«Знатоки природы»
Название формы работы: викторина.
Возрастная группа: старшая и подготовительная.
Частота проведения: один раз в квартал.
Привлечение специалистов ДОУ: 3 педагога для жюри.
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о природе, о красоте леса и его богатствах, о лекарственных растениях.
Задачи:
Образовательные: Закрепить у детей знания о культуре поведения в природе и умение правильно оценивать поступки окружающих.
Развивающие: Развивать логическое мышление детей через решение проблемных ситуаций.
Воспитывающие: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение работать в команде.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно -эстетическое развитие, физическое развитие.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка; эмблемы для участников команд; картинки с правилами поведения в лесу; пазлы «силуэты деревьев»; дидактическая игра «С какого дерева лист?»; плоды деревьев: грецкие орехи, сосновые шишки, каштаны; ягодный кроссворд; картинки с грибами съедобными несъедобными; зелёная и красная карточка; картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.
Предварительная работа: разучивание стихов, песен; чтение произведений российских писателей; беседы о растениях, насекомых, птицах и животных, их повадках и особенностях; рассматривание иллюстраций и книг о природе.
Ход деятельности:
Дети заходят в зал и команды занимают свои места.
Воспитатель:
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению,
Паучок – терпению.
Пчёлы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит солнце – доброте.
Учит снег нас чистоте.
У природы круглый год
Обучаться нужно
Весьлесной народ
Учит крепкой дружбе.
Сегодня мы собрались в зале, чтобы показать свои знания о природе нашего края, о животных и растениях, об их особенностях. А называется наша викторина «Знатоки природы». Соревноваться будут три команды. Команда «Зайчата», «Лисята» и команда «Бельчата». Для каждой команды будут даваться задания. Правила проведения: выслушать вопрос, задание до конца; не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку; если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды. Представляем вам жюри нашей викторины: …
Предлагаю командам выбрать капитанов и представить свои команды.
1 команда: Наша команда «Зайчата», капитан команды Леша Л.
Наш девиз: Мы команда милых заек,
Победим мы всех зазнаек!
У зайчат девиз красивый,
В дружбе будет наша сила!
У зайчат добро – кумир,
Доброта спасает мир.
2 команда: Наша команда «Лисята», капитан команды Петя Ф.
Наш девиз: В нашей команде Лисята дружны,
Мы не потерпим обмана и лжи.
Мы эрудиты, все знаем на «5»,
Всех мы сегодня пришли побеждать!
3 команда: Наша команда «Бельчата», капитан команды Лиза В.
Наш девиз: Вместе быть и победить,
И успех свой разделить!
Вместе мы одна команда,
Нам победу только надо!
Воспитатель:
Спасибо командам за приветствие! А мы начинаем нашу викторину…
Девочки и мальчики, лес – это богатство нашей Земли! Это дом для животных, птиц и насекомых. В лесу они находят себе пищу, укрываются от врагов, растят своё потомство. Растения очищают воздух, радуют своей красотой. Из деревьев человек изготавливает мебель и строит дома. Лес кормит нас грибами, ягодами и орехами.
Воспитатель: Давайте для начала вспомним правила поведения в лесу.
(Воспитатель по очереди показывает командам картинки, а дети объясняют, что правильно или не правильно делают мальчики и девочки.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю всем немного размяться. (выполняется физкультминутка)
Физкультминутка.
Воспитатель: Мы идем во лесок,
Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)
Впереди ручеек,
Перейти – вот мосток. (На носочках.)
Пробирайся осторожно –
Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимать ноги.)
Мы попрыгаем немножко
По извилистой дорожке. (Прыжки.)
Как услышим в небе гром,
Спрячемся мы под кустом. (Приседание.)
Будем медленно идти –
Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)
Мы пришли с тобой, дружок,
Во дремучий во лесок. (Ходьба.)
Ребёнок 1: Богатство лесов береги и храни,
Тебе благодарными будут они!
Ребёнок 2: Дерево, зверек, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
Воспитатель: Вопросы для всех команд:
- Какие деревья называются хвойными?
- Почему деревья называются лиственными?
- Какие деревья не меняют цвет кроны?
- В какое время года деревья меняют окраску листьев?
- В какое время года на деревьях распускаются листочки?
- У какого дерева ствол белый?
Воспитатель: А сейчас вы должны собрать пазлы и по силуэту определить, что это за дерево и назвать его.
Воспитатель: Дидактическая игра «С какого дерева лист?» (Каждой команде даётся листов по количеству детей).
Воспитатель: Подвижная игра «Детки с ветки» (Собрать плоды деревьев, которые заданы: грецкие орехи, сосновые шишки, каштаны).
Воспитатель: В лесу растут не только деревья и кустарники, но и разные травы. Нужны ли нам они, расскажут ребята.
Ребёнок 3: Много трав растет полезных
На земле страны родной!
Помогают от болезней:
Липа, мята, зверобой!
Ребёнок 4: Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем!
Соберем не на потеху,
Отнесем мы их в аптеку!
Воспитатель:
- Ты натер ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Подорожник.)
- Каким лечебным свойством обладает мать-мачеха? (Лекарство от кашля.)
- Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания. (Чистотел.)
- Какие растения помогут укрепить волосы? (Крапива, лопух, ромашка.)
- Какое растение кроме мать-мачехи помогает от кашля? (Ромашка.)
- Настой какого растения пьют для возбуждения аппетита? (Одуванчик.)
- Чай из какого растения действует успокоительно? (Мята.)
- Лекарственное растение от 99 болезней. (Зверобой.)
- Какое растение применяют для полоскания при воспалительных процессах полости рта, зубной боли? (Тысячелистник.)
Воспитатель: А теперь предлагаю решить «Ягодный кроссворд».
Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква.)
***
На припеке у пеньков много тонких стебельков,
Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,
Разгребаем стебельки - собираем огоньки. (Земляника.)
***
На болоте уродилась,
В мягкой травке притаилась.
Желтенькая брошка —
Ягодка... (морошка)
***
Что за ягодки на кочке?
Осень им румянит щечки
И морозить, и мочить, и варенье варить,
И в морс годится – не даст простудиться.
Наклонись-ка, погляди-ка не поспела ли… (Брусника.)
***
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберёт,
Руки вымажет и рот. (Черника.)
***
Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с... (Малиной.)
Воспитатель: Приглашаю вас совершить путешествие «По страницам сказок»:
- Какое дерево растёт у лукоморья, в поэме Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила», по которому кот учёный ходит и сказки рассказывает? (Варианты: сосна, дуб, клён, тополь.)
- Из какого цветка, в сказке «Дюймовочка», Ганса Христиана Андерсена, появилась маленькая, маленькая девочка? (Варианты: из колокольчика, из лилии, из тюльпана, из пиона)
- Какое дерево, в русской народной сказке «Гуси-лебеди», спрятало и укрыло детей? (Варианты: слива, груша, яблоня, черёмуха.)
- За кустами каких цветов, ухаживали Кай и Герда в сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева»? (Варианты: за кустами роз, за кустами пионов, за кустами хризантем, за кустами астр.)
- Под каким деревом белка грызёт орешки и песенки поёт, в сказке «О царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина? (Варианты: под сосной, под елью, под лиственницей, под дубом.)
- Из какой травы плела Элиза рубашки для своих братьев, в сказке Ганса Христиана Андерсена «Дикие лебеди»? (Варианты: из папоротника, из багульника, из медуницы, из крапивы.)
Воспитатель: Поиграем в игру «Съедобное – не съедобное» (называются грибы, а дети поднимают зелёную карточку, если гриб съедобный и красную, - если несъедобный).
Воспитатель: В лесу кроме деревьев и других растений, живут разные птицы и животные. Без них трудно представить лес. Все они наши верные помощники и друзья.
Ребёнок 5: Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо!
Ребёнок 6: Приучите птиц зимой
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Воспитатель: А сейчас мы проверим, как вы хорошо знаете птиц. На столах лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, мальчики отбирают зимующих, а девочки перелётных.
Воспитатель: «Кто где живёт?» (посмотрев на экране изображение животных, дети называют их жилище).
Ребёнок 7: Милый лес, добрый лес!
Говорим тебе спасибо
За прекрасный воздух твой
За рябину и калину,
За ромашку, зверобой.
Ребёнок 8: На одной большой планете
Нам с тобою вместе жить.
Будем взрослые и дети
Дружбой этой дорожить!
Воспитатель: Где бы ни жил человек: в городе или в загородной местности, он всегда окружён растениями и животными. Но к сожалению, люди не всегда бережно относятся к природе. Вырубая леса и загрязняя воду в реках, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес и река – дом. Из-за людей некоторые растения и животные навсегда исчезли, а многие стали редкими. А куда занесены редкие виды животных и растений?
Дети: В Красную книгу.
Воспитатель: Красная книга – это справочник об исчезающих животных и растениях. Почему именно красный цвет?
Дети: Сигнал, опасность…
Воспитатель: Да, действительно - красный цвет – сигнал тревоги и запрета, понятный людям всего мира. Всех животных и растения, которые занесены в эту книгу, необходимо охранять. Люди создают заповедники, парки, в которых охота запрещена.
Воспитатель: Наша экологическая викторина подходит к концу, просим жюри подвести итоги, и выявить победителей.
Ребёнок 9:
Любите родную природу -
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша, с тобою
Навеки родная земля.
Ребёнок 10:
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Жюри подводит итоги и награждает команды дипломами.
«Клуб исследователей природы».
Название формы работы: Клуб исследователей природы.
Возрастная группа: старшая и подготовительная.
Частота проведения: один раз в месяц.
Привлечение специалистов ДОУ: музыкальный руководитель.
Цель: обобщение, закрепление и углубление экологических знания детей, формирование ответственного и бережного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные: продолжить формирование экологических знаний, расширять кругозор детей; обратить внимание на экологические проблемы; Развивающие: создать условия для развития экологической ориентации поведения детей, их потребности в экологически грамотных действиях и поступках по отношению к природным объектам; содействовать развитию умения удивляться и восхищаться ее красотой; продолжить формирование навыков работы в группах; развивать внимание, воображение, фантазию, творческие способности, умение находить оптимальные решения.
Воспитательные: воспитывать экологическую культуру, воспитывать любовь к природе, желание беречь ее, любовь к Родине и малой родине; развивать коммуникативные умения.
Материалы и оборудование: материалы для коллективной работы: готовый воздушный шар на ватмане, фото детей, бумажная «корзина»; иллюстрации «Тайга», «Город», «Клуб исследователей природы»; прозрачные стаканы с водой, коктейльные трубочки, песок, ватные диски.
Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по планете Земля.
Наша планета – общий дом.
И много лет мы в нем живем.
Но, как известно всем кругом,
Должны беречь мы этот дом.
-А что такое планета Земля?
(ответы детей).
Да это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. И человек и тоже часть природы. И самая маленькая букашка – тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает, дает все необходимое для жизни.
А теперь давайте выберем транспорт, на котором мы с вами отправимся в путешествие (беззвучный, чтобы не пугать птиц; не загрязняющий воздух вредными выбросами, яркий и необычный).
Коллективный труд «Воздушный шар». Приклеить фотографии детей к корзине и привязать к воздушному шару.
Воспитатель:Наш воздушный шар поднялся над детским садом, и воздушные потоки несут нас вперед.
- Ребята, а чем мы с вами дышим?(воздухом)
- А какой бывает воздух?(грязный и чистый)
- А где бывает чистый воздух?(в лесу)
И вот мы с вами пролетаем над зеленым массивом – это тайга. Воздух чистый, дышится легко и приятно. Дыхательная гимнастика «Чистый воздух».
- А где можно встретить грязный воздух?(в больших городах, где много машин и заводов)
А теперь мы летим вправо и наш шар оказывается над заводами с высокими трубами, из которых идет черный дым. Трудно дышать и мы кашляем. В небе нет ни птиц, ни насекомых. Вода в реке, протекающей рядом с заводом грязная и мутная. Недалеко от реки, свалка мусора – очень некрасивое зрелище. А сейчас под нами «Клуб исследователей природы», хотите туда заглянуть?
(Дети приземляются и оказываются в лаборатории, но там никого пока нет.)
- Ребята скажите, а мы можем услышать воздух, и когда мы можем его услышать?(мы можем услышать, когда дует ветер).
- А мы можем увидеть воздух?(нет).
- А я вам предлагаю проделать опыт, где мы с вами можем увидеть и услышать воздух.
Опыт №1
Взять стакан с водой и трубочки из под сока. Опустить трубочки в стакан с водой и потихоньку дунуть в трубочку. Объяснить, что пузырьки это и есть воздух и мы его видим. Затем дует с разной силой, чтобы услышать воздух.
- Наша планета Земля в опасности. На ней много больных мест. Как, вы ребята, думаете почему? (ответы).
Люди построили много заводов и фабрик. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняет дым, который выходит из труб в небо, газы от машин.
- А что можно сделать для того, чтобы воздух был чистым?(посадить деревья, на трубы заводов поставить фильтры (посадить семена в землю и одеть фильтр на макет завода).
Физкультминутка.
Темным лесом и зеленым лугом
Мы шагаем друг за другом
Чтоб цветы нам не помять,
Будем ноги поднимать.
Теплый ветер нежно гладит,
Лес шумит густой травой
Кедр нам хочет поклониться,
Ель качает головой,
А кудрявая березка
Провожает всех ребят
До свиданья лес зеленый.
Мы уходим в детский сад
- А без чего еще не может прожить человек? Чтобы это узнать нужно отгадать загадку.
Если руки ваши в ваксе.
Если на нос сели кляксы.
Кто тогда нам первый друг,
Смоет грязь с лица и рук
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать
Без чего мы скажем прямо,
Человеку погибать? (вода)
- Ребята, скажите, а где в природе мы можем встретить воду?(в реках, озерах, дождь).
- кто знает, где прячется дождь?(туча).
Игровой практикум «Мама тучка».
- давайте представим, что я мама тучка, а вы мои детки - капельки. Делайте все, что я скажу.
- капельки, всем пора отправляться в путь, полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (сделать ручеек). Встретились ручейки и стали большой рекой (взялись все в одну цепочку). Плывут капельки, в большой реке путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (дети становятся в круг, держась за руки и начинают ходить по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а тут и солнышко пригрело, стали капельки легкими и потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка и вернулись к маме тучке (дети подбегают к воспитателю).
- а теперь мы с вами выясним, какими свойствами обладает вода и сядем на свои места.
Опыт№2
«У воды нет запаха»
Предложить детям понюхать воду. Однако, подчеркните, что в водопроводных трубах вода может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасна для вашего здоровья.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №3
«У воды нет вкуса».
Предложить детям попробовать воду на вкус через соломинку.
- Есть ли у нее вкус?(если дети скажут, что вода вкусная, дать им попробовать на вкус сок или сладкую воду).
Вывод: вода не имеет вкус.
Опыт №4
«Вода прозрачная».
Перед детьми два стакана, один с водой, а другой с другой жидкостью, в оба стакана положить какой-нибудь предмет. В каком стакане виден предмет.
Вывод: вода прозрачная, так как в ней виден предмет.
- вода тоже бывает чистая и грязная, как воздух. Давайте мы с вами попробуем очистить воду.
Опыт№ 5
«Очистим воду».
Предложить детям добавить в воду земли и размешать. Затем предложить детям ее очистить через песок и ватные диски. Добавить, что для лучшего очищения воды, можно использовать несколько фильтров.
- Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить
Должна быть чистою земля
И небо чистым быть.
А землю эту, не щадя
Терзал за веком век
И брал все только для себя
«Разумный» человек.
- Ребята, давайте вспомним, как мы можем помочь нашей планете Земля? (ответы детей)
Если ты взял что-то от Земли – отдай ей. Посади дерево, почисти родник, покорми птиц – только тогда Земля останется живой и будет нас радовать.