Комментарии к опорным схемам-конспектам (ОСК)
ОСК № 1 «Родион Раскольников»
Проследим за движением стрелок на схеме. Все они берут начало из одного поля, обозначающего ту социальную действительность, которая будоражит и отравляет сознание Раскольникова. Что же это за действительность?
Сестра Родиона Дуня сознательно решается отдать себя в жертву «денежному мерзавцу» Лужину, а мать даёт ей своё благословение. И всё это ради того, чтобы их брат и сын мог сносно жить и учиться.
Итак, чтобы один мог жить, другой должен принести себя в жертву... Эта страшная истина поражает мозг Раскольникова, вызывает чувства униженности и протеста.
Зловонный, жестокий и пьяный город давит на сознание героя Достоевского, душит его, навязывает ему мысль о том, что выжить может только сильный... В этом убеждает его судьба невзрачного чиновника Мармеладова, так и не увидевшего в своей жизни милосердия; личная драма Сони, которая вынуждена ценой своего бесчестья добывать средства на жизнь семьи... Не может забыть Раскольников и многих других «маленьких» людей, оставивших свой скорбный след в его воспалённом сознании, послуживших зарождению идеи отстоять своё место под солнцем, право быть человеком...
Таково начало конспекта. Оно определяет положение Раскольникова до той опасной черты, когда исчерпываются обычные «пристойные» идейки, например, в духе Разумихина или Зосимова, которые тоже в глубине своей души уверены, что они не только настоящие альтруисты, но, пожалуй, и мыслители, если не сегодняшние, то уж во всяком случае будущие. Да и Лебезятников — тоже случай, когда и в ничтожном на вид человечишке сидит своя самодовлеющая идейка.
|
На Порфирии Петровиче все эти «пристойные» идейки замыкаются, сливаются, как бы достигнув апогея. Мы никогда не узнаем прошлого этого человека, но, тем не менее, автор нам ясно даёт понять, что была и у следователя своя предыстория, роднящая его с «молодым поколением», с реформаторами и бунтовщиками... Но он не решился на свой протест, не переступил опасную черту. О себе он говорит Раскольникову: «Кто я?.. Я поконченный человек, больше ничего. Человек, пожалуй, чувствующий и сочувствующий, пожалуй, кой-что и знающий, но уж совершенно поконченный». Порфирии Петрович примирился со старыми законами. Поэтому ему и интересен Раскольников: «...А кто знает, может и у вас так только дымом пройдёт, ничего не будет».
Но Раскольников — переступил, как бы поднялся выше. «Мне надо было узнать... вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу?.. Тварь ли я дрожащая, или право имею...» Убив и ограбив старуху-процентщицу, он осуществил свою цель: выжить молодому и здоровому на средства никчёмного, паразитирующего и ненавистного человека, не имеющего, по мнению Раскольникова, права на жизнь. Но не просто выжить, а ещё и отмыть эту кровь своим добрым служением людям... Таков шаг Раскольникова от нищеты, унижений, оскорблений и бесправия к его «чердачному» варианту наполеоновского величия.
Но смерть ненавистной старухи вдруг вспыхнула фейерверком других смертей, неожиданных и бессмысленных, из-за которых его дорога пошла всё-таки не вверх, а (вглядитесь в конспект) рассеялась множеством путей, повернувших вниз. Как случайный свидетель, следом за старухой убита Лизавета, которая вполне возможно была беременной, носила в себе новую жизнь, погубленную Раскольниковым ещё до рождения (это отмечено на правой стороне конспекта). Но и о6означенная на его левой стороне ситуация — не проще: и деньги у старухи толком взять не смог, и в горячке оказался, так как его вполне нормальная, здоровая натура не в состоянии была вынести патологию злонамеренного убийства. Да и Наполеоном не стал, а, наоборот, оказался в положении затравленного зверя... Мать почувствовала недоброе в сыне, в конце концов, по его милости в могилу сошла... Невинный, жизнерадостный Миколка-маляр на себя его преступление принял. Вроде бы и для Миколкиного счастья убивал Раскольников, а Миколке же на каторгу идти.
|
И разветвилась «главная мысль» Раскольникова на мелкие и ненужные «мыслишки». И потянули они его вниз... И как результат – встал тупик. «Я себя убил, а не старушонку!» – с болью констатирует Раскольников...
Всплеск его страстей не угас и в наше время. Вглядитесь Раскольников — как предвестник истребляющего многочисленные жизни атомного гриба после взрыва бомбы-чумы XX века — расскажет нам о многом...
ОСК № 2 «Три портрета»
«Между нами есть какая-то общая точка... Мы одного поля ягоды..." – говорит Свидригайлов Раскольникову.
Действительно, между Раскольниковым, Свидригайловым, а также и Лужиным, ненавидящими, боящимися и презирающими друг друга, есть "общая точка". Это – «возлюби прежде всего одного себя». Это – «я и сам хочу жить а то уж лучше и не жить». Это – «всё позволено», «кровь по совести», «приглашение к убийству».
|
Именно по этой причине (посмотрите на конспект) стрелки «Раскольников», «Лужин», «Свидригайлов» замыкаются на одной такой «общей точке" – планке «трихины», которая характеризует, по определению Раскольникова, – микроскопические существа, заражающие людей вирусом себялюбия, отчуждения и жестокости...
Да и орбиты у этих стрелок похожи: Лужин служит маниакально "миллиону", Свидригайлов с «разожжённым угольком в крови» отличается прежде всего развратной похотью и анархическим действием, а Раскольникову надо лишь «мысль» разрешить, но и «мысль» эта, и лужинский «миллион», и сугубо "свидригайловское" покупаются, в сущности, одной и той же ценой: платят за них одни и те же «слабенькие»... Это и отмечает на конспекте движение стрелок справа налево.
Дуня – из «слабеньких». Но вглядитесь внимательнее: поражённые «трихинами», замыкаются и на этой «общей точке» отталкиваются от неё стрелки для движения в обратном направлении.
«Знаю, что выстрелишь, зверок хорошенький...» – говорит Дуне Свидригайлов, когда она наводит на него пистолет. И не ошибается: та Дуня, которая видит свой смысл жизни в страдании и жертвенности, стреляет в него... даже два раза.
И Раскольников тоже думает о ней, что будет, когда она, жертвуя собой ради него, узнает о всей тяжести его преступления: «А выдержит?.. Нет, не выдержит; этаким не выдержать!»
Так что же заключается в характере Дуни? Сострадание, жертвенность, но уже поражённые язвами насилия... И в самую нравственную среду проникли «трихины». Люди же, заражённые ими, ужиться друг с другом не могут, как не могут существовать ни Раскольников, ни Свидригайлов, ни Лужин друг с другом, ни они вместе с Дуней...
В этом и преграда движению влево трёх стрелок, и угроза им...
В этом — и предостережение человечеству...
Что же касается Раскольникова, то в целом свести его образ всего лишь к «общей точке» с Лужиным и Свидригайловым, конечно, нельзя. Вопрос куда сложнее.
ОСК № 3 «Соня Мармеладова»
Порфирий Петрович во время беседы с Раскольниковым советует ему: «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем», т.е. не только светить, но ещё и греть... Продолжим же и мы его мысль.
Но не Раскольников, а Соня Мармеладова становится в романе таким тёплым светом, хотя, на первый взгляд, она вроде бы далека от этой нравственной высоты, её место у подножия, на панели...
Сестра старухи-процентщицы Лизавета, жена Свидригайлова Марфа Петровна, мать Раскольникова, его сестра Дуня, Миколка-маляр — все эти персонажи сфокусированы на Соне, они как бы составляют содержание её образа-солнца, олицетворяющего в себе сострадание, доброту, милосердие, любовь и действие...
Лизавета и маляр – полярны. Они как бы представляют собой высший символ страдания в мужском и женском измерении. Весёлый и здоровый мальчик при столкновении с грубой силой, которая грозит его «засудить», решается принять на себя страдание: сознаться в несовершенном преступлении. Лизавета не ищет случая для страдания, она только терпит: кроткая, вечно отягощенная то чужой похотью, то чужой злобой, бесполезно для себя сильная, безрадостно молодая и даже бессмысленно убитая.
Марфа Петровна стремится брать от судьбы даже больше, чем может использовать, и в то же время кажется обездоленной мученицей — в этом смысл её жизни.
С жертвенного благословения матери сестра Раскольникова Дуня решается связать свою судьбу с нелюбимым, чужим ей человеком, «денежным мерзавцем» Лужиным ради благополучия своего брата.
Но Раскольников отвергает жертву родных: «Не бывать тому, пока я жив, не бывать! Не принимаю!». И это далеко не единичный эпизод в романе: жертвенные поступки всех сфокусированных на Соне героев не принимаются окружающими. В конечном счёте отрекается от зловещей жертвы Миколки-маляра тот же Раскольников. Распознаёт Миколкину жертву Порфирий Петрович и продолжает поиски настоящего убийцы. Неблагодарно поступает с Марфой Петровной Свидригайлов, ради которого она «столько сделала». Не оцениваются все те муки, которые терпела от старухи-процентщицы её сестра Лизавета...
Все эти люди излучают добро и сострадание, т. е. светят, но нет от них тепла сердцу. Не только осветить жизнь страждущего, но и согреть его душу способна лишь Соня.
Мачеха Сони, Катерина Ивановна, обрекает её жить по жёлтому билету. Но после совершения ею греха «Катерина Ивановна... подошла к Сонечкиной постельке и весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала, встать не хотела...». За истощённых голодом детей, которые благодаря Соне получили возможность выжить, за себя, смертельно больную, которой в тяжёлую минуту жизни всё-таки помогли, благодарила падчерицу Катерина Ивановна. Даже за мгновение до своей смерти она искренне жалела её: «Иссосали мы тебя, Соня...»
На этом же уровне, что и Катерина Ивановна, на уровне, когда Сонина жертва теплотой проникает в души людей, находится её отец Мармеладов. Она «пробирает» его совесть, проявляя бесконечное сострадание, отдавая ему свои последние «греховные» гроши на его непристойное пьянство в трактире...
После гибели отца, смерти мачехи, именно она, Соня, падшая, смысл своей жизни видит в заботе об осиротевших малолетних детях... Благодарны ей не только дети, но и люди, окружавшие её, которым такой поступок кажется воистину христианским, и даже её грехопадение в этом случае кажется святым...
Лучи тепла исходящего из Сониной души, достигают и Раскольникова, казалось бы, невосприимчивого к её жертве... Он сопротивляется им, но всё-таки, в конце концов, опускается перед ней на колени...
ОСК № 4 «Раскольников и Соня»
Вспомните первый конспект: Раскольников совершил убийство старухи-процентщицы, что, как цепная реакция, повлекло за собой другие, ненужные, жертвы и завело его в тупик... Соня же в это время получила жёлтый билет...
Линии их жизни пересеклись в самой критической точке для них: именно в тот момент, когда нужно было раз и навсегда решить, как жить дальше.
Старая вера Раскольникова уже пошатнулась, а новую он пока ещё не обрёл. Обречённость и невольная жажда смерти как выход из тупика овладели им...
И всё-таки «...он с Соней, которая последовала за ним на край света, которая спасла и спасает его ежедневно, ежечасно, не давая погаснуть едва тлеющему и не видимому никому, кроме неё, огоньку добра в его душе...»
Вглядитесь в конспект: из тлеющего раскольниковского огонька (перед тупиком) появился язычок будущего костра...
О. Любимов