Профилактика и коррекция влияния негативной информации в средствах массовой коммуникации на психическое здоровье детей




 

Культ жестокости, насилия, эротики, пропагандируемый в СМК ведет к неосознаваемому желанию у детей и подростков подражать разврату и насилию, способствует закреплению подобных стереотипов поведения в их собственных привычках и образе жизни, снижает уровень духовности и открывает путь к вседозволенности.

Для защиты детей родителям, педагогам и психологам необходимо самим уметь отражать и противостоять негативной информации в СМК.

Дальнейшие возможные способы противостояния негативному влиянию телевидения в частности и СМИ в целом могут быть следующими:

Формирование критического мышления по отношению к получению информации от внешнего мира через систему СМИ и СМК, обретение навыков работы с информацией.

Формирование индивида как личности (он должен уважать себя как личность, и отдавать отчет о поступках хотя бы себе, а еще желательнее и отчет перед коллективом);

Совместные обсуждения (в составе групп, коллективов, школьных классов, проч.) негативного влияния СМИ (примеры и следствия, обоснование полученных выводов) с целью обретения навыков (воспитания) умения анализировать различные медиа-тексты, выделять направленность интересов создателей подобных текстов (текстов различного содержания);

Получение и закрепления материала по информационной безопасности, формирование представления о влиянии информационных потоков на психику человека;

Более широкое введение в педагогических вузах и факультетах переподготовки дисциплин, спектр внимания которых будет уделен теме информационно-психологического воздействия, с отдельным разделом о влиянии средств массовой коммуникации и информации на психику, на массовое психическое сознание, с обязательной (инвариантной частью) расшифровки знания о бессознательном психики (о подсознании) и результирующей роли подсознания в обеспечении подобных процессов, и вариативной частью - в исследовании влияния на психику каждого конкретного средства массовой коммуникации. При этом вполне допустимо рассматривать различные варианты СМК как единого целого средств массового психического воздействия, хотя и необходимо отдельно рассматривать особенности влияния на массовое психическое сознание таких направлений средств массовой коммуникации как щитовая реклама, популярные направления музыки, видеоролики, интернет, пресса, телевидение, кинематограф, радиопередачи, и т.п. в указанном раннее векторе исследований компонентов СМК и СМИ. При этом единым и обязательным блоком любых исследований должна оставаться расшифровка механизмов влияния на подсознание, следствие подобного влияния, примеры такого влияния, причем по необходимости с использованием статистических данных, полученных в ключе знаний о подсознании;

Краткое изучение теории средств массовой коммуникации (не вдаваясь в специфические процессы, характерные для обучения на факультетах журналистики, и необходимые для профессиональной работы в системах СМК и СМИ), с обязательными научно-практическими занятиями в области применения полученных знаний в области работы в системе СМИ, и практикой под руководством опытных специалистов: журналистов, телекомментаторов, проч. В этом блоке важную часть занимает возможность на примере показать механизмы деятельности того или иного СМИ, с закреплением теоретической базы самостоятельным выполнением (под руководством специалиста в той или иной области СМИ) задания по созданию медиа текста и т.п. проекции полученных знаний в жизнь. Например, несколько человек могут быть объединены в единый штат воображаемой редакции, где каждый последовательно выполнит роль штанного и внештатного корреспондента, литературного редактора, ответственного редактора, главного редактора и т.п.;

Совместный просмотр участниками коллектива (группы, сообщества, движения, проч.) сообщений СМИ (печатных, электронных), выпусков новостей, телепередач, художественных и документальных фильмов и т.п., с последующим анализом и обсуждением увиденного в свете знаний о влиянии информации на подсознание. При этом необходимо обеспечить совместный просмотр обучающихся с экспертом (преподавателем), который поможет вскрыть механизмы манипуляционного воздействия. Преподаватель (эксперт) должен показать какие приемы используют СМИ (на примере сообщений из газет, журналов, ТВ) для того чтобы скрыть важную информацию, или приуменьшить ее значимость, переключив внимание зрителя, слушателя, читателя.

Специально подготовленным педагогам (экспертам) необходимо работать с детьми, подростками и молодежью в спектре знаний о воздействия информации на мозг. При этом необходимо сформировать представление о психике (о сознании, подсознании, памяти, внимании, воле, инстинктах, установках, и проч.), обязательно всегда выделять роль подсознания (бессознательного), раскрывая механизмы деятельности подсознания (архетипы, личное и коллективное бессознательное, паттерны поведения, психологические установки, функции левого и правого полушарий, и т.п.)

Необходимо объяснить способы т.н. провокации психики на вызывание невротической симптоматики (невроз, страх, секс, инстинкты, власть, любовь, эмоции и т.п.) благодаря которым манипулятор достигает запланированного результата (т.е. с помощью провоцирования в психике индивида той или иной невротической зависимости манипуляторы получает контроль над человеком, потому что у объекта манипуляций в результате подобного воздействия ослабевает критичность сознания, а значит происходит воздействие на подсознание в целью дальнейшего программирования (психо-кодирования) человека.

Перечислим еще ряд методов противодействия негативному манипуляционному влиянию телевидения.

Необходимо запретить себе утренние просмотры телевизора. Следует помнить, что утром, сразу после пробуждения, какое-то время человек пребывает в просоночном состоянии. Это состояние транса (сразу после пробуждения) и полу транса (в течении примерно получаса после пробуждения). Также подобное состояние следует относить к ИСС (измененным состояниям сознания). В просоночных состояниях мозг человека активно впитывает любую информацию из внешнего мира. Такая информация, минуя цензуру психики (левое полушарие), сразу поступает в подсознание, где и откладывается в глубинах бессознательного (правое полушарие). Таким образом, необходимо избирательно подходить к вопросу, как дозирования, так и выборочности информации, которая поступает в этот момент (сразу после пробуждения). Сознание еще не включилось, человеку надо какое-то время чтобы «расходиться», поэтому любая фиксируемая мозгом информация откладывается сразу в подсознании, откуда через время и начинает оказывать влияние на сознание, заранее как бы спрограммировав человека. Таким образом,в просоночных состояниях становится возможным вводить установки в подсознание, формируя в бессознательном паттерны поведения, т.е. программируя индивида на совершение им запланированных манипулятором поступков. Если такой человек смотрит ТВ сразу после пробуждения, то в этом случае телевизор кодирует его мозг, а значит, информация из телевизора прочно закрепляется в подсознании и формирует дальнейшие модели поведения этого человека.

Сильный суггестивный эффект (за счет снижения барьера критичности психики, и вследствие этого беспрепятственного прохождения информации в подсознание, т.е. кодировке мозга) оказывает также просмотр телевидения в состояниях перед сном (тот факт, что информация в данном случае сразу проходит и откладывается в подсознании заметен по характеру сновидений (сновидения происходят в короткую фазу сна), потому что любые сновидения всегда бессознательны. С помощью сновидений становится возможным получать информацию о содержании бессознательного психики), а также в других ИСС, например, в состояниях психики на фоне усталости, употребления алкоголя, резкого повышения эмоционального состояния (ярость, радость, грусть, депрессия, меланхолия и т.п.) и проч., потому что нахождение человека в ИСС свидетельствует о том, что восприятие внешнего мира у такого человека осуществляется большей частью правым полушарием мозга. Левое, логическо-аналитическое полушарие, в данном случае обычно не задействуется, а из-за резкого снижения цензуры психики и новая информация также сразу проходит в бессознательное.

Еще одним способом противодействия манипуляционному влиянию телевидения является строго дозированный просмотр телепередач. Во-первых, рекомендуется не смотреть рекламу. Во-вторых, необходимо строго отбирать передачи для просмотра. Если очень хочется что-то посмотреть, или включить телевизор «для фона» - рекомендуется смотреть мультфильмы. Причем последние также необходимо различать на обычные (положительные, нейтральные для психики) и отрицательные, а то и резко отрицательные. Среди положительных почти все мультфильмы советских времен и достаточно внушительный ряд западных мультфильмов. Обычно на федеральных каналах идут более-менее «проверенные» общественной цензурой мультфильмы. Тогда как ряд небольших частных каналов иной раз показывает исключительно вредные и в художественном и в нравственном и в психически-негативном аспекте мультипликационные фильмы, которых необходимо не только остерегаться, но и запрещается смотреть взрослым и детям любых возрастов.

Необходимо такое же взвешенное отношение и к фильмам. Большинство художественных фильмов советских лет и западных фильмов середины прошлого века смотреть можно и даже нужно. При просмотре остальные фильмы (в т.ч. и ряд фильмов советского времени, которые формируют невроз и депрессии из-за страданий персонажей фильмов играющих главную роль) необходимо проводить предварительный внутриличностный цензурный контроль. При этом совсем не значит, что необходимо отмечать все западные, и особенно американские («голливудские») фильмы. Среди последних много настоящих шедевров, хотя есть также и много работ, откровенно негативно влияющих на психику человека. В двух словах без какой-то конкретики в виде перечисляемых фильмов в данном случае всего не расскажешь, поэтому еще раз возвращаемся к главному постулату нашей теории о противодействии негативному манипуляционному влиянию телевидения и СМИ в целом: это необходимость формирования знаний в области основ манипуляционного информационно-психологического влияния на психику. Именно знания в данном случае, помноженные на жизненный опыт и образование каждого - способны исключить или резко снизить негативное манипуляционное влияние телевидения в частности и СМК в целом.

Теперь приведем некоторые педагогические советы родителям по формированию у детей критического отношения к медиа воздействию.

. Продолжительность пребывания ребёнка-дошкольника у телевизора должна находиться в чёткой взаимосвязи с его эмоциональным складом, интеллектуальными возможностями, физическими данными и т.п. Большинство учёных (медики, педагоги, психологи) определяют верхний порог утомляемости дошкольника в этом аспекте как два часа. В случае перегрузки психическое и даже физическое здоровье ребёнка находится под прямой угрозой к негативному (а порой и необратимому!) развитию. Поэтому нужно ограничивать телепросмотр для малышей под разными предлогами (этического или же физиологического свойства).

Основными методами регуляции процесса визуализации телепрограмм для ребёнка-дошкольника могут быть:

беседы с воспитателями ДОУ и детскими психологами (о пользе и вреде тех или иных передач, подражания тем или иным героям и пр.);

личные и общественные примеры (с показом прежде всего позитивных и негативных моментов, прекрасного и безобразного, доброго и злого и пр.);

игры (желательно т.н. дидактические, т.е. одновременно развивающего и воспитывающего характера);

образовательные программы (в т.ч. и телевизионные, и компьютерные).

. Постепенно ребёнок должен овладевать необходимыми знаниями, связанными с телевидением на уровне привычек (причем, привычек хороших, сообразных адекватному восприятию действительности и виртуального мира, познаваемого через экран телевизора или монитора компьютера, что иногда равнозначно). В этой связи, Вам необходимо повышать свой культурный уровень. Для решения этой непростой проблемы целесообразно самим тщательным образом просматривать телепрограммы и выбирать из них те, которые доступны Вашим детям как в плане интеллектуальном, так и эмоциональном. Но с тем расчётом, что после просмотра каждого конкретного теле материала сознание и психика ребёнка подвергается некоторой трансформации (преображению). Вопрос лишь в том, в какую сторону будет направлена эта информация. Например, в случае «передозировки» программ, связанных со сценами насилия, жестокости и агрессивности, эта трансформация будет носить явно негативный характер. Необходимо постоянно помнить, что в неокрепшей личности ребёнка некоторые процессы, увы, необратимы.

. Очень важно добиться взаимопонимания и согласия с Вашим ребёнком в отношении конкретных установок (что смотреть, когда смотреть, сколько смотреть) между отдельными членами Вашей семьи (чтобы не получилась, образно говоря, схема «лебедь, рак и щука»). Ребёнку очень важно видеть цель воспитания через поведение самих взрослых и в первую очередь ближайшего окружения (мама, папа).

В любом случае ребёнок соизмеряет свои наблюдения, мнения, идеи со взрослыми людьми (подражание). Таким образом, через подражание развивается и самостоятельные элементы в личности и психике ребёнка, что ведёт, в конечном счёте, к его собственной «продукции», к положительным эмоциям и образам, а в итоге - и смыслу жизни.

. Отцу или матери необходимо периодически знакомиться не только с беллетристикой (т.е. литературным изданиям т.н. бытового уровня) по проблеме агрессивного воздействия масс-медиа на самосознание ребёнка, но и следить за новинками научной литературы. В частности, этого можно добиться через постоянные тесные контакты с воспитателем, достаточно эрудированным в данной области (консультации, родительские собрания, презентации и пр.), а также через постоянное посещение специальных занятий, консультаций


Заключение

 

Итак, массовая коммуникация - это особый вид асоциального общения, который является важной предпосылкой развития и организации, влияет на духовные ценности и социальные нормы, при систематизированном виде отражают мировоззренческие представления, убеждения, общественное настроение.

По определению новой социологической теории информатизации общества комплекса средств массовой коммуникаций отводится значительное место в системе отношений современного общества, поскольку именно они превратились на повседневный необходимый элемент жизни человека, стали органичной частью среды его существование, что в свою очередь способствует распространению социальной информации и формирование у молодежи социальной активности, а следовательно и сознания.

Массовая коммуникация сегодня это современный вариант «двуликого Януса» - одной рукой он сеет разумное, доброе и вечное, а другой бросает в землю зубы дракона, из которых, согласно легенде, вырастет зло.

Все ощутимее для человека становится влияние информации, представленной средствами массовой коммуникации, телевидение, кино, интернет, радио, газеты, журналы. Часто предложенная информация имеет агрессивный характер, поэтому опасность заключается в появлении новых физических и психических болезней, связанных с процессом ее получения и переработки.

Распространение информации с помощью массовой коммуникации является средством политического, экономического и других воздействий на сознание (мышление) и деятельность (поведение) людей.

Проанализировав весь обработанный материал, мы делаем вывод, что средства массовой коммуникации играют важную роль в формировании личности ребенка и имеют большое негативное влияние на его психическое здоровье. Особенно это касается влияния телевидения на психическую сферу ребенка. Такое влияние проявляется именно в эмоциональной глухоте к настоящей культуре, неразвитости эстетических вкусов, отсутствия чувства милосердия, сострадания, творческой инициативы, утилитарному отношению к жизни.

Сохранения физического и психического здоровья личности подрастающего поколения - одна из важнейших задач педагогов, психологов, родителей, общества, государства и Церкви. Развитие человечества способствует появлению новых потребностей человека, среди которых - информационные. При этом возникает потребность в умении фильтровать полученную информацию. Помочь в этом, с нашей точки зрения призвана информационная гигиена как система знаний, изучающая закономерности влияния информации на формирование, функционирование, состояние психического и физического здоровья.

Главным механизмом защиты от негативных информационно-психологических воздействий на психическое здоровье являются следующие мероприятия:

. Создание психологически комфортной «воспитательной» среды в семье на основе доверительного, толерантного взаимодействия родителей и детей - весомое условие развития позитивного самочувствия ребенка, приобретение нравственных ценностей.

. Заинтересованность детей медиа-информацией которая развивает познавательные интересы, способности, моральные ценности и поможет нейтрализовать внимание и чрезмерное влечение к сюжетам насилия на телеэкране или в других средствах массовой информации.

. Для нейтрализации негативного влияния СМИ на поведение детей, развития у них критического отношения к средствам медиа, родителям и педагогам следует знать причины и мотивы их захвата тематикой насилия, преобладающим в медиа-информации.

. Формирование у детей иммунитета к моделям агрессии что изображаются в средствах массовой информации, нейтрализует их негативное влияние на личность.

. Если дети проявляют чрезмерную привязанность к фильмам, телепрограмм со сценами насилия, родителям целесообразно вместе с детьми просматривать эту медиа продукцию и направлять их внимание, переживания на главные идеи содержания, позитивные нравственные поступки, социальные ценности, которые раскрываются на экране.


Библиография

 

1. Акопов А.И. Периодические издания. М., 1993.

2. Аллахвердиева, В.Б. Современное искусство и новые технологии как средство налаживания коммуникации в городском пространстве // <https://www.adit.ru/rus/conference/adit2002/papers/paper.asp?nomer=18>.

. Бачерников Н.Е., Петленко В.П., Щербина Е.А. Философские вопросы психиатрии. К., 1995.

. Белов В.П. Шмаков А.В. Реабилитация больных как целостная система. М., 1987.

. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. В.Мерещяков, В.Зинченко. - Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

. Водопьянова Н.А. Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального. - Ставрополь. - 2006.

. Всемирная декларация по здравоохранению ВОЗ. Копенгаген, 1998.

. Гайденко, П.П. Информация и знание. М., 1997.

. Джонсон Н. Как реагировать на телевизор // США: экономика, идеология, политика. - 1971.

. Доклад о состоянии здравоохранения в мире. ВОЗ, 2001.

. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: Речь, 2003.

. Евгеньева Т. В.. Установки и стереотипы массового сознания. М., 2009.

. Зимина О.В. Телереклама как фактор формирования стиля жизни. - Ставрополь., 2006.

14. Калошин В.Ф. Психічне здоров’я школярів. К., 2008.

15. Катков Л. Теория и практика формирования психического здоровья населения. Кастанай, 1998.

. Кашкин В.Б., Основы теории коммуникации. М., 2007.

. Климова Л.Е. Массовая культура и личность: культурфилософский аспект. - Ставрополь. - 2005.

18. Конецкая В.П. Социология коммуникации. <https://society.polbu.ru/konetskaya_commsociology/ch33_i.html>

. Коренной А. А. Информация и коммуникация, Киев, 1986.

20. Леонов Н.С. Информационно-аналитическая работа в загранучреждениях. - М., 1996.

21. Лихачев Д.С. Семнадцатый век в русской литературе. Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга первая. М., 1988.

22. Манаев О. Т. Методическое обеспечение комплексного социологического исследования эффективности функционирования республиканских СМИП // Проблемы эффективности средств массовой информации и пропаганды / Отв. ред. В. С. Коробейников. - Минск, 1981.

23. Мартинес Э.Л. Внесловесный язык. Культуры. Диалог народов мира. М., 1986.

24. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997.

25. Моляко В.О. Чи так потрібен телевізор? К., 1999.

26. Няголова М. Принцип единства сознания и деятельности С.Л.Рубинштейна в контексте европейской гуманистики. М., 1999.

. Петрович А. Поговорим о информации. М., 2003.

. Поташнюк Р.З. Психогігієна: Навч.посібн. / Волин.держ. ун-т ім.. Л.Українки. - Луцьк: Надстря, 2000.

29. Потебня А Мысль и язык. Полн. собр. соч., т.1, М, 1999.

30. Потятиник Б. Медіа: ключі до розуміння. - Львів.: ПАІС, 2004.

. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С.Никифорова. - Спб.: Питер, 2003.

. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г.Ярошевского. - 2-е изд. - М.: Политиздат. 1990.

. Семке В.Я. Психическое здоровье и общество. М., 1996.

. Современная западная социология: Словарь / Сост. Ю. Н. Давыдов, М. С. Ковалева, А. Ф. Филиппов. - М.: Политиздат, 1990.

35. Соціальна педагогіка: теорія і технології: Підручник. /За редакцією І.Д.Звєрєвої.- К.: Центр навчальної літератури, 2006.

36. Урбанович А.А. Психология управления: Учебное пособие. - Мн.: Харвест, 2001.

. Философский словарь. - М.: Политиздат, 1972.

. Философский энциклопедический словарь. - М.: Политиздат, 1983.

. Фирсов Б.М. Массовая коммуникация в условиях различных социальных систем: - М., 1979.

. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. М.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2001.

. Хмара Г. И. Некоторые проблемы управления системой массовой коммуникации // Из опыта конкретно-социологических исследований: Сб. ст. / Редкол. Д. Д. Лубсанов (отв. ред.) и др. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во. - 1991.

. Циркин С.Ю. Социальная и клиническая психиатрия. М., 2001.

. Чернов Ж.В. Глянцевые журналы: издания для «настоящих» мужчин и современных женщин. <https://ecsocman.edu.ru>.

44. Чорна Л.Г. Психологічні особливості впливу сучасного телебачення на прояви творчого потенціалу дітей. К., 2007.

. Шикирова Н. Засоби масової інформації як джерело негативних емоційних станів дитини. Львів, 2006.

46. Якобсон Г. Словарь массовых коммуникаций. - Н. Ю., 1991.

. <https://atn.kharkov.ru/newsread>.

. https://www.mediakrytyka.info/za-scho-krytykuyut-media



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: