ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИТДО (КЛЮЧ)




Индивидуально-типологический детский опросник

Автор: Собчик Л.Н.

 

Сокращенное название: ИТДО.

 

Назначение. В основе опросника лежит авторская теория ведущих тенденций. Методика представляет собой инструмент исследования индивидуально-типологических свойств, включает в себя 8 шкал оценки ведущих тенденций, 2 шкалы достоверности (ложь и аггравация), и состоит из 61 вопроса. Система оценки представлена в бальной шкале. Детский вариант используется в возрастном диапазоне от 10 до 15 лет. В процессе анализа результатов ответы испытуемого подсчитываются в соответствии с ключами. Методика включает в себя такие шкалы как: Ложь, Аггравация, Экстраверсия, Спонтанность, Агрессивность, Ригидность, Интроверсия, Сензитивность, Тревожность, Лабильность. Интерпретация результатов позволяет оценить 4 уровня: невыраженность тенденции (низкое самопонимание или неоткровенность при обследовании), норма, акцентуированные черты, дезадаптивный уровень. Также оцениваются избыточно выраженные тенденции, компенсированные полярными свойствами. Также методика позволяет оценить социально-психологические аспекты (Лидерство, Неконформность, Конфликтность, Индивидуализм, Зависимость, Конформность, Компромиссность, Коммуникативность), образуемые при высоких показателях по соседствующим типологическим свойствам. Подростки 15 лет и старше справляются с вариантом ИТО для взрослых.

Цель: оценка преобладающих индивидуально-личностных свойств (ведущих тенденций).

 

Разрабатывался Собчик Л.Н. с 1970 года, опубликован в 1995 г. как методическое руководство, а в 2003 г. - в виде книги «Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений». Методика прошла апробацию на 112 детях (53 мальчика и 69 девочек) 10-15-летнего возраста. Достоверность подтверждена корреляционным анализом. Методика используется судебными экспертами-психолога в процессе проведения комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз несовершеннолетних.

 

Инструкция к опроснику ИТДО

Прочитав каждое утверждение в бланке ответов поставь перед номером соответствующего утверждения:

«+», если «Верно» и ты согласен (согласна) с утверждением,

«-», если «Неверно» и ты не согласен (не согласна).

Прояви внимательность: если звучит отрицание, к примеру, «Я не люблю ходить в гости», то ответ «Согласен, не люблю» отмечает ся как «+» (верно). В то же время на утверждение «Мне не нравятся самоуверенные люди» следует ответить «-» (неверно), если тебе такие люди нравятся.

 

Опросник ИТДО

1. Я постараюсь отвечать на все вопросы очень правдиво и откровенно.

2. У меня очень плохой характер.

3. Я лучше делаю уроки дома, в одиночестве, чем в классе.

4. Я все делаю без посторонней помощи.

5. Я часто заговариваю первым (первой) с незнакомыми ребятами.

6. Мне ужасно не везет в жизни.

7. Если я чего-то захочу, то сделаю по-своему, даже если все вокруг будут против.

8. Я часто беспокоюсь, все ли я успел (успела) сделать, тревожусь по пустякам.

9. В моих неудачах виноваты определенные люди (ребята, родители, учителя).

10. Для меня важно иметь общее мнение с ребятами нашего класса.

11. Меня мало беспокоит все, что случается с другими.

12. Мне нравятся люди, которые умеют хорошо петь, танцевать.

13. Мне нет дела до чужих бед: хватает своих.

14. В шумной компании я только смотрю, как веселятся другие.

15. Мне всегда больно видеть, как кто-то переживает и мучается.

16. Я всегда говорю только правду.

17. Все мои беды — из-за моего плохого характера.

18. Я — самый несчастный человек на свете.

19. Я часто не знаю, как поступить, и советуюсь с другими.

20. Мне всегда приятно знакомиться с новыми людьми.

21. Я всегда действую без долгих раздумий.

22. Меня раздражают люди, пытающиеся изменить мое мнение, когда я уверен (уверена) в своей правоте.

23. Я часто волнуюсь за близких мне людей даже без серьезного повода.

24. Я не терплю, когда кто-нибудь меняет заведенный мною порядок на моем столе, в моей комнате.

25. Я умею привлекать к себе внимание ребят и даже взрослых людей.

26. В жизни я твердо придерживаюсь определенных правил и принципов.

27. Я не люблю ходить в гости, где все шумят и веселятся.

28. Я очень чувствителен (чувствительна) к изменениям в настроении окружающих меня людей — дома и в школе.

29. Я могу заинтересовать ребят нашего двора или класса и повести их за собой.

30. Я спокойно отношусь к тому, что кто-то рядом плачет или огорчается.

31. Я всегда делаю только то, что нравится другим.

32. Часто из-за меня у окружающих портится настроение.

33. Я лучше соображаю, когда я один (одна), а не в присутствии всего класса.

34. Я бы легко справился (справилась), если бы меня выбрали старостой класса.

35. Мне трудно преодолеть застенчивость, когда нужно говорить, стоя у доски.

36. Мнение старших (родителей или учителей) для меня всегда имеет большое значение.

37. Мне трудно заставить других ребят действовать так, как я считаю нужным.

38. Я так сильно переживаю неудачи, что у меня ухудшается самочувствие.

39. Я всегда бываю настойчив (настойчива), если уверен (уверена) в своей правоте.

40. Если в компании на меня не обращают внимания, мне становится скучно.

41. Никто не может изменить мое мнение.

42. Мне нравится играть с разными, каждый раз новыми, друзьями.

43. Я могу изменить свое мнение, если родители или учитель считают, что я не прав (не права).

44. В метро, в трамвае или в троллейбусе я с удовольствием могу поболтать с незнакомыми ребятами.

45. Я никогда не вру.

46. Я никогда не откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.

47. Я вечно всем недоволен (недовольна).

48. Я люблю одиночество, позволяющее мне сосредоточиться на своих мыслях, помечтать.

49. Я могу, не смущаясь дурачиться в веселой компании.

50. У меня не получится, если мне придется командовать другими.

51. Я умею дать отпор тем, кто вмешивается в мои дела.

52. Мне не бывает стыдно или неловко за свои слова или поступки.

53. Мне часто приходилось в драке защищать свои права.

54. Я не стану огорчаться, если получу двойку или меня поймают на вранье.

55. Моё настроение во многом зависит от того, как ладят между собой родители.

56. Мне трудно добиться успеха, так как не хватает упорства и настойчивости.

57. Я всегда слушаюсь старших дома и в школе.

58. Моё грустное настроение легко исправляется, если я смотрю интересный фильм в кино или веселое представление по телевизору.

59. Меня совсем не волнуют неприятности в школе.

60. Мне часто бывает скучно, когда все вокруг веселятся.

61. Я всегда перехожу улицу в положенном месте.

БЛАНК ОТВЕТОВ ОПРОСНИКА

 

ФИО ________________________________________________________________________

Возраст _______________ Дата рождения __________________ Класс ________________

Прочитав каждое утверждение в бланке ответов поставь перед номером соответствующего утверждения:

«+», если «Верно» и ты согласен (согласна) с утверждением,

«-», если «Неверно» и ты не согласен (не согласна).

Прояви внимательность: если звучит отрицание, к примеру, «Я не люблю ходить в гости», то ответ «Согласен, не люблю» отмечает ся как «+» (верно). В то же время на утверждение «Мне не нравятся самоуверенные люди» следует ответить «-» (неверно), если тебе такие люди нравятся.

 

 

                   
                   
                   
                   
                   
                   
   

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИТДО (КЛЮЧ)

Значимые ответы:

 

L Ложь:

Верно — 16, 31, 45, 46, 57, 61.

 

F Аггравация:

Верно 2, 6, 17, 18, 32, 47.

 

I. Экстраверсия:

Верно — 12, 42, 44, 49.

Неверно — 14, 60.

 

II. Спонтанность:

Верно — 4, 21, 29, 34.

Неверно — 19, 50.

 

III. Агрессивность:

Верно — 7, 22, 51, 53.

Неверно — 36, 37.

 

IV. Ригидность:

Верно — 9, 24, 26, 39.

Неверно — 41, 56.

 

V. Интроверсия:

Верно — 3, 33, 35, 48.

Неверно — 5, 20.

 

VI. Сензитивность:

Верно — 15, 28, 43.

Неверно — 11, 13, 30.

 

VII. Тревожность:

Верно — 8, 23, 38.

Неверно — 52, 54, 59.

 

VIII. Эмотивность:

Верно — 10, 25, 40, 55, 58.

Неверно — 27.

 

Подсчет баллов и интерпретация полученных данных

 

Отмеченные на бланке ответы обсчитываются по приведенному выше Ключу. Полученные баллы по каждой из восьми шкал (суммируются ответы «+» и «-») откладываются на соответствующих радиусах. Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по восьми шкалам.

¾ Показатели в пределах нормы (3 балла) — гармоничная личность.

¾ Показатели, повышенные умеренно (4-5 баллов), — акцентуированные черты.

¾ Показатели, выраженные избыточно (6 баллов), — свойства, затрудняющие адаптацию, создающие проблемы для самого ребенка или для окружающих.

¾ Сильно выраженные тенденции, компенсированные полярными свойствами (то есть, антитенденциями), являются свидетельством значительной эмоциональной напряженности и признаком наличия внутреннего конфликта, если показатели выше 4 баллов. В связи с тем, что дети более эмоциональны, чем взрослые, у них чаще встречаются акцентуированные черты характера и даже целое созвездие акцентуированных черт. Важно обнаружить уравновешенность тех или иных черт полярными, противоположными характеристиками.

¾ Показатели от 0 до 1 балла указывают на плохое самопонимание или неоткровенность при тестировании.

 

Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность и т.д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4-х баллов) по шкалам соседствующих типологических свойств.

 

При этом:

¾ если по шкале лжи (неискренность) результат превышает 4 балла — данные недостоверны.

¾ если по шкале аггравации (подчеркивание проблем) результат превышает 4 балла — черты характера подчеркиваются, преувеличиваются.

 

Высокие показатели по шкале тревожности свидетельствуют о преобладании у ребенка таких черт характера, как нерешительность, повышенное чувство ответственности, внутренняя потребность в соответствии требованиям окружения (учителей, родителей, класса), мнительность, боязливость, склонность к необоснованным страхам. Ученики такого типа более старательны в выполнении заданий из страха получить плохую отметку, болезненно переживают упреки и наказания, сильно нервничают перед разного рода контрольными заданиями и экзаменами. Проявляют верность и преданность в дружбе, но на ролях ведомых. Они являются преданными проводниками морали старших родителей, преподавателей, любят пожаловаться на своих обидчиков, наябедничать. Такой тип чаще встречается среди девочек. Мальчики, принадлежащие этому типу, выглядят как «тихони», «приличные, воспитанные мальчики». При достаточно продуктивном интеллекте и те и другие могут в силу старательности систематически получать высокие оценки за успеваемость, нравятся учителям, на них не жалуются родители, но стереотипный стиль мышления и компромиссность в поведении не позволяют им совершать прорыв в какой либо сфере знаний и они всегда будут занимать ведомую позицию по отношению к сильным, неконформным личностям.

 

Высокие показатели по шкале агрессивности (4-5 баллов), напротив, говорят о выраженной уверенности в себе, стремлении к самоутверждению, двигательной активности и самостоятельности при низкой подчиняемости, а показатель, равный 6 баллам, указывает на избыточную активность, импульсивное поведение при низкой подчиняемости, на склонность к агрессивным поступкам и прогулам, небрежность в выполнении заданий, вплоть до злобных хулиганских действий. Такой тип больше характерен для мальчиков, особенно в неполных семьях. Среди них нередко встречаются ребята, которые не испытали в детстве настоящей родительской любви, тепла, доброты и заботы, привыкшие с раннего детства противопоставлять себя окружению, бороться за себя. Хотя они и доставляют самые большие трудности педагогическому составу, жесткие меры: исключение из школы, перевод в специальный класс или школу, плохие отметки не столько за знания, сколько за поведение — приведут лишь к еще большему ожесточению ребенка, и личностная деформация будет усугубляться, так как злом зло не исправить.

 

Высокие показатели по шкале экстраверсии указывают на избыточную общительность, мешающую целенаправленности действий, на повышенную отвлекаемость, болтливость; при избыточном количестве друзей и знакомых контакты остаются поверхностными, неглубокими (много знакомых мало настоящих друзей). Такие ученики лучше усваивают материал в игровом, диалоговом режиме, чем по учебникам. Они шаловливы, смешливы, однако достаточно реалистичны и предприимчивы. Могут соврать, чтобы выйти из трудного положения, прихвастнуть, чтобы повысить свою значимость в глазах окружающих.

 

Напротив, ребята с высокими показателями по шкале интроверсии отличаются молчаливостью, замкнутостью, отгороженностью. Они очень избирательны в выборе друзей, зато постоянны в своих привязанностях. Вдумчивы при изучении тех предметов, которые оцениваются ими как любимые. Материал усваивается ими лучше, когда они в одиночестве. Литература и гуманитарные предметы даются им лучше точных наук. Вербальный (словесный) интеллект чаще всего является преобладающим. Они не любят стоять у доски перед всем классом, что иногда мешает правильно оценить их знания. Окружающие могут воспринимать их как угрюмых и недружелюбных, хотя на деле они нередко страдают от грубости и жесткости других ребят, а замкнутость является их защитной реакцией. У них чаще всего есть свой мир мечтаний, их представление о жизни отличается непрактичностью, склонностью к идеализации. Те из них, кого отличает высокий интеллект, могут проявить незаурядные способности в силу высокой сосредоточенности и склонности к глубокому постижению интересующего их материала.

 

Высокие показатели по шкале спонтанности характерны для ребят с выраженной раскованностью, склонностью к свободному самоутверждению, стремящихся к лидерству или, по крайней мере, к независимости. Любые режимные рамки, стесняющие их свободу, вызывают противодействие и стремление к свободе. Это — наиболее непослушные дети, нарушающие все правила и общепринятые нормы поведения, скорее из духа противоречия, чем со зла. Все запретное их притягивает. Отсюда — ранний интерес к курению, алкоголю, наркотикам. В ситуации семейного или школьного конфликта дети данного типа склонны к уходу из дома, к бродяжничеству. Это самые злостные прогульщики и нарушители школьного режима. Учатся неровно, в основном опираются на богатую интуицию, умело пользуются подсказками, легко воспроизводя из маленькой детали целое. В школе это бич, но в дальнейшей жизни многие из них благодаря своей предприимчивости, изворотливости и смелости могут достичь небывалых успехов и гениальных открытий, и тогда учителям будет совестно за свою недальновидность. Плохие школьные оценки Альберта Эйнштейна уже вошли в историю. Возможно, сами по себе плохие оценки не являются признаком гениальности, но и хорошие — не критерий дальнейшей успешности.

 

Показатели по шкале сензитивности бывают высокими у ребят с выраженной впечатлительностью, чрезвычайно ранимых, обидчивых, склонных при неудачах давать депрессивные реакции. У них выражено стремление преувеличивать свою вину в случившемся. По отношению к одноклассникам они занимают ведомую позицию, не стремятся к лидерству, уютнее чувствуют себя под прикрытием более сильной личности в классе, ищут поддержки у преподавателей и родителей. В учебе ответственны и исполнительны, сверхтревожно реагируют на экзаменационную ситуацию, сверхболезненно относятся к низким оценкам. Они тяжело переживают грубость, неверность, обиды. При конфликтных ситуациях следует бояться проявления ими суицидальных тенденций и затяжных депрессивных реакций. В учебе они больше ориентированы на гуманитарные науки, им лучше даются литература и русский язык, их увлекает поэзия, лирика, но они часто не ладят с математикой и физикой. В любви и дружбе ребята такого типа проявляют значительное постоянство и преданность. Вдумчивый педагог таких ребят щадит, уповая на их ответственность и моральную устойчивость.

 

Высокие показатели по шкале эмотивности говорят о выраженной эмоциональной неустойчивости (лабильности, подвижности). Это дети, у которых легко меняется настроение: от избыточной веселости, болтливости, смешливости до резко пониженного настроения со слезами, с бурными реакциями огорчения, сопровождающимися вегетативными проявлениями (покраснение лица, головные и другие боли, учащение пульса, повышение температуры, обмороки, судорожные подергивания, тошнота и рвота). Это весьма впечатлительные дети с богатым воображением, со склонностью к фантазированию. Они любят быть в центре внимания, артистичны, охотно занимаются школьной самодеятельностью, поют, читают стихи, танцуют, играют в представлениях. В их поведении много подражательности, они легко входят в любые социальные роли. Основной рычаг педагогического воздействия — апелляция к их тщеславию. Ради похвалы они готовы на многое.

 

Высокие показатели по шкале ригидности характерны для ребят с выраженным упорством (если это касается достижения цели) и упрямством (если это проявляется в отстаивании своей точки зрения). Им чрезвычайно важен собственный статус — и с позиций главенства, власти, и с точки зрения материального благополучия. Они чрезвычайно ревнивы к чужой славе и богатству, ревнивы в дружбе и любви, агрессивны в отстаивании своих прав. В учебе постигают материал постепенно, иногда даже — слишком медленно, но, усвоив, удерживают его крепко, в ответах опираются на накопленный опыт; интуиции и воображения им не хватает, поэтому им трудно воспользоваться даже хорошей подсказкой. Для изучения материала таким ребятам нужна зубрежка. Благодаря хорошей усидчивости они могут добиваться неплохих успехов, а в связи с выраженной соревновательностью в характере могут бороться до последнего и побеждать. Такой тип личности часто встречается у хороших спортсменов, особенно в индивидуальных видах спорта. Из них также вырастают дисциплинированные и отважные воины. Из наук им лучше даются точные, конкретные знания. Они чужды поэзии и сентиментальности, а в драках проявляют жесткость, агрессивность.

 

Эта шкала вместе со шкалами спонтанности и экстраверсии формирует «сильный» (гипертимный) тип поведения с наиболее четко выраженными типологическими свойствами, в то время как шкала сензитивности (чувствительность, ориентация на авторитет более сильной личности, конформность, черты зависимости), вместе со шкалами интроверсии и тревожности, формирует атрибутику типологически «слабой» (гипотимной) конституциональной структуры. Нижняя часть круга включает в себя те типологические свойства, которые проявляются как более выраженная ориентация не на средовое воздействие, а на собственные субъективно обусловленные установки (гомономность). Напротив, верхняя его часть представляет типологические тенденции, указывающие на подвластность ребенка воздействию среды (гетерономность).

Следует иметь в виду, что не так уж часто встречается единственный пик по одной из шкал, определяющей какой-либо один тип личности. Гораздо чаще можно наблюдать разные сочетания, мозаику характерологических черт.

Противопоставляемые друг другу типологические свойства ригидности (IV) и эмотивности (VIII) формируют два полярных типа, представляющие собой смешанные варианты по отношению к чисто гипертимному и чисто гипотимному поведению. Один из них — ригидный — характеризуется сочетанием субъективизма интроверта с инертностью (тугоподвижно- стью) установок и настойчивостью личности, склонной к педантизму и настороженной подозрительности. Другой — эмотивный — отличается изменчивостью настроения, мотивационной неустойчивостью, повышенной лабильностью, чертами демонстративности (личность, ищущая признания).

Если упрощенно, не дифференцированно описать зависимость типа личности от пола ребенка, то девочки чаще относятся к гипотимному гетерономному сензитивному и эмотивному типу, а мальчики — к гипертимному гомономному спонтанному и ригидному. Но это лишь теоретически верно, так как в жизни нередко встречаются смешанные и парадоксальные сочетания типологических свойств. Кроме того, очень многое зависит от воспитания. При правильном воспитании природные качества уважаются и из медлительного ребенка или «мямлика» не пытаются сделать быстрого, «шустрика» (и наоборот). Правильное воспитание позволяет ребенку развиваться достаточно свободно в русле его темперамента, лишь приучая его контролировать слабые черты своего характера и компенсировать их за счет сильных. Надо прощать ребенку многое, что связано с естественными возрастными проявлениями (отвлекаемость, подвижность, разговорчивость, импульсивность), и опираться на те качества, которые у взрослого человека е всего атрофируются: на подражательность, способность к интуитивному постижению, богатую фантазию и образность мышления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: