Йогой считается устойчивый контроль индрий




Йога как контроль

(Катха упанишада: Беседа Начикетоса с Ямой, бог смерти. Самое древнее определение Йоги).

Индрии чаще всего переводится как чувства. Но когда говорят чувства (как индрии) понимаются не чувства любви, нежноси, гнева, как эмоции, а чувства как (обоняние, осязание, чувство голода и т.д) Т.е йога – это умение контролировать внимание, которое мы направляем извне (внимание ушей, зрение, обоняние, тактильные ощущение). Существуют техники концентрации/деконцентрации внимания.

Это определение: Йога как контроль Индрий намного глубже, чем кажется на самом деле.

Например поговорим о том, как видит наш глаз.

Что вы видите на этих картинках?... Смотря как посмотреть. То есть в нас есть некоторое познающее начало, которое подсвечивает реальность тем или иным способом. Мы можем посмотреть так, а можем иначе. И это познающее начало в нас не только подсвечивает тот или иной объект, но и определяет то, как мы будем его воспринимать. То есть Индрии – это те чувства, которые контролируются тем самым познающим субъектом внутри нас. Способность посмотреть на мир под тем или иным углом, выбрать этот угол, удерживать его, независимо от внешних факторов – это и есть практика йоги. Каждый человек смотрит на мир по-разному, соответственно каждый из нас в своем мире имеет то, на чем концентрирует свое внимание (все мужики козлы). Как мы смотрим на мир, так мы в нем и живём. В Йоге же мы учимся выбирать тот угол, под которым мы смотрим на мир.

В нашей школе мы практикуем, например, такую технику, как психологическое айкидо. Когда мы вибираем определенный модус общения с человеком и придерживаемся его (на анахате, манипуре, свадхистхане), не зависимо от того, как реагирует человек. (Пример из свидания)

Огромное количество более поздних определений Йоги являются исходными из определения йоги, как контроля индрий.

Например, любому человеку, которые практикует Йогу известен термин Пратьяхара (обратное притягивание читты, индрий и тд)

Что такое Читта – внутреннее субстанциональное самоощущение себя или, как определил Индийский мыслитель Вивекананда, материя мысли. Практикам, да и людям склонным к рефлексии, знакомо ощущение субстанцилнадбности своего внутреннего ощущения. Не даром в русском языке, да и не только в русском, есть такие метафоры, как «улететь, потерять себя, рессеянный, оставить своё сердце с …, захватить собеседника, отдать частичку себя, засесть в мыслях, и т.д» То есть читта может находиться вне тела, наша читта там, где наши мысли.

Основатель гешлаттерапии, психиатр и мыслытель Фредерик Перлз любил демонстрировать своим слушателям следующий опыт. Он показывал им стакан, эмоционально рассказывал про него, а потом резко его разбивал. Многие слушатели испытывали неприятные ощущения в теле, потому что их что-то (их Я в терминолигии гештальтпсихологии былоне в своем теле, а в стакане). Аналогичный пример, когда у болельщиков (не даром их так называют), после проигрыша их любимой команды ухудшается самочувствие или мать чувствует болезнь ребенка. То есть по сути читта человека может находиться в теле, а может и не в теле, а в том, с чем человек себя отождествляет (команда, ребенок, любимый человек, так же могут быть абстрактные понятия прошлое, будущее) О чем вы думаете. Там вы и находитесь.

Как черепаха втягивает свои конечности внутрь своего панциря, так и йогин должен устранять чувства внутрь себя. (Хатха йога прадипика) – способность управлять своим вниманием, а не прилипать к внешним объектам.

И мы плавно подходим к следующему древнейшему определению Йоги:

Тогда (в состоянии йоги) человек становится неопъяненным, трезвомыслящим. (Катха упанишада)

Адекватное восприятие действительности (неопъяненность, невовлеченность, неодурманенность) если сопоставить с современными категориями, то это осознанность, не потеряшка.

Йога – это рождение и уход (йога здесь, как состояние)

В ситуации когда человек опъянен, запал, когда кто-то извне управляет его состоянием, в этот момент человека в сущности нет. И только когда он контролирует это состояние, рождается/кристализуется человек. В этом смысле Йога – это рождение. Почему это уход? Потому что в этом состоянии, состоянии Йоги, человек осознан и может сам выбрать вовлекаться в ситуацию или нет. Он в любой момент может из нее уйти.

Йога как формирование внутренней синергИи (корень yuj в смысле соединение)

Единство дыхания, разума, а также – чувств, оставление различных состояний (индрий) зовется “йогой”. (Майтри упанишада). Противоположным состоянием йоги в данном случае является состояние разбросанности (делаем одно, думаем о другом, о третьем и т.д). В таком состоянии и переживание у человека смазано и эффективность его действий ослаблена. По сути говоря йога – это тотальность, собранность воедино. В каком случае человек эффективен в бою, когда все части тело согласованы и направлены к достижению конкретной цели. В каком случае человек эффективен в коммуникации, когда то, что он показывет, его жесты, мимика, слова соответстенны тому, что он чувствует и думает.

Йога как равновесие

Уравновешенность называется йогой (Бхагавадгита)

Человек, который уравновешен, не дерганный, не вялый, а тот, что находится в более спокойном состоянии, является более продвинутым вариантом. Уравновешенность, простраивание устойчивости относительно внешних факторов, можно считать практикой Йоги. В это определение можно углубиться и пойти еще дальне, равностность относительно чего и чего. И такие определения можно втретить в текстах, например в Бхагавадгите: Утвердившись в йоге совершай действия, о Дхананджая (имя Арджуны), отринув привязанности, равно относясь к успеху и неудаче. Мы не в силах предсказать все последствия наших действий и концентрируясь на удаче или неудаче, мы уже становимся менее эффективны. Поэтому в конечном итоге нужно состедоточиться на выполнении действия в настоящем. Более того, если человек совершает действие, чтобы получить какие-то дары, а не потому что ему действительно нравится действие, он скорее всего не достигнет никакого результата. Таким образом, из этого следует что нужно заниматься тем видом деятельности, который доставляет удовольствие. И, если ты будешь тотален в этой деятельности, то успех придет.

Если углубиться еще дальше, то равновесие в йоге подразумевает равное отношение как плохому, так и хорошему, так как при ближайшем рассмотрение и то и другое может быть не совсем плохим или хорошим, тем самым практика йоги может помочь убрать иту дуальность в восприятии мира как двух противостояний добра и зла, хорошего и плохого, своих и чужих, чистого и грязного. Это смотря как посмотреть) Способность не давать резких полярных оценок, критических замечаний, не доразобравшись в теме, не посмотрев вблизи, это тоже часть Йоги. Равностность рождается от того, что мы можем к чему-то более тщательно присмотреться. Если есть две противоположные точки зрения, то не может быть что они обе неверны. Истина где-то посередине. И ее можно увидеть, посмотрев на ситуацию в метаконтексте, свурху. И если человеку удается посмотреть на ситуацию сверху, не вовлекаясь в нее, то он и теряет эмоциональную привязанность к этой ситуации. И способность разотождествиться с той или иной точкой зрения - это тоже Йога.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: