Тема №2. Отечественная система ФК. Цель и задачи отечественной системы ФКиС




Для реализации различных потребностей людей государство создает соответствующие системы, позволяющие удовлетворить определенные об­щественные и личные нужды. Так, для обучения и воспитания в стране функционирует система общего образования; выс­шего и после вузовского образования; для лечения людей существует система здравоохранения и т.д.

Первостепенную роль в приобщении людей к систематическим заня­тиям физическими упражнениями играет система ФК. Она представляет собой относительно самостоятельное, целостное сложноорганизованное образование динамического характера. Как и в любой другой социальной системе (науке, экономике, политике), в системе ФК можно выделить составные части (элементы) и их определённые вза­имосвязи, взаимоотношения (структуру).

Систем ФК относится к «открытым» системам, содержание и организация которых зависят от интенсивности и характера взаимодействия с социальной и природной средой.

В основу структуризации системы ФК положена функциональная роль различных выполняемых ею задач. В этом случае стоящие перед ФК, как отраслью сферы услуг, задачи распадаются на три группы:

1) задачи, непосредственно направлен­ные на реализацию целей системы;

2) задачи подготовительного, вспомога­тельного, обеспечивающего характера;

3) задачи по координации деятельно­сти всех элементов системы.

В качестве составных частей системы ФК выделяют три функционально-автономных и качественно сво­еобразных блока: блок непосредственной реализации целей физической культуры, блок обеспечения и блок управления.

Каждая составная часть системы ФК тоже своего рода система, только более мелкая, подчинён­ная, и называется подсистемой. Иначе говоря, все элементы системы могут выступать в качестве систем и, наоборот, несколько систем вместе могут рассматриваться как одна система.

Если рассматривать систему в отношении её самой, то она имеет и «вход», и «выход», и «поведение». Воздействия соци­альной среды на систему ФК называют входными, а её реакцию на эти воздействия — выходными параметрами.

Чтобы система ФК функционировала извне, в каче­стве входных параметров она получает соответствующие общественные ресурсы (людские, материальные, духовные). На её выходе формируется определенная продукция (результат) — уровень физической подготовлен­ности и состояния здоровья различных групп и контингентов населения, новые научные и методические знания и пр. Поведение системы проявля­ется в смене её состояний, изменении её характеристик в тот или иной момент времени.

Сама деятельность системы представляется как процесс преобразова­ния общественных ресурсов. «Продукция» системы поступает во внешнюю среду и используется другими общественными системами (см. иллюстрацию).

Под понятием система имеют в виду нечто целое, представля­ющее собой единство закономерно расположенных и находящих­ся во взаимной связи частей, предназначенных для выполнения конкретных функций и решения тех или иных задач.

Система ФВ — это исторически обуслов­ленный тип социальной практики ФВ, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программ­но-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового стиля жизни.

1. Мировоззренческие основы: направленность системы – её цели, задачи, принципы (мировоззрение представляет со­бой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности)

2. Теоретико-методические основы: научные положения естественных (физиология, биохимия), общественных (фило­софия, социология), психолого-педагогических наук, на основе которых дисциплина «ТиМФВ» разрабатывает общие закономерности ФВ.

3. Программно-нормативные основы: обязательные государственные программы по ФКиС (для ДОУ, школ, ссузов, вузов, армии).

4. Организационные основы: государственные и обществен­но-самодеятельные формы организации, руководства и управления ФВ.

По государственной линии - это систематичес­кие обязательные занятия физическими упражнениями в ДОУ, школах, ссузах, вузах, армии, лечебно-профилактических организациях. Занятия проводятся по государственным программам, в отведённые для этого часы по расписанию и под руководством штатных специалистов (физкультурных кадров).

Целью ФВ является оптимизация физичес­кого развития человека, всестороннее совершенствование двигательных способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, обес­печение на этой основе подготовки каждого члена общества к профессиональной и другим видам деятельности.

Формирование целей системы ФК и её подсистем обусловлено следующими факторами:

- интересы государства: требования производства, военные функции и др.;

- определенные общественные и личностные потребности, про­диктованные объективными условиями жизни;

- этнические нормы и традиции.

Основные положения государственной политики в области ФКиС в РФ и олимпийского движения России определены в Федеральном законе «О ФКиС в РФ» (1999) и Концепции развития ФКиС в РФ пери­од до 2005 года. В Концепции дана характеристика современного со­стояния ФКиС в РФ и опреде­лена основная цель государства в области ФКиС — оздоровление нации, формирование ЗСЖ населения, воспитание здорового, физически крепкого поколения, достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях.

Государственная политика в сфере ФКиС пре­дусматривает следующие основные направления деятельности в развитии физической культуры и спорта:

— формирование у населения понимания необходимости занятий ФкиС и повышение уровня знаний в этой сфере;

— усиление роли РФ и субъектов РФ в вопросах регулирования и управления ФКиС;

— создание условий для достойного выступления российских спорт­сменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях; развитие спорта высших достижений;

— совершенствование системы управления и организации ФКиС, разработка новых организационно-управленческих ре­шений, направленных на создание системы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди населения;

— развитие спортивной медицины, а также актуальных направлений науки в сфере ФКиС, использование результатов науч­ных исследований в практике физкультурно-спортивного движения;

— формирование постоянно действующей информационной и образовательной системы, способствующей вовлечению граждан в активные занятия ФКиС и формирование ЗСЖ;

— предоставление детям, инвалидам и пожилым людям льгот­ных условий для занятий ФКиС;

— привлечение для развития ФКиС, спорта высших достижений средств и различных источников, включая бюджеты всех уровней и внебюджетные средства, в том числе получаемые от реализации прав на телетрансляции, проведения спортивных лотерей и от другой деятельности в соответствии с законодательством РФ, привлечение инвестиций на развитие ФКиС;

— формирование региональной политики в сфере ФКиС;

— формирование нормативно-правовых и организационно-экономи­ческих механизмов привлечения и использования внебюджетных источни­ков финансирования;

— подготовка кадров и повышение квалификации работников сферы ФКиС, в том числе по вопросам менеджмента, маркетинга и права в области ФКиС, аттестация управленческих кадров.

— анализ эффективности использования спортивных сооружений;

— подготовка спортивного резерва;

— развитие инфраструктуры (спортивных сооружений, центров и спортивных баз) для занятий ФКиС в соответствии с программами развития ФКиС всех уровней;

Стратегическая цель системы физического воспитания - форми­рование физической культуры человека. Физическая культура личности включает целый ряд элементов, тесно связанных между собой.

Структура физической культуры личности

№ п/п   Основные составляющие   Компоненты качеств   Признаки качеств  
    Знания и интеллекту-альные способности Объём   Эрудиция  
Научность Степень абстракции. Обоснованность
Осознанность   Степень осознанности. Способность к переносу. Способность к объяснению.
Умения   Уровень усвоения  
  Физическое совершенство Физическое развитие   Морфологические признаки. Функциональные признаки. Психомоторика. Физические качества  
Двигательные умения   Репродуктивный уровень усвоения  
Двигательные навыки     Продуктивный уровень усвоения Точность. Автоматизация. Надежность  
Физическая подготовленность Эталон. Результат. Динамика
  Мотива-ционно- ценностные ориентации Мотивы   Социально-значимые. Профессионально-значимые. Личностно-значимые  
Интересы   Спортивные. Физкультурно-оздоровительные  
Установки   Уровень достижения цели. Сила воли. Целеустремленность  
Убеждения Степень осознанности
Потребности     Самоактуализации. Самоуважении. В социальных связях. Безопасности. Физиологические  
    Социально- духовные ценности Нравственность   Физкультурно-спортивная этика и культура  
Эстетика   Чувство прекрасного. Чувство красоты  
Отношение к труду   Трудолюбие  
Мировоззрение   Степень научности знаний и убеждений  
ЗСЖ   Отказ от вредных привычек. Системность. Научная основа  
  Физкуль-турно-спортивная деятельность Спортивная Оздоровительная Прикладная Образовательная Пропагандистская Организаторская Судейская Инструкторская Самосовершенствование   Частота использования Затраты времени Уровень достижения Динамика  
           

Стратегическая цель функционирования ФК как со­циально-педагогической системы конкретизируется в общих задачах, детализирующих её содержание, которые необходимо решать с любым контингентом занимающихся.

Для того чтобы цель сделать реально достижимой в ФВ, решается комплекс конкретных задач, которые отражают многогран­ность процесса воспитания, этапы возрастного развития воспи­тываемых, уровень их подготовленности, условия достижения на­меченных результатов.

Образовательные (специальные образовательные) задачи:

— формирование и совершенствование жизненно важных, и специальных двигательных умений и навыков (ДУиН);

— овладение целостной системой знаний, необходимых для сознатель­ного освоения ДУиН, физического совершен­ствования и развития способностей к конструированию индивидуальных систем занятий физическими упражнениями для укрепления и сохранения здоровья и т.п. Речь идёт о знаниях, вызывающих сознательное освоение ДУиН, раскрывающих личностное и общественное значение ФК, её сущность, позволяющих самостоятельно использовать ценности ФК в целях самовоспитания.

Конкретное содержание образовательных задач на различных этапах процесса ФВ зависит от приобретенного человеком двигательного опыта, логики перехода от простых к более сложным ДУиН, индивидуальных склонностей, особенностей предстоящей основной деятельности и других факторов. Закономер­ным при этом является постепенный переход от широкого общего физкультурного образования к углубленному совершенствованию избранных ДУиН.

Задачи по оптимизации физического развития человека (оздоровительные):

— оптимальное развитие физических качеств (способностей);

— совершенствование телосложения и гармоническое физическое развитие;

— укрепление здоровья, закаливание, восстановление работоспособности (после болезней);

— многолетнее сохранение высокого уровня работоспособности.

Двигательные способности являются главным комп­лексным фактором двигательных возможностей человека. На основе их развития решаются и определенные задачи по совершенствованию телосложения, в частности по целесообраз­ному регулированию мышечных объёмов, веса тела, формированию осан­ки, исправления плоскостопия и других недостатков телесного развития человека.

Правильное и гармоническое физическое развитие человека может быть обеспечено лишь при условии разносторонней физической подготовки. Гармоничность физического развития создаёт необходимые предпосылки для полноценного проявления функций всех органов и систем человечес­кого организма, положительно влияет на проявление и развитие двигательных способностей.

Решение оздоровительных задач должно обеспечить повышение устой­чивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, раз­личного рода заболеваниям, меры по оптимизации индивидуального ре­жима жизни в соответствии с гигиеническими требованиями.

Длительное сохранение необходимого уровня физического развития обеспечивает сохранение работоспособности человека в различных сферах деятельности, продлевая твор­ческое долголетие.

Общепедагогические (воспитательные) задачи:

— формирование мировоззрения, убеждений, ценност­ных ориентации, потребностей, мотивов, интересов, активного и осоз­нанного отношения к деятельности, определенной сферой ФК;

— формирование нравственных, эстетических, волевых свойств и качеств, отражающих социально-психологические особен­ности личности, обусловливающих ее физкультурно-спортивную ак­тивность.

При формировании ФК необходимо учитывать, что духовное и физическое в развитии человека составляют единое целое и поэтому позволяют в ходе формирования ФК эффективно решать и эти задачи.

Эти группы задач представлены в самой общей форме и относятся ко всем звеньям системы ФК. Очевидно, что общие задачи конкретизируются в соответствии с особенностями контингента занимающихся (возрастными, по­ловыми, индивидуальными, состоянием здоровья); временем, необходимым для их решения; в зависимости от профилирующих направлений ФК человека. В частности, по видам деятельности выде­ляются рекреационные, реабилитационные, адаптивные, спортивные, об­разовательно-кондиционные, профессионально-прикладные задачи; по срочности решения задачи могут быть перспективными (долгосрочными), рассчитанными на отдаленные сроки, календарными (связанными со сро­ками мероприятий), текущими и оперативными (задачи повседневной де­ятельности).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: