Olomsky Andrey Alexandrovich




УДК 372.891

ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫВ ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

Оломский Андрей Александрович

Студент

ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»

 

Научный руководитель: Чертков Николай Вениаминович

к.г.н., доцент

ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»

Аннотация: данная статья представляет собой анализ различной методической литературы и нормативных документов в области школьного географического образования. В результате ознакомления с данными документами было определено место геоинформационных систем (ГИС) в процессе обучения географии на уровне среднего общего образования (СОО).

Ключевые слова: геоинформационные системы (ГИС), Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО), Концепция развития географического образования в Российской Федерации, рабочая программа по географии, методические пособия.

 

GEOINFORMATION SYSTEMS IN THE SCHOOL GEOGRAPHY COURSE

Olomsky Andrey Alexandrovich

Scientific adviser: Chertkov Nikolay Veniaminovich

Abstract: this article is an analysis of various methodological literature and normative documents in the field of school geographical education. As a result of familiarization with these documents, the place of geographic information systems (GIS) in the process of teaching geography at the level of secondary General education (SOE) was determined.

Keywords: geographic information systems (GIS), Federal state educational standard of secondary General education (FSES soo), concept of development of geographical education in the Russian Federation, working program on geography, manuals.

 

Чему учить и как – диктует время. Сегодня школьное географическое образование приобретает новые характеристики благодаря наличию информационных технологий, возникновению информационного образовательного пространства и среды, которые создают возможности для каждого ученика получать информацию в том объеме, который необходим ему для саморазвития и самосовершенствования. Особенно это актуально в настоящее время, когда весь мир вынужден получать знания дистанционно.

Традиционные знания и умения теряют свою актуальность. Ярким примером этого является умение ориентироваться в пространстве. Обучающимся важно знать стороны горизонта, пользоваться компасом, но в современных условиях важнее умение пользоваться современными средствами позиционирования, которые есть практически у каждого – смартфоны.

В различных документах и нормативных правовых актах, определяющих стратегию и содержание географического образования говорится о необходимости изучения геоинформационных систем в школе.

В Концепции развития географического образования в Российской Федерации сказано, что качественное географическое образование призвано обеспечить, в том числе начальную подготовку обучающихся в области широкого использования информационно-коммуникационных технологий, необходимых в повседневной жизни (систем глобального позиционирования, электронных карт и геоинформационных систем) [1].

В ФГОС СОО, в требованиях к предметным результатам освоения базового курса географии прописано, что обучающийся должен владеть умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, а также владеть умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации. Данных результатов наиболее удобно достичь с помощью применения геоинформационных систем (ГИС) на уроках географии, но их использование на базовом уровне преподавания географии необязательно.

В требованиях к предметным результатам освоения углубленного курса географии, в ФГОС СОО, существует пункт, в котором сказано, что обучающийся должен владеть умениями работы с геоинформационными системами. Отсюда можно сделать вывод, что применение ГИС является обязательным только на профильном уровне преподавания географии [2, с. 12].

Образовательный процесс регламентируется различными документами и нормативно-правовыми актами, самым важным из которых для учителя является рабочая программа. В рабочей программе отражены содержание обучения, методы и приёмы с учётом условий работы (численность обучающихся, их способности, состояние здоровья, индивидуальные особенности и т.д.). Согласно закону об образовании РФ рабочая программа должна быть у каждого учителя.

Проанализировав авторскую рабочую программу профильного курса географии в 10-11 классах, разработанную на основе авторской рабочей программы Холиной В.Н., было выявлено, что в ходе изучения данного курса географии выпускник получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ [3, с. 22], [4, c. 88].

В условиях тотальной цифровизации для реализации всех вышеперечисленных пунктов необходимо применять ГИС-технологии.

Таким образом, использование ГИС в школьном курсе географии является обоснованным.

Для того, чтобы успешно освоить и обучить учащихся использовать геоинформационные системы в образовательном процессе, учителю необходимы методические пособия по различным школьным ГИС.

Методическое пособие для учителя географии по школьной ГИС «Живая география» является одним из наиболее интересных и полных. При изучении курса экономической и социальной географии мира в 10-11 классах данную геоинформационную систему можно применять в демонстрационном режиме при изучении нового материала или повторении и обобщении пройденного, так и в режиме выполнения практических работ учащимися в компьютерном классе.

Применение «Живой географии» на уроках географии предполагает следующие приёмы работы с цифровыми географическими картами:

1) чтение цифровых географических карт;

2) поиск географических объектов на цифровых картах;

3) масштабирование цифровых географических карт;

4) наложение тематических карт и слоёв;

5) наложение цифровых карт и снимков;

6) проведение измерений и расчётов по цифровым картам;

7) подготовка к выполнению упражнений на определение географических координат объектов;

8) построение гипсометрических профилей по цифровым картам;

9) построение трёхмерной модели местности и работа с ней;

10) построение собственной тематической цифровой карты;

11) работа с цифровыми контурными картами;

12) анализ статистических и построение картограмм и картодиаграмм;

13) составление характеристик и описаний разных территорий по цифровым географическим картам;

14) описание взаимосвязей между географическими объектами, явлениями и процессами по цифровым географическим картам и космическим снимкам;

15) подготовка набора демонстрационных цифровых географических карт [5, c. 304].

Для базового уровня изучения географии некоторые приёмы могут быть излишни. Например, школьники не обязаны уметь строить какие-либо географические карты, трёхмерные модели местности или же гипсометрические профили по цифровым картам, потому что такие операции входят в программу университетского географического образования. При этом, большинство методов можно использовать для преподавания на данном уровне, потому что они способствуют формированию качественных картографических знаний обучающихся.

Проблеме использования ГИС в школьном курсе географии посвящено ряд работ педагогов и студентов, получающих педагогическое образование. Например, Цветков В.Я. с своей статье «Особенности применения геоинформационных систем в образовании» пишет следующее: «Возможности пространственного анализа любых территорий создают возможность исследования и организации различных информационных пространств. В частности, ГИС создает возможность исследования концепций создания единого информационного пространства геодезического образования в Российской Федерации и проводить работы по его совершенствованию. В целом, состояние и развитие геоинформатики, а развитие ГИС в частности, создают новые возможности в реализации различных информационных взаимодействий с помощью ГИС. Это дает основание считать ГИС достаточно универсальным средством при обучении и передаче знаний. Поэтому есть основание считать, что применение ГИС в образовании остается перспективным и не только в области геоинформатики, а в широком спектре разных учебных дисциплин» [6, c. 15].

Проведённый анализ позволяет сделать вывод, что в современных условиях геоинформационные системы в школьном курсе географии изучаются только на углубленном уровне. Информатизация современной школьной географии с помощью ГИС позволяет более полно показать практическую направленность предмета, его общекультурную значимость в современных условиях.

Список литературы

1. Концепция развития географического образования в Российской Федерации;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) (редакция от 29.12.2014 г.) № 1645.

3. Рабочая программа по географии для профильного по учебнику В.Н. Холиной 10 класс: [Электронный ресурс], URL: https://infourok.ru/avtorskaya-programma-po-geografii-dlya-profilnogo-urovnya-po-uchebniku-vn-holinoy-klass-chasa-v-nedelyu-671086.html. (Дата обращения: 10.03.2020).

4. Холина В.Н. География. 10-11 классы: рабочая программа к линии УМК В.Н. Холиной: углубленный уровень / В. Н. Холина. - М.: Дрофа, 2017. - 88, [1] с.

5. Новенко Д.В., Петрова Н.Н., Симонов А.В., Смирнова Е.В.. Информационный источник сложной структуры «Использование школьной ГИС (Живая География)». Методическое пособие для учителя географии– М., – 304 с.

6. Цветков В.Я. Особенности применения геоинформационных систем в образовании // Управление образованием: теория и практика. – 2013.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: