Общие требования к изложению и стилю текста




При написании курсовой работы очень важно не только раскрытие темы и использование определенных источников, но и язык, стиль, общая манера подачи содержания. Курсовая работа – это научное произведение. Поэтому она должна соответствовать требованиям этого жанра и писаться в стилистике научного текста.

Для научного текста характерен формально-логический способ изложения, подчиняющий себе все используемые автором языковые средства. Изложение такого рода должно быть целостным и объединенным единой логической связью, поскольку преследует единую цель — обосновать и доказать ряд положений.

В научном тексте все направлено на решение поставленных задач и достижение конечной цели, которые четко прописываются во введении. Все, что прямо не работает на реализацию цели (выражение эмоций, художественные средства, риторические обороты), является лишним. Используемые в научном тексте средства выражения, прежде всего, должны отличаться точностью, смысловой ясностью. Ключевые слова в таком тексте – это понятия, поэтому при написании курсовой работы следует пользоваться понятийным аппаратом, т. е. установленной системой терминов, значение и смысл которых должны быть для читателя не расплывчатыми, а четкими и ясными.

Синтаксис научного текста отличается обилием сложных предложений. Именно сложные, в особенности сложноподчиненные предложения способны адекватно передавать логические механизмы научной аргументации и причинно-следственные связи, занимающие важнейшее место в научном тексте. Показателем культуры научной речи студента является высокий процент в тексте сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Сплошной поток простых предложений производит впечатление примитивности и смысловой бедности изложения. Однако следует избегать слишком длинных, запутанных предложений, восприятие которых к концу осложняется.

Установившаяся традиционно форма подачи научного текста предполагает максимальную отстраненность от изложения личности автора с его субъективными предпочтениями, индивидуальными особенностями речи и стиля, эмоциональными оценками. Такой эффект отстраненности, безличного монолога достигается рядом синтаксических и стилистических средств, например использованием безличных и неопределенно-личных конструкций, конструкций с краткими страдательными причастиями, например, «выявлено несколько новых принципов», ведением изложения от третьего лица и т. д. Кроме того, особенностью современного научного текста является почти полное исключение из употребления личного местоимения первого лица единственного числа – «я». Там, где автору нужно назвать себя в первом лице, используется местоимение множественного числа – «мы». Образуются конструкции «мы полагаем», «нам представляется», «по нашему мнению».

Такое словоупотребление, во-первых, придает тексту видимость большей объективности. Во-вторых, когда авторство выражается местоимением «мы», создается впечатление, что за автором как единичным субъектом стоит группа людей – направление, единомышленники. Наконец, использование слова «мы» вместо «я» выглядит скромнее и, в силу этого, более соответствует неписаным требованиям академического этикета: автор не демонстрирует свой личный вклад, а делает его достоянием всех специалистов. Тем не менее, для стилистического разнообразия стоит прибегать и к другим конструкциям, обеспечивающим должный уровень безличности текста.

Научная речь предполагает использование определенных фразеологических оборотов, слов-связок, вводных слов, назначение которых состоит в том, чтобы показать логическое соотношение данной части изложения с предыдущей и последующей или подчеркнуть рубрикацию текста. Поэтому для подготовки курсовой работы в качестве примера можно порекомендовать использовать следующие функционально-синтаксические и лексические средства:

– средства, указывающие на последовательность изложения, на место излагаемой мысли или факта в логической структуре текста: вначале; прежде всего; затем; во-первых (во-вторых и т. д.); впоследствии; после; наконец; в заключение сказанного;

– средства, указывающие на противопоставление отдельных тезисов изложения, выражающие наличие противоречия между только что сказанным и тем, что сейчас будет сказано: однако; в то же время, между тем, тогда как; тем не менее; впрочем;

– средства, указывающие на наличие причинно-следственных отношений: следовательно; отсюда следует, что…; поэтому; потому что; благодаря; сообразуясь с; вследствие;

– средства, помогающие более четкой рубрикации текста, поскольку отражают переход изложения от одной мысли к другой: прежде чем; обратимся к; рассмотрим, как; остановимся на; подчеркнем следующее; рассмотрим подробнее...; перейдем теперь к...;

– средства, подытоживающие изложение или часть изложения: итак; таким образом; значит; в заключение отметим; на основе сказанного; следовательно;

– средства обобщенного выражения признака (местоимения, прилагательные и причастия): данный; этот; эти; такая; названные; упомянутые; указанные; перечисленные.

При подготовке текстов письменных работ также необходимо помнить об общих стилистических «запретах», которые, как правило, не допускается применять в научной речи:

– обороты разговорной речи, произвольные словообразования, в том числе профессионализмы;

– различные научные термины, близкие по своему значению для обозначения одного и того же понятия;

– иностранные слова и термины – при наличии русских аналогов;

– сокращения обозначений единиц физических величин – при их употреблении без цифр (кроме единиц физических величин в головках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы).




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: