Весь персонал парикмахерской обязан знать правила техники безопасности и руководствоваться ими в своей практической работе. Об этом говорят правила установленные СанПиНом и в инструкции по охране труда для парикмахера. Для безопасности труда на рабочем месте проводится инструктаж по технике безопасности. Он включает в себя ознакомление с обязанностями парикмахера и с требованиями, предъявленными к парикмахеру и правилами организации труда, с правильным обслуживанием, пользованием инструментов и приспособлений, а так же с правилами поведения в случаи опасных моментов в работе. При монтаже, эксплуатации и ремонте электрооборудования необходимо соблюдение правил технической эксплуатации и безопасности обслуживания электроустановок промышленных предприятий.
Требования к устройству и оборудованию помещений
- Объемно-планировочные и конструктивные решения зданий и помещений определяются перечнем парикмахерских услуг и их мощностью. Набор и площади помещений должны соответствовать действующим нормативам.
- Высота рабочих помещений парикмахерских должна быть не менее 3,0 м, бытовых помещений - не менее 2,7 м. Допускается размещение парикмахерских при высоте помещений не менее 2,7 м вместимостью до трех рабочих мест.
- Глубина помещений при одностороннем естественном освещении не должна превышать 6 м.
- Кабинеты косметический, маникюра и педикюра должны размещаться в отдельных изолированных помещениях.
В парикмахерских залах до 3-х рабочих мест допускается размещение одного рабочего места для маникюра при наличии дополнительной площади не менее 6 м2.
В косметических кабинетах допускается организация до 3 рабочих мест при условии их изоляции перегородками высотой 1,8-2,0 м.
В педикюрных кабинетах должно быть не менее 2-х ванн для ног с подводкой горячей и холодной воды.
- Рабочие места оборудуются мебелью, допускающей обработку моющими и дезинфицирующими средствами и расположенной так, чтобы обеспечить возможность уборки, не загораживать источник света, не загромождать проходы.
- Не допускается размещение в парикмахерских залах и кабинетах оборудования и предметов, не имеющих отношения к выполняемым работам на конкретном участке.
- Расстояние между рабочими местами (креслами туалетного стола) должно быть 1,8 м, от крайнего кресла до стены - 0,7 м.
При двухрядном и более расположении кресел расстояние между рядами должно быть не менее 5 м.
- Рабочие места парикмахеров оборудуются креслами, туалетными столами с раковинами для мытья волос.
При наличии отдельного помещения или специального места для мытья волос допускается установка туалетных столиков без раковин.
В мужском и женском парикмахерских залах должна быть оборудована раковина для мытья рук парикмахеров.
В парикмахерской не более 3 рабочих мест допускается иметь в зале одну раковину для мытья волос и один сушуар.
- Парикмахерские должны иметь подсобные, вспомогательные и бытовые помещения (гардеробные, комнаты отдыха и приема пищи с необходимым оборудованием, туалеты, кладовые, помещения для хранения инвентаря, мусора, остриженных волос).
- В парикмахерских до 5 рабочих мест допускается совмещение комнаты приема пищи с гардеробной для персонала, а также вестибюля с гардеробом для посетителей и залом ожидания при соблюдении санитарно-эпидемиологических требований.
Туалеты для персонала и посетителей в парикмахерских свыше 5 рабочих мест должны быть раздельными.
- Рабочая и домашняя одежда персонала должна храниться в индивидуальных шкафах.
- Кладовые для хранения чистого и использованного белья, парфюмерно-косметических, а также моющих, дезинфицирующих и педикулицидных средств должны быть раздельными.
Помещения для хранения чистого белья и парфюмерно-косметических средств оборудуются стеллажами или шкафами; для грязного белья - ларями.
В парикмахерских до 5 рабочих мест допускается хранение чистого белья, парфюмерно-косметической продукции, моющих, дезинфицирующих, педикулицидных средств в раздельных шкафах в подсобном помещении.
-. Стирка использованного белья и рабочей одежды должна проводиться в прачечных.
Допускается организация стирки использованного белья непосредственно в парикмахерской при наличии специально выделенного помещения с подводкой горячей и холодной воды и специального оборудования - "мини-прачечная".
Стирку использованного белья и рабочей одежды необходимо проводить по режимам стирки, обеспечивающим обеззараживание.
- Постижерные работы должны проводиться в изолированном помещении, площадь которого и набор оборудования принимаются с учетом объема и характера проводимых работ (по изготовлению париков, накладных усов и бород, работ из натурального и искусственного материала) и должна быть не менее 8 м2 на одно рабочее место.
- В подсобном помещении парикмахерских необходимо иметь специальное место (кабину) для вытряхивания волос.
Хранение волос должно осуществляться в специальной емкости с плотно закрывающейся крышкой.
- Парикмахерские залы, косметические, маникюрные и педикюрные кабинеты должны быть оборудованы бактерицидными ультрафиолетовыми облучателями закрытого типа (рециркуляторами) с безозоновыми бактерицидными лампами для обеззараживания воздуха в помещениях в присутствии людей. Установка и эксплуатация бактерицидных облучателей проводятся в соответствии с руководством по использованию ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха и поверхностей в помещении.
- Учет работы регистрируется в специальном журнале по каждому бактерицидному облучателю (приложение N 4).
- К эксплуатации бактерицидных облучателей допускается обученный персонал.
- Замеры ультрафиолетового излучения от бактерицидных облучателей должны проводиться после каждой замены ламп.
- Не допускается применение оборудования, являющегося источником шума, вибрации, ультрафиолетового, инфракрасного, электромагнитного излучений, не прошедшего гигиенической оценки.
Требования к внутренней отделке помещений
- В качестве отделочных материалов рекомендуется использовать водостойкие краски, эмали, кафельные и глазурованные плитки (для стен светлых тонов), линолеум или релин с обязательной сваркой швов. Использование ковролина для отделки полов допускается только в холлах, коридорах, залах ожидания.
- Поверхности стен, потолков и полов, наружная и внутренняя поверхность мебели должны быть гладкими, легко доступными для влажной уборки и устойчивыми к обработке дезинфицирующими средствами.
- Отделочные материалы должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, допускающее их использование в жилых и общественных зданиях.
Требования к водоснабжению и канализации
- Парикмахерские должны быть оборудованы системами внутреннего водопровода, горячего водоснабжения и канализации.
- Качество воды, используемой в парикмахерских, должно соответствовать СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
- При наличии в населенном пункте централизованного питевого водоснабжения водоснабжение парикмахерских осуществляется путем присоединения к нему, а при его отсутствии - оборудуется внутренний водопровод с забором воды из местного водоисточника.
- При отсутствии централизованного горячего водоснабжения допускается установка проточных водонагревательных устройств с подключением к системе водопровода.
Использование непроточных нагревателей, газовых и электрических плит возможно только в качестве резервного источника водоснабжения.
- Производственные и санитарно-бытовые помещения оборудуются стационарными санитарно-техническими приборами. Горячая и холодная вода подводится ко всем раковинам, ваннам для ног и другому санитарно-техническому оборудованию.
- При отсутствии централизованной системы канализации условия сброса сточных вод должны отвечать требованиям СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод" и СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения".
- Размещение парикмахерских в зданиях без устройства внутреннего водопровода и канализации не разрешается.
Требования к отоплению, вентиляции и обеспечению воздухообмена
- Системы отопления и вентиляции должны обеспечивать нормативные параметры микроклимата
Разница температуры воздуха по горизонтали (от наружных стен до любой точки внутри помещения) и вертикали (между полом и высотой 1,5 м) не должна превышать 2°С.
- Содержание вредных химических веществ в воздухе рабочей зоны не должно превышать гигиенических нормативов.
- Системы вентиляции должны быть размещены в специальных помещениях и изолированы от вентиляционных систем жилых и общественных зданий.
Требования к искусственному и естественному освещению
- Помещения с постоянными рабочими местами (парикмахерские залы, кабинеты маникюра и педикюра, косметические кабинеты) должны иметь естественное освещение за счет оконных проемов.
- Коэффициент естественного освещения (КЕО) для помещений с проведением особо точных работ (педикюр, маникюр, косметические процедуры) должен быть не менее 1,5%, в парикмахерских залах - не ниже 1%.
- При недостаточном естественном освещении в производственных помещениях или в отдельных зонах (КЕО меньше значений, указанных в п.8.3. санитарных правил) уровни искусственной освещенности должны быть повышены на ступень в местах, где работают подростки и люди старше 40 лет.
- Освещенность на рабочих местах должна соответствовать установленным гигиеническим нормативам
Требования к условиям труда персонала
- Работники парикмахерских должны проходить предварительные при поступлении на работу и в последующем - периодические профилактические медицинские осмотры
- Администрация парикмахерских должна обеспечить необходимые условия по предупреждению неблагоприятного влияния производственных факторов на работников:
- Организация рабочих мест в парикмахерских должна предусматривать рациональную планировку, оснащение, соблюдение эргономических, эстетических и санитарно-эпидемиологических требований:
- к естественному и искусственному освещению;
- к микроклимату;
- к водоснабжению и канализации;
- по соблюдению профилактической дезинфекции в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил.
- Работники парикмахерской должны быть своевременно обеспечены единой спецодеждой и средствами индивидуальной защиты.
- Уровни локальной вибрации от парикмахерского оборудования (электромашинок, электрофенов) и уровни шума на рабочих местах не должны превышать установленные гигиенические нормативы.
- Со дня установления беременности женщинам не рекомендуется выполнение работ по химической завивке и окраске волос.
- Беременные и кормящие женщины и лица моложе 18 лет к работе с дезинфицирующими средствами не допускаются.
- Для работников парикмахерских устанавливается перерыв на обед в соответствии с трудовым законодательством, а также рекомендуются 10-ти минутные перерывы в середине 1 и 2 смен для профилактики сосудистых заболеваний нижних конечностей.
- Для предупреждения профзаболеваемости персонала парикмахерских, контактирующих с дезсредствами, рекомендуются для использования только умеренные и малоопасные дезсредства (3 и 4 классов опасности), нелетучие и непылящие, в гигиенических и готовых к применению препаративных формах.
- В целях профилактики профессиональных заболеваний кожи, глаз и верхних дыхательных путей у работников необходимо:
- централизованное приготовление рабочих дезинфицирующих растворов проводить в специальных помещениях с искусственной или естественной приточно-вытяжной вентиляцией;
- сухие дезинфицирующие средства насыпать в специальные емкости с постепенным добавлением воды;
- максимально использовать исходные дезинфицирующие препараты в мелкой расфасовке;
- емкости с рабочими дезинфицирующими растворами плотно закрывать крышками. Все работы с ними выполнять в резиновых перчатках;
- неукоснительно соблюдать мероприятия по охране труда, в соответствии с инструкцией на применяемое дезинфицирующее средство, с использованием средств индивидуальной защиты (респираторы РУ-60 М или РПГ-68, маски, и др.).
- С целью профилактики заражения парентеральными гепатитами и ВИЧ-инфекцией все манипуляции, при которых может произойти загрязнение рук кровью, следует проводить в резиновых перчатках. Во время работы все повреждения кожных покровов должны быть изолированы напальчниками, лейкопластырем.
В целях личной профилактики работники парикмахерских должны быть обеспечены аптечкой анти-ВИЧ, в состав которой должны входить:
1. 70°спирт;
2. 5% спиртовой раствор йода;
3. лейкопластырь, перевязочный материал.
При попадании крови на кожу, ее тщательно моют с мылом; при повреждении кожи (порез, укол) - из поврежденной поверхности выдавливают кровь, кожу обрабатывают 70-градусным спиртом, затем йодом. Для остановки кровотечений при порезах или ссадинах применяют растворы перекиси водорода или йода. Для антисептической обработки мест пореза используют 5% спиртовой раствор йода.
Электрооборудование, электроаппараты и электроинструменты должны содержаться в исправном состоянии. Проведенные кабели к электроинструментам не должны касаться влажных или горячих поверхностей. При обнаружении, каких либо неисправностей работа электроприборами прекращается. Применяемые для выполнения электрических работ инструмент должен иметь изолирующие ручки. В каждой парикмахерской должны быть аптечки и инструкции по оказанию первой помощи. Электроаппаратура и электроинструменты должны отвечать следующим требованиям.
- Быстро включать и выключать от электросети, не допускать самопроизвольного включения и отключения.
- Быть безопасным в работе и иметь недоступными для случайного прикосновения токоведущей части.
- Напряжение электроаппаратуры должно быть не выше 220 Вт. При установлении электроаппаратуры мастер должен проверить, затяжку винтов, крепящих узлов и деталей, состояние проводов, целостность изоляции.
- Мастеру запрещается разбирать электроприборы на рабочем месте, для чистки использовать нагревательные элементы.
- При работе в парикмахерской необходимо проводить инструктаж по безопасности труда не реже одного раза в год.