Для реализации различных потребностей людей государство создает соответствующие системы, позволяющие удовлетворить определенные общественные и личные нужды. Так, для обучения и воспитания в стране функционирует система общего образования; высшего и после вузовского образования; для лечения людей существует система здравоохранения и т.д.
Первостепенную роль в приобщении людей к систематическим занятиям физическими упражнениями играет система ФК. Она представляет собой относительно самостоятельное, целостное сложноорганизованное образование динамического характера. Как и в любой другой социальной системе (науке, экономике, политике), в системе ФК можно выделить составные части (элементы) и их определённые взаимосвязи, взаимоотношения (структуру).
Систем ФК относится к «открытым» системам, содержание и организация которых зависят от интенсивности и характера взаимодействия с социальной и природной средой.
В основу структуризации системы ФК положена функциональная роль различных выполняемых ею задач. В этом случае стоящие перед ФК, как отраслью сферы услуг, задачи распадаются на три группы:
1) задачи, непосредственно направленные на реализацию целей системы;
2) задачи подготовительного, вспомогательного, обеспечивающего характера;
3) задачи по координации деятельности всех элементов системы.
В качестве составных частей системы ФК выделяют три функционально-автономных и качественно своеобразных блока: блок непосредственной реализации целей физической культуры, блок обеспечения и блок управления.
Каждая составная часть системы ФК тоже своего рода система, только более мелкая, подчинённая, и называется подсистемой. Иначе говоря, все элементы системы могут выступать в качестве систем и, наоборот, несколько систем вместе могут рассматриваться как одна система.
|
Если рассматривать систему в отношении её самой, то она имеет и «вход», и «выход», и «поведение». Воздействия социальной среды на систему ФК называют входными, а её реакцию на эти воздействия — выходными параметрами.
Чтобы система ФК функционировала извне, в качестве входных параметров она получает соответствующие общественные ресурсы (людские, материальные, духовные). На её выходе формируется определенная продукция (результат) — уровень физической подготовленности и состояния здоровья различных групп и контингентов населения, новые научные и методические знания и пр. Поведение системы проявляется в смене её состояний, изменении её характеристик в тот или иной момент времени.
Сама деятельность системы представляется как процесс преобразования общественных ресурсов. «Продукция» системы поступает во внешнюю среду и используется другими общественными системами (см. иллюстрацию).
Под понятием система имеют в виду нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей, предназначенных для выполнения конкретных функций и решения тех или иных задач.
Система ФВ — это исторически обусловленный тип социальной практики ФВ, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового стиля жизни.
|
1. Мировоззренческие основы: направленность системы – её цели, задачи, принципы (мировоззрение представляет собой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности)
2. Теоретико-методические основы: научные положения естественных (физиология, биохимия), общественных (философия, социология), психолого-педагогических наук, на основе которых дисциплина «ТиМФВ» разрабатывает общие закономерности ФВ.
3. Программно-нормативные основы: обязательные государственные программы по ФКиС (для ДОУ, школ, ссузов, вузов, армии).
4. Организационные основы: государственные и общественно-самодеятельные формы организации, руководства и управления ФВ.
По государственной линии - это систематические обязательные занятия физическими упражнениями в ДОУ, школах, ссузах, вузах, армии, лечебно-профилактических организациях. Занятия проводятся по государственным программам, в отведённые для этого часы по расписанию и под руководством штатных специалистов (физкультурных кадров).
Целью ФВ является оптимизация физического развития человека, всестороннее совершенствование двигательных способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, обеспечение на этой основе подготовки каждого члена общества к профессиональной и другим видам деятельности.
Формирование целей системы ФК и её подсистем обусловлено следующими факторами:
- интересы государства: требования производства, военные функции и др.;
- определенные общественные и личностные потребности, продиктованные объективными условиями жизни;
|
- этнические нормы и традиции.
Основные положения государственной политики в области ФКиС в РФ и олимпийского движения России определены в Федеральном законе «О ФКиС в РФ» (1999) и Концепции развития ФКиС в РФ период до 2005 года. В Концепции дана характеристика современного состояния ФКиС в РФ и определена основная цель государства в области ФКиС — оздоровление нации, формирование ЗСЖ населения, воспитание здорового, физически крепкого поколения, достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях.
Государственная политика в сфере ФКиС предусматривает следующие основные направления деятельности в развитии физической культуры и спорта:
— формирование у населения понимания необходимости занятий ФкиС и повышение уровня знаний в этой сфере;
— усиление роли РФ и субъектов РФ в вопросах регулирования и управления ФКиС;
— создание условий для достойного выступления российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях; развитие спорта высших достижений;
— совершенствование системы управления и организации ФКиС, разработка новых организационно-управленческих решений, направленных на создание системы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди населения;
— развитие спортивной медицины, а также актуальных направлений науки в сфере ФКиС, использование результатов научных исследований в практике физкультурно-спортивного движения;
— формирование постоянно действующей информационной и образовательной системы, способствующей вовлечению граждан в активные занятия ФКиС и формирование ЗСЖ;
— предоставление детям, инвалидам и пожилым людям льготных условий для занятий ФКиС;
— привлечение для развития ФКиС, спорта высших достижений средств и различных источников, включая бюджеты всех уровней и внебюджетные средства, в том числе получаемые от реализации прав на телетрансляции, проведения спортивных лотерей и от другой деятельности в соответствии с законодательством РФ, привлечение инвестиций на развитие ФКиС;
— формирование региональной политики в сфере ФКиС;
— формирование нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных источников финансирования;
— подготовка кадров и повышение квалификации работников сферы ФКиС, в том числе по вопросам менеджмента, маркетинга и права в области ФКиС, аттестация управленческих кадров.
— анализ эффективности использования спортивных сооружений;
— подготовка спортивного резерва;
— развитие инфраструктуры (спортивных сооружений, центров и спортивных баз) для занятий ФКиС в соответствии с программами развития ФКиС всех уровней;
Стратегическая цель системы физического воспитания - формирование физической культуры человека. Физическая культура личности включает целый ряд элементов, тесно связанных между собой.
Структура физической культуры личности
№ п/п | Основные составляющие | Компоненты качеств | Признаки качеств | ||
Знания и интеллекту-альные способности | Объём | Эрудиция | |||
Научность | Степень абстракции. Обоснованность | ||||
Осознанность | Степень осознанности. Способность к переносу. Способность к объяснению. | ||||
Умения | Уровень усвоения | ||||
Физическое совершенство | Физическое развитие | Морфологические признаки. Функциональные признаки. Психомоторика. Физические качества | |||
Двигательные умения | Репродуктивный уровень усвоения | ||||
Двигательные навыки | Продуктивный уровень усвоения Точность. Автоматизация. Надежность | ||||
Физическая подготовленность | Эталон. Результат. Динамика | ||||
Мотива-ционно- ценностные ориентации | Мотивы | Социально-значимые. Профессионально-значимые. Личностно-значимые | |||
Интересы | Спортивные. Физкультурно-оздоровительные | ||||
Установки | Уровень достижения цели. Сила воли. Целеустремленность | ||||
Убеждения | Степень осознанности | ||||
Потребности | Самоактуализации. Самоуважении. В социальных связях. Безопасности. Физиологические | ||||
Социально- духовные ценности | Нравственность | Физкультурно-спортивная этика и культура | |||
Эстетика | Чувство прекрасного. Чувство красоты | ||||
Отношение к труду | Трудолюбие | ||||
Мировоззрение | Степень научности знаний и убеждений | ||||
ЗСЖ | Отказ от вредных привычек. Системность. Научная основа | ||||
Физкуль-турно-спортивная деятельность | Спортивная Оздоровительная Прикладная Образовательная Пропагандистская Организаторская Судейская Инструкторская Самосовершенствование | Частота использования Затраты времени Уровень достижения Динамика | |||
Стратегическая цель функционирования ФК как социально-педагогической системы конкретизируется в общих задачах, детализирующих её содержание, которые необходимо решать с любым контингентом занимающихся.
Для того чтобы цель сделать реально достижимой в ФВ, решается комплекс конкретных задач, которые отражают многогранность процесса воспитания, этапы возрастного развития воспитываемых, уровень их подготовленности, условия достижения намеченных результатов.
Образовательные (специальные образовательные) задачи:
— формирование и совершенствование жизненно важных, и специальных двигательных умений и навыков (ДУиН);
— овладение целостной системой знаний, необходимых для сознательного освоения ДУиН, физического совершенствования и развития способностей к конструированию индивидуальных систем занятий физическими упражнениями для укрепления и сохранения здоровья и т.п. Речь идёт о знаниях, вызывающих сознательное освоение ДУиН, раскрывающих личностное и общественное значение ФК, её сущность, позволяющих самостоятельно использовать ценности ФК в целях самовоспитания.
Конкретное содержание образовательных задач на различных этапах процесса ФВ зависит от приобретенного человеком двигательного опыта, логики перехода от простых к более сложным ДУиН, индивидуальных склонностей, особенностей предстоящей основной деятельности и других факторов. Закономерным при этом является постепенный переход от широкого общего физкультурного образования к углубленному совершенствованию избранных ДУиН.
Задачи по оптимизации физического развития человека (оздоровительные):
— оптимальное развитие физических качеств (способностей);
— совершенствование телосложения и гармоническое физическое развитие;
— укрепление здоровья, закаливание, восстановление работоспособности (после болезней);
— многолетнее сохранение высокого уровня работоспособности.
Двигательные способности являются главным комплексным фактором двигательных возможностей человека. На основе их развития решаются и определенные задачи по совершенствованию телосложения, в частности по целесообразному регулированию мышечных объёмов, веса тела, формированию осанки, исправления плоскостопия и других недостатков телесного развития человека.
Правильное и гармоническое физическое развитие человека может быть обеспечено лишь при условии разносторонней физической подготовки. Гармоничность физического развития создаёт необходимые предпосылки для полноценного проявления функций всех органов и систем человеческого организма, положительно влияет на проявление и развитие двигательных способностей.
Решение оздоровительных задач должно обеспечить повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, различного рода заболеваниям, меры по оптимизации индивидуального режима жизни в соответствии с гигиеническими требованиями.
Длительное сохранение необходимого уровня физического развития обеспечивает сохранение работоспособности человека в различных сферах деятельности, продлевая творческое долголетие.
Общепедагогические (воспитательные) задачи:
— формирование мировоззрения, убеждений, ценностных ориентации, потребностей, мотивов, интересов, активного и осознанного отношения к деятельности, определенной сферой ФК;
— формирование нравственных, эстетических, волевых свойств и качеств, отражающих социально-психологические особенности личности, обусловливающих ее физкультурно-спортивную активность.
При формировании ФК необходимо учитывать, что духовное и физическое в развитии человека составляют единое целое и поэтому позволяют в ходе формирования ФК эффективно решать и эти задачи.
Эти группы задач представлены в самой общей форме и относятся ко всем звеньям системы ФК. Очевидно, что общие задачи конкретизируются в соответствии с особенностями контингента занимающихся (возрастными, половыми, индивидуальными, состоянием здоровья); временем, необходимым для их решения; в зависимости от профилирующих направлений ФК человека. В частности, по видам деятельности выделяются рекреационные, реабилитационные, адаптивные, спортивные, образовательно-кондиционные, профессионально-прикладные задачи; по срочности решения задачи могут быть перспективными (долгосрочными), рассчитанными на отдаленные сроки, календарными (связанными со сроками мероприятий), текущими и оперативными (задачи повседневной деятельности).