетики.

12 мая - День экологического образования

Человечество достигло такой стадии, когда антропогенное воздействие на биосферу приобрело необратимый характер, резко обострились противоречия между возрастающими потребностями общества и оскудевающими возможностями природы. Экологическое образование было выдвинуто ЮНЕСКО и Программой ООН по охране окружающей среды в разряд основных средств гармонизации взаимодействия человека и природы. Стокгольмская конференция по охране окружающей среды в 1972 году приняла рекомендацию о создании международной программы по образованию в области окружающей среды. В целях выживания необходимо переосмысливание самой сути взаимоотношений человека, общества и природы на основе новых подходов и идей. По признанию отечественной и мировой общественности центральным фактором в решении проблем взаимоотношений "Человек - Общество - Природа" становится экологическое образование.

15 мая - Международный День Климата

Этот день празднуется в связи с провозглашением метеорологами необходимости защиты климата как ресурса для благосостояния нынешних и будущих поколений. Климат, погода, природные катаклизмы оказывают существенное влияние на продовольственную, жизненную, имущественную безопасность, на водные ресурсы, отдых и устойчивое развитие всех стран.

В 1992 г., международное сообщество, признавая опасность, связанную с постоянным ростом выбросов парниковых газов, приняло решение о подписании Конвенции ООН по вопросам изменения климата.

В декабре 1997 был подписан Киотский Протокол, который стал значительным шагом вперед в попытке решить проблему изменения климата. Страны, подписавшие Протокол договорились уменьшить выбросы парниковых газов до уровня меньшего на 5% от уровня базового года в целевом периоде с 2008 по 2012 годы.

5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды

День эколога. 15 декабря 1972 года Генеральная Ассамблея объявила 5 июня Всемирным днем окружающей среды. Всемирный день окружающей среды считается одним из самых важных событий экологического календаря и начиная с 1973 года ежегодно отмечается в более чем 100 странах мира. Празднование дня окружающей среды помогает привлечь внимание общества к экологическим проблемам и подчеркивает острую необходимость в изменении отношения человека к природным ресурсам.

8 июня - Всемирный день океанов

На Международной Ассамблее ООН, которая прошла в 1992 году в Рио де Жанейро, был принят новый праздник, Всемирный день океанов. Этот праздник отмечается всеми людьми, которые имеют даже самое отдаленное отношение к Мировому океану. В этот день сотрудники многих зоопарков, аквариумов, дельфинариев объединяют свои усилия для того, чтобы бороться за права обитателей морских глубин и стабильную экологическую обстановку. В этот день человечество получает еще одну возможность позаботиться о флоре и фауне океана.

17 июня - Всемирный день по борьбе с опустынивание и засухой

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 17 июня «Всемирным днем борьбы с опустыниванием и засухой» в 1995. Всемирный день по борьбе с опустынивание и засухой призывает жителей разных стран объединить усилия в борьбе с опустыниванием и последствиями засухи в в странах, переносящих серьезные засухи. Опустынивание - это один из наиболее тревожных мировых процессов деградации окружающей среды. Оно угрожает здоровью и источникам средств к сосуществованию более 1 млрд. людей.

16 сентября - Международный день охраны озонового слоя Земли

В 1985 году в Вене 22 страны подписали конвенцию об охране озонового слоя. Спустя два года 16 сентября был подписан Монреальский протокол о веществах, разрушающих озоновый слой. Основной целью этих двух соглашений является предотвращение разрушения озонового слоя в результате антропогенных воздействий. В результате подписания протокола удалось запретить производство и потребление 100 видов химикатов, разрушающих озоновый слой. Многие из этих веществ способствуют глобальному потеплению. В целом, мировое потребление таких соединений сократилось более чем на 95%. Именно поэтому Генеральная ассамблея ООН провозгласила день подписания протокола- 16 сентября - Международным днём охраны озонового слоя планеты.

17 сентября - День работников леса

В этот день отмечается профессиональный праздник людей, которые своим благородным трудом приумножают наши лесные богатства и способствуют их рациональному использованию. Лес - наше самое большое природное богатство, залог экологической безопасности, приоритетная составляющая народнохозяйственного комплекса и основа экономической стабильности страны. Сохранение, приумножение, заботливое и рациональное использование этого бесценного национального сокровища - обязанность не только лесничеств и общества, но и каждого человека, любящего свою страну и заботящегося о сохранении природы Беларуси.

25 сентября - Международный День Моря

Этот день отмечается 25 сентября с 1978 года по решению 10 сессии Ассамблеи Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО).

Цель Всемирного дня моря привлечь внимание международной общественности к тому, какой невосполнимый ущерб морям и океанам наносят избыточный и неконтролируемый вылов рыбы, загрязнение водоемов и глобальное потепление.

4 октября - Всемирный день защиты животных

Решение отмечать Всемирный день животных было принято 4 октября 1931 года на Международном конгрессе сторонников движения в защиту природы, проходившем во Флоренции. С этого времени общества защиты животных и просто любители природы многих стран мира ежегодно проводят различные мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды и защиту как диких, так и домашних животных.

6 октября - Всемирный день охраны мест обитания

День охраны мест обитания отмечают во всем мире. Этот праздник был утвержден в 1979 году в рамках Конвенции об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе. Человек своей деятельностью уже давно влияет на природу, изменяя ее. С каждым годом в мире все больше территорий переходят в разряд сельхозугодий, пастбищ, подвергаются изменениям в связи с ростом городов, добычей полезных ископаемых, строительством заводов и иных объектов народного хозяйства. За 20 веков нашей эры на земном шаре исчезло 150 видов млекопитающих, в основном крупных, и 139 видов птиц. Каждый исчезнувший вид - очень тяжелая и невосполнимая потеря. Все, что исчезает в животном мире, - исчезает навсегда.

3 декабря - Международный день борьбы против пестицидов 3 декабря 1984 году на заводе ядохимикатов в Бхопале (Индия) произошла крупная авария. В результате аварии в окружающую атмосферу были выброшены опасные для природы и человека вещества, что вызвало экологическую катастрофу. Чтобы привлечь внимание к решению проблем, которые возникают в результате производства и использования опасныххимикатов, Латиноамериканская сеть активистов борьбы против пестицидов объявила 3 декабря Днем борьбы с пестицидным загрязнением, который в скором времени стал международным. Девиз Международного дня борьбы с пестицидами - «Пестициды - тупик цивилизации». По данным ВОЗ, ежегодно в мире регистрируется около 2 млн. случаев отравления пестицидами, преимущественно в результате работе с ними. Некоторые химикаты считаются гормонально активными соединениями и вызывают расстройства эндокринной и иммунной систем. Другие могут вызывать задержку умственного развития, репродуктивные проблемы и рак. Именно пестициды считаются главной причиной «тихой катастрофы» - так эксперты ООН охарактеризовали состояние почв в Европе.

29 декабря - Международный день сохранения биологического разнообразия

Каждый час с лица Земли исчезают 3 вида биологической жизни… Люди, несомненно, самый агрессивный биологический вид, когда-либо обитавший на планете

 

2. Ответить на вопросы:

- Зачем белке длинный пушистый хвост?

Во время прыжков белки с дерева на дерево, хвост служит своеобразным парашютом. С помощью хвоста белка удерживается на «заданной» высоте, ловит нужный поток воздуха. Кроме того, хвост – это руль, помогающий изменить направление полета при необходимости.

 

- Почему лиса всю зиму бегает, а медведь спит?

Потому что медведь, еж и барсук за весну, лето и осень специально накапливают жир и им хватает его на всю зиму. Поэтому им не нужно добывать себе пищу зимой. А лиса, заяц и волк не стараются добыть больше жира весной летом и осенью. И они хотят кушать и зимой тоже.

 

- Почему в зимний день на окнах появляются узоры?

Зимой в помещении влажный воздух, а на улице температура от нуля градусов Цельсия и ниже, то лишняя влага конденсируется на холодной поверхности оконного стекла. Здесь водяной пар охлаждается и переходит из парообразного состояния в твердое, образуя тонкие кристаллы.

 

- Почему опадают листья?

Зеленая окраска листа зависит от зеленого пигмента — хлорофилла.

 

- Почему летом листья зеленые, а осенью желтые и багряные?

Хлорофилл не единственный пигмент в клетках листьев. В листьях и желтые, оранжевые пигменты — ксантофилл, каротин. К осени хлорофилл разрушается; другие, до того замаскированные им пигменты выступают во всей своей красе, развиваются пигменты антоцианы, окрашивающие листья в красноватые и лиловые тона.

 

- Дым столбом какую погоду предвещает?

Это народная примета, предвещает тихую и теплую погоду.

 

- Лягушки расквакались, к чему это?

Лягушки начинают усиленно квакать к дождю.

 

- Как летом без барометра можно узнать приближение ненастья?

Если муравьи закапывают свои ходы в муравейнике, а ласточки летают низко – жди дождя.

- Отчего кошка умывается часто, а собака нет

Основная работа

1. Вы- известные талантливые ученые- экологи. Вас пригласили на
экологический форум под девизом: «Мысли глобально- действуй локально»
Как Вы понимаете экологический смысл лозунга?

«Мыслить глобально, действовать локально» – девиз, который призывает к глобальному взгляду на проблему и действию с учетом конкретных условий и места пребывания человека. То есть над глобальной проблемой засорения окружающей среды,например, можно думать в масштабах планеты,но действовать в масштабе своего дома, улицы, города. Тем самым вносить свой маленький вклад в общее дело. Не выбрасывать мусор где не надо, сортировать отходы.Если есть возможность заниматься своим просвещением в этом вопросе и просвещать свою семью, своих коллег, своих соседей.

 

- Какая из глобальных проблем окружающей среды, с Вашей точки зрения, вызывает беспокойство? Почему?

У меня вызывает беспокойство такая экологическая проблема, как загрязнение мирового океана. Так как больше половины нашей планеты (а если быть точнее, то 70%) — вода. Океан — главный фактор, формирующий климат на Земле: течения обуславливают жару или прохладу, а испарённая вода формирует облака и провоцирует осадки. Примерно сто миллионов людей живут у океана, то есть их жизнь напрямую связана с водоёмами. Но на самом деле, мировой океан так или иначе затрагивает жизнь каждого из нас: дожди и другие осадки; доставка грузов между континентами; рыба и прочие морепродукты, которые мы ежедневно употребляем в пищу. Однако сейчас мировой океан находится в опасности из-за постоянных техногенных катастроф (крушений танкеров и прочих), сточных вод и выбросов в океан промышленных отходов. И поэтому нужно и важно принимать правильные решения по налаживанию экосистемы океана.

 

- В чем Вы видите ее опасные последствия? Каковы пути ее решения?

Если не найти пути решения этой проблемы, то будут происходить тяжелые заболевания людей и животных, вымирание рыб, изменение климата на планете, природные катаклизмы.

Для решения данной проблемы людям необходимо минимизировать использование пластика, охранять океан от загрязнения нефтепродуктами, ограничить промышленные производства на воде, соблюдать законодательные меры борьбы с загрязнениями.


- Можете ли Вы лично способствовать решению экологических проблем? Если да, то каким образом?

К сожалению решить экологические проблемы я не смогу. Я могу только способствовать решению этой проблемы тем, что буду сама учить свою семью, воспитанников,знакомых правилам поведения на природе, и сама буду придерживаться их.

- Какое из направлений нельзя отнести к разумной стратегии выживания человечества в 21 веке. Ответ аргументируйте.

а) энергосбережение б) ресурсосбережение в) уменьшение загрязнения г) уменьшение численности народонаселения окружающей среды д) отказ от потребительского подхода

Я считаю, что все вышеперечисленные стратегии являются важными, но при соблюдении баланса между деятельностью человека и воспроизводящими возможностями биосферы, деятельность человека не будет приводить к необратимым нарушениям в природе

 

2. Перечислите фамилии известных ученых, внесших значительный вклад в изучение глобальных проблем экологии.

Адамс Чарльз Деннис (1920 – 2005) – британский ботаник.

Он описал более 200 видов растений, многие из которых были описаны впервые, кроме того он явил миру некоторые экологические сводки, например: руководство к изучению экологии животных.

Алексеев Валерий Павлович (1929 – 1991) – советский антрополог и историк, специалист в области исторической антропологии и географии человеческих рас. Член-корреспондент АН СССР с 29 декабря 1981 года по Отделению истории (этнография), академик с 23 декабря 1987 года.

Алексеева Татьяна Ивановна (1928 – 2007) – российский антрополог, академик РАН, доктор исторических наук, профессор, заслуженный научный сотрудник МГУ. Главный научный сотрудник Института археологии РАН,руководитель исследований в области физической антропологии и экологии человека в НИИ и Музее антропологии МГУ, Председатель Музейного Совета РАН. Председатель Российского отделения Европейской ассоциации антропологов. Член Всемирной Ассоциации биологов Человека и так далее.

Алёхин Василий Васильевич (1882 – 1946 гг.) – советский геоботаник - фитоценног, степевед, флорист.Изучал структуру, продуктивность сообществ, получил общее представление об экологических индикаторах.

ЖоазисБраун-Бланке (1884 – 1980 гг.) – один из крупнейших геоботаников ХХ века.Один из создателей теории разных классификаций растительности на основе морфологических, эколого-морфологических и динамических характеристик фитоценозов

Жорж Леопольд Кювье (1769 – 1832 гг.) – французский естествоиспытатель, натуралист. Считается основателем сравнительной анатомии и палеонтологии. Ввел разделение царства животных на четыре типа.

Зернов Сергей Алексеевич (1871 – 1945) – русский и советский зоолог, гидробиолог и общественный деятель, академик АН СССР (1931). Основоположник гидробиологии в России, создатель её экологического направления. Автор книги по гидробиологии (1913)

Зуев Василий Фёдорович (1754 – 1794) – русский учёный-биолог, путешественник. Академик Санкт-Петербургской Императорской Академии наук (1787).Василий Федорович Зуев добыл многочисленные сведения о водоплавающих птицах. Он впервые описал образ жизни и повадки северного оленя. Интересно, что отчеты В.Ф. Зуева об исследованиях, представленные Палласу и в Академию, обычно содержали многочисленные подробности экологического характера. Им же был задуман труд «О температуре тела животных в зависимости от окружающей среды» (1783). Однако по ряду обстоятельств (в том числе работа по обследованию школ России и написание первого двухтомного учебника естествознания.

В ХХ в. большой вклад в развитие экологии внесли такие всемирно известные ученые, как Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920) Василий Васильевич Докучаев (1846-1903) Владимир Николаевич Сукачев (1880-1967)

3. Определите основную цель, задачи, предмет, объект и методы
исследования в экологии воспитания дошкольников

Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологическойкультуры.

Задачи экологического воспитания:

* Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.

* Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.

* Прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения.

* Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.

* Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.

Объект – экологическое воспитание дошкольников.

Предмет – содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

В экологическом воспитании детей широко используются следующие методы обучения: наглядные, практические, словесные.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.

4. Ответьте на вопросы:

- В чем сущность экологического воспитания детей? Почему, на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста?

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Экологическое воспитание – это не только воспитание любви к природе, это очень емкое понятие – это и воспитание человечности, т. е. доброты, и уважения к людям, живущим рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю. Учить этому детей нужно с самого раннего возраста.Еще Ян Амос Коменский писал, что образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Именно в раннем возрасте ему легче привить какие-то полезные идеи, исправить недостатки. Экологическое воспитание - это один из основных аспектов нравственного воспитания. Ведь воспитание бережного и заботливого отношения ребенка к природе вырабатывает в нем те нравственные нормы, которые в дальнейшем станут мотивом, побудителем его поведения.

- Каково влияние экологии на здоровье детей?

Грязный воздух, вода; недоброкачественный состав продуктов, употребляемых в пищу; шум города и другие неблагоприятные факторы окружающей среды плохо влияют на физиологические функции организма, вызывают хронические, а порой и очень тяжелые заболевания, ухудшают состояние ребенка, тормозят физическое и умственное развитие. Аллергия, астма, авитаминоз, хроническая усталость, опухоли – далеко не все болезни, которые появляются вследствие нынешнего катастрофического уровня загрязнения всей биосферы. Для предотвращения последствий пагубного влияния экологии на ребенка, необходимо придерживаться профилактических мер.

- В чем Вы видите причины небрежного, а порой безжалостного отношения детей к природе?

Непонимание, чрезмерная любознательность и интерес познать, подражательность детей действиям взрослых. Безразличие и невнимание к поведению детей. Отсутствие системы и целенаправленности работы с детьми и взаимодействия с семьями воспитанников.

- Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников.

Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.

- В какой совместной деятельности с детьми Вы можете практически
способствовать охране природы?

Проведение праздников и досугов (“День Земли”, “Весенние посиделки”, “День птиц” и др.),оформление экологических стендов (статьи, стихи, приметы, загадки, словесные игры для разучивания дома), составление в течение нескольких лет альбома “Я и природа” (рисунки, фотографии, высказывания детей о природе), беседы с родителями с рекомендациями (создать мини-огород на подоконнике, завести домашнего питомца), совместные с родителями акции, фотовыставки, создание экологической газеты, участие в экологических проектах

- Перечислите классиков русской, зарубежной литературы, воспевавших природу в своих произведениях.

Сергей Есенин - он написал минимум 100 стихов о природе, например, "Весенний вечер", "Восход солнца" или "Поет зима - аукает".

Федор Тютчев - минимум 45 стихов связанные с природой. Например "Зима недаром злится", "Смотри, как роща зеленеет", "Через ливонские я проезжал поля" и т.п

Александр Пушкин - очень часто в своих стихах затрагивал красоту природы. Природе посвятил около 60 стихов. Например, "Приметы", "Буря", "Ночной эфир", "На холмах Грузии", "Бесы" и т.п

Б. Заходер «Серая звёздочка», «Про Всех на свете», Н. Сладков «Бюро услуг», В.Бианки «Синичкин календарь», «Лис и мышонок».

- Назовите пословицы, поговорки о природе.

*Лето прошло, а солнце не обожгло.

* Даст небо дождь, а земля — рожь.

* Иней на деревьях — к морозам, туман — к оттепелям.

* Лесом шел, а дров не видал.

*Хорош цветок в зеркале, да не возьмёшь, близка луна, да не достанешь.

*Что природа дала, то и мылом не вымоешь.

*Первый снег выпадает сорок дней до зимы

- Вспомните народные приметы

*Если в небо поднялись две радуги – ждите длинную череду дождей;

*После дождя появилась красивая широкая радуга – в скором времени дождь возобновится;

* Ясный рассвет предвещает пасмурную облачную погоду к обеду;

* Если вечером горит алый закат, то последующий день будет теплым и солнечным;

* Ярко-алая луна сулит ветер и мороз;

* Мерцающие звезды зимой можно увидеть накануне холодов, летом – звездочки мерцают к ясной погоде.

*Ласточки низко летают – к дождю.

- Прочитайте наизусть стихи о природе

4.Предложить обсудить итоги и резолюцию работы экологического форума
Литература:
1 Андреева, Н.Д. Теория и методика обучения экологии: учебник для СПО / Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева; под ред. Н. Д. Андреевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 206 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-9927-3. — Режим доступа:

2. Козина, Е. Ф. Теория и методика экологического воспитания дошкольников: учебник для СПО / Е. Ф. Козина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 454 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05349-4. — Режимдоступа: www.biblio-online.ru/book/937A713D-6CDC-4385-A7DB-719485030152
3. Николаева С.Н. Теория и технология экологического образования детей дошкольного возраста. М.: Академия, 2017



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: