ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ТОЛКОВАНИЕ КАРТИНЫ




Лютер часто задавал себе эти вопросы. Кто я: всего лишь ничтожный монах из полуграмотной Германии, как говорят обо мне папы в Риме? Я – главарь нескольких групп крестьян, которые в попытке бунта против власти крепостного права возлагают на меня все свои надежды? Я – народный герой, которого с большим энтузиазмом приняли массы, потому что я потребовал, чтобы Римско-католическая Церковь провела реформы, касающиеся большинства немецких князей?

В то время общество четко делилось на три класса, которые резко выделялись в общественной жизни. Были те, кто имел мало или вообще ничего, к ним, как правило, относились фермеры, крестьяне и ремесленники. Над ними возвышалось церковное духовенство, которых считали религиозными правителями, и, наконец, прослойка знати, которая представляла собой светских правителей. Эти различия были видны даже в небольшой церкви: знати были отведены специальные места в королевской ложе под названием Schwalbennester (ласточкино гнездо).

Места священнослужителей располагались в передней части церкви, в клиросе, там были расставлены изысканно выделанные стулья, которые назывались местами для певчих. Всем остальным приходилось стоять в притворе или главном зале. Это было строго сегрегированное общество. Именно по этой причине Лютеру очень редко разрешали посещать своего покровителя курфюрста Фридриха Мудрого, хотя они жили всего лишь в километре друг от друга. Все общество и Церковь страдали от этого разделения. Классовые различия регулировали, что человеку можно было носить и употреблять в пищу. Все эти положения формировали понимание людей того времени о Боге, потому что Церковь и духовенство утверждали, что такой порядок установил Сам Бог, и никто не имеет право изменить свою судьбу!

| Реформация, которая изменила мир

В 1520 году Лютер опубликовал свой знаменитый трактат под названием «О свободе христианина». В нем Лютер представил новый порядок и христианскую модель общества. Лютер заявил, что «христианин – это самый свободный господин над всем, он ни от кого не зависит и является самым послушным слугой всех и примером для всех». На первый взгляд, это утверждение кажется противоречивым и запутанным. Но мы должны понимать, что тогдашнее диалектическое мышление призывало общество к диалогу. Теперь мы можем лучше понять, почему Лютер прибегнул именно к такому способу изложения своих мыслей, чтобы представить широкому кругу образованных людей одно из центральных заявлений Реформации, намеренно спровоцировав общественную дискуссию. Первое утверждение относится к жизни христианина, который был освобожден Богом и призван жить новой жизнью; второе – говорит об отношении христианина к окружающим людям. Христианин, который был принят Богом, а, следовательно, и освобожден, который больше не ведет отчаянную битву (в основном, всегда оканчивающуюся поражением), чтобы определиться в жизни и утвердить себя, может по-настоящему видеть и понимать переживания и потребности окружающих. Потому что ему больше не надо беспокоиться о поиске смысла и цели своей жизни. Такой христианин может служить и помогать своим собратьям, исполненный потенциала и творчества, он может являть любовь, которую сам получил от Бога. Вот какая атмосфера должна быть в Церкви.

Именно такое идеальное понимание Божьей любви и позиции Церкви изобразил на своей знаменитой композиции «Алтарь Реформации» художника Лукаса Кранах. В отличие от длинных столов, за которыми было принято есть в то время, на картине мы видим круглый стол. Самый важный человек обычно сидел во главе длинного стола, а самому никчемному, бедному человеку было выделено самое непритязательное место, у подножия стола. За круглым столом все иначе. Все равны. Даже Иуда, который уже поставил одну ногу наружу, готовясь покинуть братство, до сих пор сидит рядом с Иисусом. Слева от Иисуса мы видим апостола Иоанна, а с правой стороны картины изображен сам Лютер. Он изображен не как монах и не как профессор университета, но как «Junker Jörg» («Юнкер Йорк»). Так он выглядел, когда жил под чужим именем в Вартбургском замке. Лютер сидит за столом с Иисусом Христом как обычный гражданин. А Лукас Кранах младший подает ему бокал вина для причастия. Кранах изображен в одежде дворянина, демонстрируя, что в глазах Бога нет социальной иерархии. В присутствии Иисуса нет первых и последних, нет аристократов и простых граждан, а все просто дети Божьи. Кстати, остальные люди, сидящие за столом вечери, не просто хаотично раскрашенные фигуры с анонимными лицами. Все они были известными гражданами города. Например, среди них есть знаменитый печатник Мельхиор Лоттер, который напечатал много сочинений Лютера. В присутствии Иисуса, Церковь и общество едины.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: