Применив почти весь набор существующих в математической статистике методов оценки корреляции между качественными признаками для анализа факторов революционного движения в России 70-х годов XIX в. (табл. 24), можно сделать следующие выводы.
Решающее влияние на революционные настроения оказывали образование и возраст. Учащаяся молодежь в возрасте до 25 лет и главным образом студенты высших учебных заведений были в авангарде борьбы с самодержавием. Вероисповедание, национальность и социальное положение не имели сколько-нибудь существенного значения для революционной активности молодежи.
Это чрезвычайно расширило социальную базу революционного движения и подготовило почву для перехода к третьему — пролетарскому — этапу борьбы с самодержавием. Вот почему, характеризуя революционеров
Ш
ТАБЛИЦА 24 Факторы революционной активности в России 70-х годов XIX в.
Коэффициенты | ||||||
о- | О &н | • | • | еб | ||
Признак | Я | I О «О | Я 1 ^> «ко | §8 | О » | |
во К м о | я я | взаш сопр женн С | пока тель зи, г | к 3 - <П Ьг ей ао я | я я ай е | |
Социальное положе- | ||||||
0.95 | 0.04 | .— | *— | 0.72 | 0.67 | |
Образование.... | 0.99 | 0.20 | 0.97 | |—■ | 0.96 | 0.91 |
—0.99 | 0.43 | 0.98 | —0.55 | —0.98 | —0.89 | |
Вероисповедание.. | — | -^ | 0.09 | — | *— | — |
Национальность.. | ■ | 0.11 | 1 ■' | ' ' |
Примечание. Все коэффициенты, кроме коэффициента взаимной -сопряженности, который всегда положителен, имеют либо енак плюс, либо знак минус.
70-х годов, В. И. Ленин писал: «Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом».6
Статистические закономерности революционного движения 70-х годов XIX в. в России дают исследователю направление для углубленного конкретно-исторического анализа, который только и в состоянии объяснить, почему бунтовала студенческая молодежь, почему образование и возраст имели решающее значение для революционной активности, а социальное происхождение, вероисповедание и национальность — нет.
|
Необходимо обратить внимание на то, что для оценки значения факторов, часто одних и тех же, использовались разные коэффициенты, которые иногда давали сходные, иногда различные результаты (см. табл. 24). Применение разных коэффициентов связи в нашем случае объясняется двумя причинами: во-первых, природой данных и, во-вторых, последовательностью анализа. Для анализа связи между некоторыми признаками можно было применить только один коэффициент. Так, для анализа влияния вероисповедания и национальности можно было использовать лишь коэффициент взаимной сопряженности, поскольку каждый из этих признаков имеет
6 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 21, с. 261. 142
"несколько равноценных значений. Анализ прочих факторов начинался с применения простейших приемов: с коэффициента связи и сопряженности, не требующих больших затрат времени. И только после того как с их помощью была установлена значимость факторов, применялись более сложные коэффициенты. Так обычно исследователи и поступают: сначала делают быструю при-кидочную оценку, а затем переходят к детальному, углубленному анализу. Нередко грубая прикидка дает точно такой же результат, что и более точные и сложные коэффициенты связи. Так, простейший коэффициент связи и более сложные коэффициенты рангов оценили примерно одинаково влияние образования на революционную активность. Однако есть общее правило: чем «проще» коэффициент, тем грубее он оценивает корреляцию, и, наоборот, чем он «тоньше», тем измеряет ее осторожнее и точнее. Поэтому корреляционный анализ, как правило, должен заканчиваться применением самого совершенного из возможных показателей связи.
|
Наконец, отметим, что так как качественные признаки не имеют четких количественных градаций, коэффициенты связи не в состоянии точно количественно оценить корреляцию между ними. Поэтому интерпретация полученных с их помощью результатов, во-первых, требует большой осторожности, во-вторых, должна быть несколько иной, чем интерпретация коэффициентов корреляции.
Итак, мы познакомились с корреляционным анализом качественных признаков, которые либо совсем не поддаются статистическому измерению, либо могут измеряться грубо и приблизительно — больше, меньше, средний, слабый, высокий и т. д. Приведенные примеры убедительно показали, что качественные признаки всех возможных видов, начиная от равноценных и альтернативных и кончая ранжируемыми, могут анализироваться ъ точки зрения корреляционных связей. Этот вывод, к которому пришли экспериментальным путем, выбивает почву из-под ног тех исследователей, которые полагают, что, поскольку историки имеют дело главным образом с качественными признаками, не поддающимися строгому количественному измерению, математические методы в истории имеют будто бы очень ограниченное значение.
Корреляция качественных признаков имеет еще один важный аспект для историка. Историки, особенно от-
|
даленных периодов — XVI—XVIII вв., очень часто вынуждены пользоваться статистическими данными, которые имеют приблизительную точность. На основании таких данных можно лишь сказать, что больше, что меньше, или ранжировать данные в порядке возрастания или убывания значения признака. К подобным, приблизительно точным количественным данным исследователь может применить корреляционный анализ качественных признаков, что открывает большие возможности перед историками, часто не пользующимися математическими методами только потому, что данные не имеют высокой точности.