Правосудие и право Древнего Вавилона.




Судебная власть в Древнем Вавилоне, как и в других древневосточных государствах, не была отделена от власти административной. Верховным судьей являлся

сам царь, судебные функции осуществляли также и наиболее крупные царские сановники. Царь был высшей судебной инстанцией, который по собственному произволу мог решать как гражданские, так и уголовные дела, поскольку он одновременно был и высшим законодателем в стране.

Судебные функции находились также в руках царских

наместников и глав сельских общин. Как правило, они осуществляли суд в рамках коллегий, которые состояли в одном случае из чиновников, подчиненных наместнику, в другом — из членов общины.

Для осуществления правосудия в городах назначались специальные «царские судьи», которые подчинялись непосредственно царю и осуществляли правосудие на основе царских инструкций и предписаний, коими и являлись, например, знаменитые «Законы Хаммурапи».

Появление в Древнем Вавилоне «законов Хаммурапи» было важной вехой в развитии древнего права, оно ознаменовало собой переход от архаических форм судопроизводства, основанных на пережитках родоплеменных отношений, родоплеменных правилах и обычаях, к исторически более цивилизованной форме правосудия и права, основанных на равном для крупных социальных групп законе, т. н. «вечной и неизменной справедливости».

Историческая справка. Законы царя Хаммурапи были высечены клинописью на черной базальтовой стелле, которая найдена французской археологической экспедицией Жака де Моргана в 1901–1902 гг. на территории древней Месопотамии в Сузах, и которая ныне хранится в парижском Лувре. Религиозный характер законов подчеркивается изображением сцены вручения царю Хаммурапи законов из рук бога солнца Шамаша. В вводной и заключительной частях законов специально отмечается, что законы имеют сверхъестественную силу и являются выражением вечной и неизменной справедливости.

Структуру, содержание и значение Законов царя Хаммурапи изучить самостоятельно: (История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие / Под ред. В.Е. Сафонова. — М.: РГУП, 2015. С. 32-38).

Правосудие. По законодательству Древнего Вавилона судебный процесс возбуждался только по заявлению одной из сторон, независимо от того, шла ли речь о краже, нарушении договора или причинении вреда имуществу, жизни или здоровью потерпевшего. Ответчик призывался в суд, и его неповиновение определению судьи строго каралось. Стороны процесса в произвольной форме предоставляли свои аргументы судье и перед его лицом должны были доказать свою правоту

или невиновность. Судья знакомился с вещественными доказательствами, выслушивал истца и ответчика, а также приглашенных свидетелей. В случае необходимости показания сторон записывались писцом, принимались во внимание и письменные доказательства, в частности,тексты договоров и письменные обязательства сторон.

В качестве свидетельств, удостоверяющих правоту сторон, в суде Древнего Вавилона использовались клятвы и ордалии — испытания водой, когда для доказательства своей невиновности ответчик бросался в воду. В случае,

если он выживал, то это рассматривалось как веское свидетельство того, что он не виновен. Судебный процесс завершался вынесением судебного решения, которое записывалось на глиняной табличке и скреплялось печатью. Судья и участники процесса несли ответственность за объективность и непредвзятость разбирательства, лжесвидетельство каралось смертью.

Обжаловать судебное решение и добиться помилования можно было только в вышестоящей инстанции, в качестве которой выступал суд царя. Царь выносил судебные решения по собственному усмотрению, принимая во внимание сложившуюся судебную практику и собственные законы.

 

 

Древняя Индия.

Страна и население. Первые государственные образования стали возникать в Индии на рубеже III–II тысячелетий до н.э. в северной части огромного полуострова Индостан. Этот полуостров с севера об ступают величественные горы Гималаи, которые препятствуют проникновению холодных потоков воздуха, а с юга омывают теплые воды Индийского океана. Наиболее благоприятные области для развития земледелия и скотоводства существовали в долинах рек Инд и Ганг.

Народы, населявшие Индию того периода, имели достаточно высокий уровень материальной культуры

и развитые торговые связи с Вавилоном и древним Египтом.

Индия была населена темнокожими племенами, потомки которых в настоящее время сохранились в средней и южной части Индии и носят название дравидов. Эта была обширная группа смешанных племён,которые являлись основным остовом туземного населения Индии.

С середины II тысячелетия до н. э. с северо-запада на территорию Индостана стали вторглись кочевье племена ариев.

В длительной борьбе с местным населением арии сначала захватили Пенджаб (Пятиречье) и земли в бассейне Инда, а затем прони кли на территорию бассейна Ганга и также захватили ее. Племена ариев разрушили раннюю древнеиндскую цивилизацию. Коренное население было частью покорено и ассимилировано, частью истреблено или изгнано в другие, менее пригодные для жизни и менее

плодородные районы Индостана.

Периодизация истории государства Древней Индии (см. табл. 3 ). Политическая история Древней Индии является необычайно разнообразной, она распадается на историю многочисленных городов-государств, которые возникают в долинах рек Инда и Ганга. Так же как в других древних обществах между этими городами-государствами начинается борьба за политическое влияние и господство. Кульминационным пунктом политической истории Древней Индии было возникновении империи Маурьев.

Социальная структура и общественный уклад. Аграрное рабовладельческое общество Древней Индии достигло наибольшего расцвета в VI–III вв. до н. э. К этому периоду долины рек были превращены в важнейшие земледельческие районы страны. Сеть ирригационных сооружений значительно выросла.

Особенность социальной структуры древнеиндийского общества состояла в жестком деление населения страны на обособленные группы, получивших название «касты» или «варны».

Верхнюю касту составляют брахманы — представители наиболее знат ных родов, руководящих духовной и политической жизнью древнеиндийской общины. К привилегированной части индийского общества относятся также кшатрии — воины-стражники, наделенные соответствующими земельными наделами и ведущие обособленный образ жизни, подчиняясь только властвующей элите.

Основную массу трудового населения Древней Индии составляют вайшии — земледельцы, ремесленники и отчасти торговцы. Эта наиболее многочисленная каста древнеиндийского общества также ведет крайне замкнутый и обособленный образ жизни. Низший слой индийского общества, низшую касту составляли шудры — бесправные и угнетаемые батраки.

Древнеиндийское право и мораль. Социальное неравенство, обособленность каст закрепились в древнеиндийском праве и морали, когда правовая и нравственная ответственность каждого индивида в древнеиндийском обществе прямо вытекала из факта его принадлежности к той или иной касте или варне. Не только правовой статус, подсудность и ответственность, но и моральные качества определялись в Древней Индии кастовой принадлежностью человека.

Вне правового статуса и моральной оценки в древнеиндийском обществе находились шудры и рабы. Их различие между собой состояло в том, что шудры обладали относительной свободой, могли иметь собственность и передавать ее по наследству. В отличие от шудр, рабы не обладали статусом свободы и были не субъектом, а объектом права.

Институт рабства не был сильно развит в Древней Индии, но при этом имел самые разнообразные формы. Так, в священных писаниях Древней Индии речь идет о нескольких типах рабов: рабами становились в результате пленения; по факту рождения от рабыни; в результате продажи свободного человека за долги; в результате совершения свободным человеком преступления.

Развитие государственности. Захват территории Индостана и оседание на землю арийских племен, переход их к земледельческому образу жизни и формирование территориальных общин и их союзов к концу II тысячелетия до н. э. привели к образованию на территории Северной Индии значительного количества небольших государств — самоуправляемых территорий и княжеств, между которыми вскоре началась ожесточенная борьба за выживание и политическое господство.

В долине реки Инд также в древности появляется большое количество государственных образований: царств, княжеств, самоуправляемый территорий, которые имели самые разнообразные формы правления, начиная с монархии и заканчивая аристократическими республиками.

И в той части Древней Индии происходили нескончаемые распри и военные конфликты. Будучи ослабленными междоусобицей, эти территориальные образования в 517 г. до н. э. покоряются персам. Однако уже в IV в. до н.э. территория Древней Индии по среднему и нижнему течению Инда покоряется грекам и входит в состав империи Александра Македонского.

После смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. в Индии вспыхнуло мощное освободительное движение против захватчиков. Возглавил эту борьбу властитель Магатхи Чандрагупта Маурья, осно вавший новую властвующую династию древнеиндийского государства.

Греческие гарнизоны были изгнаны из Индии, страна была объединена под эгидой единого правителя. В Индии возникло централизованное рабовладельческое государство — империя Маурьев, включавшее

территорию почти всего Индостана.

После падения империи Маурьев Индия переживает несколько иноземных нашествий. Самым заметным было нашествие греко-бактрийцев в 190 г. до н.э., завоевавших область Гандхара (на территории современного Пакистана). За ними последовали скифы (Кушанское царство), партианцы, сассаниды и другие народности, которые со временем раствори лись на территории Индостана. В IУ в. на территории Индии возникло огромное государство под началом династии Гупта, существовавшее приблизительно с 320 по 550 годы. Государство Гупта объединило под своим владычеством почти такую же большую часть Индии, какая принадлежала империи Маурья, но в котором социальная жизнь и экономика базировалась не на рабовладельческих, а новых феодальных связях и отношениях.

Государственное устройство Древней Индии было весьма разнообразным и пестрым. Наряду с территориями под управлением разного рода правителей, обладающих монархической властью, были также самоуправляющиеся территории, города-государства, в которых верховная власть принадлежала аристократическому меньшинству. Режим власти в государственных образованиях Древней Индии варьировался от деспотического до «демократического», т. е. сохранявшего пережитки прежней военной демократии эпохи родоплеменных отношений. При этом надо иметь в виду, что политический ландшафт древнеиндийского общества постоянно менялся: создавались и развивались одни межплеменные и межтерриториальные связи и отношения и разрушались, распадались другие.

Верховная власть в лице царя или магараджа (санск. букв. «великого царя») в Древней Индии, как и вообще на Востоке, обожествлялась и считалась безграничной. Согласно учению брахманов, царская власть имела божественное происхождение и была безусловной.

Важным органом государственной власти в Древней Индии был совет (паришад), состоявший из брахманов и рабовладельческой аристокра тии. Паришад давал царю советы по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики с учетом интересов властвующей элиты.

Исполнять волю царя призван был многочисленный аппарат служивых людей, состоящих на содержании царской казны. Царские служащие находились в личной зависимости от верховного властителя и получали от него жалование.

Центральный аппарат управления в Индии, как и в других странах Древнего Востока, разделялся на три основных ведомства: военное, финансовое и публичных работ. Система местного управления в Индии была очень сложной, так как наряду с чиновниками, назначаемыми центральными ведомствами, действовали местные правители общин и территориальных объединений, находящиеся в разной степени зависимости от центральной власти. В государстве Маурьев выделялись области, бывшие под прямым управлением и контролем царя (например, Магадха), и провинции, территории, племена, обладавшие некоторой автономией и управлявшиеся представителями местной аристократии или родовой знати. Для того, чтобы управлять огромными территориями, центральная власть делила страну на округа, а округа — на районы (вишайе). Низшей территориальной единицей была сельская община.

Военная организация Древней Индии. В военное время армия царя могла состоять из его собственной дружины, часть которой составляли наемники, войска союзников и ополчения подчиненных царю территорий. Мощь царской армии заключалась скорее не в ее организованности, стойкости и искусности воинов и воинских начальников, а в ее размерах. Исторические источники свидетельствуют, что Чандрагупта в случае необходимости мог собрать под свои знамена армию до 600 тыс. пехоты, 30 тыс. кавалерии и 9 тыс. слонов. В мирное время царская армия была небольшой, ее ядро составляли наемники, получавшие жалованье деньгами или натурой. Армией руководил военный совет, состоявший из 30 членов, разделенный на шесть коллегий, ведавших пятью родами индийских войск: пехотой, кавалерией, морским флотом, отрядами колесниц и слонов, а также интендантской службой.

Право Древней Индии, с одной стороны, было самым тесным образом связано с религией и моралью, а с другой — имело сословно-корпоративный, кастовый характер. Права и обязанности каждого конкретного человека определялись сословным статусом, принадлежностью к той или иной социальной группе, касте.

Сведения о древнеиндийском праве основаны на религиозных книгах — Ведах и дхармашастрах — сборниках религиозно-правовыхпредписаний — дхарм. Особенностью сборников норм, в частности, дхармашастр Ману или, как принято сейчас называть, законов Ману, было то, что в них правовые нормы не выделялись из всей совокупности религиозных и этических предписаний, которыми должны были руководствоваться в своей повседневной жизни древние индусы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: