Анализ содержания законов Ману провести самостоятельно.




Право собственности в Древней Индии было необычайно сложными запутанным, определялось характером отношений между различными социально-этническими образованиями, отношениями господства и подчинения. Поэтому только с определенной доли условности собственность делилась на четыре вида: царскую, храмовую, общинную и частную. Отношения собственности в Древней Индии были очень сильно опосредованы патриархальными и общинными традициями. Объектами частной собственности (вернее, собственности патриархальной семьи) могли быть скот, рабы, домашний и сельскохозяйственный инвентарь, хозяйственные постройки. Однако основное средство производства в аграрном обществе, а именно земля была общинной и находилась только в пользовании той или иной семьи.

• Нередко возникали земельные споры, но не между общинниками, а между сельскими общинами и сельскими поселениями. Нормы землевладения не были четко очерчены и определялись в основном традициями и обычаями.

В статье 115 гл. X законов Ману определяются семь законных способов приобретения имущества: наследование, получение в качестве дара или находки, покупка, завоевание, приобретение имущества в качестве платы за предоставление кредита (ростовщичество), исполнение работы и в результате подношений.

Обязательственное право. В законах Ману упоминаются и регламентируются многие сделки: купли-продажи, займа, дарения, перевозки, хранения и др. Наряду с этим определяются основные общие принципы заключения договоров. Так, договор не признавался действительным, если он был заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, беспомощным стариком, а также лицом, которое не имело полномочий для совершения соответствующей сделки. Естественным считалось, что любая сделка является ничтожной, если она совершена рабом, за исключением случая, если договор заключался рабом в пользу своего хозяина (ст. 167 гл. VIII). Согласно законам Ману договоры могли заключаться только по обоюдному добровольному согласию сторон. Поэтому сделки, осуществленные с помощью обмана или насилия, считались недействительными.

Правосудие. Законы Ману содержат общие нормы процессуального права, которые впрочем не предусматривают различий между гражданским и уголовным судопроизводством. Судопроизводство осуществляется по инициативе не судьи, а заявителя. Судья является арбитром в рамках состязательного процесса, где спорящие стороны должны убедить судью в своей правоте и предоставить для этого соответствующие доказательства.

Судопроизводство в Древней Индии, так же как право в целом, носило кастовый, корпоративный характер, например, судья по‑разному оценивал доказательства сторон в зависимости от того, к каким варнам или кастам они принадлежали. Весьма широкое распространение

в суде имели ордалии или «божий суд», когда стороны давали клятвы или испытывались огнем или водой.

1.4. Древний Китай.

Страна и население. Китай расположен в Юго-Восточной Азии. Примерно 80 % территории занимают горы и плоскогорья. Западная часть страны представляет собой обширное нагорье с резко континентальным климатом. Восточный Китай примыкает к морю и находится в более благоприятных климатических и ландшафтных условиях. Наиболее приемлемы для проживания людей и ведения хозяйства области среднего и нижнего течения реки Хуанхэ (Желтая река). Важнейшей особенностью этих мест является наличие весьма плодородных почв, образовавшихся благодаря речным наносам. В этой части Китая мягкий климат и выпадает значительное количество осадков. Территория благоприятна для успешного ведения сельского хозяйства при наличии системы ирригационных сооружений.

На территории Китая проживало множество народностей и племен, относящихся к разным языковым группам: тайской, тибето-бирманской, тюркской и монгольской. Собственно китайская этническая общность хань-жень («люди Хань», ханьцы) сформировалась в срединной и нижней части долины реки Хуанхэ.

Китайская цивилизация является одной из наиболее древних, первые свидетельства об истории страны относятся к середине V и IV тысячелетиям до н.э (см. таблица 4). Долгое время географические рамки Китая — это срединная и нижняя части течения реки Хуанхэ.

Начиная с I тысячелетия до н.э. начинается освоение новых территорий в бассейне реки Янцзы, а затем и дальше на юге. Северная граница этнической территории древних китайцев оставалась практически неизменной и проходила по линии возведения Великой Китайской стены.

Возникновение и развитие государства в Древнем Китае. Во второй половине II тысячелетия до н.э. в Китае на обширной территории по берегам рек возникают родоплеменные поселения. За военными укреплениями этих поселений укрывались несколько родовых структур (родов, фратрия, племен). В этот период в родовых организациях Древнего Китая интенсивно протекают процессы социального и имущественного расслоения.

• Одновременно отчетливо прослеживается тенденция объединения нескольких поселений, близких по этническому составу и связанных, с одной стороны, хозяйственными нуждами — обменом продуктами

• и ремесленными изделиями, созданием общих дамб и водоотводных каналов, а с другой — вопросами обеспечения совместной безопасности, необходимостью организации общей обороны от нападения соседей и кочевых племен.

Система управления государством. Страна была разделена на административные единицы, управляли которыми назначенные императором чиновники. Последним платили жалованье, а продвижение по службе было основано не на знатности и родовых

• связях, а на образованности и на успешной сдаче череды экзаменов.

• В отличие от предыдущей династии Цинь, которая использовала жесткие меры административного управления, ханьские императоры «подняли на щит» патерналистскую идеологию конфуцианства, которая

• сплачивала народ вокруг императора и позволяла осуществлять такие масштабные проекты, как строительство Великой Китайской стены, менее насильственными методами.

Общественный строй. Древний Китай представлял аграрное общество периода использования бронзовых, а в дальнейшем железных орудий труда. На обширной территории с конца III — начала II тысячелетия до н.э. население Китая переходит к оседлому образу жизни, когда по берегам рек возникают разрозненные сельские и раннегородские поселения. Природные условия Среднекитайской равнины — района расселения китайцев — в III–II тысячелетиях до н.э. были исключительно благоприятными для земледелия, чему способствовали илистые почвы речных пойм, регулярные дожди и субтропический климат. Из зерновых культур китайцы возделывали ячмень, различные виды пшеницы, два сорта проса (черное и желтое), коноплю со съедобными зернами.

Помимо злаков китайские селяне знали садово-огородные культуры, выращивали тутовые деревья для разведения шелкопряда. Нет полной ясности, была ли ими в древности освоена культура риса, но если и была, то только суходольная, ибо ирригация на первоначальных этапах Древнего Китая не была развита. Урожай целиком зависел от дождей, о чем имеются прямые свидетельства так называемых гадательных надписей.

Немаловажную роль в хозяйстве древних китайцев играло скотоводство, о чем свидетельствуют единовременные жертвоприношения крупного рогатого скота, которые достигали нескольких сотен голов. Распри из‑за пастбищ были одной из причин войн китайцев с соседями.

Судя по «Книге песен» — древнейшему памятнику литературы Китая — основной производственной ячейкой древнекитайского общества была территориальная большая семейная община с коллективными органами самоуправления. Производственные земли китайцев разделялись на земли, обрабатывавшиеся в пользу государства (гун-

тянь), и частные (сытянь), видимо возделываемые общинникамив свою пользу. При этом термин сытянь здесь нельзя понимать как индивидуальные или частные земли. Свободные члены территориальных сельских общин составляли основную массу населения Древнего Китая, которое было обязано отдавать в натуральной форме часть произведенной продукции государству, а также физически трудиться на государство, отбывать различного вида повинности.

Формирование и развитие правящего класса Древнего Китая. Уже во времена позднего Шан (ХIV — ХI вв. до н. э.) выделилась привилегированная верхушка — социальная прослойка, которая включала правителя и его родичей, приближенных правителя, жрецов, служивых людей, находящихся на содержании правящего дома, знать подчиненных племен. Родственные связи в этот период играли главную роль в решении многих вопросов.

В эпоху Чжоу в правящем классе начинает формироваться служивое сословие. Возникает иерархическая структура правящего слоя, предполагающая наличие целой вереницы социальных рангов и разрядов. На верхних этажах социальной иерархи древнекитайского общества располагалась наследственная аристократия, на средних — служивое сословие, на низших — крестьяне и ремесленники.

Государственный строй. История Китая знает разнообразные формы правления, однако основополагающей и наиболее распространенной была, несомненно, монархия. Доминирующая тенденция к установлению единоличной и наследуемой власти прослеживается в Китае достаточно ясно и отчетливо. Уже в период позднего Шан-Инь в руках правителя концентрируются все основополагающие функции верховной власти. Шанский царь является не только военным предводителем, верховным жрецом, но и организатором экономической и хозяйственной деятельности государства, издает распоряжения и законы, вершит высший суд. Именно в период Шан-Инь появляется титул «хвана» — верховного правителя Поднебесной.

Утверждение в Китае династии Цинь вновь резко усилило могущество верховной власти. Основатель династии Ин Чжен, который принял в 221 г. до н.э. титул высочайшего императора хуанди и стал известным в истории под именем Цинь Шихуанди, сосредотачивает в своих руках всю полноту власти. Китайский император с этого времени не только номинально, но и фактически руководил всеми сторонами жизнедеятельности Поднебесной.

Должностные лица делились на три категории: гражданские должностные лица, помогавшие вану в различных видах административной деятельности; военные, одни из которых заведовали конницей, пехотой, другие — различными видами стражи. К числу должностных лиц при дворце китайского правителя относились также многочисленные советники, гадатели, прорицатели и т.д.

Для Китая характерна, как для всякой восточной деспотии, дворцовая система управления государством. Суть ее состояла в том, что центром управления страной был дворец или дом правителя. Лица, обслуживающие дворец, одновременно являлись и государственными чиновниками, а дворецкий, возглавлявший всю массу слуг и руководящий жизнью дворца, становился ближай-шим помощником правителя, высшим должностным лицом в государственном аппарате управления.

При такой системе управления естественно отсутствуют постоянно действующие государственные учреждения с определённой, четко разграниченной компетенцией, а имеются лишь лица, слуги, которым даются поручения. В целом государственное управление в Китае в это время базируется на личной зависимости служащих и государственного аппарата от правителя.

Местное управление. Характеризуя местное управление, следует учитывать, что в эпоху Шан-Инь государство представляло совокупность большого количества обособленных территорий (или владений) со своими вождями-правителями, которые подчинялись верховной власти иньского вана. Историческая традиция называет таких местных вождей чжухоу, а гадательные надписи сообщают нам о существовании порядка восьми специальных наименований (рангов) для их обозначения.

В середине IV в. до н. э. в царстве Цинь был осуществлен целый ряд важнейших политических и экономических реформ. Эти реформы имели целью усиление царской власти, ослабление экономического и политического положения родовой аристократии, как в центре, так и на местах, укрепление положения общинно земледельческой верхушки.

Армия. В эпоху Шан — Инь постоянной армии в Китае не существо вало. В случае необходимости ван собирал людей с подвластных земель и приказывал идти в поход. Зависимые чжухоу предоставляли отряды до нескольких тысяч воинов. Собранное пестрое ополчение передава-лось военачальнику, который возглавлял его. Войска были вооружены бронзовым оружием и подразделялись на пеших и конных воинов. Место в боевом строю определялось принадлежностью к тому или иному территориальному отряду.

Во времена империи Цинь проводится не только административная, но и военная реформа. Армия начинает формироваться в соответствии с территориальным делением. Постепенно появляются войска, действующие на постоянной основе. Армия императора вооружается и содержится за счет государства.

Основные черты права. Наиболее важными источниками права практически на всем протяжении истории Древнего Китая были обычаи и традиции. Подлинные тексты законодательства Древнего Китая, если они и были, не дошли до нашего времени. Согласно историческим свидетельствам, появление первых писаных законов и даже сборников законов относится к государству Шан-Инь. Согласно преданиям, которые, впрочем, нельзя считать вполне достоверными, в эпоху Чжоу правитель Муван (Х в. до н. э.) предпринимает попытку создания обширного судебника по уголовному праву, который якобы насчитывал порядка 3 тыс. статей.

• Значительное оживление законодательной деятельности в Китае происходит в V–III вв. до н. э. В этот период наиболее остро стоят вопросы объединения Китая и управления им на основе не местных, локальных традиций, а общих норм.

К V–II вв. до н. э. относится появление ряда сборников законов, из которых наибольшую известность получила «Книга законов царства Вэй», составленная Ли Фуем (424–387 гг. до н. э.) на основе правовых положений, принятых в отдельных княжествах и по традиции считающихся законами предков. Книга состояла из шести глав: законы о ворах, о разбойниках, о заключении в темницу, о поимке преступников, об орудиях казни и пытки. В последующие десятилетия на базе этого своеобразного уголовного кодекса был составлен ряд других сводов государственных законов.

Право собственности в Древнем Китае в целом носило ограниченный характер. Частная собственность на скот, рабов, орудия труда, драгоценности и т. п. появляется еще в государстве Шан. Однако государственная собственность на землю и общинные отношения сдерживали развитие института частного владения.

Уголовное право Древнего Китая охватывало огромное количество преступных деяний (некоторые источники насчитывают их более 3000), которые делились на: преступления против государства (мятеж, заговор, оскорбление величества, неповиновение властям); религиозные преступления (осквернение святынь, захоронений); преступления против личности (убийство, нанесение телесных повреждений); воинские преступления (уклонение от воинской повинности, дезер-тирство с поля боя); преступления против собственности (кража, грабеж, угон или убой чужого скота). Основная цель уголовного преследования и наказания в Древнем Китае — возмездие и устрашение. Практиковались телесные наказания в сочетании со смертной казнью.

• В период государства Чжоу было выделено пять основных наказаний: клеймение тушью на лице; отрезание носа; отрезание ног; кастрация для мужчин и превращение женщин в рабынь-затворниц; отрубание головы. Кроме того, применялись такие наказания, как битье палками и плетьми, отрезание ушей, выкалывание глаз и т. п. С древних времен в Китае получила распространение практика замены калечащих наказаний на символические: ношение черной повязки, одежды красно-бурого цвета и т. п. Применялась также смертная казнь путем закапывания заживо в землю, разрывания колесницами, разрубания на части. Известны также такие наказания, как заковывание ног в железо, палочные удары, каторжные работы. Как во всяком древнем обществе, уголовное преследование носило избирательный характер, для представителей знати и имущих слоев телесная расправа могла быть заменена штрафом, ссылкой, отстранением от должности.

Правосудие в Древнем Китае не был отделено от верховной, исполнительной административной власти. Функции правосудия осуществляли многочисленные представители разветвленного государственного аппарата. Верховным судьей в государстве являлся ван, в период распада единого государства — правители отдельных царств и удельных княжеств в пределах своей территории и, наконец, впоследствии — хван. В число придворных хвана начинают входить многочисленные писцы и чиновники, которые занимались вопросами суда и наказаний.

Во времена Чжоу их возглавляет при дворе хвана отдельный чиновник — сыкоу.

В империи Цинь все более или менее важные судебные дела проходят через руки тинвэя и двух его заместителей. Во времена Хань судебные функции помимо тинвэя начинают исполнять представители императорского совета. Право разрешения судебных дел на местах принадлежало местной администрации. В эпоху империи Цинь появляются окружные суды, а также судебные органы на уровне отдельных волостей. Низшей судебной инстанцией, в ведении которой были незначительные тяжбы, была сельская община. Здесь разрешением споров и конфликтов занимались старейшины. По мере становления древнекитайского государства в сословии чиновников появляется большое количество лиц, так или иначе связанных с охраной порядка, проведением следствия, розыском преступников.

• Предварительное расследование и судебное разбирательство в Древнем Китае осуществлялись, как правило, одним лицом. Это способствовало произволу в уголовном процессе и ставило обвиняемого в тяжелое положение. Верховным судьей был император. На местах судили представители местной власти. Очень рано процесс стал приобретать розыскной характер. Существовали специальные чиновники для расследования преступлений. Главными доказательствами были свидетельские показания, улики и клятва. Широко применялись пытки, причем пытки применялись также и к свидетелям. Обжаловать приговор суда было практически невозможно, поскольку с просьбой о пересмотре приговора можно было обратиться лишь к тому лицу, которое его вынесло.

Выводы

1. В праве Древнего Египта отчетливо проявились наиболее характерные черты аграрного рабовладельческого общества. В этом обществе правовая ответственность каждого индивида прямо вытекала из той системы социальных связей и зависимостей, к которой он принадлежал. Право Древнего Египта состояло из целой вереницы кодексов и правил, очерчивающих обязанности и ответственность человека. Одно право (правила и обычаи) существовало в отношении представителей высшего сословия, другое — для выходцев из служилого или крестьянского сословий. Право Древнего Египта помимо того, что носило сословно-корпоративный характер, было связано с пережитками родовых обычаев и правил. Еще одной важнейшей чертой древнеегипетского права была его связь с религиозными нормами и правилами поведения.

2. В праве Древнего Вавилона, так же как в древнеегипетском праве отчетливо проявились следующие наиболее характерные черты восточного рабовладельческого общества. Право включало в себя изрядную долю пережитков родоплеменного общества. Основным источником права и судопроизводства были разнообразные традиции и обычаи народов Месопотамии. Однако в отличие от Египта в Древнем Вавилоне предпринимается попытка кодификации обычаев древних народов, создания единого для всех закона и справедливости. Эта попытка нашла свою реализацию в законах царя Хаммурапи. При всём этом право Древнего Вавилона закрепило сословное нера-венство индивидов. Так же как и у египтян, право Древнего Вавилона было теснейшим образом связано с нормами и предписаниями религии, действо-

• вало в интересах правящей верхушки общества.

3. В государстве и праве Древней Индии, так же как в древнеегипетском и древневавилонском, весьма отчетливо проявились типичные черты восточного рабовладельческого общества. Право было теснейшим образом связано с пережитками родоплеменной организации общества. Основным источником права и судопроизводства были разнообразные традиции и обычаи народов Индостана. Основополагающую роль в праве играли религиозные нормы и предписания. При всём этом право Древней Индии как никакое другое носило кастовый характер, оно жестко закрепляло со-

• словное неравенство индивидов.

4. Древний Китай представлял собой, при всей своей этнической, культурной и религиозной самобытности, типичное аграрное рабовладельческое общество восточного типа. Возникновение древне-китайского государства было важнейшим шагом общецивилизационного развития народов Юго-Восточной Азии. Вместе с тем, в плане развития государственности, права, Древний Китай имеет множество сходных черт с Древним Египтом, Вавилоном и Индией.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: