С чего лучше начать и как закончить выступление?




Занятие № 8

Лекция № 6

Тема: «Психологические особенности публичного выступления».

Цель: познакомить студентов с особенностями подготовки к публичному

выступлению; развивать навыки публичного выступления.

Задача: дать представление о публичном выступлении; развивать позитивное

самовосприятия, коммуникативные навыки и навыки самоанализа.

 

План

 

1. Определение публичное выступление.

2. Неречевые компоненты публичного выступления.

3. Подготовка публичного выступления.

4. Место выступления.

5. Начало выступления.

6. Окончание выступления.

7. Язык выступающего.

8. Контроль эмоций.

9. Секреты успешного публичного выступления.

 

Наилучший оратор тот, который своим словом

и научает слушателей, и доставляет удовольствие,

и производит на них сильное впечатление.

Цицерон

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

 

Искусство публичного выступления — это величайший дар, которым может обладать каждый человек.

Публичное выступление – это коммуникативное взаимодействие оратора с аудиторией слушателей. Любое публичное выступление — это в первую очередь презентация себя. От того как и в какой форме будет проходить общение с аудиторией или собеседником зависит успех всего мероприятия. Важно не только грамотно подать материал и донести информацию, нужно заинтересовать и понравиться слушающим. Результат ораторского выступления перед публикой во

многом зависит от эффективности подготовки и компетентности оратора в вопросах обсуждаемой темы и мастерства публичного выступления.

 

НЕРЕЧЕВЫЕ КОМПОНЕНТЫПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

 

Психологическое воздействие на публику начинается до речи, с момента появления выступающего перед аудиторией. Первое впечатление от оратора в значительной степени определяет, как его будут слушать. Большое значение имеют оформление внешности и манера «предъявлять себя», вести себя перед слушателями. Несколько правил, которые необходимо учитывать:

1. В одежде не должно быть ничего кричащего.

2. Вы должны распространять впечатление уверенности.

3. Лучшей позой является та, при которой вес тела равномерно распределен на всю ступню и оно слегка наклонено вперед. Сутулая осанка, склоненная набок илипоникшая голова — все это признаки слабости. Подгибающиеся колени, суетливость, дрожащие руки, бросаемые украдкой взгляды, нервозность — признаки,вызывающие недоверие. Слишком прямая стойка, плечи назад, грудь вперед, живот втянут — признаки надменности.

4. Естественный, спонтанный жест, действующий заодно со словом, удваивает силу речи. Однако часто начинающему оратору приходиться уделять основное внимание не тому, чтобы правильно использовать жесты, а тому, чтобы избавиться от автоматических привычных движений, которые он помимо воли повторяет во время выступления. Это может быть: переступание с ноги на ногу, покачивание взад и вперед, почесывание, бесконечное снимание и надевание очков, повторяющиеся поднимание и опускание плеч, откидывание чёлки со лба и т. п. Эти частые однообразные движения скоро обращают на себя внимание слушателей и начинают раздражать их или смешить. Отслеживание своих неосознаваемых движений и преодоление их требует систематической и целенаправленной работы над собой.

5. Необходимо добиться хорошего контроля над выражением своего лица. В мимике тоже встречаются привычные бессознательные движения, которые могут отрицательно повлиять на процесс взаимодействия выступающего со слушателями. Это, например, выпячивание или закусывание губы, закатывание глаз, выдвижение нижней челюсти и т. п. Если бессмысленные движения рук лишь отвлекают внимание слушателей, вызывая раздражение и смех, то непроизвольные мимические движения могут испортить эффект даже от хорошего выступления. Именно поэтому уделяйте этому особенно пристальное внимание.

6. Существенной составляющей налаживания межличностного взаимодействия между выступающим и слушателями является прямой контакт глаз. Выступающему не следует фиксировать взгляд на какой-то одной точке. Часто неопытные ораторы основное внимание уделяют слушателям, сидящим в центре. Лучше непрерывно скользить взглядом по аудитории слева направо и обратно, от первых рядов к последним.

ПОДГОТОВКА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

 

Выступление без предварительной подготовки, особенно начинающего оратора, почти наверняка будет провальным.

Вначале сделайте «скелет» будущего публичного выступления:

· Определите мотивацию слушания людьми вашего выступления. Для чего

это им нужно? Что полезного или интересного они узнают для себя?

· Выделите главную идею вашей речи.

· Выделите подзаголовки, разделив вашу идею на несколько составных

частей.

· Определите ключевые слова, которые вы повторите несколько раз, чтобы

присутствуют лучше запомнили, о чём вы им рассказываете.

· Тщательно продумайте план и структуру будущей речи. Она должна

включать введение, основную часть и выводы (окончание).

Подготовив «скелет», начинайте наращивать на нём «мускулы».

1. Найдите яркие примеры «из жизни», из истории, литературы, которые используете в процессе выступления.

2. Подготовьте необходимые схемы, иллюстрации, графики для зрительного закрепления информации.

3. Определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с каким-то вопросом, с просьбой что-то назвать, пересчитать — это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия вашего материала.

4. Напишите полный текст. Оптимально изложить речь на бумаге, но не вызубрить её (вы все равно не расскажете её дословно), а сформулировать план, которые поможет соблюсти логику выступления. Никакие особенности публичного выступления вам будут не страшны, если вы твердо знаете, о чем хотите сказать.

5. Особое внимание уделите началу и окончанию выступления.

С чего лучше начать и как закончить выступление?

Главный ваш контролер — время. Внимательно слушать и воспринимать ваши идеи публика может ограниченный срок, обусловленный психофизиологическими причинами (обычно не более 15-20 минут, потом внимание аудитории слабеет). От вас ожидают коротких, чётких, понятных, убедительных и доступных фраз. Следуйте чеховскому: «Краткость — сестра таланта». Учитывайте темпоритм речи. Благоприятная скорость для восприятия — приблизительно 100 слов за минуту. При планировании выступления учитывайте время для ответов на вопросы.

Желательно узнать заранее, перед кем вам придется выступать: численность аудитории, возраст, её интересы, взгляды, чего она ждет от оратора, какую реакцию необходимо получить от неё. В зависимости от этих показателей откорректируйте отдельные моменты своего выступления, ответив на вопросы:

· Есть ли уверенность, что аудитории, с которой придется работать, действительно интересны затрагиваемые в выступлении проблемы?

· Какую пользу слушатели смогут извлечь из выступления?

· Что нового для аудитории в докладе?

Нужно находиться на одном культурном уровне с аудиторией, общаться на её языке, тогда можно рассчитывать на установление психологического контакта

между оратором и слушателями. Не затрагивайте темы, которые выходят за рамки

понимания аудитории.

Продумайте не только план изложения, но и основные приёмы, чтобы заинтересовать аудиторию. Найдите новый факт по теме своего выступления. Постарайтесь вызвать эмоции у слушателей — это залог, что вашу речь запомнят. Дляэтого уместны истории из жизни обычных людей, конкретные примеры, иллюстрации. Чем образнее изложите тему своего выступления, тем ярче оно запомнится.Но не выдвигайте себя на первый план своего повествования — аудитория уважает скромных ораторов с чувством собственного достоинства, а не самолюбования.Используйте несколько ключевых слов, отображающих тему и идею вашей речи,чтобы они отложились в памяти даже самых невнимательных слушателей.

Проверьте по словарям значения «умных» слов, которые вы используете. Выясните правильность их произношения. Языковые ошибки могут вызвать насмешки и погубить все выступление, каким бы гениальным оно ни было по содержанию.

Когда речь подготовлена, её основные положения или тезисы лучше записать на небольшие карточки. Расположите их последовательно. Такими карточками очень удобно пользоваться во время выступления. Если это не двух- трехчасовой доклад, то читать текст не рекомендуется, желательно выучить его наизусть и произносить по памяти, лишь время от времени заглядывая в свои заметки.

Произнесите речь несколько раз вслух (лучше перед зеркалом), чтобы привыкнуть к тексту и прочувствовать все нюансы. Для шлифовки фраз, интонации, мимики желательна работа с диктофоном или видеокамерой. Можно попросить кого-то послушать ваше выступление. Такая тренировка снизит волнение, позволит почувствовать себя уверенно и увеличит вероятность успеха выступления.

 

МЕСТО ВЫСТУПЛЕНИЯ

 

Кафедра или трибуна, сцена или балкон, вообще любое возвышение над уровнем пола всегда вызывают страх у людей, которые не имеют опыта публичных выступлений. Э. Морен называл это «страхом сцены». Лучше настроить себя так, будто бы вы в первую очередь сами себе хотите рассказать что-то интересное, одновременно ознакомив с ним и всех присутствующих.

Перед выступлением важно изучить помещение, чтобы установить, с какой

стороны будут смотреть на вас слушатели. Выбирая место, учитывайте свой рост.

Необходимо проверить, все ли смогут вас видеть. Если нужно говорить за трибуной, то при невысоком росте позаботьтесь, чтобы под трибуну поместили крепкую подставку. «Говорящая голова» выглядит комично и не сможет долго удерживать внимание зрителей. Необходимо следить, чтобы оратор был виден по грудь.

Если во время публичного выступления придется сидеть, проверьте удобство вашего места. Сидя за столом, нельзя сутулиться и класть на него руки; сидя в кресле, нельзя опираться на подлокотники и спинку, забрасывать ногу на ногу, сцеплять руки на коленах, старайтесь сидеть на краю кресла, немного наклонившись вперед с отодвинутыми слегка назад ногами и прижатыми к полу пятками; необходимо сидеть прямо, свободно, излучая открытость и доброжелательность; смотреть людям в глаза, следить за их эмоциями, жестами и мимикой, всем своим видом демонстрировать заботу и понимание.

 

 

НАЧАЛО ВЫСТУПЛЕНИЯ

 

Начало выступления — не только и не столько введение в тему, сколько средство установления контакта с аудиторией, завоевания внимания. Любое выступление начинается с приветствия и обращения. Необходимо использовать такое обращение, чтобы у слушателей не возникло впечатление отстраненности выступающего или его фамильярности.

Неконструктивными стратегиями начала будут:

а) оправдывающаяся: «Надеюсь, это покажется вам интересным»;

б) извиняющаяся: «Я очень хорошо знаю, что вы все устали и хотите домой. Я вас не задержу»;

в) расплывчатая, нечёткая: «Давайте рассмотрим сегодня этот вопрос, потому что такие проблемы надо решать».

Этих «стратегий» нужно избегать, преодолевая свою неуверенность. Начало должно быть уверенным.

Особенностью введения является то, что аудитория по нему очень быстро составит впечатление о вас, и это впечатление будет доминировать на протяжении всего выступления. Филипп Честерфилд как-то писал сыну: «Часто судьбу человека решают первые, произнесенные в обществе слова». Если во вступительной части допустить ошибки, их тяжело будет исправить. Важно с самого начала заинтересовать публику удачностью вашего первого выстрела. Для этого во вступительной части можно использовать цитату, афоризм, какую-либо остроумную шутку, рассказать интересный факт, пообещать поведать какой-то секрет или вспомнить выдающееся историческое событие, обязательно связывая их с темой выступления. Важно с первых секунд привлечь внимание и заинтриговать слушателей.

ОКОНЧАНИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ

 

Заключительная часть публичного выступления предусматривает подведение итогов. В окончании нужно напомнить ключевые проблемы, затронутые в речи, обязательно повторить все основные идеи. Удачность конструкции последних фраз, усиленная их эмоциональностью, выразительностью, не только вызовет аплодисменты слушателей, но и превратит их в ваших приверженцев.

Финал выступления должен быть настолько же запоминающимся, как и

начало. Здесь уместны афоризмы, четверостишия в тему, удачная шутка и побуждение к действию, комплимент аудитории и благодарность за дружелюбие и внимание. К окончанию своего публичного выступления нельзя показывать усталость, ведь тогда финал будет смазанным и нечётким. Поэтому целесообразно заучить пару последних предложений наизусть. Хотя не помешает подготовка двух-трёх вариантов окончания речи, чтобы выбрать оптимальный из них по ситуации.

 

ЯЗЫК ВЫСТУПАЮЩЕГО

 

Речь выступающего, конечно, является наиболее важной составляющей искусства публичного выступления. Здесь важны следующие моменты.

1. Правильное произношение, хорошая дикция, хорошо поставленный голос.

2. Умеренный темп (торопливость создает ощущение, что выступающий «отделывается», вялая речь вызывает безразличие к теме выступления).

3. Словарный состав речи. Чтобы слушатели доверяли выступающему, его язык должен быть близким к языку аудитории, в противном случае возникает отчужденность. «Человек, говорящий нашим языком, — наш человек» (Н.Г. Чернышевский).

4. Недопустимость слов-паразитов.

5. Краткость и чёткость речи. (Цицерон утверждал, что величайшее из достоинств оратора — не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно. Насколько известное высказывание Цезаря «Пришел, увидел, победил»

лучше, чем «Сначала пришел, потом увидел и после победил!».)

6. Использование прямых обращений (такой приём способствует активизации мышления слушателей).

7. Во время выступления говорите достаточно громко и ясно.

 

КОНТРОЛЬ ЭМОЦИЙ

 

Очень важно научиться владеть своим эмоциональным, состоянием в ситуациях публичной речи (ответ у доски, экзамен, выступление).

Для выступления особенно важно состояние уверенности, в некоторых случаях даже «побеждающее». Для того чтобы создать у себя такой настрой, вспомните как можно подробнее, со всеми переживаниями, ощущениями, деталями случаи успехов, удач.

Не вспоминайте провалов, мысли о которых сами лезут в голову, вспоминайте именно успех. Вспомните ощущение уверенности в своих силах, свободы и раскованности (неважно, с чем оно было связано). Важно проникнуться чувством собственной удачливости. Не может быть, что вам нечего вспомнить.

Выберите для уверенности характерный жест. Не забудьте о «позе уверенности». Некоторым помогает приём записывания на диктофон своего

уверенного голоса, а затем, в случае необходимости, включайте его — это помогает как бы «подстроиться» под эту запись.

Настроиться на нужное состояние можно и по контрасту. Например, в момент сильного волнения усилить все признаки неуверенности, шаржировать их, сделать гротескными. Сыграть на чувстве юмора и стремлении к противоречию. Представьте, что будет в случае неудачи: под вами провалится пол? Вас повесят? Ведь нет. Попробуйте себя рассмешить. Именно чувство юмора более всего способно превратить отрицательную энергию в положительную.

Перед особо важными, особо ответственными выступлениями можно воспользоваться приёмом «мысленная тренировка» из арсенала спортсменов. Продумайте мысленно свой ответ, свое выступление во всех подробностях, представьте конкретно, как можно ярче все, что будет происходить.

Не надо «бояться страха», он уйдет сам, когда придёт время действовать и вы будете знать, что сможете это сделать хорошо.

Перед началом речи выходите уверенно, спокойно. Не обращайте внимания, что у вас сильно бьется сердце и пересыхает в горле. Многие расценивают эти признаки как симптомы страха и думают, что из-за этого их ждет неудача. Такая реакция означает лишь то, что человек готов действовать, и она свойственна многим людям. Подобное состояние помогает мобилизовать силы, энергию, выступить как можно лучше. Помните — это означает, что вы готовы действовать и достичь успеха!

 

СЕКРЕТЫУСПЕШНОГО ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

 

Когда вы заходите в аудиторию, двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых движений. Идите своей обычной походкой, этим вы убедите присутствующих, что вы не волнуетесь и никуда не спешите. Когда вас представили, поднимитесь, обязательно подарите залу легкую улыбку и войдите в непосредственный зрительный контакт с аудиторией.

Чтобы показать свою значимость и вызвать уважение аудитории, необходимо контролировать максимально допустимое пространство. Не старайтесь показать себя маленьким человеком и не таитесь в углу сцены. Займите место в центре или же хотя бы направляйте в центр свой взгляд время от времени. Расправьте плечи, поднимите голову и немного наклонитесь вперед, демонстрируя что-то наподобие поклона, можно этот жест несколько раз потом повторить.

Когда вы поднялись на сцену, трибуну или заняли другое место для выступления, не спешите сразу же начинать говорить. Сделайте паузу. Можете воспользоваться любой возможностью — попросите стакан воды, разложите бумаги, что-то передвиньте. Используйте паузу, чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение с вами. Если вы волнуетесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи. Пауза поможет за несколько секунд изучить пространство вокруг, прикинуть, как вы его будете использовать.

Далее не просто охватите глазами, а внимательно осмотрите зал, присмотритесь ко всей аудитории. Остановитесь взглядом на нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками опоры в вашем выступлении. Потом, в случае необходимости, вы их можете изменить. Попробуйте подарить ваше персональное внимание как можно большему количеству людей, но обязательно пройдитесь взглядом по всему пространству

зала — слева направо, от первого к последнему ряду. Не задерживайтесь долго в

задних рядах, и снова переведите свой взгляд на передние места. Помните, что их

всегда занимают наиболее заинтересованные люди, в их глазах вы найдете для себя поддержку.

Ваша мимика и жесты дают человеку куда больше впечатлений, чем все,

что вы произносите. Жестами вы сконцентрируете внимание на важности информации. При жестикулировании существует три правила: первое — не кладите руки в карманы; второе — не прячьте их за спину; третье — не занимайте их посторонними предметами. Руки — это помощники, которые всегда должны быть свободными и готовыми объединиться в единое целое с вашими мыслями.

Нельзя применять «оборонительные» или «защитные» движения тела, например, скрещивание рук на груди, закладывание их за спину. Скрещивание рук демонстрирует неуверенность в том, что человек говорит. Лучше всего занять открытую позу и время от времени демонстрировать улыбку. Постоянно контролируйте осанку, спину держите прямой, голову поднятой, двигайтесь естественно.

Во время публичного выступления не застывайте, будто памятник, и не отбрасывайте голову назад, так как этим вы отталкиваете аудиторию и задерживаете поток психологической энергии, который должен динамично влиять на присутствующих. Обязательно двигайтесь. Нужно показать себя живым, энергичным, динамичным. Ваши движения должны быть короткими, точными и убедительными. Когда вы хотите что-то подчёркнуть, подайтесь телом навстречу аудитории или воспользуйтесь жестом приближения вашего тела к присутствующим. Если есть возможность приблизиться к аудитории, то сделайте это тогда, когда вы хотите сообщить ей что-то важное, донести и убедить в вашей правоте.

Постоянно удерживайте зрительный контакт с аудиторией. Опытный оратор всегда следит за вниманием слушателей, переводя взгляд из передних рядов на задние. Если вы пользуетесь записками, делайте это аккуратно: быстрым и коротким взглядом вниз посмотрите текст и снова поднимите глаза на аудиторию.

Учитывайте культурные, национальные и прочие особенности аудитории. Например, у китайцев и японцев открытый взгляд в глаза может вызвать отрицательные чувства, так как в восточных культурах это не принято. У кавказских народов прямой взгляд в глаза мужчине воспринимается как вызов на поединок и т.д. С осторожностью используйте шутки на национальную или религиозную тематику.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: