Если перевозка проводится сторонней организацией, то с машиной приходит то г же документ, но, к сожалению, в компьютере его не будет и ввод его необходимо провести вручную.
«ЗОГ» — Заявка на отпуск груза — требование Заказчика отпустить ему груз, который хранится на складе организации. Этот документ аналогичен «ЗХГ» с той лишь разницей, что места груза в случае «ЗОГ» находятся на складе. Поэтому для получения персонального места груза Заказчику необходимо сослаться как минимум на номер своей заявки (ЗХГ), в соответствии с которой груз был помещен на хранение на склад.
Если Заказчику требуется унифицированное место груза, то такая ссылка необязательна и отпуск груза проводится из мест груза, определяемых оператором склада. Если требуемое количество не совпадает с остатком на карточке «МГ», то необходимо провести «раскомп- лектацию МГ».
«ЗОПГ» — описывает набор грузов, предназначенных для отпуска Заказчику и кратные одной машине.
«ПНВ» — приходная накладная на внутреннее хранение груза. Описывает набор грузов, принятых на внутреннее хранение, и определяет дату и время начала хранения груза на складе. Печатная форма — «Акт о приеме груза на внутреннее хранение». Места груза, оформленные по этому документу не входят в расчет стоимости хранения мест груза.
«ПНК» — приходная накладная на коммерческое хранение груза. Описывает набор грузов, принятых на коммерческое хранение и определяет дату и время начала хранения груза на складе. Печатная форма — «Акт о приеме груза на коммерческое хранение». Места груза, оформленные по этому документу входят в расчет стоимости хранения мест груза.
«Акт о списании груза со склада» — описывает набор грузов, предназначенных для отпуска заказчику и обозначает дату и время списания груза со склада.
Доставка груза на склад. (Вариант доставки груза собственным парком транспортных средств).
Оператор транспортной службы получает от заказчика следующие документы «ЗПГ» и «ЗХГ» (бумажные).
На основании «ЗПГ» оператор вводит «МГ», проводит распределение «МГ» по машинам. В результате чего получается набор «ПВ».
Оператор выделяет группу «МГ», входящих в бумажную «ЗХГ» и формирует «ЗХГ» (компьютерную). Формирование проводится программой автоматически.
На основании введенных «ЗПГ», «ЗХГ» и сформированных «ПВ» программа автоматически формирует набор «ЗХПГ» — заявок на хранение партии груза кратных машине.
Эти «ЗХПГ» являются входящей информацией для диспетчеров склада и видны в соответствующей таблице программы.
По мере выполнения доставки груза, машины с грузом приезжают на склад. Каждая машина имеет «ЗХПГ», которая описывает те места груза, которые предназначены для хранения. Водитель предъявляет «ЗХПГ» диспетчеру склада. Диспетчер склада находит данную «ЗХПГ» в компьютере и на основании «ЗХПГ» формирует «Акт о приеме груза на склад». Начиная с этого момента груз считается принятым на хранение. Один экземпляр данного акта выдается водителю.
Водитель предъявляет «Акт о приеме груза на склад» кладовщику. Акт имеет уникальный номер. В соответствии с «Актом» кладовщик осуществляет разгрузку и маркировку груза в соответствии с номером «Акта о приеме груза на склад» и номером места груза. Номер акта присваивается программой автоматически на момент формирования акта. Номер места груза присваивается программой автоматически при регистрации «ЗПГ».
На этом процесс доставки груза и оприходование его на склад закончено.
Доставка груза на склад. (Вариант доставки груза привлеченным парком транспортных средств.)
Отличие данного варианта от приведенного выше состоит в том, что предварительная обработка службой доставки (транспортным отделом) не проводится и диспетчер склада проводит оформление и регистрацию мест груза самостоятельно.
По мере выполнения доставки груза, машины с грузом приезжают на склад. Каждая машина имеет «ЗХПГ», которая описывает те места груза, которые предназначены для хранения. Водитель предъявляет «ЗХПГ» диспетчеру склада.
Эти «ЗХПГ» подготовлены на предприятии заказчика и могут иметь произвольную форму.
Диспетчер склада принимает «ЗХП Г» (бумажную), регистрирует ее в программе и на ее основе формирует «Акт о приеме груза на склад». Начиная с этого момента груз считается принятым на хранение.
Один экземпляр данного акта выдается водителю. Водитель предъявляет «Акт о приеме груза на склад» кладовщику. Акт имеет уникальный номер. В соответствии с «Актом» кладовщик осуществляет разгрузку и маркировку груза в соответствии с номером «Акта о приеме груза на склад» и номером места груза. Номер акта присваивается программой автоматически на момент формирования акта.
В произвольное время диспетчер вносит информацию о местах груза, принятых на хранение и закрепляет их за соответствующим «Актом о приеме груза на склад».
Поскольку «Акт о приеме груза на склад» был введен ранее (в соответствии с прибытием машины на разгрузку), то в качестве времени начала хранения принимаются дата и время акта, а не мест груза, которые могут быть обработаны гораздо позднее.
После обработки список мест груза с номерами передается кладовщику и он маркирует каждое место груза соответствующим номером.
Отпуск груза со склада. (Вариант отпуска груза собственным парком транспортных средств.)
Диспетчер получает «ЗОГ» от Заказчика.
Поскольку грузы реально хранятся на складе, то Диспетчер формирует электронный вариант «ЗОГ».
Для этого он помечает места груза и дает команду программе сформировать «ЗОГ». При этом:
Если Заказчик требует НОМЕРНЫЕ места груза, го заказчик должен предоставить информацию о номерах таких мест груза, а также о номере «ЗХГ», на основании которой осуществлялась доставка груза на склад.
Если Заказчик не требует НОМЕРНЫХ мест груза, то диспетчер проводит отпуск мест груза по своему усмотрению из наличия.
Если количество затребованного груза совпадает с количеством единиц груза в месте груза, то диспетчер списывает сразу место груза целиком
Если количество груза не равно количества единиц груза в месте груза, то диспетчер проводит операцию «раскомплектации» места груза в соответствии с затребованным количеством. При этом на карточке места груза остается остаток.
Целесообразно проводить раскомплектацию груза таким образом, чтобы количество мест груза с грузами одной номенклатуры оставалось минимальным.
После формирования «ЗОГ» Диспетчером склада, данный электронный документ становится доступным оператору транспортной службы. Исходя из наличия парка транспортных средств и «ЗОГ» оператор формирует распределение мест груза по машинам, т. е. набор «ПВ». При это не обязательно, что количество мест к перевозке по «ЗОГ» будет кратно одной машине. Кроме того, на одной машине могут перевозиться как грузы по «ЗОГ», так и прочие грузы.
Каждое место груза, хранящееся на складе, имеет: собственный уникальный номер «ЗХПГ», по которому данное место груза было доставлено на склад. Эта информация является ключевой для поиска кладовщиком места груза на складе.
Имея «ЗОГ» и набор «ПВ», оператор дает программе команду сформировать набор «ЗОПГ». После формирования «ЗОПГ» они автоматически становятся доступны диспетчеру склада.
Преимущество «ЗОПГ» заключается в том, что они кратны одной машине и содержат информацию только о тех местах груза, которые должны быть отпущены со склада в данной машине.
Оператор транспортной службы, помимо путевой и товарной документации выдает водителю «ЗОПГ». Водитель, подавая машину на погрузку, предъявляет «ЗОПГ» диспетчеру склада.
Диспетчер склада находит данную «ЗОПГ» в компьютере и дает команду программе сформировать «Акт на отпуск груза со склада». «Акт на отпуск груза со склада» является документом, определяющим дату и время списания груза со склада. Один экземпляр «Акта на отпуск груза со склада» диспетчер склада отдает водителю.
Водитель идет на склад и предъявляет «Акт на отпуск груза со склада» кладовщику. Кладовщик осуществляет физическую погрузку мест груза и контроль в соответствии «Актом на отпуск груза со склада».
На этом процесс отпуска груза со склада собственным транспортом завершается.
Отпуск груза со склада. (Вариант отпуска груза привлеченным парком транспортных средств.)
В отличие от варианта отпуска груза со склада собственным парком транспортных средств при осуществлении самовывоза груза со склада этот процесс не входит в юрисдикцию операторов транспортной службы и оформление отпуска груза проходит по упрощенной схеме.
Диспетчер склада получает «ЗОГ» от Заказчика. Поскольку грузы реально хранятся на складе, то Диспетчер формирует электронный вариант «ЗОГ». Для этого он помечает места груза и дает команду программе сформировать «ЗОГ». При этом необходимо учитывать требования к формирования отпускаемых мест груза и ряд дополнительных условий:
• если «ЗОГ» от Заказчика КРАТНА одной машине, то диспетчер склада формирует одну «ЗОПГ»;
• если по входящей «ЗОГ» необходимо загрузить несколько машин, то для каждой машины формируется своя «ЗОПГ».
После проведения данных работ в программе имеется набор «ЗОПГ».
Привлеченный водитель, подавая машину на погрузку, проходит на склад к диспетчеру склада и предъявляет ему соответствующим образом оформленный документ на отпуск товара со склада.
Диспетчер склада находит данную «ЗОПГ» в компьютере. Поскольку «ЗОГ» и «ЗОПГ» введена заранее, то для ее поиска оператор руководствуется либо входящим номером «ЗОГ», «ЗОПГ» (при их совпадении) либо номенклатурой грузов (при их несовпадении).
Затем диспетчер дает команду программе сформировать «Акт на отпуск груза со склада». «Акт на отпуск груза со склада» является документом, определяющим дату и время списания груза со склада. Один экземпляр «Акта на отпуск груза со склада» диспетчер склада отдает водителю.
Водитель идет на склад и предъявляет «Акт на отпуск груза со склада» кладовщику. Кладовщик осуществляет физическую погрузку мест груза и контроль в соответствии «Актом на отпуск груза со склада».
Функционирование контура «Грузовой склад».
Для ввода, просмотра, редактирования транспортно-складских документов, а также просмотра, редактирования и обработки мест груза, связанных с ними, используется таблица «Склад».
Режимы работы таблицы «Склад».
Поскольку места груза находятся в зоне ответственности как минимум двух служб — транспортной службы и службы склада информация о них требуется и там и там. Причем в разные моменты времени одно место груза может попадать в зону ответственности либо той, либо другой службы.
С другой стороны, необходимо показать операторам обеих служб только «пересечение» информации о местах груза, т. е. имеющих отношение к обеим службам. Транспортники могут осуществлять перевозки грузов без складирования. Служба складирования может принимать на хранение места груза, доставленные привлеченными перевозчиками и не обработанные документально транспортной службой.
Для решения данной задачи предусмотрено два режима запуска контура «Склад».
Запуск контура «Склад» в режиме «Транспорт».
Режим «Транспорт» контура «Склад» предназначен для подготовки документации, необходимой для доставки груза на склад, и отпуска груза со склада в транспортной части и решает следующие задачи:
Поиск заявок на перевозку груза («ЗПГ»).
Формирование на основании «ЗПГ» заявки на хранение груза («ЗХГ»)
Формирование на основании «ЗХГ» набора заявок на перевозку ПАРТИИ груза («ЗХПГ») и предоставлении его в ведение складской службы.
Режим «Транспорт» контура «Склад» ограничен следующими группами документов и документами:
• заявки на перевозки грузов «ЗПГ»;
• заявки на операции с грузами;
• заявки на хранение груза;
• заявки на хранение партии груза;
• заявки на отпуск груза;
• заявки на отпуск партии груза;
• запуск контура «Склад» в режиме «Складской учет».
Режим «Складской учет» контура «Склад» предназначен для подготовки документации, необходимой для ведения складского учета груза, принятого на хранение на склад и решает следующие задачи:
• оприходование груза на коммерческое хранение;
• оприходование груза на внутреннее хранение;
• формирование учетных операций по внутреннему перемещению груза по складам и МОЛ;
• обработка заявки на отпуска груза («ЗОГ»);
• формирование набора заявок на отпуск партии груза («ЗОПГ»);
• формирование накладной на отпуск груза;
• обработка комплектов груза.
Режим «Складской учет» контура «Склад» ограничен следующими группами документов и документами:
• заявки на операции с грузами — данная группа документов предназначена для связи транспорта и склада;
• заявки на хранение груза;
• заявки на хранение партии груза;
• заявки на отпуск груза;
• заявки на отпуск партии груза;
• складские документы;
• приходная накладная на внутреннее хранение;
• приходная накладная на коммерческое хранение;
• накладная на внутреннее перемещение;
• расходная накладная;
• остатки;
• акт ввода остатков;
• ПГД.
3.10. КОРПОРАТИВНАЯ ТОРГОВАЯ СИСТЕМА «АКАНТ»
Система «Акант» полностью соответствует современным торговым технологиям и поддерживает практически любое торговое оборудование. По своей организации она является масштабируемой, поэтому может использоваться для следующих типов торговых предприятий: магазин, супермаркет, гипермаркет (прилавочная торговля, самообслуживание, Cash & Carry); предприятие обслуживания (видеопрокат, фотопроявка, и т. д.); оптовое предприятие (крупный и мелкий опт), торговая сеть (центральный офис, склады, магазины); Интернет-магазин, Интернет-система В2В.
«Акант» обеспечивает полный контроль, учет и анализ деятельности торговой фирмы, уменьшает издержки за счет оптимального товародвижения и уровня товарных запасов, дает актуальную информацию для анализа и прогнозирования торговой деятельности, защищает торговую фирму от недобросовестных действий персонала. «Акант» использует промышленные СУБД: Oracle, SQLBase, Sybase, Informix или Ingress, гарантирует сохранность и непротиворечивость данных, автоматически поддерживает две архивные копии данных, применяет многоуровневую систему защиты от ошибок персонала и сбоев оборудования.
Торговая система «Акант» позволяет оптимизировать товарные остатки, размещение товара в зале, ценовую и ассортиментную политику, полностью контролировать товародвижение, уменьшить потери от недобросовестной деятельности персонала, автоматизировать заказ товара и проведение инвентаризации, ввести клубные или дисконтные карты, вместе с бухгалтерской программой получить единую систему управления предприятием.
В системе «Акант» реализовано свыше 200 режимов работы по обработке информации о товарах и выполнению операций над ними. Она поддерживает автоматический удаленный доступ по коммутируемым телефонным линиям или через Интернет с автоматической репликацией и синхронизацией данных, что позволяет охватить единой информационной системой офисы, предприятия, склады торговой сети. В случае нарушения связи предусмотрен режим отложенной синхронизации данных. Взаимодействие между предприятиями и центральным офисом торговой фирмы может поддерживаться в различных режимах:
• по выделенным физическим линиям по протоколу TCP/IP;
• с установлением соединения по коммутируемым телефонным линиям с прямым дозвоном до центрального офиса торговой фирмы и обменом информацией по протоколу TCP/IP;
• с использованием электронной почты (e-mail) с автоматической доставкой и обработкой сообщений;
• через Интернет-сервер.
В торговой системе «Акант» поддерживается работа торгового оборудования в режиме on-line, т. е. все изменения после приема, переоценки, выбраковки, списания товара становятся сразу доступными на кассах или весах, а результаты продаж на кассах — в торговой системе. При нарушении связи (например, «падении» локальной сети) торговое оборудование работает в режиме off-line с автоматическим возвратом в режим on-line при восстановлении соединений.
Система позволяет печатать этикетки со штрих-кодом как на обычных, так и на специализированных принтерах штрих-кода. Данные о весовом товаре могут автоматически загружаться в весы различных типов. Каждые весы могут иметь индивидуальный список загрузки. Для проведения инвентаризации и приема товара информация о нем загружается (выгружается) в (из) выносные терминалы сбора данных.
В системе «Акант» реализован дружелюбный, интуитивно понятный интерфейс, к квалификации пользователя не предъявляется специальных требований. Действия менеджера по выполнению операций минимальны, что уменьшает, с одной стороны, количество ошибок и время на ввод данных, а с другой — трудозатраты и стоимость обучения персонала.
Поддерживаются механизмы автоматизированного формирования заявок поставщику на поставку товара. Ведется контроль за исполнением таких заявок. Товар в системе идентифицируется как по локальному коду, так и по набору оригинальных штрих-кодов и может иметь характеристики и описываться с помощью «расклада». Система работает с различными типами товаров: продукты, одежда, обувь и т. п., ведет партионный учет товара в количественном и стоимостном выражении (цены реализации и закупочные). В работе используются расширяемые справочники.
Система позволят выполнять выборочную или сплошную инвентаризацию с автоматическим выравниванием учетных данных по пересортице. Данные могут загружаться из выносного терминала сбора данных. Действия персонала регламентируются настройками на конкретное торговое предприятие.
Торговая система поддерживает формирование технологических карт и работу с ними для мясных цехов, кулинарии, предприятий общественного питания.
Кроме учетных и отчетных функций в распоряжении пользователя оперативный анализ торговой деятельности: структура продаж, хорошо и плохо продаваемые товары, динамика продаж и выручки. Предусмотрена возможность экспорта данных в Excel для последующего анализа. Возможны выборки следующих данных:
• структура продаж за период (по всем товарам, по группе товаров);
• динамика продаж за период (по всем товарам, по группе товаров, по товарной позиции);
• динамика продаж в течение дня (по всем товарам, по группе товаров, по товарной позиции);
• оптимальный уровень товарных остатков;
• списание;
• непродаваемый товар за период;
• нереализуемый товар (наличие на складе и отсутствие в торговом зале).
В любой момент система предоставляет информацию об операциях с товаром, товарных запасах и сводные отчеты как по всему магазину, так и по каждому подразделению.
Основной перечень отчетов: товарный отчет по магазину и его подразделениям, остатки товаров по магазину и его подразделениям, оборот товара, кассовый отчет, копия чековой ленты, отчет по остаткам по поставщикам, по оборотам по поставщикам, по взаиморасчетам с поставщиками, по платежным системам, по весовому товару, по товару, по наличию товара, по раскладам товаров, по закупщикам.
Особенностью торговой системы «Акант» является то, что она предупреждает о наступлении различных событий: истощение товарных запасов, истечение срока реализации, отсутствие товара в торговом зале, продажа отсутствующего товара.
Система позволяет:
• формировать различные схемы скидок, привязанные к товарным группам: по времени, по дням, по количеству, по сумме. Для дисконтных карт поддерживается различный процент скидки (до 10 типов) для каждого вида карт (VIP, обычные карты);
• определять оптимальный уровень товарных запасов, объемы и сроки поставок, контролировать уровень товарных запасов и автоматически заказывать товар, как у поставщиков, так и в головном офисе.
Система предусматривает экспорт данных в наиболее популярные бухгалтерские программы. Существуют возможности хранить данные из различных сопроводительных документов с привязкой к партиям товара, при этом документы могут сканироваться и храниться в базе данных в сжатом виде. Могут использоваться различные валюты для приема товара, учета товаров, отчетов и торгового зала.
Для оптовых предприятий, кроме базовых режимов работы, предлагаются дополнительные: партионный учет, идентификация товаров по внутреннему коду, штрих-коду, артикулу поставщика, поддержка серийных номеров, кодировки и наименований товаров поставщиков, многообразие схем ценообразования, доставки, оплаты заказов и закупок; мониторинг товарных потоков от момента формирования заказа товара поставщику до отгрузки товара клиенту и выставления счета.
Остановимся более подробно на системе управления складом «Акант», которая полностью интегрирована с одноименной корпоративной торговой системой. Ее назначение — комплексная автоматизация складов временного хранения, торговых и промышленных складов и терминалов, распределительных центров. Она является универсальной системой управления складскими технологическими процессами, поддерживает выполнение всех складских и торговых бизнес-процессов в режиме on-line, предоставляет возможность использования штрих-кодирования для идентификации грузов, товаров, мест хранения и документов.
Система обеспечивает полный контроль, учет и анализ деятельности на складе. Ее применение уменьшает издержки за счет оптимизации складских операций и товарных запасов, дает возможность оперативно получать актуальную информацию, анализировать и прогнозировать складскую деятельность, автоматизировать заказ товара, управлять персоналом. Система позволяет размещать поступающие грузы по местам хранения, комплектовать заказы, формировать маршрутные карты, сборочные листы и отчеты, контролировать заполняемость.
Топология склада описывается в графическом виде: проходы, ряды, точное местоположение мест хранения (положение ячейки на полке, полки в стеллаже, стеллажа на складе). Каждое место хранение имеет набор характеристик (тип, условия хранения, размеры, максимальный вес размещаемого груза, приписанный товар). Места хранения могут объединяться в зоны: приема товара, хранения, отгрузки. Система поддерживает партионный учет.
Для уменьшения стоимости выполнения складских операций оптимизируется размещение товара по местам хранения с учетом его оборачиваемости, удаленности от мест отгрузки, наличия аналогичного товара на складе (уплотнение); маршрут сбора товара оптимизируется по критериям наибольшего освобождения мест хранения с учетом парти- онности (FIFO), срока годности товара. Основные критерии оптимизации: срок хранения, оборачиваемость товара, заполнение мест хранения, минимизация складских операций, размещение аналогичного товара на складе («кучность»), приоритет типа ячеек, совместимость товаров, размещение на свободные места. Для сбора заказов применяется оптимизация по различным критериям: сроки годности, освобождение максимального объема, оптимизация складских операций.
Система управления складом «Акант» ориентирована на выполнение бизнес-процессов. Используя встроенные средства настройки, она адаптируется под выбранную бизнес-логику. В системе поддерживается выполнение следующих процессов: прием товара, контроль качества, размещение по местам хранения, инвентаризация, компрессирование, списание, возврат поставщику, возврат от клиента, оптимизация размещения и хранения грузов, сбор заказов, отгрузка, упаковка, маркировка, маршрутизация на складе, управление работой персонала, экспорт/импорт данных во внешние системы.
Кроме поддержки выполнения бизнес-процессов, система предоставляет средства анализа торгово-складской деятельности, автоматизации документооборота, документирования всех операций и формирования различных отчетов, сервисные функции, средства мониторинга за состоянием склада и партий товаров.
Система позволяет контролировать степень заполнения мест хранения, сроки хранения товарных позиций. Для складов временного хранения биллинговая подсистема ведет учет стоимости хранения и обработки груза. Система формирует задания персоналу на размещение/выемку грузов по местам хранения и контролирует их исполнение в реальном времени. Для идентификации грузов, товаров и документов используется штрих-кодирование. Предусмотрена репликация данных между центральным офисом или складом и филиалами для территориально-распределенных складских предприятий.
3.11. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
В настоящее время на российском рынке программных продуктов, предусматривающих автоматизацию управления логистическими процессами, представлено огромное количество систем и пакетов прикладных программ (ППП), что затрудняет выбор пользователей и требует проведения соответствующего анализа. Следует заметить, что выше были рассмотрены только наиболее известные программные продукты отечественных производителей, которые уже достаточно широко внедрены в бизнес-практику, а на самом деле их ассортимент гораздо шире и продолжает увеличиваться. Конкуренцию между производителями ПО следует только приветствовать, так как это расширяет функциональные возможности пользователей и является фактором ограничения стоимости его приобретения и сопровождения.
Таблица 3.1
Особенности финансовых разделов отечественного ПО
|
Результаты сравнительного анализа возможностей программных пакетов отечественных производителей представлены в виде трех таблиц. В этих таблицах знак «плюс» означает наличие в пакете прикладных программ соответствующей функции, а знак «минус» — их отсутствие.
В первой из них (табл. 3.1) отражены особенности финансовых разделов отечественных программных пакетов. Анализ проведен по пяти направлениям деятельности: расчеты по договорам, финансовое планирование, управление затратами, налоги и финансовый анализ.
Из представленных в табл. 3.1 данных видно, что наиболее широкие возможности в рассматриваемой области предоставляют пакеты «БЭСТ», «Парус» и «Галактика», в которых предусматривается реализация всех основных финансовых функций. Наименьший состав финансовых функций охватывает программный продукт «TradeX».
В табл. 3.2 представлены основные функции отечественных программных продуктов, касающиеся управления товарно-материальными потоками. Анализ проведен по четырем направлениям логис-
Таблица 3.2
Функции по управлению материальными потоками в российских ГШП
|