Экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста




«Знатоки природы»

Название формы работы: викторина.

Возрастная группа: старшая и подготовительная.

Частота проведения: один раз в квартал.

Привлечение специалистов ДОУ: 3 педагога для жюри.

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о природе, о красоте леса и его богатствах, о лекарственных растениях.

Задачи:

Образовательные: Закрепить у детей знания о культуре поведения в природе и умение правильно оценивать поступки окружающих.

Развивающие: Развивать логическое мышление детей через решение проблемных ситуаций.

Воспитывающие: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение работать в команде.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно -эстетическое развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка; эмблемы для участников команд; картинки с правилами поведения в лесу; пазлы «силуэты деревьев»; дидактическая игра «С какого дерева лист?»; плоды деревьев: грецкие орехи, сосновые шишки, каштаны; ягодный кроссворд; картинки с грибами съедобными несъедобными; зелёная и красная карточка; картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Предварительная работа: разучивание стихов, песен; чтение произведений российских писателей; беседы о растениях, насекомых, птицах и животных, их повадках и особенностях; рассматривание иллюстраций и книг о природе.

Ход деятельности:

Дети заходят в зал и команды занимают свои места.

Воспитатель:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит солнце – доброте.

Учит снег нас чистоте.

У природы круглый год

Обучаться нужно

Весьлесной народ

Учит крепкой дружбе.

Сегодня мы собрались в зале, чтобы показать свои знания о природе нашего края, о животных и растениях, об их особенностях. А называется наша викторина «Знатоки природы». Соревноваться будут три команды. Команда «Зайчата», «Лисята» и команда «Бельчата». Для каждой команды будут даваться задания. Правила проведения: выслушать вопрос, задание до конца; не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку; если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды. Представляем вам жюри нашей викторины: …

Предлагаю командам выбрать капитанов и представить свои команды.

1 команда: Наша команда «Зайчата», капитан команды Леша Л.

Наш девиз: Мы команда милых заек,

Победим мы всех зазнаек!

У зайчат девиз красивый,

В дружбе будет наша сила!

У зайчат добро – кумир,

Доброта спасает мир.

2 команда: Наша команда «Лисята», капитан команды Петя Ф.

Наш девиз: В нашей команде Лисята дружны,

Мы не потерпим обмана и лжи.

Мы эрудиты, все знаем на «5»,

Всех мы сегодня пришли побеждать!

3 команда: Наша команда «Бельчата», капитан команды Лиза В.

Наш девиз: Вместе быть и победить,

И успех свой разделить!

Вместе мы одна команда,

Нам победу только надо!

Воспитатель:

Спасибо командам за приветствие! А мы начинаем нашу викторину…

Девочки и мальчики, лес – это богатство нашей Земли! Это дом для животных, птиц и насекомых. В лесу они находят себе пищу, укрываются от врагов, растят своё потомство. Растения очищают воздух, радуют своей красотой. Из деревьев человек изготавливает мебель и строит дома. Лес кормит нас грибами, ягодами и орехами.

Воспитатель: Давайте для начала вспомним правила поведения в лесу.

(Воспитатель по очереди показывает командам картинки, а дети объясняют, что правильно или не правильно делают мальчики и девочки.)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю всем немного размяться. (выполняется физкультминутка)

Физкультминутка.

Воспитатель: Мы идем во лесок,

Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)

Впереди ручеек,

Перейти – вот мосток. (На носочках.)

Пробирайся осторожно –

Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимать ноги.)

Мы попрыгаем немножко

По извилистой дорожке. (Прыжки.)

Как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом. (Приседание.)

Будем медленно идти –

Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок,

Во дремучий во лесок. (Ходьба.)

Ребёнок 1: Богатство лесов береги и храни,

Тебе благодарными будут они!

Ребёнок 2: Дерево, зверек, цветок и птица,

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

Воспитатель: Вопросы для всех команд:

- Какие деревья называются хвойными?

- Почему деревья называются лиственными?

- Какие деревья не меняют цвет кроны?

- В какое время года деревья меняют окраску листьев?

- В какое время года на деревьях распускаются листочки?

- У какого дерева ствол белый?

Воспитатель: А сейчас вы должны собрать пазлы и по силуэту определить, что это за дерево и назвать его.

Воспитатель: Дидактическая игра «С какого дерева лист?» (Каждой команде даётся листов по количеству детей).

Воспитатель: Подвижная игра «Детки с ветки» (Собрать плоды деревьев, которые заданы: грецкие орехи, сосновые шишки, каштаны).

Воспитатель: В лесу растут не только деревья и кустарники, но и разные травы. Нужны ли нам они, расскажут ребята.

Ребёнок 3: Много трав растет полезных

На земле страны родной!

Помогают от болезней:

Липа, мята, зверобой!

Ребёнок 4: Мы растенья эти знаем,

Бережем и охраняем!

Соберем не на потеху,

Отнесем мы их в аптеку!

Воспитатель:

- Ты натер ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Подорожник.)

- Каким лечебным свойством обладает мать-мачеха? (Лекарство от кашля.)

- Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания. (Чистотел.)

- Какие растения помогут укрепить волосы? (Крапива, лопух, ромашка.)

- Какое растение кроме мать-мачехи помогает от кашля? (Ромашка.)

- Настой какого растения пьют для возбуждения аппетита? (Одуванчик.)

- Чай из какого растения действует успокоительно? (Мята.)

- Лекарственное растение от 99 болезней. (Зверобой.)

- Какое растение применяют для полоскания при воспалительных процессах полости рта, зубной боли? (Тысячелистник.)

Воспитатель: А теперь предлагаю решить «Ягодный кроссворд».

Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква.)

***

На припеке у пеньков много тонких стебельков,

Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,

Разгребаем стебельки - собираем огоньки. (Земляника.)

***

На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка —

Ягодка... (морошка)

***

Что за ягодки на кочке?

Осень им румянит щечки

И морозить, и мочить, и варенье варить,

И в морс годится – не даст простудиться.

Наклонись-ка, погляди-ка не поспела ли… (Брусника.)

***

Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберёт,

Руки вымажет и рот. (Черника.)

***

Эти ягоды, все знают,

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с... (Малиной.)

Воспитатель: Приглашаю вас совершить путешествие «По страницам сказок»:

- Какое дерево растёт у лукоморья, в поэме Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила», по которому кот учёный ходит и сказки рассказывает? (Варианты: сосна, дуб, клён, тополь.)

- Из какого цветка, в сказке «Дюймовочка», Ганса Христиана Андерсена, появилась маленькая, маленькая девочка? (Варианты: из колокольчика, из лилии, из тюльпана, из пиона)

- Какое дерево, в русской народной сказке «Гуси-лебеди», спрятало и укрыло детей? (Варианты: слива, груша, яблоня, черёмуха.)

- За кустами каких цветов, ухаживали Кай и Герда в сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева»? (Варианты: за кустами роз, за кустами пионов, за кустами хризантем, за кустами астр.)

- Под каким деревом белка грызёт орешки и песенки поёт, в сказке «О царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина? (Варианты: под сосной, под елью, под лиственницей, под дубом.)

- Из какой травы плела Элиза рубашки для своих братьев, в сказке Ганса Христиана Андерсена «Дикие лебеди»? (Варианты: из папоротника, из багульника, из медуницы, из крапивы.)

Воспитатель: Поиграем в игру «Съедобное – не съедобное» (называются грибы, а дети поднимают зелёную карточку, если гриб съедобный и красную, - если несъедобный).

Воспитатель: В лесу кроме деревьев и других растений, живут разные птицы и животные. Без них трудно представить лес. Все они наши верные помощники и друзья.

Ребёнок 5: Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо!

Ребёнок 6: Приучите птиц зимой

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Воспитатель: А сейчас мы проверим, как вы хорошо знаете птиц. На столах лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, мальчики отбирают зимующих, а девочки перелётных.

Воспитатель: «Кто где живёт?» (посмотрев на экране изображение животных, дети называют их жилище).

Ребёнок 7: Милый лес, добрый лес!

Говорим тебе спасибо

За прекрасный воздух твой

За рябину и калину,

За ромашку, зверобой.

Ребёнок 8: На одной большой планете

Нам с тобою вместе жить.

Будем взрослые и дети

Дружбой этой дорожить!

Воспитатель: Где бы ни жил человек: в городе или в загородной местности, он всегда окружён растениями и животными. Но к сожалению, люди не всегда бережно относятся к природе. Вырубая леса и загрязняя воду в реках, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес и река – дом. Из-за людей некоторые растения и животные навсегда исчезли, а многие стали редкими. А куда занесены редкие виды животных и растений?

Дети: В Красную книгу.

Воспитатель: Красная книга – это справочник об исчезающих животных и растениях. Почему именно красный цвет?

Дети: Сигнал, опасность…

Воспитатель: Да, действительно - красный цвет – сигнал тревоги и запрета, понятный людям всего мира. Всех животных и растения, которые занесены в эту книгу, необходимо охранять. Люди создают заповедники, парки, в которых охота запрещена.

Воспитатель: Наша экологическая викторина подходит к концу, просим жюри подвести итоги, и выявить победителей.

Ребёнок 9:

Любите родную природу -

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша, с тобою

Навеки родная земля.

Ребёнок 10:

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Жюри подводит итоги и награждает команды дипломами.

 

«Клуб исследователей природы».

Название формы работы: Клуб исследователей природы.

Возрастная группа: старшая и подготовительная.

Частота проведения: один раз в месяц.

Привлечение специалистов ДОУ: музыкальный руководитель.

Цель: обобщение, закрепление и углубление экологических знания детей, формирование ответственного и бережного отношения к природе.

Задачи:

Образовательные: продолжить формирование экологических знаний, расширять кругозор детей; обратить внимание на экологические проблемы; Развивающие: создать условия для развития экологической ориентации поведения детей, их потребности в экологически грамотных действиях и поступках по отношению к природным объектам; содействовать развитию умения удивляться и восхищаться ее красотой; продолжить формирование навыков работы в группах; развивать внимание, воображение, фантазию, творческие способности, умение находить оптимальные решения.

Воспитательные: воспитывать экологическую культуру, воспитывать любовь к природе, желание беречь ее, любовь к Родине и малой родине; развивать коммуникативные умения.

Материалы и оборудование: материалы для коллективной работы: готовый воздушный шар на ватмане, фото детей, бумажная «корзина»; иллюстрации «Тайга», «Город», «Клуб исследователей природы»; прозрачные стаканы с водой, коктейльные трубочки, песок, ватные диски.

Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по планете Земля.

Наша планета – общий дом.

И много лет мы в нем живем.

Но, как известно всем кругом,

Должны беречь мы этот дом.

-А что такое планета Земля?

(ответы детей).

Да это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. И человек и тоже часть природы. И самая маленькая букашка – тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает, дает все необходимое для жизни.

А теперь давайте выберем транспорт, на котором мы с вами отправимся в путешествие (беззвучный, чтобы не пугать птиц; не загрязняющий воздух вредными выбросами, яркий и необычный).

Коллективный труд «Воздушный шар». Приклеить фотографии детей к корзине и привязать к воздушному шару.

Воспитатель:Наш воздушный шар поднялся над детским садом, и воздушные потоки несут нас вперед.

- Ребята, а чем мы с вами дышим?(воздухом)

- А какой бывает воздух?(грязный и чистый)

- А где бывает чистый воздух?(в лесу)

И вот мы с вами пролетаем над зеленым массивом – это тайга. Воздух чистый, дышится легко и приятно. Дыхательная гимнастика «Чистый воздух».

- А где можно встретить грязный воздух?(в больших городах, где много машин и заводов)

А теперь мы летим вправо и наш шар оказывается над заводами с высокими трубами, из которых идет черный дым. Трудно дышать и мы кашляем. В небе нет ни птиц, ни насекомых. Вода в реке, протекающей рядом с заводом грязная и мутная. Недалеко от реки, свалка мусора – очень некрасивое зрелище. А сейчас под нами «Клуб исследователей природы», хотите туда заглянуть?

(Дети приземляются и оказываются в лаборатории, но там никого пока нет.)

- Ребята скажите, а мы можем услышать воздух, и когда мы можем его услышать?(мы можем услышать, когда дует ветер).

- А мы можем увидеть воздух?(нет).

- А я вам предлагаю проделать опыт, где мы с вами можем увидеть и услышать воздух.

Опыт №1

Взять стакан с водой и трубочки из под сока. Опустить трубочки в стакан с водой и потихоньку дунуть в трубочку. Объяснить, что пузырьки это и есть воздух и мы его видим. Затем дует с разной силой, чтобы услышать воздух.

- Наша планета Земля в опасности. На ней много больных мест. Как, вы ребята, думаете почему? (ответы).

Люди построили много заводов и фабрик. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняет дым, который выходит из труб в небо, газы от машин.

- А что можно сделать для того, чтобы воздух был чистым?(посадить деревья, на трубы заводов поставить фильтры (посадить семена в землю и одеть фильтр на макет завода).

Физкультминутка.

Темным лесом и зеленым лугом

Мы шагаем друг за другом

Чтоб цветы нам не помять,

Будем ноги поднимать.

Теплый ветер нежно гладит,

Лес шумит густой травой

Кедр нам хочет поклониться,

Ель качает головой,

А кудрявая березка

Провожает всех ребят

До свиданья лес зеленый.

Мы уходим в детский сад

- А без чего еще не может прожить человек? Чтобы это узнать нужно отгадать загадку.

Если руки ваши в ваксе.

Если на нос сели кляксы.

Кто тогда нам первый друг,

Смоет грязь с лица и рук

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать

Без чего мы скажем прямо,

Человеку погибать? (вода)

- Ребята, скажите, а где в природе мы можем встретить воду?(в реках, озерах, дождь).

- кто знает, где прячется дождь?(туча).

Игровой практикум «Мама тучка».

- давайте представим, что я мама тучка, а вы мои детки - капельки. Делайте все, что я скажу.

- капельки, всем пора отправляться в путь, полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (сделать ручеек). Встретились ручейки и стали большой рекой (взялись все в одну цепочку). Плывут капельки, в большой реке путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (дети становятся в круг, держась за руки и начинают ходить по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а тут и солнышко пригрело, стали капельки легкими и потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка и вернулись к маме тучке (дети подбегают к воспитателю).

- а теперь мы с вами выясним, какими свойствами обладает вода и сядем на свои места.

Опыт№2

«У воды нет запаха»

Предложить детям понюхать воду. Однако, подчеркните, что в водопроводных трубах вода может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасна для вашего здоровья.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт №3

«У воды нет вкуса».

Предложить детям попробовать воду на вкус через соломинку.

- Есть ли у нее вкус?(если дети скажут, что вода вкусная, дать им попробовать на вкус сок или сладкую воду).

Вывод: вода не имеет вкус.

Опыт №4

«Вода прозрачная».

Перед детьми два стакана, один с водой, а другой с другой жидкостью, в оба стакана положить какой-нибудь предмет. В каком стакане виден предмет.

Вывод: вода прозрачная, так как в ней виден предмет.

- вода тоже бывает чистая и грязная, как воздух. Давайте мы с вами попробуем очистить воду.

Опыт№ 5

«Очистим воду».

Предложить детям добавить в воду земли и размешать. Затем предложить детям ее очистить через песок и ватные диски. Добавить, что для лучшего очищения воды, можно использовать несколько фильтров.

- Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить

Должна быть чистою земля

И небо чистым быть.

А землю эту, не щадя

Терзал за веком век

И брал все только для себя

«Разумный» человек.

- Ребята, давайте вспомним, как мы можем помочь нашей планете Земля? (ответы детей)

Если ты взял что-то от Земли – отдай ей. Посади дерево, почисти родник, покорми птиц – только тогда Земля останется живой и будет нас радовать.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: