Роль межбюджетных отношений в достижении сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации, проблемы и перспективы




На сегодняшний день финансовая поддержка региональных бюджетов остается приоритетом государственной политики в сфере межбюджетных отношений. Вопрос наращивания экономического потенциала территорий, безусловно, является актуальным. В связи с этим, в 2021-2023 годах планируется реализовать комплекс мер по обеспечению бюджетной устойчивости субъектов Российской Федерации.

Во-первых, формирование дополнительных доходных источников поступлений в консолидированные бюджеты субъектов, включая:

- поэтапную передачу в бюджеты субъектов акцизов на нефтепродукты с доведением к 2024 году норматива до 100%;

- поэтапный переход к 2023 году на зачисление 50% норматива акцизов на крепкий алкоголь исходя из объемов розничных продаж крепкой алкогольной продукции.

Таблица 1. Параметры консолидированных бюджетов в 2019-2023 гг.,

млрд рублей.

В 2021-2023 годах прогнозируется постепенное сокращение дефицита консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации по отношению к ВВП с 0,4% в 2021 году до 0% в 2023 году. Источниками финансирования дефицита бюджетов субъектов в рассматриваемом периоде будут являться ценные бумаги, кредиты от кредитных организаций, изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов субъектов и прочие источники финансирования.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов характеризуются следующими данными.

Таблица 2. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2019-2023 гг.,

млрд рублей.

В 2021 году предусмотрено повышение объёма предоставления целевых межбюджетных трансфертов субъектам РФ на 2,5% (по сравнению в 2019 годом) - 2 трлн 850 млрд рублей в 2021 году, к 2023 году планируемое значение составит 2 трлн 882 млрд рублей.

Субсидии из федерального бюджета предоставляются субъектам РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов.

В 2021–2023 годах будет продолжено предоставление субвенций бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных полномочий Российской Федерации.

Общий эффект от внесенных изменений в налоговой и бюджетной политике для регионального уровня не будет столь значительным и составит 18 млрд рублей. Некоторые регионы, такие как Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО, могут столкнутся со снижением доходов, поэтому предусмотрена возможность выделения дополнительных ресурсов для оказания им федерльной поддержки – 90 млрд рублей – с целью компенсации снижения налоговых доходов.

Во-вторых, создание механизмов реализации инвестиционных проектов в регионах и стимулирование экономического развития:

- запуск механизма финансирования бюджетных инвестиций в объекты транспортной, инженерной, энергетической и коммунальной инфраструктуры (в целях реализации новых инвестиционных проектов) за счет средств, высвобождаемых в 2020-2024 годах в результате реструктуризации бюджетных кредитов – 500 млрд рублей;

- увеличение лимитов казначейский кредитов до 360 млрд рублей со сроком от 180 до 240 дней. Это обусловлено высокой востребованностью регионов, так как они замещают данными средствами коммерческие кредиты.

- усовершенствование механизма инвестиционного налогового вычета с частичной компенсацией соответствующих выпадающих доходов. Для реализации данной задачи предусмотрено 27 млрд рублей для тех регионов, которые будут пользоваться мерами налогового вычета (то есть снижение налоговой базы будет компенсировано Российской Федерацией).

Стимулирование субъектов к достижению национальных целей развития не мало важно для улучшения инвестиционного климата регионов. Так, с 2021 года будет восстановлена система предоставления Грантов субъектам, показавшим наилучшие результаты по исполнению национальных программ (2021 год – 35 млрд рублей, в 2022-2023 годах – 50 млрд рублей). Система поощрений коснётся и местных бюджетов. В рамках Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» выделены дотации на премирование победителей до размера не менее 1 млрд рублей ежегодно.

В-третьих, сокращение дифференциации в уровне экономического развития и бюджетной обеспеченности регионов с помощью применения стимулирующих механизмов:

- реализация индивидуальных программ социально-экономического развития регионов;

- учет при предоставлении межбюджетных трансфертов перспективных отраслей экономики регионов (утвержденных в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года);

- установление в соглашениях о предоставлении субсидий, предусмотренных в целях софинансирования осуществления закупок, обязательств по соблюдению минимальной доли отечественных товаров при их осуществлении.

В-четвёртых, сокращение избыточного регулирования на федеральном уровне полномочий субъектов в целях минимизации неэффективных расходов региональных бюджетов (отказ от избыточных и устаревших норм и требований), в том числе появится упрощенный порядок внесения изменений в бюджет без внесения соответствующих поправок в Закон о бюджете.

Повышение качества управления региональными и муниципальными финансами и соблюдение надлежащей финансовой дисциплины определяет уровень развития регионов. В связи с этим, предусмотрен ряд мер:

- усиление ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, невыполнение условий межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов;

- мониторинг выполнения субъектами обязательств по снижению уровня долговой нагрузки, принятых в рамках программы реструктуризации;

- согласование планов восстановления платежеспособности регионов, отнесенных к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости.

 

Реализация обозначенных задач, в том числе по обеспечению восстановительного роста экономики, направлена на «нормализацию» бюджетной политики на региональном уровне с постепенным возвращением к сбалансированности региональных бюджетов.

Таким образом, федеральный центр осуществляет политику поддержки субъектов РФ, но без усилий и ответственных решений региональных команд достичь общих и частных целей будет невозможно. Все эти меры должны не только помочь стабилизировать ситуацию, но и создать условия для дальнейшего экономического роста регионов.

Итоговое время: 8 минут.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: