Динамика основных видов расходов федерального бюджета




% ВВП январь - май 2007 г. январь - май 2008 г.**
Расходы 14,6 15,5
Процентные расходы 1,6 2,0
Непроцентные расходы 0,4 0,4
Общегосударственные вопросы * 1,1 1,6
Национальная оборона 2,4 2,2
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1,9 1,9
Национальная экономика 1,1 1,2
Жилищно-коммунальное хозяйство 0,1 0,1
Охрана окружающей среды 0,0 0,0
Образование 0,7 0,6
Культура, кинематография и средства массовой информации 0,2 0,2
Здравоохранение и спорт 0,4 0,5
Социальная политика 0,6 0,7
Межбюджетные отношения 5,7 6,0

*) Без учета процентных расходов.

**) Предварительная отчетность об исполнении федерального бюджета за первое полугодие не содержит сведения о подробной структуре доходов и расходов. По этой причине сопоставление производится за пять месяцев.

 

В функциональной классификации непроцентных расходов наибольший объем в январе-мае 2008 года пришелся на межбюджетные трансферты (6,0% ВВП), на национальную оборону (2,2% ВВП), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (1,9% ВВП), на общегосударственные вопросы (1,6% ВВП) и национальную экономику (1,2% ВВП). Расходы по другим направлениям составили не более 0,8% ВВП.

В первом полугодии 2008 года профицит федерального бюджета, по предварительным данным, определился на уровне 1 331,1 млрд. рублей, или 7,4% ВВП (в 2007 году: 1076,1 млрд.рублей или 7,1% ВВП).

Доля государственного долга в налоговых и неналоговых доходах в 2008 г. оценивается в 17–18%. Причем в 14 субъектах РФ эта доля составляет более 45%. В условиях снижения налоговых доходов доля госдолга в доходах может существенно возрасти. Сложности с исполнением бюджетов могут возникнуть у регионов, имеющих значительные объемы госдолга и необходимость его рефинансирования.

Объём внешнего государственного долга составляет 40,5 млрд долл., причём большая часть приходится на задолженность по еврооблигационным займам – 27,7 млрд долл. (см. Приложение 4). Также у Российской Федерации имеют внутренние долговые обязательства, примерно треть которых должна быть выплачена в период 2009-2011 гг. (см. Приложение 3).

Для решения этой проблемы Министерство финансов РФ предлагает:

не использовать дополнительные доходы, полученные в ходе исполнения бюджетов в 2008 г.;

формировать в составе региональных бюджетов резервы, которые можно было бы использовать в случае существенного сокращения доходов;

ограничить принятие новых расходных обязательств, а также увеличения действующих расходных обязательств;

не увеличивать объем банковских кредитов в источниках финансирования дефицитов бюджетов, имея в виду возможное сокращение кредитных ресурсов российских банков.

Министерство финансов России провело анализ параметров бюджетов субъектов РФ на 2009 г. на предмет реалистичности доходов и расходов. Во многих регионах выявилось завышение параметров региональных бюджетов как по доходам, так и по расходам.

Впервые за последние восемь лет проект федерального бюджета свёрстан с дефицитом – в 3 трлн рублей (7,4% ВВП). При расходах 9,7 трлн рублей (увеличены на 667,5 млн) доходы составят 6,7 трлн рублей. Новый вариант бюджета свёрстан исходя из цены на нефть 41 доллар за баррель. Спад ВВП прогнозируется на 2,2%, инфляция – 13%. Среднегодовой курс рубля к доллару – 35,1 [10].

Основной задачей бюджетной политики в долгосрочной перспективе является усиление стимулирующей функции бюджета как инструмента экономического развития, изменение структуры расходов в соответствии с приоритетами государственной политики в области экономического развития одновременно с обеспечением долгосрочной устойчивости бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

 


Рис.1. Направления государственного бюджета в 2008-2010 годах

 

Бюджет 2008–2010 годов направлен на повышение уровня жизни населения и выполнение всех обязательств перед гражданами, поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивого развития страны.

Основные задачи бюджетной политики при формировании проекта федерального бюджета на 2008–2010 годы и стратегии на долгосрочную перспективу:

• превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования;

• обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета;

• дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования;

• обеспечение исполнения расходных обязательств;

• проведение анализа эффективности всех расходов бюджета;

• переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений;

• применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов, расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг;

• повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе;

• решение проблемы несбалансированности Пенсионного фонда Российской Федерации [9].

Долгосрочный прогноз доходов бюджетной системы Российской Федерации характеризуется следующими особенностями:

– снижением доли доходов в процентах к ВВП от уровня 39,8% ВВП в 2007 году до 32,8-33,5% ВВП в 2020 году, в первую очередь, за счет снижения поступлений нефтегазовых доходов. К 2020 году нефтегазовые доходы федерального бюджета сократятся ниже величины нефтегазового трансферта 3,7% ВВП, зафиксированной в Бюджетном кодексе Российской Федерации;

–увеличением доли нефтегазовых поступлений с 78% доходов бюджетной системы в 2007 году до 88-90% в 2020 году;

–снижением доли налогов и сборов на импорт в процентах ВВП в результате сокращения доли импорта в ВВП, изменением структуры импорта, изменением тарифной политики в связи с ожидаемым вступлением России в ВТО;

–увеличением относительно ВВП и общего объема бюджетных доходов доли поступлений НДС, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, налогов и сборов на социальные нужды за счет доходов от секторов экономики с высокой добавленной стоимостью;

–изменением соотношения доходов в сторону консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации [8].

При формировании доходной части долгосрочного прогноза учитывалось последовательное повышение уровня собираемости доходов за счет реализации комплексных мер по улучшению налогового и таможенного администрирования, созданию экономических стимулов для налогоплательщиков, направленных на системное решение проблемы собираемости налогов и сборов, борьбу с «теневым» сектором экономики. Указанные меры относятся к решению проблемы повышения до уровня развитых стран собираемости НДС, таможенных платежей, поимущественных налогов, налогов на доходы физических лиц, доходов при применении специальных налоговых режимов.

Необходимость выхода российской экономики на инновационный путь развития предполагает увеличение расходов на образование, здравоохранение, научные исследования, рост инвестиций в инфраструктуру. Кроме того, не должны существенно снижаться в процентах к ВВП расходы на оборону и национальную безопасность.

Рост расходов будет связан с реализацией следующих направлений:

· формирование и внедрение стандартов оказания медицинских услуг;

· введение отраслевых систем оплаты труда, введение системы эффективных контрактов для наиболее подготовленных специалистов;

· развитие системы центров оказания высокотехнологичной помощи;

· развитие систем подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов;

· улучшение обеспечения клиник лекарственными препаратами, информационного обеспечения работы специалистов.

В качестве основных направлений развития образования, по которым необходимо увеличить финансирование, следует выделить:

· переход на отраслевые схемы отплаты труда и введение системы эффективных контрактов;

· модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования;

· развитие сети инновационных и федеральных университетов;

· государственная поддержка научных исследований в вузах;

· переход на нормативное подушевое (бюджетное) финансирование общеобразовательных учреждений;

· перестройка системы непрерывного образования и участия организаций в образовательных процессах.

Рост расходов бюджетной системы будет сдерживаться за счет снижения других видов расходов в процентах к ВВП, в том числе:

–доля расходов на содержание государственных учреждений будет снижаться, в первую очередь, вследствие проводимых мероприятий административной реформы, направленных на создание оптимальной системы государственного управления, а также замедления роста тарифов на услуги естественных монополий и реализации мероприятий по энергосбережению. При этом заработная плата работников бюджетной сферы и денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц в реальном выражении будет увеличиваться;

–расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности в процентах ВВП будут снижаться умеренными темпами. Учитывая, что к началу второго десятилетия содержание военной организации будет сбалансированным, увеличение объема товаров, работ и услуг в сопоставимых ценах будет незначительным, поэтому расходы на содержание будут расти медленнее, чем рост экономики. Вместе с тем темпы роста расходов на содержание будут превышать темпы инфляции. Одновременно предполагается сохранение тенденции к улучшению соотношения расходов на оснащение и содержание военной организации.

Необходимым условием перехода экономики на инновационную траекторию развития является активная инвестиционная политика государства и, соответственно, более высокий уровень государственных инвестиций в развитие страны по сравнению с текущим уровнем. Основная доля этих инвестиций будет осуществляться в развитие инфраструктуры, в первую очередь, в транспортную, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Кроме того, развитие отраслей образования и здравоохранения потребует значительного роста инвестиций в социальную инфраструктуру.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: