Истина, ложь и заблуждение




Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире.

Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и достижения истины. В зависимости от решения вопроса о познаваемости мира философские концепции можно подразделить на:

1) агностицизм (от греч. agnostos — непознаваемый) – учение, в котором утверждается, что мир для человека принципиально непознаваем, процесс познания не дает достоверных сведений о мире (Протагор, Кант);

2) скептицизм (греч. skepsis — оглядывание, сомнение) – направление в философии, не отрицающее принципиальной возможности познания мира, но выражающее сомнение в возможности достижения достоверного знания (Пиррон);

3) гностицизм (от gnostikos — «познающий») или познавательный оптимизм – философское направление, настаивающее на безграничных возможностях познавательных способностей человека, полагающее, что нет принципиальных препятствий на пути познания человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя.

Сторонники гностицизма настаивают на существовании объективной истины и способности человека достичь ее, но их мнения различны по поводу способа достижения истинного знания. Поэтому в философии выделяются следующие направления:

1) рационализм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум (Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель и др.);

2) эмпиризм (от греч. empeiría — опыт) – направление, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Крайней формой эмпиризма является сенсуализм (от лат. sensus — чувство) — методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.);

3) Иррационализм (от лат. irrationalis — неразумный, бессознательный) — философский метод, который отрицает, ограничивает роль разума в познании и уделяет основное внимание внерациональным способам постижения бытия (Шопенгауэр, Ницше, Дильтей, Бергсон, Хайдеггер и др.).

Следует отметить, что большинство мыслителей считают, что истина достижима для человека. Однако их мнения часто разнятся по вопросу «Что есть истина?».

Существуют различные трактовки понятия «истина».

Концепция истины Определение истины
Классическая Истина – это соответствие мыслей и высказываний действительности
Конвенциональная Истина – это некое соглашение, конвенция сообщества людей
Когерентности Истина – это согласованность, непротиворечивость знаний
Прагматическая Истина – это знание, которое приносит практическую пользу

 

Классическая концепция истины связана с первым определением: истина – соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме. Истина едина, но в ней выделяются субъективная и объективная стороны, абсолютный и относительный аспекты.

Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит (т.е. от наших желаний, предпочтений и т.д.), поскольку оно существует в объективной реальности. Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей природе истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.

Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеет дело с относительной истиной, представляющей собой неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание, которым обладает человек на данном этапе своего исторического развития. Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем, обстоятельствами.

Практически любая истина по своему содержанию объективна, а по форме – относительна.

Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Практика представляет собой активную деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром. Она характеризуется следующими чертами:

● целенаправленностью, проявляющейся в создании людьми некоторых идеальных моделей, которые они впоследствии стремятся воплотить в окружающей действительности;

● предметно-чувственным характером, отражающим тот факт, что в процессе практики человек непосредственно сталкивается с материальными предметами окружающего мира (в отличие о мыслительной, духовной деятельности);

● преобразованием окружающей действительности, т.е. изменением окружающих условий существования в сторону более комфортных, безопасных и т.д.

Но практика противоречива в отношении результатов познания. В результате практической познавательной деятельности можно прийти не к истинному знанию, а к заблуждению, или даже ложному знанию.

Заблуждение – это не абсолютный вымысел, а обычно одностороннее отражение объективной реальности субъектом. Заблуждение – это непреднамеренное несоответствие каких-либо суждений познаваемому объекту, которые принимаются за истину по незнанию, ошибке. Роль заблуждений в познании неоднозначна. С одной стороны, заблуждение уводит познающего в сторону от истины, мешает познанию. Но с другой стороны, оно может способствовать созданию проблемных ситуаций, служащих толчком для дальнейшего изучения действительности.

Ложьже представляет собой сознательное искажение образа объекта, противное истине знание.

Помимо практики существуют и другие критерии истины:

● формально-логический (т.е. соответствие законам логики и отсутствие противоречивых суждений об объекте исследования),

● практическая применяемость знания,

● степень приносимой знанием выгоды

и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: