Театры, концерты, выставки




Ранее театры основном были придворными; театры, открытые для широкой публики, действовали только в Лондоне и Париже. В XVIII в. они открывались даже в небольших городах Европы. Комедии Жана-Батиста Поклена (Мольера) были наиболее известными и относились везде.

Изменилась и роль музыки. Ранее она предназначалась для сопровождения богослужения, придворных праздников, спектаклей, а в XVIII в. зазвучала самостоятельно. Клавесин, фортепиано, скрипка, флейта стали концертными инструментами. Композиторы и исполнители оказались в центре внимания светской публики, их приглашали короли и вельможи. И.-С. Бах, Й. Гайдн, В. Моцарт, Бетховен зажили мировой славы как композиторы и исполнители.

Доступным для широкой публики стал живопись. Проводились выставки картин, затем обсуждались в салонах и прессе. Картины Никола Пуссена, Жака-Луи Давида пользовались наибольшей популярностью.

Идеи просвещения в литературе

Все крупные просветители умело владели пером. Их произведения читали, ими восхищались, их обсуждали. Большинство просветителей, особенно французские (Монтескье, Вольтер, Дидро, Руссо), свои мысли стремились донести до людей через литературное произведение.

Даниэль Дефо (1661—1731), Джонатан Свифт (1667—1745), Пьер-Огюстен Бомарше (1732—1799), Фридрих Шиллер (1759—1805), Иоганн-Вольфганг Гете (1749-1832)... Через их творчество можно проследить всю эволюцию идей Просвещения в литературе - От появления нового положительного героя, который действует согласно своим умом (Робинзон Крузо из романа Дефо), до Фауста Гете.

Дефо утверждал в литературе нового положительного героя, трудолюбием и умом достиг всего. Другой английский писатель Дж. Свифт в романе "Путешествие Гулливера" пытался показать недостатки идей Просвещения. Герои Бомарше и Шиллера - простые люди, своим трудолюбием, умом, человечностью противопоставлялись аристократам. Эти авторы утверждали естественные права человека. Гете своими литературными произведениями пытался воспитать людей мужественными, сильными и добрыми, способными бросить вызов существующему несправедливом строя.

 

И. Кант

Самым известным представителем немецкого Просвещения был Иммануил Кант (1724-1804), сын мелкого ремесленника. Всю свою жизнь, в отличие от других просветителей, он безвыездно прожил в Кенигсберге (ныне Калининград). Здесь получил образование, стал профессором университета, а впоследствии и ректором. Кант читал лекции по философии, филологии, географии, права, математики, физики и других наук. Он разработал концепцию происхождения Солнечной системы из гигантской туманности, которая и до сих пор остается одной из основных научных идей в астрономии. Ему также принадлежит идея правового государства. Но главная проблема, его волновала, была связана с возможностями человека познавать мир.

Кант пришел выводу, что человек может получить знания лишь об ограниченном количестве окружающих вещей. Наряду с ними существуют "вещи в себе", их опознать невозможно, ибо невозможно доказать их существование, и наоборот. Из этого следует, что познать мир до конца невозможно. Таким образом мыслитель подверг критике идею о безграничной силе человеческого разума.

Чувства против разума

Во второй половине XVIII ст. стало расти недовольство сухим рационализмом философии и неоклассического искусства, отвергали чувственное познания мира. Людям хотелось мечтать, переживать, задумываться перед загадками. Появились романы и поэмы, которые воспевали чувства, сны и мечты, ночные пейзажи, развалины старинных замков и т.п.

Так в литературе и искусстве зародилась новое течение - сентиментализм(От франц. Sentiment - чувство). Романы Сэмюэла Ричардсона Порсенса Стерна, Жана-Жака Руссо вызвали значительный интерес светской публики. В Англии зародился "Готический роман" с фантастическими сюжетами, описанием страшных преступлений, призраков, колдовства, ужасов.

Изменение вкусов отразилась и на садово-парковом искусстве. В моду вошли романтические уголки с "Дикой" природой.

В светском обществе приобрели популярность мистика, магия - все, чего нельзя объяснить, и сверхъестественное. Публику шокировали опыты французского врача Месмера, исследование которого легли в основу учения о гипнозе.

Мода на сверхъестественное создала условия для процветания авантюристов и проходимцев. Это были люди, выдавали себя за ясновидящих, способных вращаться на духов, превращать любые металлы в золото. Они утверждали, что имеют эликсир молодости и философский камень. Им верили, их принимали в высшем свете. Одним из известнейших авантюристов был Джузеппе Бальзамо, известный под именем Калиостро.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: