Сущность и задачи педагогической диагностики




Л. Е. ЖУРОВА, Е. Э. КОЧУРОВА, М. И. КУЗНЕЦОВА

 

В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования - на пер­вый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достижение при этом высоко­го уровня знаний, умений и навыков. Реализа­ция этих целей невозможна без точного знания учителем интеллектуальных и личностных осо­бенностей каждого ученика. Это особенно важ­но на первом году обучения, когда в одном клас­се собираются дети с очень разным уровнем готовности к обучению в школе.

Готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами: физичес­кой готовностью, т.е. состоянием здоровья и физическим развитием ребенка; интеллекту­альной и личностной готовностью.

Физическая готовность ребенка к школе оп­ределяется медиками и заносится в медицин­скую карту. Личностная готовность характери­зует ориентировку ребенка в окружающем, за­пас ею знаний, отношение к школе, самостоятельность ребенка, его активность и инициати­ву, развитие потребности в общении, умение yстановить контакт со сверстниками и взрос­лыми. Интеллектуальная готовность детей к школе включает в себя состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние развития образных представлений и ряда психических процессов (восприятие, внимание, наблюдательность, па­мять, воображение), умственное и речевое раз­витие. Интеллектуальная и личностная готов­ность к школьному обучению могут быть опре­делены специалистом-психологом, если он есть в школе. Но отсутствие квалифицирован­ного психолога никак не снимает острой по­требности учителя иметь информацию об этих важнейших сторонах готовности ребенка к школьному обучению. В то же время учитель, как правило, не имеет достаточной психологи­ческой подготовки и не может проводить пси­хологическую диагностику, делать выводы о состоянии психической личностной и интел­лектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Но учитель может и должен прово­дить педагогическую диагностику, которая не сводится к проверке у детей при приеме в шко­лу умения читать, писать и считать, т.е. к про­верке тех предметных знаний, умений и навы­ков, которые являются содержанием обучения в 1 классе. Наиболее существенным для педаго­гической диагностики является определение сформированное предпосылок к овладению грамотой и математикой, т.е. тех компонентов, которые составляют основу усвоения этих предметов. Причем такую диагностику должен осуществлять именно учитель, с тем чтобы ис­пользовать данные, полученные в процессе ее проведения, для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям при обучении в I классе.

Каковы же предпосылки успешного ов­ладения языковой и математической гра­мотностью? Это достаточная степень развития ряда неречевых функций (состояние простран­ственного восприятия, в том числе осознание схемы собственного тела, состояние зрительно­го восприятия, состояние моторики и зритель­но-моторных координации); соответствующий возрасту уровень развития устной речи (состоя­ние слухоречевой памяти, состояние словарно­го запаса и грамматического строя речи, состо­яние связной речи); соответствующий возраст­ной норме уровень общего развития (обучае­мость ребенка, произвольность психических процессов, достаточно развитое наглядно-об­разное мышление, основы логического мышле­ния). Кроме того, существует еще и некоторый минимум специфических элементов готовности к школьному обучению, касающихся только обучения языку или математике. К их числу следует отнести: наличие интуитивных дочисловых представлений, овладение представлени­ями, лежащими в основе счета и самим счетом, хотя бы в пределах 6, представления об опера­циях сложения и вычитания, умение сравнивать два множества по числу элементов; развитие фонематического слуха и восприятия, сформированность предпосылок к успешному овладе­нию звуковым анализом и синтезом.

Большое число общих компонентов, опре­деляющих готовность ребенка к обучению чтению, письму и математике, позволяет осу­ществить комплексный подход к проведению педагогической диагностики и тем самым за­тратить минимальное время на получение не­обходимой учителю информации.

Задания педагогической диагностики должны максимально учитывать особенности и возможности 6-летних детей, обеспечивать адекватное понимание детьми их содержания, не зависеть от уровня навыков чтения, письма и других предметных знаний, которые входят в программу первого класса.

Перед учителем, проводящим педагогическую диагностику, стоит не только задача выявить у ребёнка какое-либо нарушение, но, главное, проанализировать характер этого нару­шения в сопоставлении с нормой и построить на этой основе прогноз преодоления этого за­труднения. Поэтому после проведения фрон­тальной педагогической диагностики необходи­мо провести индивидуальную дополнительную беседу с теми детьми, которые допустили суще­ственные ошибки. В ходе этой индивидуальной диагностики ребенок выполняет задания с по­мощью учителя. Но это особый вид помощи, когда учитель выясняет, что именно ребенок не может сделать самостоятельно, но выполняет с его помощью. Такая форма заданий дает воз­можность выяснить не только тот уровень, на котором находится ребенок в данный момент, но и, как говорил выдающийся психолог Л. С. Выготский, "зону его ближайшего разви­тия", т.е. то, что ребенок может сделать с помо­щью взрослого. Это позволяет сделать заключе­ние о таком важнейшем компоненте готовности к школе, как обучаемость, т.е. способность к ус­воению знаний в сотрудничестве с учителем, восприимчивость к помощи взрослого, быстро­ту освоения новых способов действий.

Обязательным условием успешного про­ведения педагогической диагностики являет­ся переход учителя с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Если в процессе повседневной педагогической работы основная цель - научить, получить пра­вильный ответ, то в процессе проведения диа­гностики главное - получить достоверные дан­ные о состоянии готовности ребенка к школе. Поэтому даже при оказании помощи ребенку ос­новной целью учителя должно стать не обучение определенному действию, а выявление и фикса­ция шагов помощи, оказываемых ребенку в про­цессе выполнения работы, так как именно это позволит определить те педагогические средст­ва, которые следует применить, чтобы поднять данного ребенка на более высокий уровень.

 

2. Особенности проведения педагогической диагностики Педагогическая диагностика включает и себя два взаимосвязанных этапа. Первый этап – групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных, им рабочих листах. Второй этап – индивидуальное обследование, в процессе которого учитель наблюдает за деятельностью одного ребенка и фиксирует его устные ответы.

Ценность группового (фронтального) обсле­дования состоит не только в значительной эко­номии времени, но и в том, что оно позволяет понаблюдать за детьми, оказавшимися в непри­вычной для них обстановке - в новом детском коллективе, в отсутствии родителей. В то же время нельзя ограничиваться только групповой работой, так как целый ряд параметров, особен­но касающихся речевого развития и определе­ния уровня обучаемости детей, невозможно вы­явить в процессе фронтального обследования. Важно учесть и то, что данные группового об­следования в случае низкого результата не могут быть абсолютно достоверными: ребенок может растеряться в новой обстановке, быть чем-то расстроен и т.д. Необходимо уточнить такие ре­зультаты, предложив ребенку в индивидуальной беседе ряд дополнительных вопросов.

Индивидуальное обследование проводится на следующий день после группового, чтобы учи­тель имел возможность проанализировать резуль­таты группового обследования и познакомиться с медицинской картой ребенка. Результаты выпол­нения групповой и индивидуальной диагностики вносятся в бланк обследования (см. ниже).

При проведении групповой педагогичес­кой диагностики необходимо придерживаться следующих правил:

1. Если учитель работает один, без ассис­тента, то число детей в группе не должно пре­вышать 10-12 человек.

2. На каждой парте сидит один ребенок, для которого должны быть заранее подготов­лены рабочие листы и набор карандашей:
красный, синий, зеленый, желтый и простой.

3. Дети приглашаются в класс без родите­лей. О том, что работа будет проводиться, та­ким образом, необходимо предупредить роди­телей заранее.

4. Рассаживая детей, но местам, необходи­мо обратить, особое внимание на тех, кто пло­хо видит или слышит.

5. Работа начинается с краткого объяснения: «дети, приготовьте листы, карандаши. Я буду вам читать задания по порядку. Если кто-нибудь не успел выполнить это задание, а я уже начала тать следующее, не расстраивайтесь, оставьте задание и сразу переходите к работе над новым. Будьте внимательны. Слушайте первое задание»

6. Каждое задание дается в точном соотвествии с инструкцией, никаких слов "от себя добавлять не нужно.

7. Задания читаются достаточно громко, в ровном и спокойном темпе. Можно повтор текст задания, если в этом возникает необходимость, но не отклоняясь от текста.

8. Переходить к чтению следующего задания: следует только тогда, когда большинство детей (более 75%) закончили выполнение предыдущее.

9. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более трех минут. При переходе к чтению следующего задания следует предупредить детей об этом словами: "Слушайте следующее задание".

10. Если в ходе работы будет отмечено, что многие дети устали, нужно провести игровую паузу (физминутку).

11. Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 30-35 минут (с учетом 3-5-минутной паузы).

12. Во время работы важно поддерживать доброжелательную атмосферу, не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, почаще говорить слова: "Очень хорошо!", "Вы молодцы!",
Вижу, у вас все замечательно получается!"

Второй этап педагогической диагностики (индивидуальное обследование) включает в себя обязательную для всех детей часть, связанную с определением уровня речевого развития, и дополнительные задания только тем детям, которые допустили ошибки в ходе группового обследования.

При проведении индивидуального обследования важно выполнить следующие условия:

1. После проведения первого этапа педагогической диагностики (групповое обследование) проанализировать рабочие листы всех детей и определить вероятную причину каждой ошибки.

2. Собеседование можно проводить как в присутствии родителей, так и без них. Следует спросить самого ребёнка, как ему будет спокойнее и лучше – если родители подождут за дверью или пройдут в кабинет вместе с ним. Если родители присутствуют при собеседовании, стоит предупредить их о том, чтобы они не вмешивались в беседу, не подсказывали, но комментировали от­веты своего ребенка, не делали ему замечаний.

3. Приглашая ребенка в класс, учитель дол­жен назвать его по имени, дать возможность освоиться в новой обстановке.

4. Индивидуальное обследование необхо­димо проводить таким образом, чтобы ответы ребенка не могли слышать другие дети.

5. Данные индивидуальной педагогической диагностики результаты выполнения заданий и уровень оказанной ребенку помощи - необходи­мо сразу же заноешь в протокол обследования.

6. Общая продолжительность индивиду­ального обследования не должна превышать 20 - 25 минут.

В ходе индивидуальной диагностики, после выполнения каждого задания выставляется ко­личественный балл в соответствии с предло­женной системой оценок, 'записываются заме­чания об особенностях выполнения заданий, о поведении и стиле работы каждого ребенка: на­сколько он самостоятелен, активен, инициати­вен и т.п. Для получения достаточно достовер­ного результата на проверку отдельных компо­нентов готовности (зрительно-моторные коор­динации, фонематический слух и г.д.) дается несколько заданий. Каждое задание оценивает­ся отдельно, а затем выводится средний балл.

Оценивание выполнения заданий построено с таким расчетом, чтобы обеспечить единство количественных и качественных показателей.

3 балла выставляется при высоком уровне развития данного параметра, такая оценка по большинству параметров свидетельствует о высоком уровне готовности детей к обучению. Это значит, что при обучении в I классе для поддержания познавательного интереса и вы­сокого уровня умственного развития этих детей необходимо предусмотреть систему более сложных дифференцированных заданий, выбрать углубленную программу обучения.

2 балла свидетельствуют о среднем уровне развития параметра, а наличие двух баллов по большинству показателей говорит о среднем уровне готовности ребенка к обучению. Дети, по­лучившие такие оценки, в I классе будут справ­ляться с большинством заданий самостоятельно либо с незначительной помощью учителя.

1 балл свидетельствует о низком уровне готовности к обучению в школе

Данные педагогической диагностики не мо­гут, конечно, лежать в основе далекоидущих прогнозов, раз и навсегда решать вопрос о язы­ковых, математических и общих способностях ребенка. Специально продуманная система обучения может оказать существенное влияние на развитие ребенка. Вместе с тем педагогиче­ская диагностика имеет прогностическое зна­чение, так как позволяет сделать близкий про­гноз о дальнейшем ходе развития ребенка и, главное, о тех коррекционно-педагогических средствах, которые необходимо применить для ликвидации пробелов в его развитии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: