Рассмотрим эти 5 случаев девиации по Мертону применительно к экологической культуре современного человека.




Описать 5 случаев девиации экологической культуры современного человека по Мертону.

Американский социолог Р. Мертон считал, что любая социальная структура включает в себя социально-одобряемые цели и средства их достижения. Нарушение равновесия между целями и средствами приводит к возникновению состояния аномии (это социальное состояние, характеризуемое ослаблением или распадом норм). Как следствие этой разбалансированности социальных целей и способов их достижения, появляется девиантность – поведение, отклоняющееся от нормы.

Согласно Р. Мертону, девиантное поведение возникает тогда, когда члены общества не способны легитимно достичь провозглашенных обществом целей. Тогда остаются только незаконные способы, которые они избирают. По его мнению, девиация является следствием того, что возникает разрыв между культурой и социально одобряемыми средствами достижения социального благополучия. Мертон описывает 5 способов приспособления (типов поведения людей) к социальным условиям. Критерием этой типологии является принцип принятия или непринятия целей и средств, предлагаемых обществом. Каждый человек решает, какие средства избрать для достижения провозглашенных обществом целей, при этом не все средства признаются обществом приемлемыми и дозволительными. Для представителей определенных слоев достижение одобряемых целей дозволенными средствами бывает проблематичным, и тогда это приводит к девиации.

Рассмотрим эти 5 случаев девиации по Мертону применительно к экологической культуре современного человека.

Ухудшение экологической среды обитания человека негативно влияет на здоровье, значительно усложняет процессы социальной адаптации. Экологическая культура – личная ответственность каждого отдельного человека за состояние окружающей среды, это его собственная деятельность и поведение, целенаправленное сознательное ограничение своих материальных потребностей. Суть экологической культуры личности состоит в высоком экологическом сознании и поведении, направленном на главную цель - сохранить природу для блага человека, достигнув стабильности природы и общества. Средства достижения этой цели: воспитательные и просветительские меры среди населения по повышению ценностного отношения к природному окружению; решение вопросов охраны природы на производствах; внедрение научных разработок, направленных на улучшение экологических проблем; деятельность широкого круга различного рода экологических объединений, организаций, ассоциаций и т.п.

Согласие индивида с этими целями и законными средствами их достижения, по Мертону это конформизм. Собственно, это единственный из пяти тип поведения, который предполагает равновесие между целью и средствами их достижения. Для того чтобы достичь цели, необходима деятельность, которая осуществляется только законными способами.

Инновацию Мертон представляет, как утверждение положительных целей, но отказ от законных способов их достижения. Это такая модель поведения, когда положительные цели экологической культуры, одобряемые обществом, принимаются индивидами, но используются для их достижения какие-то новые средства, не общепринятые в обществе. Например, для достижения цели сохранения природных запасов и вместе с тем, чтобы решить продовольственную программу, применяются новые научные разработки, такие как генно-модифицированные организмы при производстве продуктов питания. Корпорации по их выпуску получают огромную прибыль, не задумываясь о тяжелейших последствиях эксплуатации этой технологии и влияния ГМО на здоровье людей и окружающую среду. Для этих компаний любые средства хороши. Целью же они только прикрываются.

Ритуализм. Отказ или безразличное отношение к целям с полным принятием существующих средств. К примеру, руководители некоторых современных компаний проводят какие-то природоохранные мероприятия, сдают отчетность, но эта работа чистая формальность, скорее для «галочки», как дань требованиям. Подлинные же цели экологической культуры – сохранение природы и ответственное отношение к природной среде, ими отбрасываются или принижаются.

Ретритизм проявляется в полном отказе, как от целей, так и от существующих средств и методов их достижения. Среди современного общества выделяются так называемые представители «социального дна» (бродяги, беспризорники, бомжи, нищие, алкоголики…), которым нет никакого дела до целей, преследуемых защитниками природы. И тем более они не задумываются о каких-либо средствах и методах, направленных на улучшение экологической ситуации. Им бы лишь выжить и найти свое «местечко под солнцем».

Мятеж или бунтарское поведение отрицает существующие цели и средства, но при этом предлагает свои новые. Мятежники отвергают как культуру, так и средства достижения целей общества, заменяя их на новые нормы. В современном мире появляется много экологических движений, борцов за экологическую культуру. Наряду с глобальными целями в этом направлении они преследуют какие-то конкретные цели и предлагают свои средства достижения этих целей. Например, международная экологическая организация «Гринпис» первоначально свою цель видела в противостоянии ядерным испытаниям американцев. Экоактивисты отправили судно к Аляске, чтобы прекратить опасные испытания. Один из самых популярных методов «гринписсовцев» - акции и протесты, т.е. своего рода бунт. В настоящее время во многих странах, в том числе и в России, есть свои отделения «Гринпис», которые ставят перед обществом все новые цели, а для их достижения используют прямые действия (акции и протесты) и научные исследования. Этот способ помогает привлечь внимание к экологической проблеме и добиться нужных изменений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: