- За какими своими качествами вы сегодня будете наблюдать?
Таблица 1
Качество | Минутка чистописания | Кроссворд | Работа в парах | Работа в группах | Работа по карточкам |
1.Красиво писать | |||||
2.Отвечать на уроке | |||||
3.Правильно оформлять предложение на письме. | |||||
4.Правильно определять главные члены предложения. | |||||
- получилось так, как хотелось бы; - надо подтянуться |
- Я тоже буду наблюдать и в конце урока самым активным в поиске знаний дам возможность открыть интересную информацию.
II. Актуализация знаний с последующей мотивацией.
Работа в тетрадях.
Учитель: - Чтобы определить, о чем будем говорить сегодня на уроке, мы разгадаем кроссворд.
Словарный диктант. Слайд
Учитель:
- Прочитайте ключевое слово. (Предложение)
- Что вы знаете о предложении? (ответы детей)
- Что мы не знаем о предложении?
Таблица 2
Что мы знаем | Чего мы не знаем | |
Предложения характеризуются по цели высказывания и по интонации | Главные члены предложения | |
Повествовательные | Невоскл., восклиц. | Распространенные |
Побудительные | Невоскл., восклиц. | Нераспространенные |
Вопросительные | Невоскл., восклиц. | Безличные |
- Без чего не может существовать предложение? (без главных членов предложения)
- Вот теперь назовите тему сегодняшнего урока. (Главные члены предложения)
Запишите тему в тетрадь.
4. Постановка цели урока: - Каких целей мы будем добиваться на уроке?
Дети: - Узнаем, какие члены предложения главные; расширим информацию о главных членах предложения; составим алгоритм нахождения главных членов; будем учиться находить главные члены предложения.
|
III. Объяснение нового материала.
Учитель:
- Ребята, а сейчас вы станете свидетелями необычного спора. (Сценка)
а). Постановка проблемы.
- Кто из них главнее?
Спор подлежащего и сказуемого
"Встретились в предложении Подлежащее и Сказуемое. Подлежащее говорит сказуемому:
-Я главнее тебя. Ведь именно я называю то, о чем говорится в предложении. -Нет, - сказало Сказуемое, - ты неправильно говоришь. Ведь без тебя может быть предложение, а без меня нет.
- Как это "нет"? Например, предложение "Зима". Ведь тебя в нем нет!
- Ты ошибаешься. Просто я здесь в нулевой форме. А возьми другие формы этого предложения: "Была зима ", "Будет зима ". Видишь, я и появилось. А вот я могу без тебя в предложении обойтись. Например, "На улице холодно". В этом предложении только сказуемое, а подлежащего нет, да оно здесь и не нужно.
Тогда Подлежащее огорчилось:
- А я - то думало, что я главное.
- Возникла проблема, которую мы сегодня и решим на нашем уроке.
б) Работа в парах.
- Составьте предложения. Запишите на строчках. Докажите.
- Легко, съехала, с, горы, на, лыжах.
- Мальчики, снежки, в.
- Кошка, нос, моет, снегом.
Ответы детей: Мы записали только одно предложение: Кошка снегом моет нос, потому что в нём выражена законченная мысль. В 1 группе слов непонятно о ком говорится, значит, мысль незакончена. Во 2 группе слов непонятно, что делали мальчики, значит, мысль незакончена.
- Можно ли добавить в эти группы слова, чтобы получились предложения? Какими словами дополним?
- Девочка легко съехала с горы на лыжах.
- Мальчики играют в снежки.
- Почему без вставленных слов не получались предложения?
|
Учитель: какой можно сделать вывод?
Вывод: Среди членов предложения есть такие, без которых нельзя выразить мысль, а значит, нельзя построить предложение. Их назвали главными членами предложения.
Самооценка.
Учитель:
-Что нам необходимо для того, чтобы правильно находить главные члены предложения?
- (Схема)
б ) Работа в группах. Составление алгоритма.
- Как вы будете определять главные члены? Составим схему.
Как находить подлежащее и сказуемое, то есть грамматическую основу предложения:
1. Найди слово, которое называет то, о ком или о чем говорится
в предложении.
2. Проверь, отвечает ли это слово на вопросы КТО? или ЧТО?
3. Найди слово, которое называет, что делает или каков тот, о ком сообщается в предложении.
4. Проверь, отвечает ли слово на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ?