Тема 2. Категории и тематические исследовательские программы.




Парадигмы определяют мировоззренческие главные установки. Наука строится на более конкретных вещах - это исследовательские программы (И. Лакатос) и категориальный аппарат. Весь основной категориальный аппарат сложился в Античности: космос, хаос, синергия, теория, потенциальные, актуальные, материя, пространство, время, движение, причинность. Без них наука не может существовать, и они возникают из философии. Марк Фрадков, бостонский исследователь: "Понятия материи, движения, силы, поля, а также концептуальной структуры механицизма, структуры целого и части и т.п. первоначально имели метафизическую природу и оказали огромное влияние на науку." Все эти понятия имели в Античности качественный характер, а дальше наука их берёт и операционизирует, и становится способной считать, вычислять, и это есть начало науки. Без андерграунда науки не было бы. Отсюда Твардовский и другие постпозитивисты заключают: метафизика имела основное значение для науки. Философия обладает определёнными прогностическими возможностями, она может выработать для знания категориальную структуру. Она видит разработку категориальных кластеров и программ. Смыслом для греков было познание мира как самоценность независимо от прикладного характера. Астрономия у вавилонян была развита хорошо, но они её использовали в прогнозе разлива Нила, а первыми, кто придумал модель Космоса без практического интереса - это пифагорейцы. Иоганн Кеплер (1571 - 1630) тоже хотел "Услышать гармонию сфер". То есть ценностная установка античной науки расходилась с позициями здравого смысла в других культурах. В физике после Античности остался лишь закон Архимеда, но для него этот закон был как нечто вторичное, прикладное. Плутарх из Херонеи (ок. 46 – ок. 127) так пишет об Архимеде: "Он, будучи личностью большого ума, искренне считал сооружение машин низменным и грубым. Он стремился к занятиям, где красота и великолепие не смешиваются с этими низменными вещами".

Такова основная установка Античности - а теперь рассмотрим конкретные тематические, методологические и дисциплинарные античные исследовательские программы.

Тематические - это программы, находящиеся в бинарных оппозициях, и в Античности задаётся не одна тема сразу, а две темы, и синтеза данной темы с противоположной не происходит, она дальше сама по себе разрабатывается. Первая тематическая программа следующая. Архэ у греков лежит в основе мира. Досократики признавали материальное начало, а пифагорейцы и Платон считали, что начало - это математические конструкции или безличные духовные начала - идеи. Если говорить о сегодняшнем дне, то эта дилемма «материальное – идеальное» сильно отражается при обсуждении разных математических объектов. Подход Маха - это некие обобщения, идущие из эмпирии. Вторая тематическая программа «дискретное - непрерывное» опирается на выделение принципа структурности - мир дискретен и состоит из уровней Бытия, или же он некая сплошность. Опять наблюдается полярность исследовательских программ - с одной стороны Демокрит, Эпикур (342/341 до н.э. – 271/270 до н.э.), Платон (атомизм), и с другой стороны Аристотель, природа не терпит пустоты, Элеаты, природа вечна и неизменна, и Стоики. Компромисс двух данных полярных направлений - это Анаксагор, семена дискретны и делимы до бесконечности, и неоплатоники, эманация, мировая душа, мировой ум и косная материя. Как эти программы нашли своё осмысление в науке? Корпускулярная и волновая теория света. Сначала преобладает корпускулярная теория света, потом волновая, а потом их дуализм. Третья тематическая программа - это программа взаимосвязи и взаимодействий элементов мироздания: могут ли они взаимодействовать, не входя в контакт, или импульс должен передаваться от точки к точке? Атомизм - атомы летят вниз под действием силы тяжести – был оппозицией к идеям стоиков - мир заполнен пневмой, передающей импульс от точки к точке. Компромиссный вариант - это неоплатоники, когда сама эманация носит некую сплошность, но в результате её образуются дискретные структуры. Четвёртая тематическая программа отражает природу движения. Первая оппозиция - всё движется чем-то, это перейдёт в Средневековье, Фома Аквинский (ок. 1225 - 1274), должен быть перводвигатель, не имеющий материальную природу. У Платона Демиург есть перводвигатель. Вторая оппозиция - движение есть обязательный атрибут самой природы. Это атомисты. Боги живут где-то в междумирье и не вмешиваются в естественный ход вещей. Есть компромисс - это те же элеаты: истинное бытие неподвижно, неизменно и вечно, но в неистинном бытие стрела всё-таки летит и Ахилл догоняет черепаху, вопреки апориям Зенона Элейского (ок. 490 до н.э. – ок. 430 до н.э.). В современной космологии эта проблема тоже имеет место - неясно, откуда берётся энергия при разбегании галактик, понятие отрицательной гравитации и возрождение идей о космологической постоянной. У атомистов всё само по себе движется, а теологи говорят, что был первотолчок: почему, что, почему в это время взорвалось? Все теории космологии экзотические и отражают эту античную программу - всё движется чем-то или кем-то, по античной программе. Пятая тематическая программа - как трактовать принцип причинности? Это всегда есть в науке. Одна оппозиция: мир есть совокупность однозначных причинно-следственных связей: Гераклит Эфесский (544 до н.э. - 483 до н.э.), Стоики, Демокрит с историей о черепахе, которая падает на грека не случайно, а из-за того, что несущий её орёл захотел разбить панцирь черепахи о голову человека. Вероятность и случайность носят только гносеологический характер. Мы не можем проследить всё, но это не значит, что мир устроен вероятностным образом. И напротив, другая оппозиция, заданная Эпикуром - случайность лежит в фундаменте самой материи. Клиномен в спонтанном отклонении атомов - это программа Эпикура. Компромисс: первоимпульс имеет вероятностный характер, а дальше всё идёт по вполне определённым причинно-следственным связям и закономерностям. Наш мир по Демокриту создан случайным переплетением, а в нём самом - жёсткие причинно-следственные связи. Нильс Бор И Эйнштейн дискутировали много и плодотворно на тему, как понимать вероятность в квантовом мире: то ли это свойство самого мира, то ли Бог не играет в кости (афоризм Эйнштейна), и идеалом является лапласовский детерминизм Демокрита. И шестая тематическая программа рассматривает структуру Космоса - мы видим разные оппозиции: основная есть геоцентризм, Земля в центре мироздания, Космос гармоничен, замкнут, Платон, Пифагор Самосский (570 до н.э. – 490 до н.э.), Аристотель. А вторая оппозиция есть понимание того же Эпикура, Демокрита, Мелисса Самосского из элеатов (ок. 485 до н.э. – ок. 425 до н.э.), который сказал про бесконечный радиус Космоса, и Филолая из пифагорейцев (ок. 470 до н.э. – после 400 до н.э.), который выдвинул идею открытого Космоса. Дальше эта программа получает развитие в двух космологических программах Галилео Галилея (1564 - 1642) и Аристарха Самосского (ок. 310 до н.э. – ок. 230 до н.э.). Есть принципиально различные точки зрения по устройству Космоса. Появилось принципиально новое понятие мультиверс. Раньше считалось, что Вселенная - одно единое (универс), а после появления инфляционной теории её стали рассматривать как мультиверс, то есть Вселенных может быть сколько угодно, и мы их не можем познать в принципе. "Мир как множество миров" - книга известного русского космолога, он говорит, что пришлось менять четырёх телохранителей, чтобы уберечься от папарацци. Он показал, что принципиально изменилось представление о мире. Теперь это мультиверс, и другие миры нам принципиально недоступны.

Теперь методологические программы мы тоже обозначим как некую совокупность, и самой главной и фундаментальной из них является первая методологическая программа, или программа формирования рефлексивного критического мышления. Начало - милетская школа. Критерий - связка между учителем и учеником, когда ученику можно критиковать учителя, а учитель стимулирует ученика не только видеть слабости теории, но и предлагать своё. Вторая методологическая программа - выделение у элеатов двух видов знания, то есть обыденного опыта Докса (плавить металлы, выращивать злаки, рецептурно-технологическое знание) и принципиально нового знания Эпистеме, где нужны доказательства, такие, как парадоксы Зенона. Да, стрела летит, но надо это доказать. Третья методологическая программа - различение первичных и вторичных качеств объекта, или, в терминологии Демокрита, истинного и тёмного знания. Есть проблема - является ли соль солёной (зависит от человека), и первичные качества - такие как плотность, форма, размеры (одни и те же для любого человека). Если смотреть на современную физику, то там есть проблема - заряд электрона первичен, а положение квантового объекта тоже первично или нет? Это уже связано с проблемой измерения. Электрон до измерения находится где угодно. На самом деле мы этого не знаем до измерения. Четвёртая методологическая программа - это размежевание двух методов диалектики как методов исследования природы и методов ведения научных дискуссий. С одной стороны, метод Гераклита, с другой - маевтика Сократа (470/469 до н.э. – 399 до н.э.), сократический метод сейчас является основным методом ведения научных дискуссий. Пятая методологическая программа - программа теоретического моделирования объектов. Атомов греки (и Демокрит) не видели, и Мах их отрицал. Демокрит поставил мысленный эксперимент. Да, объект недоступен органам чувств, но мы можем предполагать, что он существует, моделировать его существование. То же и про существование атомов. И второй вид моделирования - это моделирование самого творческого научного процесса. Это маевтика Сократа, субъективная диалектика, или моделирование способа изложения научных результатов - это аналитика Аристотеля. И сейчас любой человек, претендующий на роль учёного, должны учитывать модель из "Аналитики" Аристотеля. Шестая методологическая программа - это выделение принципов классификаций наук. У Платона есть классификация – эмпирические, теоретические (математика, теория музыки) и диалектика - ей обучают отличившихся людей, призванных управлять государством. Аристотель: теоретические науки = математика, физика и метафизика (вообще фундамент всех наук), творческие науки = риторика и искусство и практические науки = этика, экономика и политика. В Средневековье узаконилась классификация Буэцци, наука как познавательный процесс. По ней, наука должна способствовать образованию человека. Первая ступень - тривий, грамматика, диалектика и риторика, их надо сначала пройти. Вторая ступень - квадрилиум: это арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки. Эта его классификация вошла в основу образовательного процесса в школах и первых университетах. Седьмая методологическая программа - это программа, связанная с попытками разделения гуманитарных и естественных наук, идущая от софистов. Протагор (ок. 485 до н.э. – ок. 410 до н.э.): "Человек - мера всех вещей". Гуманитарные науки принципиально отличаются от естественных; мы не можем там устанавливать законы, аналогичные законам природы. Появилось первое понимание математического знания, идущее от пифагорейцев. Пифагор первым поставил вопрос "Как понимать природу чисел?" Числа - это сущность или подобие вещей? Восьмая методологическая программа - программа критического рационализма и скептицизма, которую создали скептики, очень много троп, тропы субъекта, мы биологические существа с вполне определёнными порогами восприятия мира и объекта - это то, что назвали принципом относительности, поэтому мы не можем всё познать, так как всё связано со всем (принцип Маха). В Средневековье стала проблема дискуссии номинализма и реализма. Как относиться к природе всех универсалий? Они первичны или являются бессмысленными словами, сотрясением воздуха? Отсюда вытекали вопросы, как доказывать существование Бога. Либо через понятия, которые вводил Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109), либо только косвенно, как у Фомы Аквинского. Девятая методологическая программа - бритва Уильяма Оккама (ок. 1285 - 1347) и принцип экономии мышления: надо ли сокращать количество конструкций и строить бесконечное число конструкций, чтобы теория была непробиваема? Оккам: теория должна быть математически красива без ненужных сущностей. Десятая методологическая программа - теория генезиса двух истин, появляется на Востоке при осмыслении Корана, затем идёт в Европу как проблема понимания Библии, книги Творения и Откровения - произошло размежевание религиозных и научных направлений. Религиозные книги можно понимать по-разному. Одиннадцатая методологическая программа - программа различения иллюминативного знания – это то знание, при котором никакая наука не нужна, надо пойти в церковь, встать на колени и попросить Бога наставить на путь Истины, чтобы произошло озарение. Двенадцатая методологическая программа – схоластическая программа, основанная на аналитике Аристотеля, на его силлогистике. Средневековье отшлифовало силлогистику Аристотеля, появились логические парадоксы - может ли Бог создать пустоту, и что это такое? Бог и камень, может ли Бог создать камень, который он не может поднять? И наконец самый классический парадокс - прообраз парадокса кота Шредингера, автор парадокса - Буридано Фасё: Представьте себе осла, которого вы заперли в конюшне, положили сено симметрично и думаете: осёл жив или мёртв? Осёл не знает, куда повернуться, и может умереть от голода, если слишком долго не будет идти за сеном налево или направо. И кот Шредингера - принцип суперпозиции, то же самое. Абсолютно равные условия, парадокс вызывает удивление. Это методологические программы, описывающие, на основе чего мы можем познавать этот мир, и можем ли вообще это делать.

И третий тип программ - дисциплинарные и образовательные программы конкретных наук, сформировавшиеся в эллинистический период заката древнегреческой философии, когда в Александрии появляется научное сообщество "Музиум" - "Организация Муз". В политическом плане это египетское царство, образовавшееся после А. Македонского. Эти программы следующие. 1. Программа физики (Эратосфен Киренский (276 до н.э. - 194 до н.э.)), 2. математическая программа (наиболее разработанная) – Евклид (ок. 4 - 3 веков до н.э.), геометрия Евклида там появилась, Диофан; 3. Архимед (287 до н.э. - 212 до н.э.) - первая программа механики. 4. Очень мощная астрономическая программа Аристарха Самосского, Коперника Античности с его необоснованными утверждениями об открытом Космосе, его критика Епархом и создание Клавдием Птолемеем труда "Альмагес". Плавания, открытия. 5. В биологии это прежде всего программа Аристотеля - лестница живых существ, Аристотель первым отверг одушевление мироздания. Растения, животные, человек. Описал 500 видов растений и животных. 6. Оптика (Евклид и Архимед), 7. медицина (Гиппократ (ок. 460 до н.э. - 4 век до н.э.) и Алкмеон Кротонский (5 век до н.э.)), 8. география (Страбон, ок. 64/63 до н.э. - ок. 23/24 н.э.), 9. история (Гесиод (8 – 7 века до н.э.), Герадот Галикарнасский (ок. 484 до н.э. – ок. 425 до н.э.), Диоген Синопский (ок. 412 до н.э. - 323 до н.э.) и Плутарх). Ну и в философских системах появились программы дисциплин эстетики, риторики, логики и этики. В целом надо сказать, что все теории конечно в физике прежде всего носили созерцательный спекулятивный характер, за что скептики критиковали всех Академиков, и Карл Маркс назвал скептиков первыми учёными. Это обилие теоретических мыслей хорошо, но в целом трудно сказать, что там правильно, а что нет. Эта древнегреческая наука качественная, надлунный и подлунный мир. Все расчёты можно вести только для физики небесной.

Апреля 2016 года, пятница

Мы говорили про основные парадигмы научной рациональности. Мы будем использовать два ключевых понятия - парадигма и исследовательская программа Имре Лакатоса. Мы их определили и кратко рассмотрели, а затем перешли к анализу тех парадигм и исследовательских программ, которые сложились в античности. Греки их созерцательно и чисто теоретически угадали, придумали, интуитивно увидели - и они находятся в арсенале современной науки. Были проведены самые фундаментальные структуры науки, от Древней Греции до космологии, квантовой физики и социальных проблем. Мы разобрали парадигмы циклизма, фиксизма, эволюционизма (преобладает в современной науке, кроме квантовой физики, хотя Пригожин мечтает их туда ввести). И последняя парадигма - креационизм, который пользуется успехом, так как если есть стрела времени в космологии, биологии, возникает вопрос о цели этой эволюции. Это показал Платон, который сказал, что просто так такие сложные структуры невозможны, и должен быть некий план, код Вселенной. Целесообразность развития Космоса и живой природы существуют. Исследовательские программы делятся на тематические, исследовательские, дисциплинарные и образовательные. Наука сама себе готовит кадры по определённым программам, основы которых сложились давным-давно. Первоначала - поиски архэ, и они всегда носят дуальный характер: то ли архэ имеет материальное основание, то ли идеальное. Дальше это программы структурные, дискретность или континуальность, - эта проблема начинается от Демокрита и противостоящих ему стоиков с пневмой. Дальше рассмотрена проблема дальнодействия и близкодействия. Затем программа, связанная с природой движения - всё движется чем-то (Аристотель), либо движение - неотъемлимый атрибут реальности. Дальше - проблема случайности (Демокрит, Эпикур) - то ли гносеологический, то ли онтологический характер. Дальше программы, развивающие космоустройство, место Земли в этом мироздании. У пифагорейцев, атомистов были отклонения - они предполагали возможность открытого космоса. Дальше методологические программы, различение научного знания (эпистеме) и обыденного опыта (докса); программа понимания первичных и вторичных качеств объекта; программа диалектики (или маевтики у Сократа), структура того, что называть научной дискуссией; программы, связанные с моделированием научного творчества (Платон, "Тимея", как переход из небытия в бытие, и кончая человеком, от биологического до социально-научного); программа пирронистов и скептиков; программа сущности и существования, проявилась в дискуссии схоластов, и другие. Мы остановились на дисциплинарных программах, подчёркивая, что с эллинистического периода интенсивность философской мысли снижается, ничего принципиально нового не появляется, но на основе созданного ранее багажа появляются математика, физика, география, история, астрономия. Теоретические вещи остаются в Академии Платона (до 529 года н.э.), а дисциплинарные программы находятся в маргинальном месте, Александрия в Египте, и активно развиваются при поддержке политиков.

В Средние Века разрабатывается силлогистика Аристотеля, кинематика, и важная теория импедуса. Вспомнить надо имена схоластов, Жана Буридана (1300 - 1358), Николай Арезский, Альберт Саксонский (ок. 1316 - 1390), и (хотел передать умственный труд человека машине, создал первый прообраз вычислительного устройства). Дальше развивается теоретическое мышление и появляется кластер околонаучного знания: алхимия, астрология и агрохимия. Эти прикладные исследования привели к возникновению серьёзных астрономических и физических исследований (так говорят), но на самом деле наука пошла по пути Бэкона - нет ничего практичнее, чем хорошая теория, а эти дисциплины ни на чём потом не отразились (идея трансмутации металла, философский камень - философски идея тупиковая). Только в 20 веке стало возможным превратить металл в золото, но тогда это был лишь метод проб и ошибок. В астрологии - идея симпатии, всё предрасположено друг к другу, симпатия и расположение объектов на небе (благоприятное/неблагоприятное) определяют судьбу всего в этом мире. Всем военным походам предшествовал анализ положения звёзд на небе. А сейчас А.Л. Чижевский (1897 - 1964) показал связь солнечной активности с процессами на Земле, но здесь другой подход, нужен анализ солнечной активности и знание, как ведёт себя живое на Земле.

В Европе искали философский камень ради получения богатства, а на востоке в Китае искали элексир жизни - идея продлить неограниченно срок человеческой жизни. Говоря философски, и там, и там в Средние Века занимались теургией (стремление привлечь божественные силы, чтобы удачно провести тот или иной опыт). Все эти люди были одиночками, а настоящая наука - это всегда наука сообщества, только благодаря коммуникации можно достичь понимание сущности. А здесь - замкнутость и стремление найти самому, чтобы другие не знали, действуют учёные-одиночки. Встречаются подробные описания химических опытов: "...и добавить щепотку злости". В зависимости от настроения, считали алхимики, опыт может получиться или не получиться. Как в готовке. Это принципиальные особенности, нацеленность сразу на практический результат, стремление замкнуться в своей деятельности от всех остальных и некие герменевтические приёмы (искусство интерпретации, доведённое до мистики).

Дальше мы рассмотрим один важный эпизод, описанный историками науки, из которого Пьер Морис Мари Дюэм (Дюгем) (1861 - 1916) в 19 веке пришёл к выводу, что мы с этого эпизода можем отсчитывать становление классической науки. Это 1277 год, Сарбонна, где парижский епископ Этьен Тампье выступил с публичной лекцией против учения Аристотеля - он считался язычником, несмотря на его авторитет, и Тампье поэтому изложил несколько десятков тезисов по концепции Аристотеля, и два наиболее важных из них: 1) Система движения небесных тел могла быть запущена не изначально круговым движением, а прямолинейным движением (принцип инерции), и 2) Возможность существования многих миров (услышать это от священника было интеллектуальным взрывом). А до этого обсуждения этих вопросов носили схоластический характер. Это основные идейно-содержательные вехи корпуса развития средневековой Европы.

Выделим некую линию образовательных программ, показывающую, что наука развивается не только в содержательном смысле, но и организационно, социальные институты. Первая полурелигиозная научная организация - пифагорейский союз, дальше идут Академия Платона, Ликей Аристотеля, Сад Эпикура, Стоя, школы скептиков и неоплатоников. Если эти первые образования были структурированы, акусматики и математики, то школа неоплатников первой начала рефлексировать по поводу предшествующего знания. Они первыми начали систематизировать весь корпус диалогов Сократа и Платона (записывал за Сократом). Систематичеки классифицировали: устройство мира, проблемы познания, социальные проблемы, этика, классификация наук - эта классификация была первой моделью для дальнейшего построения образовательного процесса. Прежде чем заниматься новыми исследованиями, надо знать систематически весь предшествующий материал (неоплатоники). Дальше идёт Александрийский Музиам в Египте при Птолемее - видно первое отчётливое понимание власти того, что развитие науки - это важное дело. Закон Архимеда практически никто не использовал. Само понмиание того, что само занятие этой деятельностью важно и престижно, пришло, пусть даже пока без практической пользы. Был закон, что все, кто приезжает в Египет, должны привозить с собой оригинал Античной рукописи, и образовалась большая библиотека. Выделили специальный остров медикам, и они впервые занялись анатомией на теле человека, что в ни в какой другой культуре не поощрялось. Туда даже посылали живых рабов на опыты. Средневековье, известная организация - Академия Карла Великого, 8 век, и король тогда попытался собрать под своим патронажем самые известные умы Европы того времени. Алкуин (735 - 804) - самый известный, и другие известные академики-схоласты того времени собирались в этой Академии. А в позднем Средневековье начинают интенсивно появляться монастырские и городские школы, образование становится более широким, более демократичным, и все понимают, что это важное государственное дело. Первые университеты - это Болония, Париж, Оксфорд, Кордоба (Испания), и после этого университеты начинают распространяться по всей Европе, с 11 века. Важна структура университетского образования - фактически это прообраз наших университетов. Это относительная свобода теоретического мышления, автономия сообщества людей из университета от тех официальных христианских религиозных подходов, которые были. Пьер Абеляр (1079 - 1142) был официально осуждён на церковном соборе, но потом было выступление студентов и преподавателей университетов, и высшие чины были вынуждены отступить, своё дело они правда в конце концов сделали, но им пришлось ненадолго отступить. Структура по факультетам уже сложилась тоже в университетах Средневековья: теологический, юридический, медицинский и факультет искусств. Наиболее важным и престижным считался теологический факультет, но чтобы туда попасть, надо было обязательно пройти подготовительный курс на факультете искусств, и именно на нём была наибольшая вольница - философствование, обсуждение философов, жаркие диспуты по лекциям. Потом студенты получали степень PhD, и дальше они получали право поступать на другие факультеты. Итак, на уровне университетов видно, что философия хотя и остаётся служанкой теологии, но она уже сейчас несёт факел разума перед своей госпожой. И вторая особенность этой структуры - в университетах сложилось понимание необходимости неких фильтров, чтобы оградить знание от его профанирования; студенты, бакалавры, магистры, PhD, доценты, деканы, ректоры, вот такая иерархия сложилась. Там же появились все эти тесты, экзамены, защита диссертации, чтобы на уровне университетов провести демаркационную линию между образованными и необразованными. Соколов: "Статус университетов определялся уже не столько городскими властями, сколько санкциями королей и даже Римских Пап". То есть был непосредственный патронаж церкви, определение, кто будет ректором, кто деканом. Пойкуне - это вся Европа. Болонский процесс в то время фактически тоже зародился. Студенты несмотря на войны, мракобесие, ожидание конца света имели право с определёнными документами путешествовать по всей Европе, поступать во все университеты. Церковь с одной стороны ещё контролировала содержание образовательного процесса, но теоретическому мышлению дали слабинку, и возникает вопрос, что это - развитие или ересь. Церковь отстаивала некую автономию университетов, иначе университеты могли бы быть сметены христианскими фанатиками, их было много, отсюда и появились отдельные кампусы, студенческие вольницы. В 13 - 14 веках в Европе уже было 1000 летнее развитие, но Европа существенно потеряла приоритет теоретического мышления, который был в Античности, и на первое место выдвинулся Восток. Оттуда пришли многие важные идеи, которые Европа ассимилировала: теория двойственной истины, Аверроэс (он же Ибн Рушд, или Абуль-Валид Мухаммед ибн Ахмад аль-Куртуби, 1126 - 1198), возможность интерпретации священных книг двояким образом. В Анталии был построен храм мудрости в 7 веке, где переводились древнегреческие книги на арабский, а затем арабский европейцы переводили на латынь несмотря на постоянные войны с арабами. Хранителями этого наследия оказались арабы. Мухаммед аль-Хорезми (Абу Абдуллах (или Абу Джафар) Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми, 783 - 850) написал "Алгоритмус" - капитальный труд по арифметике, первый, который человек систематизировал в этой области. Омар Хайям Нишапури (1048 - 1131) - поэт и известный математик. Алгебра - Ибн Куран, числа можно заменить буквами. И самое впечатляющее - позиционное исчисление, появление арабских цифр, это девятый век, а в Европе они появляются только в 14 веке, и это делалось тоже под нажимом власти, когда власть заставляла переходить на новое исчисление, настолько сильно люди привязались к этим римским цифрам. В Европе известен лишь ряд Фибоначче, 13 век, каждое последующее число есть сумма двух предыдущих. И идея Аберунни, обсерватории, известны обсерватории Улукбека в Самарканде, 10 - 11 века. Медицина - Авиценна (Абу́ Али́ Хусе́йн ибн Абдулла́х ибн аль-Ха́сан ибн Али́ ибн Си́на, 980 - 1037), в Европе его детяельность копировали. В итоге сначала появляется всплеск теоретического мышления в Европе, хотя и с оговорками, потом постепенно возникает очаг на Востоке, но там он тоже не прижился. Двоякое понимание Корана повлияло на это. Победила другая линия в понимании Корана, появились жёсткие запреты на некие интерпретации, и птичка перестала петь.

Итоги:

1. Философские парадигмы рациональности и философский метод критического мышления, появившиеся в Древней Греции, не исчезли в Европе - они приобрели другую, схоластическую форму (обсуждались бесполезные проблемы), но сам способ обсуждения - католическая доктрина - наиболее рационален. Здесь есть такие вещи, которых в других религиях нет.

2. Произошла классификация всех теорий на математические, логические, дисциплинарные и образовательные. Сама общая парадигма рациональности сохранилась.

3. Был наработан концептуальный аппарат, лёгший в основу всей классической науки.

4. Отрицательный момент: сохранилась аристотелевская установка на разделение физики Земли и физики неба (плохо отразилось на физике), и сохранилась настройка на самоценность научного знания (хотя Роджер Бэкон ставил вопрос о прикладном значении науки, но в целом было не так).

5. Общие характеристики: универсализм - всё мироздание есть некий продукт божественного творения, хотя физики могут быть разные; символизм - вся природа есть некий шифр, и её расшифровать можно не только усилиями человека, но и обязательно через благодать самого Бога. Прежде чем заниматься исследованиями, надо перед этим для успеха обязательно помолиться. Возникла вся эта геральдика, существующая до сих пор (гербы, знаки на монетах, символы рыцарей). Также появились иерархизм - мироздание отнюдь не изотропно, а устроено всё от низшего к высшему, в зависимости от близости к Господу Богу, который всё устроил, мы и определяем степень совершенства (насекомые, звёздное небо); теологизм - в мироздании есть определённый план, но он ведом только Богу. Мы можем конечно приближаться к этому путём мышления, но до конца понять не можем - пути господни неисповедимы. Ну и подчеркнём плюсы - появляется единый язык науки, это латынь. Одна из простых демаркационных линий между учёным и неучёным - это знание латыни, умение читать и писать на ней.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: