Лекция 7. Проблема смысла жизни человека в истории религиозных и философских учений




Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Но неизбежность собственной смерти воспринимается человеком отнюдь не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональное потрясение, затрагивает самые глубины его внутреннего мира. Именно сознание смертности ставит перед человеком вопрос о смысле жизни. По сути дела, речь идет о триаде: жизнь - смерть - бессмертие, поскольку если человек не оставил после своей жизни тени, значит его жизнь по отношению к вечности была лишь призрачной. Поэтому многие духовные и философские системы человечества наибольшее внимание уделяли смерти и обретению бессмертия в жизни этой или иной, а сама человеческая жизнь трактовалась как миг, отпущенный человеку для того, чтобы он мог достойно подготовиться к смерти и бессмертию.

Существует множество различных вариантов ответа на вопрос о смысле жизни. Большинство подходов к этой проблеме можно вокруг двух вопросов: 1) «Есть смысл жизни или его нет?»; 2) «Если жизнь имеет смысл, то какой именно?».

Отвечая на первый вопрос, в первую очередь следует выделить позицию, отрицающую наличие смысла в человеческой жизни. Множество раз каждому из нас приходилось читать и слышать горькие слова о бессмысленности жизни. Стихами и прозой говорят представители разных эпох и народов о пустоте, суетности, бесцельности земной жизни человека: «Жизнь – страдание» (Будда, Шопенгауэр); «Жизнь - это повесть глупца, рассказанная идиотом, полна шума и ярости, но лишенная смысла» (Шекспир); «Вся человеческая жизнь глубоко погружена в неправду» (Ницше). Подобные стенания и жалобы можно встретить и у многих других авторов. Что же превращает все дела и занятия человека в «суету и томление духа»? Размышлявшие над этим вопросом мудрецы предлагали различные варианты ответов на него. Впрочем, эти ответы достаточно легко и естественно группируются.

Во-первых, среди причин, превращающих земную жизнь человека в суету сует, указывается ее однообразие, постоянное повторение одного и того же, “круговращение” (“однозвучный жизни шум”). Напрасные, бесконечные усилия, бесцельный, непрерывный труд, бессмысленное бытие… Трудно спорить с тем, что непрестанное повторение одного и того же ввергает человека в скуку, убеждает его в бессмысленности бытия. Можно возразить, что “вечное возвращение” далеко не для всех является символом скуки и бессмысленности. Так, например, можно, подобно Ф. Ницше, видеть смысл жизни человека в том, что он своей деятельностью воссоздает, возрождает, возвращает свою собственную жизнь со всеми ее победами и поражениями. В вечном круговращении можно усмотреть даже нечто успокоительное и утешительное. Действительно, оно гарантирует возвращение всего: весны, молодости, радостей. И все же, все же. Жизнь человека, живущий в “зацикленном” мире, слишком уж похожа на нескончаемое вращение белки в колесе. Отличие этого человека от белки состоит только в том, что он обладает умом, способным сознавать свое унижение, и сердцем, способным страдать и мучиться…

Во-вторых, еще одним основанием позиции, согласно которой земная жизнь человека бессмысленна, является подчиненность бытия человека слепой необходимости, действию слепых (бессмысленных) природных сил. Люди со всех сторон связаны, окованы силами необходимости. Дело здесь в том, что люди телесны, а потому подчинены, во-первых, “механическим законам мировой материи”. Франк описывает эту подчиненность весьма красочно: “Спотыкаясь, мы падаем, как камень, и если случайно это произойдет на рельсах поезда или перед налетающим на нас автомобилем, то элементарные законы физики сразу пресекают нашу жизнь, а с ней – все наши надежды, стремления, планы разумного осуществления жизни”. Во-вторых, люди подчинены “слепым законам и силам органической жизни”, люди “обременены тяжким грузом слепых стихийно-биологических сил, мешающих нашей разумной жизни”: страстями и пороками, получаемыми нами по наследству. При этом необходимость может выступать также в форме случайностей, зависимость от которых еще более обессмысливает жизнь человека. “Ничтожная бацилла туберкулеза или иной болезни, - восклицает Франк, - может прекратить жизнь гения”.

В-третьих, еще одним аргументом, который нередко выдвигается авторами, утверждающими бессмысленность земной жизни человека, является несоизмеримость человека и Вселенной. Действительно, история человечества, рассматриваемая натуралистически, представляет собой “лишь обрывок и зависимую часть космической истории, мировой жизни как целого”. Представим себе, что в каком-то уголке мирового пространства кружится и летит комочек мировой грязи, называемый земным шаром; на его поверхности копошатся, кружась и летя вместе с ним, миллиарды и биллионы живых козявок, порожденных из него же, в том числе двуногие, именующие себя людьми; бессмысленно кружась в мировом пространстве, бессмысленно зарождаясь и умирая через мгновение по законам космической природы, они в то же время, движимые теми же слепыми силами, дерутся между собой, к чему-то неустанно стремятся, о чем-то хлопочут, устраивают между собой какие-то порядки жизни. И эти-то ничтожные создания природы мечтают о смысле своей общей жизни, хотят достигнуть счастия, разума и правды. Какая чудовищная слепота, какой жалкий самообман!”. Конечно, в этих горьких словах С.Л. Франка есть своя доля правды. Но согласиться с ними в полной мере никак невозможно. Во-первых, при всей зависимости человека (и человечества) от космических сил он обладает, я писал об этом в предшествующих главах, известной свободой. Иначе говоря, не следует абсолютизировать степень зависимости человека от природных (и социальных) сил. Во-вторых, трудно принять тот “арифметический” (чисто количественный) подход к проблеме смысла жизни человека, который явно просматривается в изложенной позиции. Обсуждая проблему смысла жизни человека, видимо, в первую очередь следует иметь в виду не пространственные, размеры, величины, массы и т.п., а значимость и ценность тех или иных деяний, поступков, событий для человека и человечества. Какими линейками или весами можно измерить величие подвига человека, его доброту, истину, добытую его неустанными трудами, красоту, им сотворенную, его любовь? Здесь добавим еще, что в некотором смысле все перечисляемые гигантские космические структуры охвачены его интеллектом человека, его духом. К подобному выводу, кстати, приходит и сам Б. Паскаль. “Человек, – говорит он, – всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он – тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не нужно, чтобы на него ополчилась вся Вселенная: довольно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожила Вселенная, - человек все равно возвышеннее своей погубительницы, ибо сознает, что расстается с жизнью и что он слабее Вселенной, а она ничего не сознает”.

В-четвертых, сильным аргументом позиции, утверждающей бессмысленность человеческого бытия, является констатация господства зла и несправедливости в земной жизни человека. Е.Н. Трубецкой и С. Л. Франк подчеркивают в связи с этим, что в общественной жизни людей имеет место самая жестокая борьба за существование, в которой побеждает сильнейший: в большинстве случаев человек без чести и совести. “ В жизни народов, как и в жизни хищных зверей, все приспособлено к спору из-за лакомого куска; здесь царит та же телеология борьбы за существование, как и в низшей природе!”.

Однако самым сильным аргументом, который приводится сторонниками этой точки зрения, является указание на ее (земной жизни) конечность, временность, иными словами, указание на смертность человека (и человечества). Время, – пишет А. Шопенгауэр, – "та форма, в которой ничтожество вещей открывается перед нами как их бренность: ведь это оно, время... превращает в ничто все наши наслаждения и радости".

Таковы основные тезисы бессмысленности земной жизни человека. Рассмотрим точки зрения, отстаивающие наличие смысла в человеческом существовании. Здесь в первую очередь следует выделить светский и религиозный подходы.

В рамках религиозной версии решения поставленного вопроса смысл жизни человека был задан Богом уже в момент создания человека. Создав человека по своему образу, наделил его при этом свободой воли. И смысл жизни человека состоит в достижении им заданного подобия с Богом. Абсолютный смысл жизни человека связан, прежде всего, с его выходом за пределы этого тварного, временного, падшего, посюстороннего мира, с прорывом в мир иной, в мир божественный, в мир вечности, в – сохранении и очищении своей бессмертной души.

С точки зрения светского подхода смысл жизни заключается в самой жизни, т.е. нельзя обрести смысл жизни в сфере вечного, его следует искать и созидать в пределах жизни, в пределах временного. Здесь смысл жизни либо привносится самим человеком в свою жизнь, либо выносится за им пределы своей собственной жизни в область прогресса последующих поколений.

В первом случае человек как существо сознательное и волевое своими способами созидает этот смысл:

- смысл жизни в ее эстетической стороне, в достижение того, что в ней величаво, красиво и сильно, в достижении сверхчеловеческого величия;

- смысл жизни в любви, в стремлении к благу того, что вне человека, в стремлении к согласию и единству людей;

- смысл жизни в достижении некого идеала человека;

Во втором случае смысл жизни выносится за пределы конкретной жизни человека, происходит экстраполяция смысла существования человека на прогресс человечества, на благо и счастье грядущих поколений, во имя светлых идеалов и справедливости.

Таким образом, смысл жизни человека в его бытии человеком. Пока есть возможность быть человеком, жизнь не бессмысленна. Поистине человеческая жизнь трагична и прекрасна. Один из возможных ответов на вопрос о смысле жизни состоит в том, что призвание каждого человека — всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество. Биологически человек продолжается в детях, внуках, последующих поколениях. Творчески человек создает различные предметы, орудия труда, научные труды, совершает новые открытия. Обе формы продления жизни есть стороны одного процесса – самореализации, самоутверждения личности. Осуществленный смысл жизни, имеющий ценность не только для живущего, но и для общества, избавляет человека от страха смерти, помогает встретить ее спокойно, с достоинством и чувством исполненного долга.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: