Проблема влияния негативной информации в средствах массовой коммуникации на психическое здоровье детей




 

Психическое здоровье в системе психологических и медицинских знаний

 

Существует значительное различие и относительно определения основных дефиниций «здоровье». В литературе, как зарубежной, так и отечественной, подчеркивается необходимость рассматривать здоровье не только как категорию медицинскую, но и социально-психологическую и философскую. Такой подход, имеет смысл, поскольку человек - существо не столько биологическое, сколько социальное. Проявления его здоровья или нездоровья связаны не только с нормальным функционированием организма, но и обусловлены ее психосоциальным благополучием, эффективной социально-психологической адаптацией, собственной реализацией в окружающем мире. Поэтому, на наш взгляд, категория «здоровье индивидума» может и должна рассматриваться в контексте постановки и решения целого ряда вопросов, касающихся психологических характеристик личности, в частности проблемы его психического здоровья. Тенденция определение здоровья с учетом социально-психологических аспектов жизнедеятельности и существования человека прослеживается в многочисленных научных трудах. Многие ученые пытались дать определение понятию «здоровье», среди них можно выделить Ю.П. Лисицына, И.И. Брахмана, Е.Н Кудрявцева, Г.П. Апанасенко, Д.Д. Венедиктова, Т.Е. Бойченко. Выход за пределы определения здоровья как медицинской категории может быть связан с недостаточностью попыток повысить уровень здоровья человека через акцент на формирование только физического и соматического здоровья. Соотношения и оценки указанных понятий - физического, соматического, психического, психологического здоровья, обсуждались в многочисленных научных работах. Учитывая, что психическое здоровье является одним из основных компонентов здоровья личности, начнем его рассмотрение по проведению общего анализа понятия «здоровье» и других понятий, которые с ним связаны. На современном этапе развития учения о здоровье предметом дискуссии ученых есть ряд проблематичных понятий, в частности таких, как сущность здоровья, уровень здоровья, его качественные и количественные характеристики и другие. Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретенных) и социальных факторов. Последние имеют столь важное значение в поддержании состояния здоровья что в преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Такое же определение подается в психологическом словаре под редакцией Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко (авторы ссылаются на устав ВОЗ). Кроме этого, в словаре указывается, что в широком смысле под понятием «здоровье» исследователи понимают возможность организма человека адаптироваться к новым условиям с минимальными затратами ресурсов и времени. Как видим в определении, которое представлено, в уставе ВОЗ отсутствует понятие «душевное благополучие». Возможно, это упущение случайное, или же авторы устава отождествляют «душевное благополучие» с «духовным благополучием», что, в определенной мере, является ошибочным. Для подтверждения этой мысли продолжим дальше рассмотрение понятия «здоровье». В коллективном труде под редакцией Г. С. Никифорова отдельно выделяются физическое, психическое и социальное здоровье. Однако сама структура раздела, которую разрабатывали Г.С. Никифоров и В.О. Ананьев, имеет несколько хаотичный характер, поскольку в заголовках подразделений, помимо понятия «психическое здоровье» (индивидуально-типологические аспекты), появляются еще понятие «гармония личности» и «душевное здоровье» и др. Итак, изучение названной работы не дает нам четкого представления о видах или компоненты здоровья личности. Поэтому стоит рассмотреть мнения других специалистов по этому поводу. Исследователь проблем психологии управления О.А. Урбанович при рассмотрении вопросов, связанных со здоровьем руководителя, говорит о трех видах здоровья: физическое, психическое и духовное. При этом автор делает вывод, что психическое здоровье человека характеризуется ее возможностями адаптации, социализации и индивидуализации. Далее указывает на то, что здоровье выражается в связях человека со всем миром и выражается в религиозных чувствах, чувстве красоты и мировой гармонии, чувстве восхищения и благоговения перед жизнью. По нашему мнению, предложенная характеристика духовного здоровья в полной мере может отражать и психическое здоровье. Ведь душевное благополучие также невозможно без ощущения гармонии, восхищение и благоговение перед жизнью. Учитывая сказанное, можно предположить, что здоровье скорее является составной частью психического здоровья, а не отдельной от него составляющей здоровья в целом. Р.3. Поташнюк различает такие компоненты здоровья, как соматическое, физическое, нравственное и психическое. Под соматическим здоровьем он понимает текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, обусловленная основными потребностями, которые доминируют на разных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, во-вторых, они обеспечивают индивидуализацию этого процесса. Физическое здоровье автор понимает как уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции к изменению условий окружающей среды. Однако нас более интересует мнение исследователя к определению сущности таких понятий, как «нравственное здоровье» и «психическое здоровье», а точнее то, каким образом он их различает. Оказывается, что нравственное здоровье, Р.3. Поташнюк рассматривает как комплекс характеристик мотивационной и информационной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Он считает, что моральным здоровьем является высокая духовность человека, связанная с общечеловеческими ценностями - добром, любовью и красотой. Относительно психического здоровья, то под этим понятием автор понимает состояние психической сферы, основу которого составляют состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную эмоциональную и поведенческую реакцию. Такое положение обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения. По определению М.Е. Бачериков, В.П. Петленко и Е.А. Щербины: «психическое здоровье - это такой относительно устойчивое состояние организма и личности, позволяющий человеку осознанно, учитывая свои физические и психические возможности, а также окружающие природные и социальные условия, осуществлять и обеспечивать свои индивидуальные и общественные (коллективные) биологические и социальные нужды на основе нормального функционирования психофизических систем, здоровых психосоматических и соматопсихических отношений в организме». Так, по В.П. Беловым, А.В. Шмаковым, психическое здоровье определяется как единая и полноценная жизнедеятельность человека, с присущей ей видовыми и индивидуальными биологическими, психологическими и социальными функциями. А.В. Петровский, М.П. М.П. Ярошевский дают следующее определение: «Психическое здоровье - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности». В.Я. Семке определяет психическое здоровье как состояние динамического равновесия индивида с окружающей естественной и общественной средой, когда все заложенные в его биологической и социальной сущности жизненные способности, проявляются наиболее полно, а все подсистемы организма функционируют с максимальной интенсивностью. Очень перспективным является подход к проблеме психического здоровья с точки зрения полноты, богатства развития личности. Так, А. Маслоу писал в основном о двух составляющих психического здоровья. Это, во-первых, стремление людей быть «всем, чем они могут», развивать весь свой потенциал через само актуализации. Необходимое условие же актуализацию, по его мнению, нахождение человеком правильного представления самого себя. Для этого нужно прислушиваться к «голосу импульса», поскольку «большинство из нас чаще прислушиваются не к самим себе, а голоса папы, мамы, к голосу государственного учреждения, людей, власти, традиций». И вторая составляющая психического здоровья - стремление гуманистических целей. А. Маслоу считал, что в самоактуализированной личности присутствуют такие качества, как принятие других, автономия, спонтанность, чувство к прекрасному, чувство юмора, альтруизм, желание улучшить человечество, склонность к творчеству.

 


2.2 Негативная информация в средствах массовой коммуникации

 

Сегодня в каждый дом через телевидение, радио, интернет, прессу и других средств массовой информации входят жестокость, порнография, насилие, скандалы. Структура массовой коммуникации просто «напичкана» негативной информацией. Негативная информация стала неотъемлемой частью человека. Героями становятся циничные, жестокие люди. Кристально честные герои остались где-то далеко в предвоенных и послевоенных фильмах, в произведениях советских писателей. Сегодня, даже если герой и честен, то оказывается, например, наркоманом, если даже он рассуждает о Боге и чуде, то оказывается наемным убийцей (как в знаменитом “Криминальном чтиве” Квентина Тарантино).(Coefficient of Recognizing of Name - Коэффициент Узнаваемости Имени) - важное понятие, в том числе и в современной культуре. Светская хроника, сплетни, скандалы - неотъемлемые составляющие бульварной прессы. Скандал привлекает к личности влияние множества читателей, слушателей, зрителей. Следовательно, CRN повышается. Лицо, манера одеваться манера вести себя тиражируются и, следовательно, приносят прибыль. Многие процветающие сегодня модельеры на Западе сделали себе имя во времена экстремизма и скандальной агрессии.

В наши дни телевидение становится всё более коммерческим. Это заставляет телепродьюссеров уделять огромное внимание телевизионной рекламе. Рекламу показывают достаточно часто, прерывая передачу на наиболее интересном месте. Порой это вызывает настоящую агрессию, особенно у подростков, так как им в меньшей степени необходима реклама. В связи с низкой платёжеспособностью. Важен и тот фактор, что очень часто повторяются одинаковые ролики. Понятно, что это скорее раздражает, чем привлекает покупателя.

Все средства телевидения направлены на пропаганду культа силы, материального богатства и внезапного успеха.

Ученые, психологи все чаще стали говорить о проблеме «насилия» на экране. Проблема «насилия» сложная и спорная. Её сложность обоснована первоначальной размытостью понятия «насилия», которое объединяет в себе от комедийных или мультипликационных эпизодов - до ежедневных новостей и документальных фильмов. Термин «насилие в медиа» в современной коммуникативности употребляется на обозначение все более возрастающего числа сцен насилия, которые со второй половины XX ст. стали объектом научной заинтересованности и причиной обеспокоенности психологов, педагогов, медиков и родителей. По данным социологов МГУ, отрицательное влияние прессы и электронных СМИ отметили более 40 % опрошенных жителей Московского региона. По опросу независимого исследовательского центра РОМИР, 71,9 % телезрителей и читателей газет высказались за введение информационного контроля над СМИ. На первом месте по неприятию - насилие и жестокость, на втором - порнография, так считают 60 % опрошенных.

В докладе Всемирной организации здравоохранения «О состоянии здравоохранения в мире в 2001 г. Психическое здоровье: новое понимание, новая надежда» приведены данные, указывающие на то, что СМИ оказывают воздействие на уровень насилия и интерес к порнографии. Американские психологи из Стэндфордского университета после многочисленных экспериментов и наблюдений сделали вывод о том, что сцены насилия на телеэкране вызывают сильные агрессивные импульсы у зрителей. Вид страданий жертвы насилия лишь усиливает интенсивность агрессивной реакции. Многие ученые единодушно признали, что СМИ несут ответственность за распространение и пропаганду культа насилия и жестокости в обществе.

Некоторые СМИ иногда доходят до информационного садизма, когда отдельные журналисты почти с упоением в подробностях описывают издевательства преступников над жертвой, ее страдания и смерть. Одних людей, впечатлительных и ранимых, такая информация травмирует и сенсибилизирует, понижая порог психической травматизации. Других же десенсибилизирует, приучает к восприятию смерти, насилия, жестокости, способствуя формированию цинизма и равнодушия по отношению к несчастью других.

По некоторым данным, на частом показе смерти настаивают рекламодатели. Специалисты по рекламе, придерживаясь учения Фрейда, считают, что зрелище смерти сильнее всего возбуждает внимание и интерес телезрителей и читателей, так как удовлетворяет подсознательный комплекс Танатоса. Как указывают детские психиатры, многие дети болезненно реагируют на информацию о чрезвычайных ситуациях и катастрофах. У ребенка, склонного к невротическим реакциям, на сообщение о катастрофе по телевидению могут возникнуть более серьезные психические нарушения, чем у тех детей, которые пережили ее на собственном опыте. Не случайно, хотя и в очень редких случаях, по телевизору все же предупреждают о необходимости изолировать детей от кровавого зрелища. Имеются также указания, что после просмотра фильма ужасов некоторые дети в течение нескольких месяцев боятся увидеть в темноте скрывающийся там угрожающий ему персонаж из этого телефильма.

Отдельно следует сказать о массовой телерекламе, которая прочно вошла в повседневную жизнь миллионов телезрителей. Хорошо известно, что многих она раздражает своей назойливостью, многократной повторяемостью, пошлостью. Немало людей телереклама возмущает, иногда оскорбляет. Но особенно неблагоприятное влияние телереклама оказывает тогда, когда она дается по ходу интересного фильма или содержательной передачи. В этих случаях разрывается поток сознания и внимания. Телезритель испытывает чувство досады и раздражения в связи с таким вмешательством в свои переживания. У него возникают отрицательные эмоции. Если это происходит многократно изо дня в день, то нервно-психическая сфера постепенно расшатывается, повышается возбудимость и раздражительность, утомляемость и истощаемость. Можно вспомнить, что сходный прием (правда без телевидения использовался в лабораториях И.П.Павлова для вызывания экспериментальных неврозов у собак.

Среди негативной информации в средствах массовой коммуникации, преобладает сцены эротического характера. Сегодня редко встретишь художественный фильм без постельных сцен, а музыкальные клипы чего стоят! Где не поймешь, девушка на половину одета, или на половину раздета. Порнография известна с древнейших времен. В последние десятилетия эротика в буквальном значении слова ворвалось в нашу жизнь со страниц печатных изданий, видеокассет, экранов мониторов и ТВ. То, с какой агрессивностью реклама порно сайтов вторгается даже на сайты с вполне безобидной тематикой, поражает воображение, и сегодня, когда технологии печати, видео, кино и компьютерной графики столь развиты, нет ни одного человека, кто бы был лишен возможности с ней познакомиться. Порно индустрия подобна фениксу, как бы с нею не боролись, не пытались уберечь молодежь, она вновь и вновь находит способы преодолеть все заслоны и получить еще большее распространение, чем раньше.

Нельзя игнорировать и тот факт, что производство порнографии - огромная отрасль бизнеса, в том числе и нелегального, приносящая большие доходы. Поэтому здесь, как нигде, требуется тщательное законное регулирование.

 

Особенности влияния негативной информации в средствах массовой коммуникации на психическое здоровье детей

 

За последнее десятилетие накапливаются данные, свидетельствующие о деструктивном влиянии многих СМК на психическое здоровье детей. Это вызывает тревогу и озабоченность, как психологической общественности, так и широких кругов общества. Изучается специфика средств массовой информации (СМИ); то, как СМИ влияют на убеждения, мнения, поведение людей - иными словами, те эффекты, которые СМИ оказывают на «потребителей информации». В самом общем виде вопрос можно сформулировать следующим образом: какова степень обусловленности человеческого поведения тем, что показывает ему телевидение (как самое доступное средство массовой коммуникации).

На сегодняшний день изучение проблем влияния телевидения на психическую сферу ребенка имеет чрезвычайно важное значение. Педагоги, психологи, учителя, родители и сами дети должны знать об особых психологические «отношения», которые устанавливаются между зрителем и телевизором, который в наше время стал не просто источником разнообразной информации, а является суррогатом живого общения, техническим средством, которое претендует на роль главного воспитателя человека. Проблема касается не только воспитания детей, но и их обучения, потому что телевидение, и этому есть доказательства, влияет на становление и мотивационной и познавательной сферы личности, развитие ее интеллектуальных и творческих способностей. То есть память, внимание, мышление, фантазия детей тоже находятся под воздействием этого средства массовой коммуникации.

Современное телевидение является наиболее распространенным и популярным средством массовой коммуникации. Эксперты вопросов по теории СМИ, осмысливая огромный их влияние на общественную жизнь вообще и на жизнь отдельного человека, выделяют значимость и силу воздействия электронных средств коммуникации, молниеносный сравнению с издательским делом и прессой развитие. В чем причины того, что телевидение настолько быстро завоевало рынок массовой коммуникации, а подавляющее большинство населения знает ему первое место в структуре свободного времени и отдыха. Ответ на этот вопрос кроется в нескольких аспектах, раскрывающих природу и механизм действия телевидения на зрителя.

Телевидение является самым легким в восприятии человеком информации средством массовой коммуникации

Телевидение наиболее быстро оперативное информирует о событиях в мире, легко и комфортно может перенести человека в любую точку мира.

Телевидение имитирует трехмерный пространство на экране, одновременно использует зрительные и слуховые образы, создает настоящее зрелище, которое приносит ощутимую наслаждение человеку.

Нередко телевидение становится едва ли не единственным собеседником для одиноких, опустошенными социальными бедами людей.

Для большинства населения телевидение стало доступным средством использования свободного времени, способом забвения проблем повседневности.

Итак, телевидение по своей природе и функциям имеет чрезвычайно большие возможности влияния на внутренний мир и поведение человека, ибо удовлетворяет различные социальные потребности человека в психологическом комфорте, отдыхе, общении, новизне информации и удобства.

Вместе с тем телевидение не только имеет положительные для человека стороны, облегчает жизнь, но и может усложнять, негативно влиять на психику и поведение человека, особенно ребенка, а именно.

• Опосредованность общения в системе телевидения техническими средствами. Как результат - вытеснение непосредственной живой коммуникации между людьми, исчезновение беседы, разговоры, обеднение контекста общения. СМК гонят людей от общественной жизни к частному, от открытых мест, кафе, театров и т.п. в закрытые помещения домов.

• Построение общения с большим количеством людей, большими социальными группами. Этот признак порождает несколько психологических последствий: воспринимает телевидение большое количество людей, «которым не хватает целостности». Такими людьми легко управлять; сообщение на телевидении должно быть максимально четким и понятным для всех категорий зрителей, поэтому на телевидении доминируют стереотипы и мифы и происходит упрощение содержания информации.

• Отсутствие непосредственной обратной связи, монологичность СМИ, невозможность для зрителя узнать, как много людей разделяет его точку зрения.

• Большие возможности влияния телевидения на сознание людей. В данном случае положительные стороны телевидения превращаются в отрицательные.

Больше всего в психологии изучено влияние телевидения на свойства личности и ее жизненный путь, формирования девиантного поведения, меньше на отдельные психические процессы, особенно на воображение, фантазию, творческое мышление.

Современная экспериментальная психология осуществила ряд исследований, подтверждающих негативное влияние телевидения на психофизиологию, психику и поведение человека. Обобщение результатов этих исследований дает основания делать выводы о наличии негативного влияния телевидения.

Психомоторика. После длительного сидения у телевизора в относительно неподвижном состоянии у ребенка может развиться состояние неестественного возбуждения как компенсация предыдущего состояния гиподинамии. Дети некоторое время не могут сосредоточить свое внимание, не знают «куда себя деть».

Восприятия. Изображение на экране не способствуют формированию пространственного и цветового зрения, т.е. мешают восприятию перспективы, удаленности объектов друг от друга и тонких цветовых оттенков.

Представления. В дошкольном возрасте активно формируются внутренние образы и внутренний план действий. Во многом этому способствует прослушивания сказок и рассказов, которые читает взрослый или же сам малыш. Это является естественным процессом в попытках маленького человека представить события, запомнить и пережить их. Свежесть восприятия мира, отсутствие шаблонов переработки информации создают яркие образы. Итак, если ребенок воспринимает уже сконструированную на экране реальность, потребляет уже готовые образы, то его внутренние представления пассивные и лишены индивидуальности.

Память. Американские ученые изучали особенности запоминания детьми информации, полученной во время просмотра телевидения и прослушивания радио. Было доказано, что маленькие дети лучше помнят видеоряд, чем словесный телевизионный сценарий, с другой стороны, дети лучше помнили словесную радио информацию, чем телевизионную, но все же информация о событиях и информация вообще лучше воспринималась и сохранялась, когда ее передавали с помощью телевидения. Итак, если исходить из того, что зрительная память является ведущей среди других видов человеческой памяти, то восприятие нового посредством телевидения является более легким и привлекательным для ребенка, а значит, менее развивающим.

Внимание. После просмотра телевизора в течение определенного времени они плохо концентрируют внимание и могут чувствовать себя не совсем хорошо. Особенно сильно влияет на детское внимание реклама. Во время ее показа усиливается звук, динамика его подачи другая, она может вызвать у человека тревогу, актуализировать потребность быть в безопасности, вызвать эмоциональное напряжение и чувство собственного одиночества и необходимости снять это ощущение. Реклама навязывает определенные стереотипы. Ребенок, который имеет низкий уровень произвольности поведения, то есть плохо управляет собственными психическими процессами и состояниями, чрезвычайно живо отзывается на такой сгусток направленного воздействия. Экспериментальными исследованиями доказано, что даже очень маленькие дети реагируют на рекламу.

Мышления. Больше всего нареканий у психологов современное телевидение вызывает тем, что оно унифицирует взгляды людей, часто апеллирует к стереотипам обыденного мышления, поверхностно освещает события. Установлена обратная зависимость между культурным уровнем человека на предоставлением ею преимущества способа получения информации: чем выше этот уровень, тем меньше она просматривает телевизор, тем больше слушает радио и еще больше читает газеты. Доказано, что телевидение культивирует усредненную точку зрения, сглаживает стадии развития человека. «Дети становятся похожими на взрослых, а взрослые на детей». Реклама подталкивает человека делать поспешные выводы и необдуманные поступки. Дети, которые регулярно потребляют продукцию массовой информации, быстрыми и готовыми ассоциациями, ставят этажные вопрос, так же ответы дают этажные. Дети имеют небогатый жизненный опыт, поэтому им трудно сравнивать телевизионную информацию по собственным эталоном поведения.

Язык и речь. Американский психолог Р. Гринфилд установил, что регулярный просмотр телевизора учит детей особый стиль разговора, а именно: дети не используют четких ссылок на предмет обсуждения, веря в то, что собеседнику и так все ясно. Другие, независимые от предыдущего, исследование Д. Биглз-Руса и И. Гета имели аналогичный вывод: переводы детьми историй, прослушанных по радио, более информативные и содержат меньше неясных слов, чем перевод историй, увиденных по телевидению.

Воображение, фантазия и творческие способности. В психологии давно хорошо известны возбудители и блокаторы развития творчества человека. С этой точки зрения такие характеристики телевидения, как этажность, упрощения, искажения информации, однобокий подход к проблеме, воспитание у зрителя пассивности, отсутствие определенного диалога с ним, стерео типизация сознания, отсутствие оптимистичных социальных перспектив, нагнетание отрицательных эмоций, которые провоцируют страхи, тревоги, неуверенность в себе, привыкание к сценам насилия, является препятствиями на пути творческого потенциала человека.

Эмоции. Просмотр телевизора малышами может вызвать у них страхи и другие расстройства эмоциональной сферы. Обычно дошкольники боятся монстров, мутантов и других искаженных природных форм, а школьники верят уже в реальную опасность, предусматривают угрозу, сопереживают герою и пугаются за его дальнейшую судьбу. Очень маленькие дети могут вообще не испытывать страха, когда смотрят фильм о неземных созданий. Чтобы побороть страх, дошкольники едят, закрывают глаза, сжимают какой-нибудь предмет, а школьники применяют другой метод борьбы со страхом: они сами себе объясняют страхи, напоминают, что это только кино. Однако, как бы ни боролись дети с ужасами, самому ребенку его побороть трудно, а наиболее сильные нервные срывы случаются с теми детьми, которые верят в реальность насилия на экране. После просмотра жестоких фильмов у большинства людей со здоровой психикой наступает так называемой «сенсибилизации», то есть повышенной чувствительности в восприятии мира. Однако, если насилие видеть на экране каждый день, если наблюдать его в расслабленном состоянии, при этом есть, пить, то у них за этапом сенсибилизации развивается состояние десенсибилизации - снижение чувствительности.

Волевая сфера и регуляция поведения. Если ребенок любит подолгу смотреть телевизор, то она приучается получать удовольствие, приятные впечатления, ничего при этом не делая. Реклама, которая обычно построена на использовании формирование у зрителя условного рефлекса, тоже весомо влияет на сознательную регуляцию поведения: решения принимаются поспешно, без должного анализа собственных действий. В большей степени под это влияние подвержены дети.

Свойства личности и ее жизненный путь. Главным контраргументом для тех, кто не видит в телевидении угрозы для детей, является то, что психическое возбуждение, страхи, агрессивность, которые могут провоцироваться просмотром определенной телепродукции, носят ситуативный характер и не перерастают в постоянные психические свойства и привычки поведения. Исследование особенностей жизненного пути поклонников телевидения доказывает обратное: незаметные телевизионные воздействия обусловливают личностные изменения. Психологи пришли к таким выводам:

• особенно сильная связь существует между жестоким поведением детей и их самоидентификацией с жестоким героем;

• те, кто часто смотрел агрессивное телевидение в возрасте 8 - 12 лет, часто наказывали своих детей;

• не существует тесной связи между уровнем жестокости родителей и склонностью детей к насилию;

• итогом регулярного просмотра детьми сцен насилия на телеэкране является не только копирование ними жестокого стиля поведения, но и потеря эмоциональной восприимчивости к чужой боли, изменение представлений о мире.

Большое влияние имеет телевизионное насилие на поведение ребенка, если оно вознаграждается, если агрессивное поведение демонстрирует в целом положительный герой или же если эстетика фильма и его приемы были «на высоте».

К негативным последствиям можно отнести формирование у аудитории потребность в немедленном удовлетворении собственных желаний и потребностей, а также ослабление навыков чтения и снижение творческого потенциала.

Если традиционно предлагалось рассматривать коммуникацию как передачу информации, то сегодня передача информации расценивается как средство реализации более, глубинных целей: информация воздействует. Это воздействие может быть осмысленно как информационное насилие. Информационное насилие - это, прежде всего, избыточность информации. Если говорить об информационном перенасыщении городского пространства, которое проявляется, в частности, в наружной рекламе, стоит отметить, что «становясь невольными заложниками навязчивых и агрессивных рекламы и масс-медиа, жители мегаполисов испытывают стресс, подавленность, одиночество, страх. Современный город и человек в нем живут отдельной жизнью, город, заполненный рекламой, становится чужим, неродным и неуютным». В свою очередь, непричастность к судьбе города формирует у его жителей чувство безответственности и безразличия - разрыв становится все более драматичным и непреодолимым. Информационное насилие превращает человека в существо механическое и приводит к атрофии эмоций и рефлексии, лишая его критического подхода к окружающему миру.

Избыток информации препятствует критическому суждению: «ежедневно поступающая масса сведений, фактов, оценок, рекомендаций, которые нередко противоречат друг другу и которые человеческое сознание не успевает, как следует переварить, порождает «интеллектуальную диспепсию», сбивает человека с толку и не даёт возможности самоопределиться - ни в интеллектуальном, познавательном, ни в нравственном отношении», познавательный эффект, включающий разрешение неопределенности (посредством массовой коммуникации поставляется дополнительная информация, позволяющая составить представление о новых, неоднозначных явлениях и процессах); формирование установок, т.е. системы эмоциональных и поведенческих реакций в отношении объектов внешней среды (физических, социальных, политических и др.); задание набора обсуждаемых людьми тем; распространение новых систем мнений (идеологических, религиозных, экономических); уточнение ценностных ориентаций населения.

СМК, взаимодействуя с аудиторией, формируют у людей разнообразные потребности, интересы и влечения. Сформировавшись, данная мотивационная система начинает в свою очередь влиять на то, где, в какой области человек станет искать источники удовлетворения потребностей. Выбрав те или иные источники, человек может в дальнейшем оказаться в определенной зависимости от них.

Массовая коммуникация оказывает формирующее и закрепляющее воздействие на стереотипы человека (схематичные и упрощенные представления о социальных объектах, широко распространенные в обществе). Стереотипы могут касаться других национальностей, классов, групп и т. п. Восприятие чужой группы через стереотип имеет две стороны: позитивную (стереотип дает относительно быстрое знание, позволяет отнести группу к более широкому классу явлений) и негативную (наполнение стереотипа негативными характеристиками приводит к формированию межгрупповой враждебности). Существование стереотипов также может влиять на формирование общественного мнения.

 

2.4 Манипуляция в средствах массовой коммуникации

 

Средства массовой информации стали главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Хотя, конечно, старые инструменты продолжали использоваться, но и они были усилены участием массовой прессы. А. Моль пишет о СМИ: «Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества». Таким образом, современный человек не может уклониться от воздействия СМИ (под культурой А. Моль понимает все стороны организации общественной жизни, которые не даны природой в первозданном виде).

Н.С.Леонов справедливо отмечает: «Информация, как никогда, стала инструментом власти. Когда была обнаружена восприимчивость человеческой психики к внушению, информация в форме пропаганды и агитации стала главным рычагом управления людьми. Она постепенно заменила собой грубую силу, насилие, которое долгое время считалось единственным и непременным орудием управления. Покойный ныне президент США Ричард Никсон, выступая однажды в Совете национальной безопасности по вопросу бюджетных расходов, сказал, что он считает 1 доллар, вложенный в информацию и пропаганду, более ценным, чем десять долларов, вложенных в создание систем оружия, ибо последнее вряд ли будет когда-либо употреблено в дело, в то время как информация работает ежечасно и повсеместно».

Манипуляция массовым сознанием - один из способов господства и подавления воли людей путём воздействия на них через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении.

Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление и обработка».

Как указано в широко известной читателям в России монографии С. Г. Кара-Мурзы, симптомами и признаками скрытой манипуляции могут быть: язык, эмоции, сенсационность и срочность, повторение, дробление (парцелляция), изъятие из контекста, тоталитаризм источника сообщений, тоталитаризм решения, смешение информации и мнения, прикрытие авторитетом, активизация стереотипов, декогерентность высказываний и т. д. Манипуляция - это угнетение личности, при этом, поскольку человек желает верить в то, что хочет приобрести (знания, опыт, материальные блага, психологический комфорт), угнетение может достигаться через «ложь, в которую хотят верить».

С. Кара-Мурза выделяет три главных, родовых признаков манипуляции. Во-первых, это вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или угроза насилия). Мишенью действий манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности.

Во вторых, манипуляция - это скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Когда попытка манипуляции вскрывается и разоблачение становится достаточно широко известным, акция обычно свертывается, поскольку раскрытый факт такой попытки наносит манипулятору значительный ущерб. Еще более тщательно скрывается главная цель - так, чтобы даже разоблачение самого факта попытки манипуляции не привело к выяснению дальних намерений. Поэтому сокрытие, утаивание информации - обязательный признак, хо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: