Структура соревновательной деятельности




Фактором, определяющим структуру соревновательной деятельности, является направленность на достижение наивысшего для данного спортсмена результата. Естественно, такая ориентация имеет место, когда речь идет о главных соревнованиях. В контрольных, подводящих (модельных), отборочных соревнованиях направленность соревновательной деятельности может носить иной характер, обусловленный конкретной ситуацией и задачами.

Соревновательной деятельности, как и любому другому виду сознательной человеческой деятельности присущи целево-результативные отношения: цель — средство — результат.

Целью является модель (образ) того, к чему стремится спортсмен в результате соревновательной деятельности, средством — приемы и действия спортсменов, направленных на достижение поставленной цели, результатом — спортивный результат, достигнутый в конкретном виде соревновательной деятельности.

Соревновательная деятельность в спорте может рассматриваться: на уровне генеральных характеристик, типичных в целом для спорта; на уровне обобщенных характеристик для групп видов спорта; на уровне специфических характеристик конкретного вида спорта, дисциплины или вида соревнований. Однако вне зависимости от уровня рассмотрения системообразующим фактором является спортивный результат, который, в свою очередь, зависит от двух групп компонентов: обеспечения и реализации.

На уровне генеральных характеристик компонентами обеспечения соревновательной деятельности являются строение тела спортсмена, функциональные возможности важнейших систем его организма. Компонентами реализации являются техническое и тактическое мастерство спортсмена, уровень его физической и психической подготовленности.

На уровне групп видов спорта, конкретных видов спорта, дисциплин и видов соревнований компоненты обеспечения и реализации конкретизируются с учетом специфики видов спорта. Например, в спринтерском беге или скоростном беге на коньках спортивный результат зависит от эффективности старта, скорости стартового разгона, уровня дистанционной скорости, способности удержать высокую скорость на финише. В силу этого основными компонентами обеспечения являются: время простой и сложной реакции, быстрота реакции антиципации, импульс силы мышц, быстрота мышечного сокращения, мощность и емкость алактатного анаэробного процесса, мощность лактатного анаэробного процесса и др.

Соответственно к компонентам реализации следует отнести: технику старта и стартового разгона, амплитуду и частоту движений, эффективность бега на вираже, психологическую устойчивость к преодолению утомления на финише и др.

Анализ факторов обеспечения и реализации в каждом виде спорта и виде соревнований должен быть сделан на основе четкого выявления характеристик соревновательной деятельности, от которых зависит спортивный результат. Специфика каждого вида спорта обусловливает ведущие элементы, звенья, определяющие результативность соревновательной деятельности.

В циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости наибольшее значение имеет уровень дистанционной скорости, равномерность прохождения различных отрезков дистанции, эффективность поворотов (в плавании), прохождение виражей (в конькобежном спорте).

В сложнокоординационных видах спорта ведущие элементы определяются спецификой конкретных видов: в спортивной и художественной гимнастике, фигурном катании и т. п. — количество элементов высшей сложности, количество сверхсложных элементов, коэффициент трудности, артистичность и др.; в стрелковых видах спорта — результаты по сериям, разброс от среднего, сохранение средней точки попадания, время прицеливания и др.; в горнолыжном спорте, санном спорте, бобслее — эффективность разгона, средняя скорость, равномерность преодоления трассы, эффективность прохождения виражей, поворотов и др. В спортивных играх и единоборствах ведущее значение приобретают такие характеристики, как активность атакующих и защитных действий, их эффективность, разнообразие (Платонов, 1986; Новиков, Шустин, 1993).

Различные параметры, характеризующие те или иные компоненты соревновательной деятельности, часто слабо связаны между собой и требуют строго дифференцированной оценки и совершенствования. Лишь определив уровень совершенства отдельных составляющих, можно объективно оценить сильные и слабые звенья в структуре соревно-

 


вательной деятельности конкретного спортсмена, разработать оптимальную для него модель соревновательной деятельности и наметить пути ее достижения (Шустин, 1995).

Эффективность различных компонентов соревновательной деятельности наиболее точно и просто можно оценить в циклических и скоростно-силовых видах спорта.

В структуре соревновательной деятельности в беге на короткие дистанции может быть выделено как минимум четыре компонента:

1) быстрота реакции на стартовый сигнал, определяемая по времени от выстрела до первого движения бегуна;

2) качество стартового разбега, оцениваемое повремени пробегания отрезка 30 м с низкого старта;

3) абсолютная скорость бега;

4)эффективность финиша, которую оценивают по степени снижения скорости бега в концедистанции.

Каждый из этих показателей существенно влияет на уровень спортивных достижений в беге на 100 и 200 м. Вместе с тем анализ пробегания соревновательных дистанций лучшими спринтерами мира свидетельствует о том, что они имеют значительные различия в характеристике названных составляющих. У одних спортсменов высокая абсолютная скорость бега, но сравнительно слабый стартовый разбег; у других — относительно меньшая скорость, но эффективные старт или финиш. Есть и спортсмены, демонстрирующие примерно одинаковый уровень мастерства во всех компонентах соревновательной деятельности.

Наличие различных вариантов структуры соревновательной деятельности проявляется и в видах единоборств. Например, в греко-римской борьбе в последние годы выделено три основных варианта соревновательной деятельности: технический, скоростно-силовой и функциональный. Борцы технического типа добиваются победы в основном за счет выполнения комбинаций приемов, скоростно-силового — за счет высокоэффективных одиночных приемов и хорошей защиты, а борцы функционального типа — за счет высокой двигательной активности и хорошей защиты (Новиков, Шустин, 1993). С аналогичной ситуацией мы сталкиваемся и при анализе структуры соревновательной деятельности и в других видах единоборств — фехтовании, боксе, дзюдо, вольной борьбе. Более того, подобное разделение спортсменов по структуре соревновательной деятельности на группы наблюдается и в других видах спорта, в частности, в циклических — плавании, гребле, спринтерском беге и др. (Platonov, 1995; Булатова, 1996).

Всесторонние знания о структуре соревновательной деятельности в конкретном виде спорта, факторах ее обеспечения и реализации, наличие соответствующих функциональных возможностей и технико-тактического оснащения лишь создает необходимые предпосылки для достижения заданного результата. Однако его практическая демонстрация зависит от способности и реализации этих предпосылок в условиях ответственных соревнований.

Всякое сложное действие человека (а спортивные действия, характерные для соревновательной деятельности, носят именно такой характер) зависит от восприятия информации, ее переработки и воплощения полученных данных в соответствующих действиях. Взаимодействия спортсменов в соревнованиях проходят в процессе постоянного восприятия, отражения и ответного реагирования и во многом зависят от адекватности отображения соответствующей ситуации спортивного поединка, от правильности оценки возможностей (своих, партнеров и противника).

Информационный фон, являясь интегралом всех стереотипных сенсорных экстеро-, проприо- и интерорецептивных раздражений, воздействующих на центральную нервную систему, обусловливает характер деятельности спортсмена и предопределяет ее эффективность в соревнованиях.

Результативность деятельности спортсмена (наряду со специализированной технической, физической, тактической, психической подготовленностью) зависит от характера воспринимаемой информации, времени ее переработки и воплощения в соответствующих реагированиях, быстрого и адекватного специфического мышления. Эффективность восприятия и быстрота переработки информации, принятие решения, выбор средств для достижения целей являются центральными в соревновательной деятельности спортсмена. Дефицит пространства и времени в условиях соревновательной борьбы затрудняет восприятие, переработку информации и принятие решения (рис. 3,15).

Таким образом, особенностями соревновательной деятельности в спорте, вытекающими из функциональной структуры деятельности человека и определяющими ее специфику, являются:

1) восприятие информации в условиях маскировки и ложности действий противника;

2) обработка информации и принятие решения в условиях лимита и дефицита пространства и времени;

3) воплощение принятых решений при активном противоборстве противника и не всегда благоприятных условиях среды и деятельности партнеров (Келлер, 1995).

Указанное выше определяет состав соревновательной деятельности спортсмена в информационном аспекте, заключающийся в восприятии среды, поведения противников и партнеров, динамики собственного состояния и действий; анализе полученной информации в сопоставлении с прежним опытом и целью соревнований, выборе и принятии мысленного решения, его воплощения в соответствующих специализированных действиях.

Для соревновательной деятельности спортсмена характерно то, что он должен учитывать не только хорошо известные ему обстоятельства поединка, но, по возможности, обстоятельства и решения, принимаемые противником, которые спортсмену достоверно не известны.

В ряде видов спорта (единоборства, игры) экстремальность условий состязания определяется еще и возникающими затруднениями восприятия, принятия решения и реализации действии из-за большого разнообразия, постоянной смены ситуаций, пространственных и временных ограничений, определяемых правилами, ложностью и недостаточностью информации, неопределенностью момента начала действий и др. При этом нужно учитывать, что экстремальность условий состязаний умышленно усугубляется противником. Все это затрудняет как оценку создавшейся соревновательной ситуации, так и осуществление специализированных действий, предъявляет повышенные требования к функциональным возможностям спортсмена, усиливает психическую напряженность его деятельности.

Конечно, развитие соревновательной ситуации можно в определенной мере предвидеть. При этом степень информационной неопределенности зависит от квалификации спортсмена, его опыта и др. Однако даже при значительном различии в мастерстве спортсменов сильнейший не может быть полностью уверен в предполагаемом развитии ситуации поединка.

Ориентирование в пространстве и времени, восприятие и переработка информации, принятие решения и осуществление действий в соревнованиях усложнены весьма подвижным эмоциональным фоном. При этом многократные (в одних соревнованиях) контрастные смены эмоций связаны со стрессовыми, а иногда и экстремальными воздействиями условий соревновательной борьбы на организм спортсмена. Эти условия определяются бескомпромиссностью состязаний в присутствии многочисленных болельщиков, не всегда благожелательно настроенных; субъективной оценкой правильности и неправильности действий соперников и судей; необходимостью неоднократного развития максимальных физических и психических усилий в зависимости от вариативно изменяющейся ситуации соревнований (Barth, 1994).

Контрастность соревновательной борьбы нередко приводит к эмоциональным нарушениям, которые, вызывая снижение психофизической надежности спортсмена, отрицательно сказываются на результативности его технико-тактических действий. Неудачно выполненные действия в свою очередь (сознательно или подсознательно) вызывают негативно окрашенные эмоциональные реакции, порождают сомнения в успешности данного действия, ухудшают состояние соревновательной готовности спортсмена (Mathesius, 1994; Келлер, 1995).

Обстановка спортивных состязаний всегда конфликтна, так как двое или группа спортсменов (команд) соревнуются в достижении одной и той же цели — победы. При этом каждая из соревнующихся сторон должна принимать наилучшее из возможных решений, учитывая, что противная сторона ставит такую же цель.

В процессе соревнования спортсмену, принимающему решение, приходится считаться не только с собственными целями, но и с теми, которые ставит перед собой противник. Стрессовый характер воздействия поединка на организм спортсмена значительно возрастает при рассогласовании между запланированным и текущим ходом соревнований.

Спортсмен в процессе соревнований переживает радость и печаль, удовлетворенность и огорчение, страдание и бодрость, тяжесть и облегчение и пр., т. е. у него возникают различные эмоции, которые многократно меняются в зависимости от хода поединка, состязания. Эмоциональная насыщенность соревнований в зависимости от силы противника, яркости, напряженности поединка может вызывать широчайшую гамму человеческих чувств.

Все эти факторы, характерные для соревновательной борьбы и достигающие своих максимальных проявлений в условиях особо ответственных соревнований, требуют глубокой мобилизации функциональных ресурсов организма спортсмена. Это ярко проявляется уже при рассмотрении реакции организма спортсмена на условия тренировочной и соревновательной деятельности по такому

 


 

общему показателю, как частота сокращений сердца (табл. 3.9)

Соревновательная деятельность в спорте раскрывает потенциальные возможности человека, физические и психические резервы его организма. При этом достигнуть результатов мирового уровня могут лишь одаренные люди, благодаря многолетней специализированной напряженной подготовке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: