Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия
Кафедра общественного здравоохранения №2
CИЛЛАБУС
Дисциплина: «Здоровый образ жизни»
Специальность: 051102 «Общественное здравоохранение»
Объем учебных часов/кредитов: 135ч/3 кредита
Курс: II Семестр: IV
Шымкент-2013г.
Силлабус обсужден на заседании кафедры
протокол № «___» от __________ 2013г.
Зав.кафедрой ____________Жаксыбергенов А.М.
1.7 Сведения о преподавателях:
№ | Ф.И.О. | Степени и должности | Приоритетные научные интересы | Достижения |
Жақсыбергенов Абай Маратович | д.м.н., и.о. профессора, заведующая кафедрой | Общественное здравоохранение | Автор 76 статьи, учебного пособия и методических рекомендаций 4 авторский св. 1 патент | |
Алимова Толкын Акимовна | Старший преподаватель | Магистр | Автор методических рекомендаций | |
Бегембетова Айсапар Кемельбековна | Преп-ль | Автор методических рекомендаций | ||
Таскынова Мая Адильбековна | Преп-ль | Магистр медицины | Автор 7 статьи, учебного пособия и методических рекомендаций |
Контактная информация
Место нахождения кафедры: пл. Аль – Фараби 1, Казниихимпроект 5 этаж,
Ауд- 1,2,3,4,5,6,501,502,503
Электронный адрес: 2 kds_ oz 2 @ mail.ru
1.9 Политика дисциплины:
Требования к студентам:
1. Не пропускать все виды занятий без уважительных причин;
2. Активность во время практических занятий, СРСП;
3. Подготовка к занятиям;
4. Не опаздывать на занятия;
5. Не заниматься посторонними делами во время занятий;
6. Быть терпимым, открытым и доброжелательным к сокурсникам и преподавателям;
7. Бережно относится к имуществу кафедры
|
8. Своевременно отрабатывать пропущенные по уважительным причинам занятия.
9. Не пропускать лекции без уважительных причин, в противном случае к студенту будут применены штрафные санкции (при пропуске 1 лекционного занятия без уважительной причины рейтинг студента снижается на 0,66 балла)
10. Сдавать СРС во время и соответствено требованиям, которые указаны в силлабусе, в противном случае студент получит штрафные санкции (принесвоевременной сдаче СРС рейтинг студента снижается на 10%).
Программа
Введение (краткое)
Здоровье каждого человека, как составляющая здоровья всего населения, становится фактором, определяющим не только полноценность
его существования, но и потенциал его возможностей. Уровень состояния здоровья народа, в свою очередь, определяет меру социально-экономического, культурного и индустриального развития страны. С точки зрения устойчивого и стабильного роста благосостояния населения отрасль здравоохранения, представляющая собой единую развитую, социально ориентированную систему, призванную обеспечить доступность, своевременность, качество и преемственность оказания медицинской помощи, является одним из основных приоритетов в республике.
Президент Назарбаев Н.А. в своем Послании народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» подчеркнул, что одним из направлений государственной политики на новом этапе развития нашей страны должно стать улучшение качества медицинских услуг и развитие высокотехнологичной системы здравоохранения. Качество медицинских услуг является комплексным понятием и зависит от множества емких причин, среди которых следует выделить материально-техническую оснащенность медицинских организаций, уровень профессионализма и наличие мотивации клинических специалистов
к его повышению, внедрение современных технологий управления процессами организации и оказания медицинской помощи, внедрение эффективных методов оплаты медицинской помощи. Совершенствование управления качеством медицинских услуг занимает важное место в контексте стратегического развития здравоохранения Казахстана до 2020 года.
|
В Послании 2010 года Президент поставил конкретные задачи
на ближайшее десятилетие. В том числе Нурсултан Абишевич указал,
что «Здоровый образ жизни и принцип солидарной ответственности человека за свое здоровье – вот что должно стать главным в государственной политике в сфере здравоохранения, и повседневной жизни населения».
В соответствии с вышеуказанным, а также на основе проведенного анализа современного состояния здоровья населения и системы здравоохранения Республики Казахстан были определены приоритетные стратегические направления и механизмы реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011 – 2015 годы.
В Программе предусмотрены меры по законодательному, инвестиционному, структурному, экономическому и кадровому обеспечению выполнения планируемых мероприятий с учетом межведомственного и межсекторального взаимодействия. Предусматривается создание рынка медицинских услуг и конкурентных отношений среди медицинских организаций.
|
Реализация Программы будет способствовать динамичному развитию системы здравоохранения путем создания условий для перехода
к малозатратным формам медицинского обслуживания, обеспечения профилактической направленности отрасли, повышения уровня доступности и качества медицинской помощи, внедрения специальных социальных услуг, а также создания условий для мотивации у населения самосохранительного поведения, профессионального и личностного роста медицинского персонала, адаптации системы здравоохранения к современным требованиям и рыночным условиям общества.
2.2. Цель дисциплины: Сформировать у студентов практические навыки по обеспечению высокого качества жизни, по определению факторов и механизмов, влияющих на продолжительность жизни. Объяснить основные принципы формирования здорового образа жизни.
2.3. Задачи обучения:
· Формирование доброго отношение к проблеме здорового образа жизни и ответственности за здоровье.
· Выполнять практические навыки здорового образа жизни, показать адекватное социальные воспитание в обществе.
· Создание основных принципов формирование физической активности, развитие методов физических упражнений по оздоровлению и физического воспитания.
Конечные результаты обучения.
Студент должен знать:
- Содержание Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011 – 2015 годы.
- Определение понятий «Здоровый образ жизни», «здоровье человека», «общественное здравоохранение»
- Определение понятий «здоровье», «предупреждение болезни», «физиологический фонд организма», «медико-биологические параметры здоровья».
- Влияние коммуникативных навыков на общественное здоровье и здоровье человека.
- Взаимосвязь между общественным здоровьем и здоровьем человека (коллектив, семья, команда, организация).
- Основные механизмы формирования здорового образа жизни среди населения (социальные, физические, экологические, психоэмоциональные).
- Нормативное законодательство в области укрепления здоровья и здравоохранения.
Студент должен уметь:
- Применять основные механизмы формирования здорового образа жизни.
- Уметь использовать учение о здоровом образе жизни для сохранения здоровья.
- Уметь использовать необходимые предметы для пропаганды здорового образа жизни.
2.5 Пререквизиты: экология.
2.6 Постреквизиты: общественное здравоохранение.
2.7 Краткое содержание дисциплины. Здоровье каждого человека, как составляющая здоровья всего населения, становится фактором, определяющим не только полноценность
его существования, но и потенциал его возможностей. Уровень состояния здоровья народа, в свою очередь, определяет меру социально-экономического, культурного и индустриального развития страны. С точки зрения устойчивого и стабильного роста благосостояния населения отрасль здравоохранения, представляющая собой единую развитую, социально ориентированную систему, призванную обеспечить доступность, своевременность, качество и преемственность оказания медицинской помощи, является одним из основных приоритетов в республике.
2.8. Тематический план: темы, форма проведения и продолжительность каждого занятия (лекций, практических занятий, самостоятельной работы).
Тематический план практических занятий.
№ | Темы | Форма проведения | Продолжительность занятия (в часах) |
№ 1 кредит | |||
Введение. Предмет и задачи. Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011 – 2015 годы. | дискуссия устный опрос | ||
Основные составляющие здоровый образ жизни: общественное здоровье и здоровье конкретного человека. | устный опрос дискуссия | ||
Основные методы организации здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни в РК и других странах. | устный опрос дискуссия | ||
Основные опасные факторы, влияющие на здоровье (внутренние: наследственность, хроническое заболевание; и внешние: экология, климат). Возможность управления этими факторами. | Работа в малых группах | ||
Психология здоровья. Психическое и соматическое здоровье. Взаимосвязь между ними. | дискуссия устный опрос | ||
Всего: | |||
№ 2 кредит | |||
Определение возрастного и полового здоровья. Его особенность. | дискуссия устный опрос | ||
Особенности младенченского, детского и подросткового возрастов. | дискуссия устный опрос | ||
Геронтология. Старение- одна стадий физиологического развития человека. | дискуссия устный опрос | ||
Репродуктивное здоровье. Основы возрастно-полового воспитания. | дискуссия устный опрос | ||
Профилактические мероприятия при СПИД/ВИЧ и туберкулезе. Профилактические мероприятия при особо опасных инфекциях (Конго-Крымская геморрагическая лихорадка). | Работа в малых группах | ||
Всего: | |||
№ 3 кредит | |||
Здоровый образ жизни для декретированных слоев населения: больные сахарным диабетом, железодефицитной анемией, онкозаболевания. | устный опрос дискуссия | ||
Лечебное питание для декретированных слоев населения: больные сахарным диабетом, железодефицитной анемией, онкозаболевания. | дискуссия устный опрос | ||
Адаптация – фактор приспособления к условиям окружающей среды. Гигиена основа здоровья. Экология и здоровье. | устный опрос дискуссия | ||
Нетрадиционная медицина. Метод Иванова. | работа в малых группах | ||
Количественная и качественная оценка физического здоровья. | дискуссия устный опрос | ||
Всего: | |||
Итого: |
Тематический план самостоятельной работы студентов
№ | Наименование тем | Форма сдачи | График контроля (с указанием сроков) | Количество часов |
1. | Законы РК в системе здравоохранения. | Презентация Реферат Кейс Отчет Доклад | 2 неделя | |
2. | Стандарты в системе здравоохранения. | 3 неделя | ||
3. | Реклама и ЗОЖ. Польза и вред. | 3 неделя | ||
4. | Роль семьи в формировании ЗОЖ | 4 неделя | ||
5. | Роль общества в формировании ЗОЖ | 5 неделя | ||
6. | Аспекты геронтологии в сфере здравоохранения и ее развития. | 6 неделя | ||
7. | Виды оздоровительных упражнений при хронических заболеваниях. | 7 неделя | ||
8. | Виды оздоровительных упражнений при нарушениях опорно-двигательной системы. | 8 неделя | ||
9. | Понятие эндоэкология. Методы сохранения здоровья с помощью рационального питания. | 9 неделя | ||
10. | Влияние сна на оздоровление организма. | 10 неделя | ||
11. | Свободное время молодежи и образ жизни. | 11 неделя | ||
12. | Эмоции, стрессы и здоровье. | 12 неделя | ||
13. | Заболевания, передающиеся половым путем. | 13 неделя | ||
14. | Массаж. Рефлексопрофилактика. | 14 неделя | ||
15. | Йога. Ароматерапия. Гомеопатия. | 15 неделя | ||
Рубежный контроль 7-ая неделя | Коллоквиум (билеты, письменный ответ) | |||
Рубежный контроль 15-ая неделя | Коллоквиум (билеты, письменный ответ) | |||
Всего часов: |
2.9. Рекомендуемая литература:
основная:
1. Сатпаева Х.К. Валеология. Изд. «Эверо», 2005.
2. Сагымбаев Ә. Ү., Ақмырзаев М.М. Валеология (Машыктану жұм.-ның жинағы). Изд. «Эверо», 2005.
3. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М. Тамақтану гигиенасы. Изд. «Эверо», 2005.
4. Кенесариев У.И., Жакашов Н.Ж. Экология және халық денсаулығы. Изд. «Эверо», 2005.
5. Тель Л.З. Валеология человека - философия жизни Астана. -1999.-1-3 том.
6. Тель Л.З. Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении в 3-х томах. Тель Л.З. Изд. «Астрель», 2001
7. Чумаков Б.Н. Валеология. Курс лекций. Педагогическое общество России, - Москва,-2000.-405с.
8. Апанасенко Г.Л., Попова Л.Г.Медицинская валеология. Ростов/Д, 2000
дополнительная:
Белов В.И. Энциклопедия здоровья., М.: 1994.
Брехман И.И. Валеология – наука о здоровья. М.: 1990.
Виленский М.Я., Горшков А.Г. Основы здорового образа жизни студентов. М.: 1995.
Татарникова Л.Г. –Педагогическая валеология. СПб., 1992.
Татарникова Л.Г., Захорева Н.Б., Калинина Т.О.- Валеология и основы безопасности жизни ребенка
2.10. Методы обучения и преподавания:
· Практические занятия: дискуссия, работа в малых группах, устный опрос.
· Самостоятельная работа студента (СРС): презентации, рефераты, кейс, отчет, доклад.
Обеспечение вспомогательным материалом, оснащение и оборудование:
Оснащение и оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор.
Вспомогательный материал: слайды.
2.11 Критерии и правила оценки знаний:
Форма контроля | Оценка | Критерии оценки |
Устный ответ | Отлично Соответствует оценкам: А (95-100%); А- (90-94%) | Ставится в том случае, если студент во время ответа не допустил каких-либо ошибок, неточностей. Ориентируется в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и дает им критическую оценку, использует научные достижения других дисциплин. |
Хорошо Соответствует оценкам: В+ (85-89%); В (80-84%); В- (75-79%). | Ставится в том случае, если студент во время ответа не допустил грубых ошибок при ответе, допускал непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим студентом, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя. | |
Удовлетворительно Соответствует оценкам: С+ (70-74%); С (65-69%); С- (60-64%); D+ (50-54%) | Ставится в том случае, если студент во время ответа допускал неточности и непринципиальные ошибки, ограничивался только учебной литературой, указанной преподавателем, испытывал большие затруднения в систематизации материала. | |
Неудовлетворительно Соответствует оценке F (0-49%) | Ставится в том случае, если студент во время ответа допускал принципиальные ошибки, не проработал основную литературу по теме занятия; не умеет использовать научную терминологию дисциплины, отвечает с грубыми стилистическими и логическими ошибками. |
Форма контроля | Оценка | Критерии оценки |
Работа в малых группах | Отлично Соответствует оценкам: А (95-100%); А- (90-94%) | Ставится в том случае, если студент сумел работать в команде, умел консолидировать группу. сильный студент – академический лидер, который сможет при необходимости объяснить остальным учебный материал |
Хорошо Соответствует оценкам: В+ (85-89%); В (80-84%); В- (75-79%). | организационный лидер, сильный или средний по уровню подготовки студент, который должен следть за тем, чтобы вся группа усвоила материал и выполнила соответствующие теоретические задания во время. | |
Удовлетворительно Соответствует оценкам: С+ (70-74%); С (65-69%); С- (60-64%); D+ (50-54%) | студент-лаборант – сильный или средний по уровню подготовки студент, хорошо разбирающийся в предложенной теме. если ответ был не полным или у педагога возникли вопросы в остальным членам группы, могут выступить остальные студенты этой группы | |
Неудовлетворительно Соответствует оценке F (0-49%) | слабый студент, который при необходимости обращается за помощью к другим членам группы. Ставится в том случае, если студент во время ответа допускал принципиальные ошибки, не проработал основную литературу по теме занятия; не умеет использовать научную терминологию дисциплины, отвечает с грубыми стилистическими и логическими ошибками. |
Форма контроля | Оценка | Критерии оценки |
Дискуссия | Отлично Соответствует оценкам: А (95-100%); А- (90-94%) | Студент активно участвует в дискуссии и отвечает на вопросы, предлагая аргументированные ответы на поставленные вопросы, основываясь на материалы. Уважительно выслушивает мнение других студентов и эффективно взаимодействует в команде. Участие в дискуссии соответствует теме, проблемности и привязанности к практике. |
Хорошо Соответствует оценкам: В+ (85-89%); В (80-84%); В- (75-79%). | студент участвует в дискуссии, задает вопросы, выслушивает мнения других. студент допускает незначительные ошибки в обсуждении. Уважительно выслушивает мнение других студентов и эффективно взаимодействует в команде. | |
Удовлетворительно Соответствует оценкам: С+ (70-74%); С (65-69%); С- (60-64%); D+ (50-54%) | студент не проявляет активности в дискуссии, не задает вопросы, не предлагает решений, выслушивает мнения других. студент допускает ошибки в обсуждении. | |
Неудовлетворительно Соответствует оценке F (0-49%) | студент осуществляет роль стороннего наблюдателя. Не участвует в дискуссии, не предлагает решения, не отвечает на вопросы. студент не участвует в работе группы. |
Оценка проведения кейса
Форма контроля | Оценка | Критерии оценки |
Составить группу из 3-4 студентов, конечную оценку подготовить ввиде презентации. | Отлично Соответствует оценкам: А (95-100%); А- (90-94%) | Оценка ставиться если: студенты составили группу состоявшееся из 3-4 человек, которые сами решили и обсудили задачу, и конечный результат оценки подготовили ввиде презентации. |
Хорошо Соответствует оценкам: В+ (85-89%); В (80-84%); В- (75-79%). | Оценка ставиться если: студенты составили группу состоявшееся из 3-4 человек, которые сами решили и обсудили задачу, но конечный результат не подготовили ввиде презентации. | |
Удовлетворительно Соответствует оценкам: С+ (70-74%); С (65-69%); С- (60-64%); D+ (50-54%) | Оценка ставиться если: студенты составили группу состоявшееся из 3-4 человек, которые сами обсудили задачу но не решили проблему. | |
Неудовлетворительно F (0-49%) | Оценка ставиться если: студенты составили группу состоявшееся из 3-4 человек, которые сами не смогли решить и обсудить задачу. |