Структурные и динамические характеристики малой группы.




История исследований малой группы.

Отечественный исследователь, который в течение многих лет руководил специальными воспитательными учреждениями, не просто наблюдая и описывая соответствующие явления и процессы жизни социальной группы, но прежде всего активное вмешиваясь в них, управляя ими: А. С. Макаренко

Основоположником крупного научного направления - «групповая динамика» является - К.Левин

А. С. Залужным 20-30-е гг.ХХв. были предложены следующие типы вожаков (лидеров): ситуативные, постоянные

Социометрическое направление исследования групп оформляется в - 30-40-е гг. ХХ века

 

Отечественный исследователь, который в 20-30-е гг.ХХв. спланировал и провел собственное оригинальное исследование развития групповой структуры, показав, что обладание средствами решения групповой задачи делает члена группы более властным, инициативным, настойчивым, т.е. усиливает его влияние в группе: Б. В. Беляев

Первым в нашей стране начал экспериментальные социально-психологические исследования, изучающие проблему соотношения индивидуального и группового решения задач - В. М. Бехтерев

 

Впервые результаты экспериментального исследования, в котором сравнивались эффективность индивидуального действия, выполняемого в одиночку и в условиях группы были опубликованы в 1898 году: Н. Триплетом

В работах А. С. Макаренко отчетливо реализуются важнейшие методологические принципы исследования социальной группы такие, как: принцип деятельности, принцип системности, принцип развития

 

По выражению Е. С. Кузьмина, «социально-психологические явления продолжали изучаться в 30-40-е гг. ХХ века, но в рамках других областей психологии» что, не могло способствовать прогрессу как социальной психологии в целом, так и групповой психологии. 30-40-е гг. ХХ века

 

Отечественный исследователь, утверждавший, что «проблема личности естъ, по-существу, проблема, разрешающаяся внутри коллектива, а не вне его»: Д.Б.Эльконин

Впервые начинают изучаться малые группы на промышленных предприятиях США и Западной Европы в - 30-40-е гг. ХХ века

Отечественный исследователь, создавший параметрическую концепцию, в 60-70-е годы разработавший оригинальную концепцию групповой активности: Л. И. Уманский

Первым в русской психологической науке в 1910 г. сформулировал предмет и задачи социальной (или общественной) психологии - В. М. Бехтерев

 

Впервые результаты экспериментального исследования, в котором сравнивались эффективность индивидуального действия, выполняемого в одиночку и в условиях группы были опубликованы Н. Триплетом в - 1898 году

В России создавались первые социально-психологические центры, ориентированные главным образом на разработку проблематики малых групп и коллективов в: 60-е гг. ХХ века

Одним из первых рассмотрел психологический феномен социальной власти, внутригрупповые конфликты, динамику групповой жизни, экологические проблемы группового функционирования - К.Левин

Соответствие между автором и разрабатываемой им теорией в 70-е гг.ХХ века:

 

2. Теория поля К.Левин
3. Интеракционистская концепция Р. Бейлз
4. Социометрическое направление Д.Морено
5. Психоаналитическая ориентация З.Фрейд
6. Теория подкрепления Б. Скиннер
7. Теория систем -

Отечественный исследователь, который в 20-30-е гг.ХХв. предложил типологию вожаков (лидеров), проанализировал основную функцию вожачества (лидерства), выделил важнейшие качества вожаков (лидеров): А. С. Залужный

 

В течение нескольких лет посредством метода включенного наблюдения реализует программу изучения «живых» групп в трущобах большого города - В. Уайт

В отечественной социальной психологии большой вклад в развитие социометрического направления исследования групп внес: Я. Л. Коломинский

Отечественный ученый, обративший внимание на необходимость изучения коллектива в тесной связи с социально-экономическими условиями жизни общества, подчеркивая значимость в анализе коллектива таких его признаков, как временное и пространственное расположение индивидов, объединение их в «систему взаимодействия»: Б. В. Беляев

В 20-е годы ХХ века отказывался рассматривать группу как определенную реальность, мотивируя отсутствием адекватных методов исследования - Ф. Олпорт

           

Структурные и динамические характеристики малой группы.

Санкции - это психологические формы поощрения нормативности и наказания ненормативности поведения членов группы.

 

Понятие, обозначающее положение личности в системе межличностных отношений и меру ее психологического влияния на членов группы – статус

Техниками принятия решений являются: мозговой штурм, групповая беседа

 

Соответствие между динамическими процессами и понятиями, выражающими их детали, признаки, особенности:

  социальное влияние, конформность групповое давление
  мозговой штурм принятие группового решения
  ценностно-ориентационное единство групповая сплоченность
  стиль руководства -

Соответствие между ролями и их характеристиками

 

  официальные роли, сопряженные с должностными обязанностями
  неофициальные роли, стихийно возникающие в групповом процессе
  второстепенные -

 

Сочетание психологических особенностей каждого члена группы, связанное с выполнением, вхождением личности в ту или иную деятельность в соответствии со своими психологическими возможностями – роль

 

Подчинение суждения или действия человека групповому давлению при нормативном влиянии большинства – конформизм

 

М. Г. Ярошевский выделил следующий набор ролей, типичных, для научного коллектива: критик, эрудит, генератор идей

В организованной целевой малой группе можно выделить следующие уровни групповых отношений: официальные отношения, неофициальные деловые отношения, неофициальные эмоциональные отношения

 

Реализация членами группы определенных институционально заданных функций в сфере ведущей деятельности группы по решению задач, поставленных перед ней в рамках более широкой социальной общности (организации), порождает систему официальных отношений.

Вид конформизма, при котором человек усваивает мнение большинства и полностью согласен с ним, демонстрируя высокий уровень внушаемости: внутренний

Нормативно одобренная форма поведения, ожидаемые от личности, занимающей определенную позицию в системе межличностных отношений: групповая норма

Средства социально-психологического воздействия на человека, которые применяются обществом или социальными группами, а также отдельными людьми для того, чтобы повлиять на поведение данного человека – санкции

В стратометрической концепции коллектива А. В. Петровским представлена модель многоуровневой структуры межличностных отношений.

 

Совокупность мнений об ожидаемом поведении данной личности в данной группе: система групповых ожиданий

Демонстрация поведения или мнения, при нормативном влиянии большинства, противоречащего мнению большинства, независимо от того, право большинство или нет: негативизм

Податливость человека давлению группы и принятие им группового мнения, которого он первоначально не разделял, проявляющееся в изменении его поведения и установок – конформизм

 

Член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение остальных: лидер

Феномен «генерализации статуса»- статусные характеристики индивидов, связанные с членством в других социальных группах («внешний» статус), будучи привнесенными в эту ситуацию, начинают оказывать значительное влияние на особенности разворачивающегося взаимодействия, в частности на «внутренний» статус самих его участников.

Личность в группе

Базовая черта личности, определяющая обращенность сознания и внимания человека на то, что происходит в окружающем мире: экстраверсия

 

Представление человеком себя другим людям или выбор человеком таких форм социального поведения, которые направлены на то, чтобы произвести впечатление на окружающих, сформировать у них определенное представление о себе: самопрезентация

Положительное отношение человека к себе, принятие себя таким, какой есть, включая не только собственные достоинства, но и недостатки – самоуважение

М. Шоу сгруппировал личностные характеристики членов группы, разбив их на следующие классы переменных: биографические характеристики, способности, черты личности

 

Процесс вхождения индивида в социальную среду, его становление как личности через социальные влияния, а также приобщение индивида к системе социальных связей и отношений – социализация

 

Базовая черта личности, характеризующая обращенность сознания человека к самому себе, собственным переживаниям, сопровождающаяся ослаблением внимания к тому, что происходит в окружающем мире: интроверсия

Сознательное, целенаправленное изучение и выбор человеком способов представления себя как личности другим людям с целью произвести на них желательное впечатление – самомониторинг

Социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается – гендер

Форма поведения, при которой человек переоценивает себя, представляет себя в глазах окружающих людей лучшим, чем он есть на самом деле: самовосхваление

Устойчивая личностная особенность человека, проявляющаяся в том, где он ищет и находит объяснение поведению людей: в них самих или вне них, в окружающей обстановке – локус контроля.

 

А.В.Петровский выделяет следующие стадии развития личности в процессе социализации: адаптация, индивидуализация, интеграция.

Устойчивое свойство личности, определяющее характерное для нее поведение и мышление: черта личности

 

Способность человека в течение длительного времени стойко переносить какие-либо неприятности, терпимость, снисходительность человека к кому-либо или к чему-либо – толерантность

Потребность человека, проявляющаяся в его желании и стремлении постоянно быть с людьми, находиться среди них, устанавливать, сохранять и эмоционально улучшать положительные взаимоотношения с ними – аффилиация

Последовательность стадий развития личности в процессе социализации по А.В.Петровскому: адаптация, индивидуализация, интеграция.

Ощущение индивидом себя как части коллективного «Я» (и в значительной мере растворение в нем) и с этих позиций восприятие других членов своей и чужой группы – деперсонализации

Уверенность человека в том, что он компетентен, способен достичь высоких результатов в том или ином виде социальной деятельности – самоэффективность

Устойчивое отношение человека к людям, социальным группам, организациям, процессам и событиям, происходящим в обществе – социальная установка

Характеристика человека как личности или его поведения в отношении других людей, подчеркивающая склонность пользоваться давлением, приказами, распоряжениями и другими недемократическими методами воздействия на людей: авторитарность

Социальное поведение человека, при котором он недооценивает, осуждает, унижает самого себя, представляя себя в невыгодном свете в глазах окружающих людей: самоуничижение

Понятие, отражающее состояние психонервной готовности, складывающееся на основе опыта и оказывающее влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан: аттитюд

Способность человека иметь определенный вес среди людей, служить для них источником идей, пользоваться их признанием и уважением - авторитетность

           

Коммуникация в группе.

Механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представить то, как он воспринимается партнером по общению: рефлексия

 

Способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению – идентификация

К ольфакторной системе невербальной коммуникации относится искусственный запах человека

 

Интерес к другому человеку можно невербально выразить: пристальным взглядом, устремленным на собеседника

Вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свернутостью грамматической структуры и содержания, является основным инструментом мышления - внутренняя речь

Сторона общения, заключающаяся в организации взаимодействия между общающимися, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями – интеракция

Развернутая, активная, произвольная, организованная речь, часто использующая неязыковые коммуникативные средства - монологическая речь

К визуальной системе невербальной коммуникации относятся: мимика, поза

Вид речи, при котором в равной степени активны все ее участники: диалогическая речь

Диапазон, темп, ритм и т.д. голоса представлены паралингвистической знаковой системой.

 

Социальная перцепция это: сторона общения, заключающаяся в восприятии друг друга партнерами по общению

Способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии, строится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению: идентификация

К тактильной системе невербальной коммуникации относятся: прикосновение

К аккустической системе невербальной коммуникации относится: крик

Эмоциональное вчувствование или сопереживание другому человеку – эмпатия

Система личных контактов между членами группы, благодаря которым осуществляется их межличностное общение и происходит обмен информацией друг с другом – каналы коммуникации.

 

Коммуникация это: сторона общения, состоящая в обмене информацией между общающимися людьми

В социальной психологии под общением понимается: такое взаимодействие, при котором устанавливаются, поддерживаются и развиваются контакты между людьми, вырабатываются общие правила, тактика и стратегия поведения

Наиболее произвольная, развернутая и организованная речь - письменная речь



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: