Влияние России на страны СНГ




Вклад России в развитие экономических, политических, нормативно-правовых, гуманитарных, культурных, научных связей со странами СНГ является неоспоримо высоким и значимым. По всем этим направлениям достигнуты определенные результаты, однако признать их оптимальными как для России, так и для других стран-участниц Содружества, нельзя. Важные шаги в последние годы сделаны в экономической сфере, но в области науки и культуры уровень взаимодействий остается недостаточно продуктивным для сторон.

Безусловно, особо стоит отметить миротворческую миссию России в странах СНГ. Несмотря на то, что ряд авторов рассматривает эту миссию России исключительно в ракурсе реализации собственных национальных интересов, ее вклад в стабилизацию ситуации в некоторых регионах не подлежит сомнению и заслуживает в целом высокой оценки.

Так, к примеру, весной 1992 года резко обострился конфликт в Приднестровье. С 1989 года в этом регионе возрастала напряженность между правительством Молдавии и местным русскоязычным населением, которое заявило о создании Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики (позднее так же переименованной в Приднестровскую Молдавскую Республику). Сепаратистские настроения в Приднестровье поддерживались симпатиями как Москвы, так и расквартированных в регионе частей советской 14-й армии. Ряд неудачных политических ходов обеих сторон привели к эскалации напряженности и вооруженным стычкам, начиная с ноября 1990 года, в марте 1992 года начавшим перерастать в открытые военные действия.

Миротворческие силы включали в себя 12 батальонов, 6 из которых были российские. Российская часть миротворческих сил была направлена в Приднестровье из внутреннего района России - Приволжского военного округа. Конфликт удалось временно «заморозить» [4].

Практически одновременно с приднестровской операцией летом 1992 года началась миротворческая операция в Южной Осетии. После того, как и в Грузии и в Южной Осетии власти укрепились и смогли в большей степени чем раньше контролировать свои силовые структуры, на заседании Смешанной контрольной комиссии 6 декабря 1994 года с согласия грузинской, северо - и южно - осетинской и российских сторон миротворческие силы были объединены под единым командованием российского генерал-майора Анатолия Меркулева.

Третья операция, которую российское руководство рассматривает как миротворческую, проводилась российскими силами в Таджикистане в составе Коллективных миротворческих сил под эгидой СНГ. Коллективные миротворческие силы в этой горной среднеазиатской республике были созданы в ноябре 1993 года на совместном заседании глав государств СНГ. При разработке их задач учитывался опыт миротворческих операций в Приднестровье и Южной Осетии. В этот период уже были сделаны первые шаги по анализу действий российских войск во время вооруженных конфликтов на территории бывшего Советского Союза [4].

Еще одной операцией российских миротворческих сил на территории СНГ стала операция в Абхазии, начавшаяся в июле 1994 года. В ходе урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве наглядно отразилась борьба двух подходов российских властей к проведению миротворческих операций - дипломатического, с привлечением миротворческих сил для закрепления отдельных результатов длительного переговорного процесса, и чисто силового, основанного на абсолютизации военного разрешения конфликта, которое подразумевает введение миротворческих сил и их действия исходя из соображений здравого смысла, в том числе и вне установленных договорным мандатом рамок.

В 2008 году формально в Абхазии действовала миротворческая миссия СНГ, а в Южной Осетии миротворческая операция была реализована на основе двусторонних соглашений между РФ и Грузией. «Пятидневная война» окончательно похоронила прежний статус-кво с его миротворческими операциями. Россия перешла в разряд покровителей военно-политического самоопределения Абхазии и Южной Осетии.

Наконец, в 2014 году российские миротворческие силы оказали поддержку, и способствовали урегулированию конфликта в восточной Украине, а также в Крыму и Севастополе. Итогом этого стало присоединение полуострова Крым к Российской Федерации в одностороннем порядке. Большинство стран до сих пор не признает Крым в составе России.

Исходя из этого, можно сказать, что миротворческие силы РФ вполне способны регулировать военные конфликты и способствовать нахождению консенсуса между враждующими сторонами. Однако, конфликты не могут быть урегулированы только лишь усилиями миротворческих подразделений, необходимо, чтобы и политики приложили собственные усилия для решения сложившейся проблемы.

Помимо миротворчества важнейшим элементом реальной, а не декларативной коллективной безопасности Содружества является сотрудничество по охране внешних границ СНГ, которое позволяет сохранять контроль Российской Федерации

Таким образом, можно отметить изменения в российской политике по отношению к странам СНГ. После развала Советского Союза Росси оказалась в несколько непривычной для себя ситуации, территории бывших союзных республик она все также воспринимала, как единое государство своей страны. Однако, все эти страны уже были независимыми и пытались жить своими силами. Впрочем, бывшим республикам тоже оказалось на первых порах тяжело, ибо централизованный центр раньше был в России, а тут приходилось начинать все с нуля. Поэтому было целесообразно создать единое постсоветское пространство, что и было сделано, появилось Содружество Независимых Государств. При помощи этой международной политической организации были найдены пути успешного сотрудничества и совместного развития, с учетом предыдущих ошибок, был сделан упор на двусторонние отношения, что позволило в полной мере реализоваться каждому участнику Содружества. Однако, даже при всех недостатках в Содружестве, нельзя не заметить, что и Россия, и постсоветские страны очень нужны другу для создания единого экономического и оборонного пространства. Бывшие союзные республики зависят от энергоресурсов из РФ, также Россия является большим рынком для реализации собственной продукции, первую очередь сельскохозяйственной. Через российскую территорию и транспортные пути осуществляется транзит грузопотоков с дальним зарубежьем. Россия также заинтересована в сохранении крепких международных связей с этими государствами, пространство СНГ является ключевой зоной ее геополитических интересов. Вклад России в развитие экономических, политических, нормативно-правовых, гуманитарных, культурных, научных связей со странами СНГ является неоспоримо высоким и значимым. По всем этим направлениям достигнуты определенные результаты, однако признать их оптимальными как для России, так и для других стран-участниц Содружества, нельзя. Миротворческие силы РФ вполне способны регулировать военные конфликты и способствовать нахождению консенсуса между враждующими сторонами. Однако, конфликты не могут быть урегулированы только лишь усилиями миротворческих подразделений, необходимо, чтобы и политики приложили собственные усилия для решения сложившейся проблемы. Интегрирование групп стран становится возможным, когда участники достигают необходимого уровня интеграционной зрелости. В экономике это достаточно высокий уровень развития обрабатывающей промышленности, что обеспечивает расширение выпускаемой продукции, расширение международного рынка сбыта, а также освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, хорошо развития финансовая инфраструктура. В политике - устоявшаяся демократия с четким разделением властей и верховенством закона, это делает поведение страны на в международной политике несколько предсказуемым, но тем сам повышается уровень доверия со стороны партнеров. Для достижения успешной внешней политики РФ должен быть выработан баланс между целями и возможностью реализации. Безусловно упор должен быть на добрососедских взаимоотношения и стратегического партнерства со всеми членами-странами СНГ. Реальные взаимоотношения с каждым государством необходимо построить с учетом взаимной открытости, и с учетом обеспечения прав граждан стран-участников. Очень важно для России не втягивать остальные государства Содружества в конфликт со странами Запада, и тем более не принуждать их к силовой поддержке РФ. Поскольку подобный расклад событий не будет являться выгодным для бывших союзных республик, и может напомнить о прошлых ошибках в едином государстве. На данном этапе все происходящее можно охарактеризовать как реконструктивный период. Подход, основанный на остатках советской структуры, трансформируется в направлении новой, хотя и берущей начало от уже наработанных методов системы взаимодействия. Иными словами, СНГ успешно выполнило свою основную миссию - сохранение постсоветского пространства, насколько это было возможно, в бесконфликтном и полном формате. Данный этап завершен. Сегодня у России появляются реальные возможности преобразовать постсоветское пространство в единую интегрированную площадку нового типа. Главной целью РФ должно стать создание такой модели сотрудничества, при которой республики, не боясь Кремля, стремились бы к сближению, как это происходит сегодня в случае Евросоюза. Речь идет не только о двусторонних или ограниченных объединениях, но и о так называемом расширенном СНГ. Тут впору сочетать подходы, которые предлагают Белоруссия и Казахстан. Минск как столица Содружества выступает за интеграцию в расширенном составе, которая включает все страны СНГ. Астана поддерживает твердую интеграцию, но в более узком составе с возможностью распространения интеграционных проектов на более широкий круг участников. Очень важно, чтобы новая основа взаимоотношений между республиками гарантировала соблюдение баланса интересов.

 

Вопросы:

1. Почему отношения со странами СНГ для РФ являются приоритетными?

2. Используя современный материал, подготовить сообщение (устно или презентация) о взаимоотношении РФ с любой из стран СНГ.

3. Каково влияние РФ на страны СНГ? Приведите примеры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: