Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире.
Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и достижения истины. В зависимости от решения вопроса о познаваемости мира философские концепции можно подразделить на:
1) агностицизм (от греч. agnostos — непознаваемый) – учение, в котором утверждается, что мир для человека принципиально непознаваем, процесс познания не дает достоверных сведений о мире (Протагор, Кант);
2) скептицизм (греч. skepsis — оглядывание, сомнение) – направление в философии, не отрицающее принципиальной возможности познания мира, но выражающее сомнение в возможности достижения достоверного знания (Пиррон);
3) гностицизм (от gnostikos — «познающий») или познавательный оптимизм – философское направление, настаивающее на безграничных возможностях познавательных способностей человека, полагающее, что нет принципиальных препятствий на пути познания человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя.
Сторонники гностицизма настаивают на существовании объективной истины и способности человека достичь ее, но их мнения различны по поводу способа достижения истинного знания. Поэтому в философии выделяются следующие направления:
1) рационализм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум (Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель и др.);
2) эмпиризм (от греч. empeiría — опыт) – направление, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Крайней формой эмпиризма является сенсуализм (от лат. sensus — чувство) — методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.);
3) Иррационализм (от лат. irrationalis — неразумный, бессознательный) — философский метод, который отрицает, ограничивает роль разума в познании и уделяет основное внимание внерациональным способам постижения бытия (Шопенгауэр, Ницше, Дильтей, Бергсон, Хайдеггер и др.).
Следует отметить, что большинство мыслителей считают, что истина достижима для человека. Однако их мнения часто разнятся по вопросу «Что есть истина?».
Существуют различные трактовки понятия «истина».
Концепция истины | Определение истины |
Классическая | Истина – это соответствие мыслей и высказываний действительности |
Конвенциональная | Истина – это некое соглашение, конвенция сообщества людей |
Когерентности | Истина – это согласованность, непротиворечивость знаний |
Прагматическая | Истина – это знание, которое приносит практическую пользу |
Классическая концепция истины связана с первым определением: истина – соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме. Истина едина, но в ней выделяются субъективная и объективная стороны, абсолютный и относительный аспекты.
Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит (т.е. от наших желаний, предпочтений и т.д.), поскольку оно существует в объективной реальности. Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей природе истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.
Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеет дело с относительной истиной, представляющей собой неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание, которым обладает человек на данном этапе своего исторического развития. Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем, обстоятельствами.
Практически любая истина по своему содержанию объективна, а по форме – относительна.
Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Практика представляет собой активную деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром. Она характеризуется следующими чертами:
● целенаправленностью, проявляющейся в создании людьми некоторых идеальных моделей, которые они впоследствии стремятся воплотить в окружающей действительности;
● предметно-чувственным характером, отражающим тот факт, что в процессе практики человек непосредственно сталкивается с материальными предметами окружающего мира (в отличие о мыслительной, духовной деятельности);
● преобразованием окружающей действительности, т.е. изменением окружающих условий существования в сторону более комфортных, безопасных и т.д.
Но практика противоречива в отношении результатов познания. В результате практической познавательной деятельности можно прийти не к истинному знанию, а к заблуждению, или даже ложному знанию.
Заблуждение – это не абсолютный вымысел, а обычно одностороннее отражение объективной реальности субъектом. Заблуждение – это непреднамеренное несоответствие каких-либо суждений познаваемому объекту, которые принимаются за истину по незнанию, ошибке. Роль заблуждений в познании неоднозначна. С одной стороны, заблуждение уводит познающего в сторону от истины, мешает познанию. Но с другой стороны, оно может способствовать созданию проблемных ситуаций, служащих толчком для дальнейшего изучения действительности.
Ложьже представляет собой сознательное искажение образа объекта, противное истине знание.
Помимо практики существуют и другие критерии истины:
● формально-логический (т.е. соответствие законам логики и отсутствие противоречивых суждений об объекте исследования),
● практическая применяемость знания,
● степень приносимой знанием выгоды
и т.д.