Управление соревновательной деятельностью




Спортсмену в соревнованиях приходится иметь дело с большим количеством информации технико-тактического, психологического и другого характера. Эта информация должна соотноситься с задачами, стоящими перед спортсменом в каждой ситуации поединка и в соревнованиях в целом. Восприятие и переработка информации осложняются соревновательной конфликтностью, которая всегда характеризуется дефицитом времени и пространства (Келлер, 1987).

Для решения конкретной задачи необходима и полезна только часть информации о создавшейся ситуации, соотносящаяся с информационной моделью, выработанной спортсменом в тренировочном процессе и его соревновательным опытом. Активное выделение и переработка необходимой информации составляет одну из важнейших задач соревновательной деятельности.

Наблюдая спортивный поединок, мы видим только внешние его проявления: противоположность целей участников, различный характер действий, результат взаимоотношений или, точнее, противоборства спортсменов. Под внешней стороной поединка кроется серьезное содержание, состоящее из тактического плана (а иногда и из стратегического при многоступенчатой системе проведения соревнований), определенных действий, форма которых больше говорит о способе, технике выполнения, чем о скрытых тактических замыслах. То, что скрыто от глаз зрителей (представление о замыслах противника, переработка воспринимаемой информации, ход принятия решений и др.), обязательно отражается в сознании спортсменов.

Участников соревнований следует рассматривать как лиц, вступающих в рефлексивное взаимодействие. Термин «рефлексивный» означает, что каждый из участников соревнований (участников спортивного поединка) отражает в своем мышлении рассуждения других участников — соперников и партнеров. В соответствии с этим деятельность спортсмена в поединке определяется его представлением, мысленным воспроизведением основных положений предполагаемого поведения противника, партнеров и своего. Кроме того, деятельность спортсмена зависит еще от большого количества факторов, отображающих условия, обстановку и ход конкретных соревнований, правила и систему розыгрыша соревнований (круговые или прямое выбывание, личные или командные поединки и другие условия Положения о соревнованиях), масштаб и значимость соревнований для спортсмена и вытекающие из них особенности поединков, стартов. Учитывается также реальная обстановка поединков, соревновательная ситуация, морфоконститу-циональные особенности соревнующихся, уровень физической подготовленности и психических качеств, соревновательный опыт, технико-тактическая оснащенность, стиль соперника и др. Каждый из перечисленных факторов может оказывать как решающее, так и второстепенное, положительное или отрицательное, влияние на ход соревнований, способствовать победам или явиться причиной поражений.

Всю эту совокупность факторов B.C. Келлер (1987) вполне обоснованно предлагает определить как плацдарм — важнейшую исходную позицию, диктующую характер соревновательной деятельности спортсмена, направленность тактических намерений и технических действий.

Необходимо учитывать, что спортсмен отображает плацдарм в своем сознании как бы на схеме. Причем каждый спортсмен оперирует в своем сознании не плацдармом, а его схемой — субъективным отображением реального плацдарма в сознании спортсмена. На практике не удается достигнуть полного совпадения схемы с фактическим плацдармом. Следовательно, всегда или почти всегда схемы имеют упущения. Кроме того, из-за скоротечности состязательных ситуаций в соревнованиях спортсмен может и не воспринять сразу всю возможную и доступную информацию. Однако, чем ближе схема к плацдарму, тем больше возможностей принятия адекватных технико-тактических решений, выше результативность действий.

Из многих факторов, определяющих плацдарм ситуации, поединка, соревнований, спортсмен стремится выделить и оценить те, влияние которых может оказаться решающим для успеха в ходе борьбы. В умении спортсмена быстро отображать плацдарм в наиболее точной схеме находят прямое воплощение его соревновательный опыт, быстрота и уровень тактического мышления.

При составлении схемы идет процесс отображения фактических данных, имеющих тактическое содержание и относящихся к соревнованию, поединку, схватке, ситуации и фиксации сравнительного соотношения их значения для спортсмена и каждого из его непосредственных противников. Например, в боксе — противник высокого роста и очень быстр. Для спортсмена с такими же данными эти сведения о противнике могут явиться второстепенными и не найти места в схеме. Спортсмен небольшого роста или недостаточно быстрый отображает в схеме соотношение роста и быстроты — своей и противника, так как пренебрежение этими данными может стать причиной поражения.

В составлении схемы находит место и оценка соотношения сил. Если один из спортсменов имеет значительное преимущество в поединке, то это оказывает различное влияние на состояние, а следовательно, и дальнейшую соревновательную деятельность каждого из соревнующихся соперников, их тактические намерения и действия. Кроме того, поступки спортсменов как бы «окрашены» индивидуальными характеристиками поведения в аналогичных ситуациях, которые могут быть известны противникам по предыдущим встречам.

В схеме необходимо учитывать физическое, психическое и моральное состояние соперника, его настроенность на борьбу и готовность к ней, вероятностные оценки плацдарма и др.

Плацдарм (или его отдельные детали) постоянно меняется в ходе поединка, турнира, ибо растет напряжение к финишу состязаний, меняются ситуации и противники. Это объясняет место и значение действий разведки, наблюдения за противниками и накопление знаний о них для разработки более адекватных схем, а также действий маскировки и обманных действий для затруднения составления схемы противником.

Каждый спортсмен имеет цель в конкретный момент и цель, общую для поединка, соревнования. Цель также отображается в сознании спортсмена. Спортсмен, участвуя в состязаниях, последовательно преодолевает множество препятствий различной трудности. Добиваясь желаемых результатов, он решает частные задачи: достижение побед на предварительных этапах соревнований, переход в следующий тур соревнований, из которых может сложиться достижение цели — завоевание определенного места в турнире. Поэтому достижение поставленной цели в соревнованиях, как правило, возможно лишь в многоходовом процессе борьбы, проходящей через промежуточные ступени с желательным или обязательным решением стоящих перед каждой из них конкретных задач.

Цель, которую спортсмен ставит перед состязанием, и надежды, возлагаемые на исход предстоящих ситуаций, стартов, соревнований, накладывают отпечаток на его поведение и действия, ибо из поставленных задач вытекает как оценка предстоящих трудностей, так и средств их преодоления. Спортсмен должен осмысливать и представлять «стоимость» усилий, их количественную и качественную стороны.

Например, цель победить в крупном многодневном турнире с участием многих (в том числе и более опытных) боксеров существенно отличается от задачи выиграть решающий последний бой в командной встрече или бой у неудобного по стилю соперника, обладающего высокими волевыми качествами, или победить любого противника в важном для себя бою при равном протекании поединка. Специфичны и такие задачи, как выиграть бой у противника, сумевшего успешно начать поединок и ведущего его со значительным преимуществом, победить с большим преимуществом.

Конечно, каждый спортсмен владеет определенными технико-тактическими способами достижения победы. Совокупность их в сочетании с субъективным учетом положительных и отрицательных качеств, своих и противника, выражается в доктрине, которая определяет характер рефлексивного отображения цели и каждой схеме, что в свою очередь диктует спортсмену подход к решению конкретных задач схватки, поединка, старта, соревнования.

При составлении доктрины спортсмен исходит из общей оценки своих возможностей, каждой из сторон своей подготовленности. В ней находят воплощение соревновательный опыт, особенности физического развития и технического стиля спортсмена, его способность к риску, выдержке и волевым проявлениям, предугадыванию намерений противников и т. д. Непосредственное выражение доктрина получает в определенном, тактически окрашенном поведении, способах решений предстоящих соревновательных задач, намерениях и действиях, наиболее целесообразных (с точки зрения спортсмена) для достижения планируемых результатов.

При выборе доктрины спортсмен должен исходить из своего технико-тактического арсенала, основываясь на наиболее эффективных, часто им применяемых средствах. Спортсмен владеет гораздо более широким арсеналом средств, чем может понадобиться для достижения победы в отдельном соревновании или его части. Весь вопрос в том, какие приемы, какой стиль ведения поединка окажутся наиболее эффективными в конкретной ситуации, приведут к достижению запланированного результата.

Часть лучше освоенного материала становится наиболее органичной для спортсмена, составляет его соревновательный репертуар и превращается в основу его общей доктрины, а также определяет возможности ее изменения и выбора частных доктрин (для данного старта, поединка, борьбы за укол, очко и т. д.).

Общая доктрина складывается постепенно, по мере накопления спортивного опыта. Ее характеризуют склонность спортсмена к наступательным или оборонительным действиям, к выдержке или активному навязыванию борьбы, направленность на комбинационную тактическую борьбу или приверженность к наигранным, излюбленным действиям и др.

На основе сложившейся манеры, стиля, исходя из конкретных требований поединка, ситуации, учитывая данные разведки, спортсмен выбирает наиболее целесообразный способ действий против каждого соперника, в каждой возможной ситуации соревнований. Частная доктрина постоянно уточняется, а если нужно, изменяется на основе новых данных, полученных непосредственно в ходе соревнований.

Большое значение здесь имеет и способность спортсмена влиять на поведение соперника, формируя у него неадекватное представление о соревнованиях путем утаивания объективной информации и передачи ложной. В спортивных единоборствах и играх это достигается с помощью маневрирования, обманов, вызовов, ложных атак, контратак, ложных защит и ложных ответов. Естественно, что основным способом ограничения поступления информации о действительных замыслах является маскировка. Однако спортивные взаимодействия в поединке чаще складываются таким образом, что тактически целесообразнее передать ложную информацию, вызвать противника на определенные контрдействия, нежели добиться ограничения сигналов о своих истинных намерениях. Следует подчеркнуть, что маскировка имеет двойную цель: ограничить поступление информации или, что является лучшим вариантом, передать ложную информацию.

Особое значение приобретает способность к рефлексивному мышлению в спортивных играх. Ведь игрок в отличие от единоборца должен рефлексивно воссоздавать в своем сознании не только модель, разработанную противником, но и адекватно отображать модели партнеров по команде. А это значит, что необходимо ясно представлять не только их доктрины, но и знать состояние их подготовленности, индивидуальные особенности технического мастерства и тактического мышления. Неадекватность рефлексивного отображения модели игры в сознании партнеров по команде приводит к потере преимуществ даже при полностью адекватном рефлексивном отображении модели противника (Келлер, Платонов, 1993).

Изменение хода борьбы, особенно в пользу соперника, вынуждает к совершенствованию доктрины и даже к ее изменению. Например, при неудачно складывающемся поединке и нехватке времени спортсмен вынужден форсировать события, уменьшая применение подготовительных действий и стремясь только к результативным, хотя это может быть и не свойственно его соревновательной манере.

На доктрину может оказать влияние и цель. Например, попавший впервые в финал и выполнивший тем самым важную для себя цель участия в соревнованиях молодой спортсмен часто выступает в финале смело и разнообразно, чего он не мог бы себе позволить под грузом ответственности и максимального психического напряжения. Другой пример: если одной из команд (в футболе, хоккее и др.) достаточно ничьей, а команде противника нужна только победа, то, естественно, цель достигнуть ничьей наложит отпечаток на доктрину игры.

Итогом каждого старта, поединка или матча соревнований является результат. В нем находят воплощение усилия по реализации поставленных целей, их выполнение или невыполнение. Факт нанесения или получения укола, удара, очка, проведения приема, победы или поражения в старте, поединке (т. е. результат) при продолжении соревнований оказывает влияние на плацдарм, изменяет его и таким образом требует изменений схемы, доктрины и даже цели.

Практически доктрина — это алгоритм, посредством которого из схемы и цели вырабатывается решение для достижения результата — победы в поединке, соревнованиях. Для каждого вида спорта характерна своя общая доктрина ведения поединков, меняющаяся каждый раз в большей или меньшей степени в зависимости от изменения правил соревнований, специфики судейства, появления новых спортсменов или команд с оригинальными стилями и т. д.

Литература

1.Булатова М.М. Теоретико-методические основы реализации функциональных резервов спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. — К., 1996. — 50 с.

2.Донской ДД. Пути направленного развития системы движений // Теория и практика физ. культуры. —1969. - № 5. — С. 2-5.

3.Дьячков В.М. Целевые параметры управления технико-физическим совершенствованием спортсменов, специализирующихся в скоростно-силовых видах спорта //

Методологические проблемы совершенствования системы спортивной подготовки квалифицированных спортсменов. — М., 1984. — С. 85—109.

4. Келлер B.C., Платонов В.Н. Теоретико-методические основы подготовки спортсменов. — Львов, 1993. —270 с.

5. Келлер B.C. Система спортивных соревнований и соревновательная деятельность спортсмена // Теория спорта. — К.: Вища шк., 1987. — С. 66—100.

6. Келлер B.C. Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки // В кн.: Современная система спортивной подготовки. — М.: СААМ, 1985. —С. 41—49.

7. Лапутин А.Н., Хапко В.Е. Биомеханика физических упражнений. — К.: Рад. шк., 1986. — 133 с.

8. Люкшинов Н.М. Формирование модельных характеристик соревновательной деятельности футболистовна основе анализа игр чемпионатов мира и первенства СССР: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Л.,1989 - 22 с.

9. Новиков А.А., Шустин Б.Н. Тенденции исследования соревновательной деятельности в спорте высшихдостижений // Современный олимпийский спорт: Тезисы докладов межд. науч. конгресса. — К., 10—15 мая1993 г. - С. 167-170.

10. Огуренков Е.И. Ближний бой в боксе. — М.:Физкультура и спорт, 1969. — 188 с.

11. Олимпийская энциклопедия. — М.: Сов. энцикл.,1980. - 416 с.

12. Шустин Б.Н. Модельные характеристики соревновательной деятельности // Современная система спортивной подготовки. — М.: СААМ, 1995. — С. 50—73.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: