Природа человека и естественное право




Эпоха Просвещения

Относительно временных границ эпохи Просвещения единого мнения не существует. Общепризнанно, что ее основания были заложены уже в середине 17 столетия, но обычно ее ограничивают 18-ым веком. Наступление этой эпохи стало возможным после Возрождения и Реформации. Главной особенностью Возрождения был гуманистический акцент: в центре внимания оказался человек. А Реформация привела к ослаблению доминирующего влияния церкви в обществе и дальнейшей секуляризации. Два этих фактора имели огромное значение для развития Запада.

Путь к свободомыслию был долог и непрост. Почти во всех странах вплоть до конца семнадцатого века общественная мысль находилась под контролем церкви. Но постепенно европейцы избавлялись от строгого уклада. Вместо веры на первое место стало выходить знание. XVIII век – эпоха философии свободомыслия. Формировали ее великие просветители Европы. Философия Просвещения основана на демократичности, направленности всех видов искусства и литературы под запросы простого народа. Главной задачей видных представителей культуры восемнадцатого века являлось приобщение к знаниям всех и каждого. Движение началось в Англии, но вскоре распространилось во Франции, Германии. Известно, что Российская императрица Екатерина II, огромное внимание уделявшая вопросам образования и переустройства общества, на протяжении многих лет вела переписку с выдающимися деятелями культуры. Среди них Вольтер и другие великие просветители Европы.

Во второй половине XVII в. в среде образованных людей утвердилось стремление найти разумное объяснения всех явлений природы и человеческой жизни. В своих исследованиях они уже не опирались на религию. По человеческому разуму признавалась способность полностью познавать и объяснять мир. Мировоззрение, согласно которому основным средством познания и критерием истины является разум человека, а не Божественное откровение и опыт, называется рационалистическим.

Доминирование рационализма в сознании образованных людей дало мощный толчок к обретению знаний. Наука XVII в. еще не имела узкой специализации: ученые не делились на математиков, физиков, философов и т.д. Они работали одновременно во многих отраслях. Ими были сформулированы новые принципы научных исследований; наука получила знания из эксперимента и заговорила языком математических формул.

Популярность науки возросла настолько, что в Англии создали специальное общество под руководством самого короля, а во Франции по инициативе правительства - Академию наук. Оказывалась поддержка научным изданием.

Рост авторитета науки все больше убеждало в мощи человеческого разума. В XVIII в. вера в разум стала господствующей: люди считали, что во всем следует прислушиваться только к нему. Разум, считали они, необходимо развивать с помощью умственных упражнений, изучения наук и искусства. Это поможет человеку изменить окружающий мир, сделать его разумным и справедливым. Просвещением стали называть распространения ума. Значительное количество образованных людей была убеждена, что Просвещение приведет человечество к счастью. Основным умонастроением общества стал оптимизм. Люди верили в прогресс, в то, что история движется к лучшему, развивается от несправедливого устройства к справедливому обществу. Человек XVIII века, как никогда в прошлом, считала себя хозяином собственной судьбы.

Родиной Просвещения была Англия, где развитие капитализма стимулировал прогресс науки и знаний. Выдающиеся английские ученые-мыслители Исаак Ньютон, Томас Гоббс, Джон Локк вместе с голландцем Бенедикт (Барух) Спиноза и немцем Готфридом Лейбницем заложили фундамент идей Просвещения.


 


Природа человека и естественное право

Эпоха Просвещения утвердила в сознании людей понятие "естественного права". Просветители считали, что все люди от природы наделены естественными правами, в частности право на жизнь, свободу и равенство. Из этого следовало, что все существующие в обществе различия (между бедными и богатыми, правителями и подчиненными, дворянами и простыми людьми) были установлены не Богом, а самими людьми, с учетом этого они должны были изменить то, что сами создали.

Намерениях изменить государство и общество в эпоху Просвещения выглядели не как посягательство на мировой порядок, а как законное право человека. Общество считалось справедливым только при условии, что в нем соблюдены естественных прав человека. По мнению просветителей, чтобы сделать людей счастливыми, прежде следует всех их обеспечить естественными правами, открытыми с помощью разума. Просветители в реализации своих идей возлагали надежды на монархов, которые должны были установить "разумный" порядок в государствах, спертый на естественное право.

Примером воплощения в жизнь идей просветителей стали реформы "просвещенных монархов" - короля Пруссии Фридриха II, австрийских императоров Марии-Терезии и ее сына Иосифа II, российской императрицы Екатерины II (в первый период ее правления) и др.

Просвещение и церковь

К религии и церкви просветители основном относились равнодушно, а то и враждебно. Богословские проблемы их больше не интересовали. Они думали, что мироздания было или деистический (Бог создал мир и спустя уже не вмешивался в историю человечества), или атеистическим (полное отрицание существования Бога).

Ответом церкви на эти новые умонастроения стало убеждение, что должна доминировать убежденность в вере, а не формальное исполнение церковных правил. Однако церковь уже не могла достойно ответить на критику просветителей, потому религиозный подъем XVII в. иссякло.

С падением авторитета церкви ее богатства и привилегии стали объектом притязаний со стороны государства. Открывались светские школы. Папе Римському даже пришлось распустить орден иезуитов (впоследствии его восстановили. В большинстве стран прекратились суды инквизиции.

Образование

Эпоха Просвещения дала мощный толчок образованию. Так, король Пруссии Фридрих II и австрийский император Иосиф II ввели в своих странах общее начальное образование. Во Франции протяжении XVIII в. количество неграмотных сократилась с 79 до 63% населения. Но несмотря ощутимый прогресс в образовании, эпоха Просвещения добавила к социальному расколу в обществе культурно-образовательный. Незначительная часть образованных людей порой не могла поладить с остальным населением. Итак, идеи Просвещения охватили лишь незначительную часть населения, преимущественно просвещенного. Просветители самоуверенно считали верными только те знания, добытые наукой, собственным умом, а не те, что базируются на традициях и народной мудрости. Народные верования считались предрассудками, а народная жизнь - проявлением отсталости и косности.

Энциклопедисты

Доклады



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: