Из рассказа русской паломницы-журналистки Натальи О.




Предания о Благодатном огне.

Первые свидетели:

34 (?) г. Апостол Петр по свидетельству св. Отцов Церкви видел чувственно свет озарявший Гроб Господень" См. Святой Григорий Нисский (+394). Второе слово о Воскресении. Иоанн Дамаскин. Октоих. Первый Воскресный седален. Глас восьмой.

Святой Григорий Нисский (+394). Во втором слове о Воскресении пишет об апостоле Петре (I в.) видевшем Святой Свет. Св. Григорий Нисский. Словов второе о Воскресении. IV в.

В трудах церковного историка Евсевия (IV век) описывается, как при патриархе Наркиссе (II век) не хватало масла в лампаде на Пасху. В нее налили воды из Силоамского источника. Лампада была зажжена небесным огнем и горела все время пасхальной службы. См. Евсевий Памфил. Церковная история. Кн. 6. Гл. 9. 1-3.

Феодосии Великий (+395), посетивший, по преданию, тайно Иерусалим, вошел в храм Гроба Господня, все лампады зажглись сами собой. "Это чудо удивило патриарха, но Ангел открыл ему, что богомолец был не простой человек, а святой царь Феодосии". Епископ Порфирий (Успенский). Книга бытия моего, Ч. 3. СПб., 1896,с. 299-300.

Преподобный Иоанн Дамаскин (780) в своих церковных песнопениях, нередко упоминает о свете, чудесно блиставшем на Святом Гробе. Так, например: "Скорый Петр предста ко Гробу и, свет зря во гробе, ужасашеся" См. Октоих, воскресный седален, глас 8 и др.

Предания, связанные с Благодатным огнем

С точки зрения православия, Благодатный огонь является залогом между Богом и людьми, исполнением обета, данного воскресшим Христом его последователям: "Я есмь с вами во все дни до скончания века". Считается, что год, когда Небесный огонь не сойдет на Гроб Господень, будет означать конец мира и власть антихриста.

Одно из пророчеств, хранящихся в Иерусалимской Православной Церкви гласит: "коль пролилась кровь христиан у Гроба Господня, значит, скоро закроется вход к этой величайшей святыне и настанут для Церкви Христовой особенно тяжкие времена".

Восемнадцатого апреля 1998 г. в день Великой Субботы в Иерусалиме у Гроба Господня совершилось одно из печальнейших событий в жизни Церкви: впервые за многие столетия здесь пролилась кровь. И сделали это те, кто называет себя православными христианами. В публикуемых материалах мы приводим рассказ паломницы из России, ставшей одной из жертв, а также размышления ее духовного отца о происшедшем. Редакция ждет откликов наших читателей и их оценок случившегося.

Из рассказа русской паломницы-журналистки Натальи О.

Большинство паломников нашей группы решили возвратиться в гостиницу. Но меня как магнитом тянуло ко Гробу Господа. Была уверенность, что именно сейчас мне нужно войти в храм, тем более, что до сих пор так и не удалось приложиться к его святыням. Одна из наших паломниц согласилась пойти вместе со мной. Мы подождали, пока схлынет народ и, протиснувшись в храм, встали слева от кувуклии. В это время вокруг кувуклии проходили пасхальные крестные ходы христианских конфессий, которые имели приделы в храме Гроба Господня. Пропуская очередной крестный ход, мы оказались у армянского придела, среди группы армянского духовенства.

И вдруг в считанные секунды началось нечто невероятное. Сначала словесные препирания между ассирийцами, которые совершали свой крестный ход, и армянами. Ассирийцы требовали пропустить их на территорию армянского храма. Но сделать это было невозможно - такая плотная толпа стояла вокруг. Ассирийцы - это те самые люди, которые очень бурно и даже буйно вели себя во время событий Страстной седмицы. Везде они создавали давку, впрыгивали друг другу на плечи, били в барабаны, гудели в трубы, кричали о том, как они любят Православие, что их вера самая истинная. Слова вроде бы хорошие, но поведение их было столь безобразно, что возмущало всех, кто собрался здесь. Они не только мешали, их действия выглядели кощунством на святом месте, где подобает благоговейно молчать и молиться. В эти дни так хотелось тишины, но нас постоянно сопровождал дикий ор, бой барабанов и толкотня.

Что же произошло дальше? Словесная стычка сразу переросла в драку. В нашу сторону из толпы ассирийцев полетели палки, камни, ножи, бутылки, какие-то тяжелые предметы. В этот момент я получила удар по голове - как выяснилось потом, заранее разбитой бутылкой, и этой разбитой частью бутылка вонзилась мне в голову. Перед глазами вспыхнули молнии, потом появилось свечение, подобное тому, которое было при схождении благодатного огня над храмом Гроба Господня. Начался кошмар. Мне подумалось, что это конец: крики, нескончаемый дождь тяжелых предметов, как будто небо обрушилось. Я решила, что наступили последние мгновения моей жизни, мысленно начала исповедываться в грехах, просить прощения у Господа. И тут обожгла мысль: как же так, ведь Он же здесь, рядом, только что Пасха Господня совершилась, Он не допустит моей гибели и обязательно заступится. И в этот момент меня подхватили под руки и унесли в комнату, принадлежащую армянской церкви. Кровь лилась фонтаном, я буквально слепла от ее потока. Рядом со мной находился армянский юноша, который получил удар ножом близко к сердцу - он тоже истекал кровью. Двери в комнату заперли изнутри - и тут начался обстрел и штурм помещения ассирийцами. По дверям били камнями, какими-то тяжелыми предметами. Сознание то включалось, то исчезало, но я постоянно твердила Иисусову молитву и держалась за нее, как за спасительную ниточку. Было невыносимо плохо, и я понимала, что если прекращу молитву, то наступит конец. Как выяснилось впоследствии, происшедшее было заранее спланированным нападением. Все эти орудия - камни, ножи и другие предметы - ассирийцы принесли в храм загодя и в момент нападения вытащили их из-под рубашек, из карманов брюк, из сумок. Сидеть в запертой комнате нам пришлось довольно долго, так как нам пришлось довольно долго, так как возле храма не оказалось ни полицейской машины, ни машины «скорой помощи». Никогда в истории не было случая, чтобы в храме Гроба Господня пролилась кровь, поэтому ничего не было приготовлено заранее. Когда же пришло сообщение о жертвах, полиция и врачи должны были пробираться к храму пешком узкими улочками, так что машине было проехать просто невозможно. Кроме того, полицию не пропускала хулиганская компания ассирийцев. Лишь когда вызвали дополнительные наряды полиции, ассирийцев удалось оттащить, нескольких из них задержали. Некоторые из арестованных оказались под действием наркотиков.

Наконец, полиция подошла. Двери открыли - и образовался людской коридор, по которому нас обоих повели из храма. Мне плохо помнится этот путь: где-то нас вели под руки, где-то несли на руках, казалось, что этот путь не кончится, но кто-то поливал меня водой, смывая кровь с лица, протягивали платки и салфетки. И в то же время слышался шум, свист. Казалось, что снова летят камни. В голове постоянно возникала мысль, что я иду по крестному пути, который прошел Сам Господь.

Наконец, мы выбрались на одну из площадей и меня вместе с раненым армянским юношей отвезли в карете скорой медицинской помощи в больницу, находящуюся неподалеку от Горненского монастыря. Первому сделали операцию Эммануилу (так звали армянского юношу), так как его рана была опасней. Затем пришла моя очередь, Хирурги положили четыре больших шва, долго не могли остановить кровотечение, но все, слава Богу, закончилось благополучно...

Весть о случившемся быстро распространилась по Израилю, об этом случае сообщили, практически все информационные агентства мира. Узнав о происшедшем, Иерусалимский Патриарх Диодор заплакал. Когда ему передали, что кровь у Гроба Господня пролили духовное лицо армянской Церкви и русская паломница-журналистка, он просил передать свой наказ: «Раба Божия Наталья, как журналистка, должна разнести по миру весть о том, что если есть на земле люди, желающие побывать у Гроба Господня, они не должны откладывать и как можно быстрее совершить свое паломничество. Сбылось пророчество, хранившееся в нашей Иерусалимской Церкви: коль пролилась кровь христиан у Гроба Господня, значит, скоро закроется вход к этой величайшей святыне и настанут для Церкви Христовой особенно тяжкие времена».

"Русь державная", №8(52) (продолжение №9(53)), 1998 г. Трофимов А. К событиям Великой Субботы в Иерусалиме.

Второе предание связанное со схождением Благодатного Огня, говорит о том, что в тот год, когда оно не сойдет - Храм Гроба Господня будет разрушен, а находящиеся в нем погибнут. Поэтому паломники перед Пасхой обязательно причащаются.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: