Л. Е. ЖУРОВА, Е. Э. КОЧУРОВА, М. И. КУЗНЕЦОВА
В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования - на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достижение при этом высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация этих целей невозможна без точного знания учителем интеллектуальных и личностных особенностей каждого ученика. Это особенно важно на первом году обучения, когда в одном классе собираются дети с очень разным уровнем готовности к обучению в школе.
Готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами: физической готовностью, т.е. состоянием здоровья и физическим развитием ребенка; интеллектуальной и личностной готовностью.
Физическая готовность ребенка к школе определяется медиками и заносится в медицинскую карту. Личностная готовность характеризует ориентировку ребенка в окружающем, запас ею знаний, отношение к школе, самостоятельность ребенка, его активность и инициативу, развитие потребности в общении, умение yстановить контакт со сверстниками и взрослыми. Интеллектуальная готовность детей к школе включает в себя состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние развития образных представлений и ряда психических процессов (восприятие, внимание, наблюдательность, память, воображение), умственное и речевое развитие. Интеллектуальная и личностная готовность к школьному обучению могут быть определены специалистом-психологом, если он есть в школе. Но отсутствие квалифицированного психолога никак не снимает острой потребности учителя иметь информацию об этих важнейших сторонах готовности ребенка к школьному обучению. В то же время учитель, как правило, не имеет достаточной психологической подготовки и не может проводить психологическую диагностику, делать выводы о состоянии психической личностной и интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Но учитель может и должен проводить педагогическую диагностику, которая не сводится к проверке у детей при приеме в школу умения читать, писать и считать, т.е. к проверке тех предметных знаний, умений и навыков, которые являются содержанием обучения в 1 классе. Наиболее существенным для педагогической диагностики является определение сформированное предпосылок к овладению грамотой и математикой, т.е. тех компонентов, которые составляют основу усвоения этих предметов. Причем такую диагностику должен осуществлять именно учитель, с тем чтобы использовать данные, полученные в процессе ее проведения, для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям при обучении в I классе.
Каковы же предпосылки успешного овладения языковой и математической грамотностью? Это достаточная степень развития ряда неречевых функций (состояние пространственного восприятия, в том числе осознание схемы собственного тела, состояние зрительного восприятия, состояние моторики и зрительно-моторных координации); соответствующий возрасту уровень развития устной речи (состояние слухоречевой памяти, состояние словарного запаса и грамматического строя речи, состояние связной речи); соответствующий возрастной норме уровень общего развития (обучаемость ребенка, произвольность психических процессов, достаточно развитое наглядно-образное мышление, основы логического мышления). Кроме того, существует еще и некоторый минимум специфических элементов готовности к школьному обучению, касающихся только обучения языку или математике. К их числу следует отнести: наличие интуитивных дочисловых представлений, овладение представлениями, лежащими в основе счета и самим счетом, хотя бы в пределах 6, представления об операциях сложения и вычитания, умение сравнивать два множества по числу элементов; развитие фонематического слуха и восприятия, сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.
Большое число общих компонентов, определяющих готовность ребенка к обучению чтению, письму и математике, позволяет осуществить комплексный подход к проведению педагогической диагностики и тем самым затратить минимальное время на получение необходимой учителю информации.
Задания педагогической диагностики должны максимально учитывать особенности и возможности 6-летних детей, обеспечивать адекватное понимание детьми их содержания, не зависеть от уровня навыков чтения, письма и других предметных знаний, которые входят в программу первого класса.
Перед учителем, проводящим педагогическую диагностику, стоит не только задача выявить у ребёнка какое-либо нарушение, но, главное, проанализировать характер этого нарушения в сопоставлении с нормой и построить на этой основе прогноз преодоления этого затруднения. Поэтому после проведения фронтальной педагогической диагностики необходимо провести индивидуальную дополнительную беседу с теми детьми, которые допустили существенные ошибки. В ходе этой индивидуальной диагностики ребенок выполняет задания с помощью учителя. Но это особый вид помощи, когда учитель выясняет, что именно ребенок не может сделать самостоятельно, но выполняет с его помощью. Такая форма заданий дает возможность выяснить не только тот уровень, на котором находится ребенок в данный момент, но и, как говорил выдающийся психолог Л. С. Выготский, "зону его ближайшего развития", т.е. то, что ребенок может сделать с помощью взрослого. Это позволяет сделать заключение о таком важнейшем компоненте готовности к школе, как обучаемость, т.е. способность к усвоению знаний в сотрудничестве с учителем, восприимчивость к помощи взрослого, быстроту освоения новых способов действий.
Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход учителя с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Если в процессе повседневной педагогической работы основная цель - научить, получить правильный ответ, то в процессе проведения диагностики главное - получить достоверные данные о состоянии готовности ребенка к школе. Поэтому даже при оказании помощи ребенку основной целью учителя должно стать не обучение определенному действию, а выявление и фиксация шагов помощи, оказываемых ребенку в процессе выполнения работы, так как именно это позволит определить те педагогические средства, которые следует применить, чтобы поднять данного ребенка на более высокий уровень.
2. Особенности проведения педагогической диагностики Педагогическая диагностика включает и себя два взаимосвязанных этапа. Первый этап – групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных, им рабочих листах. Второй этап – индивидуальное обследование, в процессе которого учитель наблюдает за деятельностью одного ребенка и фиксирует его устные ответы.
Ценность группового (фронтального) обследования состоит не только в значительной экономии времени, но и в том, что оно позволяет понаблюдать за детьми, оказавшимися в непривычной для них обстановке - в новом детском коллективе, в отсутствии родителей. В то же время нельзя ограничиваться только групповой работой, так как целый ряд параметров, особенно касающихся речевого развития и определения уровня обучаемости детей, невозможно выявить в процессе фронтального обследования. Важно учесть и то, что данные группового обследования в случае низкого результата не могут быть абсолютно достоверными: ребенок может растеряться в новой обстановке, быть чем-то расстроен и т.д. Необходимо уточнить такие результаты, предложив ребенку в индивидуальной беседе ряд дополнительных вопросов.
Индивидуальное обследование проводится на следующий день после группового, чтобы учитель имел возможность проанализировать результаты группового обследования и познакомиться с медицинской картой ребенка. Результаты выполнения групповой и индивидуальной диагностики вносятся в бланк обследования (см. ниже).
При проведении групповой педагогической диагностики необходимо придерживаться следующих правил:
1. Если учитель работает один, без ассистента, то число детей в группе не должно превышать 10-12 человек.
2. На каждой парте сидит один ребенок, для которого должны быть заранее подготовлены рабочие листы и набор карандашей:
красный, синий, зеленый, желтый и простой.
3. Дети приглашаются в класс без родителей. О том, что работа будет проводиться, таким образом, необходимо предупредить родителей заранее.
4. Рассаживая детей, но местам, необходимо обратить, особое внимание на тех, кто плохо видит или слышит.
5. Работа начинается с краткого объяснения: «дети, приготовьте листы, карандаши. Я буду вам читать задания по порядку. Если кто-нибудь не успел выполнить это задание, а я уже начала тать следующее, не расстраивайтесь, оставьте задание и сразу переходите к работе над новым. Будьте внимательны. Слушайте первое задание»
6. Каждое задание дается в точном соотвествии с инструкцией, никаких слов "от себя добавлять не нужно.
7. Задания читаются достаточно громко, в ровном и спокойном темпе. Можно повтор текст задания, если в этом возникает необходимость, но не отклоняясь от текста.
8. Переходить к чтению следующего задания: следует только тогда, когда большинство детей (более 75%) закончили выполнение предыдущее.
9. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более трех минут. При переходе к чтению следующего задания следует предупредить детей об этом словами: "Слушайте следующее задание".
10. Если в ходе работы будет отмечено, что многие дети устали, нужно провести игровую паузу (физминутку).
11. Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 30-35 минут (с учетом 3-5-минутной паузы).
12. Во время работы важно поддерживать доброжелательную атмосферу, не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, почаще говорить слова: "Очень хорошо!", "Вы молодцы!",
Вижу, у вас все замечательно получается!"
Второй этап педагогической диагностики (индивидуальное обследование) включает в себя обязательную для всех детей часть, связанную с определением уровня речевого развития, и дополнительные задания только тем детям, которые допустили ошибки в ходе группового обследования.
При проведении индивидуального обследования важно выполнить следующие условия:
1. После проведения первого этапа педагогической диагностики (групповое обследование) проанализировать рабочие листы всех детей и определить вероятную причину каждой ошибки.
2. Собеседование можно проводить как в присутствии родителей, так и без них. Следует спросить самого ребёнка, как ему будет спокойнее и лучше – если родители подождут за дверью или пройдут в кабинет вместе с ним. Если родители присутствуют при собеседовании, стоит предупредить их о том, чтобы они не вмешивались в беседу, не подсказывали, но комментировали ответы своего ребенка, не делали ему замечаний.
3. Приглашая ребенка в класс, учитель должен назвать его по имени, дать возможность освоиться в новой обстановке.
4. Индивидуальное обследование необходимо проводить таким образом, чтобы ответы ребенка не могли слышать другие дети.
5. Данные индивидуальной педагогической диагностики результаты выполнения заданий и уровень оказанной ребенку помощи - необходимо сразу же заноешь в протокол обследования.
6. Общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 20 - 25 минут.
В ходе индивидуальной диагностики, после выполнения каждого задания выставляется количественный балл в соответствии с предложенной системой оценок, 'записываются замечания об особенностях выполнения заданий, о поведении и стиле работы каждого ребенка: насколько он самостоятелен, активен, инициативен и т.п. Для получения достаточно достоверного результата на проверку отдельных компонентов готовности (зрительно-моторные координации, фонематический слух и г.д.) дается несколько заданий. Каждое задание оценивается отдельно, а затем выводится средний балл.
Оценивание выполнения заданий построено с таким расчетом, чтобы обеспечить единство количественных и качественных показателей.
3 балла выставляется при высоком уровне развития данного параметра, такая оценка по большинству параметров свидетельствует о высоком уровне готовности детей к обучению. Это значит, что при обучении в I классе для поддержания познавательного интереса и высокого уровня умственного развития этих детей необходимо предусмотреть систему более сложных дифференцированных заданий, выбрать углубленную программу обучения.
2 балла свидетельствуют о среднем уровне развития параметра, а наличие двух баллов по большинству показателей говорит о среднем уровне готовности ребенка к обучению. Дети, получившие такие оценки, в I классе будут справляться с большинством заданий самостоятельно либо с незначительной помощью учителя.
1 балл свидетельствует о низком уровне готовности к обучению в школе
Данные педагогической диагностики не могут, конечно, лежать в основе далекоидущих прогнозов, раз и навсегда решать вопрос о языковых, математических и общих способностях ребенка. Специально продуманная система обучения может оказать существенное влияние на развитие ребенка. Вместе с тем педагогическая диагностика имеет прогностическое значение, так как позволяет сделать близкий прогноз о дальнейшем ходе развития ребенка и, главное, о тех коррекционно-педагогических средствах, которые необходимо применить для ликвидации пробелов в его развитии.