Тема: Способы организации пространства




Лекция 6.3 (2 часа)

Вопросы:

1. Визуальное пространство в живописи

2. Организация пространства в живописи

3. Создание пространства в картине

 

Цель: изучить основы создания пространства в живописи

 

 

В новом цикле " Визуальное искусство как отношения " художник и автор Проекции Анастасия Беспалова рассмотрит визуальное искусство как живой изменяющийся процесс, в котором есть постоянные участники, взаимодействующие друг с другом.

Они ведут между собой диалог на протяжении истории искусства. Рассмотрим эти отношения, которые развиваются и трансформируются по сей день. Сегодня — об активном участнике художественного процесса — пространстве.

Следующий участник отношений визуального искусства — неодушевленный, но не менее важный. Без него не обходится ни одно произведение визуального искусства, его невозможно игнорировать или исключить. Это — пространство. Кроме того, что оно является средой, в которой существуют персонажи, оно и само по себе может стать важным элементом высказывания.

В эпоху Ренессанса пейзаж как часть картины выполнял важную функцию. Он не был случаен или просто красив, а был предельно морализован и архетипичен. Каждый его элемент являлся графическим знаком. Например, в картине Андреа Мантенья “Моление о чаше” скала означает символ веры и трансцендентное предназначение Христа, сухое дерево предвещает смерть, а зеленая ветвь — воскрешение. Лишь позднее пейзаж на картинах становится реалистичным.

 

 

Андреа Мантенья, Моление о чаше, ок.1455

 

В фотографии пейзаж сразу стал одним из ключевых жанров. Одним из самых известных адептов пейзажной фотографии является Ансель Адамс. Апеллируя к классической живописи, он снимал пейзажи, возвышенные над повседневностью. Пространство его фотографий исключает человеческий опыт.

 

 

Ansel Adams, Redwoods, Bull Creek Flat, Northern California, ca. 1960

 

В противоположность Адамсу, который стремился запечатлеть вечность, французский фотограф Эжен Атже стремился захватить то, что скоро исчезнет навсегда. Пространство его фотографий также безлюдно, но при этом наполнено признаками жизни. Его город — Париж — нереалистичен, но это сюрреальность, пространство сна. Он похож на декорации, когда один спектакль уже окончился, а другой еще не начался.

 

Эжен Атже, Париж, 1922

 

С появлением технологии цветной фотографии у художников появился дополнительный инструмент отображения реальности. Стивен Шор — пионер цветной фотографии. Цвет добавляет новое измерение, сообщая зрителю об эпохе. Шор упорядочивает мир, который видит в объективе, и его снимки становятся окнами в повседневность.

 

 

Стивен Шор, К югу от Кламат-Фолс, Орегон,

21 июля 1973 года, 303 Gallery

 

Если Стивен Шор рассматривает действительность через призму частного опыта и демонстрирует пространство с ракурса человека, то Андреас Гурски именует свой подход “взглядом Бога”. Поэтизируя масштабность и размышляя о глобализации, он демонстрирует жизнь как целостный контекст. Пространство его снимков предельно насыщенно и при этом четко структурировано — мы видим организованную систему. Еще одной особенностью, которая делает его взгляд отличным от человеческого — отсутствие перспективных искажений, которые неизбежны при таком масштабе.

 

Andreas Gursky, Salerno I, 1990

 

Как мы видим, работа с пространством может стать инструментом критического осмысления человечества в целом. Так, Томас Штрут анализирует искусственные ландшафты, созданные человеком с целью развлечений, исследований или производства. Он рассматривает эти места, без человеческого присутствия перешедшие в иное качество, в историческом и культурном контекстах.

 

 

Thomas Struth, Pond, Anaheim California, 2013. Image courtesy of Marian Goodman Gallery

 

В то время как Томас Штрут изучает уже созданные пространства, Томас Деманд конструирует их сам, из бумаги. Он воссоздает реальность в форме макета, декорации к событиям (часто трагическим), которые были запечатлены кем-то на фотографии, а затем снова переводит их в плоскую форму. Его обыденность выглядит слишком идеальной и выхолощенной, что напоминает о гиперреализме в живописи. Его пространства становятся декорациями — к расследованию или исследованию, макетом места преступления или лабораторией. Фотография ниже — пункт управления атомной электростанции Фукусима.

 

Список литературы:

1. Виффен ВИ. Как научиться рисовать натюрморт / В.И. Виффен. - М., 2001. - 300 с.

2. Волков Н.Н. Цвет в живописи / Н.Н. Волков. - М., «Искусство», 2000. - 320 с.

3. Выборнова Г.В. Роль освещения в натюрморте / Г.В. Выборнова. - М., «Художник», 2001. - 166 с.

4. Зернов В.А. Цветоведение / В.А. Зернов. - М., 2006. - 165 с.

5. Карцер Ю.М. Рисунок и живопись: учебное пособие, 4-е издание, стереотип / Ю.М. Карцер. - М., «Академия», 2001. - 272 с.

6. Киплик Д.И. Техника живописи / Д.И. Киплик. - М., 2000. - 503 с.

7. Левин С.А. Ваш ребенок рисует / С.А. Левин. - М., 2002. - 270 с.

8. Лепикаш В.В. Живопись / В.В. Лепикаш. - М., 2001. - 202 с.

9. Рисуем акварелью. Рисуем маслом. Рисуем фигуру человека акварелью. Рисуем портреты (комплект из 4 книг). - М.: Эксмо, 2014. - 160 c.

10. Розенберг, Катя Классические пейзажи / Катя Розенберг. - М.: Арт-Родник, 2015. - 872 c.

11. Руиссинг, Хеннес Масляная живопись для начинающих. Путь к успеху / Хеннес Руиссинг. - М.: Внешсигма, 2013. - 867 c.

12. Скотт, Мэрилин Живопись маслом. Энциклопедия / Мэрилин Скотт. - М.: Арт-Родник, 2011. - 192 c.

13. Стивен, Роуз Школа рисования. Масло / Роуз Стивен. - М.: Контэнт, 2011. - 504 c.

14. Тарасов, Ю. А. Голландский пейзаж XVII века / Ю.А. Тарасов. - М.: Изобразительное искусство, 2015. - 320 c.

15. Фрибель, Петра Рисуем пейзажи / Петра Фрибель. - М.: Арт-Родник, 2014. - 599 c.

16. Хэмптон, Анита Масляная живопись. Шаг за шагом / Анита Хэмптон и др. - М.: Астрель, АСТ, Харвест, Кладезь, 2012. - 335 c.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: