Федеральная программа развития образования.
С апреля 2000 г. Федеральная программа развития образования является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования Программа, рассчитанная на 2000-2005 гг., определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры по ее реализации, а также предусматривает обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы. Основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональными программами, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности конкретного региона и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации в области образования к ведению субъектов Российской Федерации.
Реализация целей Федеральной программы развития образования обеспечивается посредством как текущего финансирования за счет бюджетов всех уровней, так и дополнительного целевого финансирования мероприятий и проектов Программы, направленных на решение задач развития системы на основе достижений науки и практики.
Главная цель Программы — развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности во имя экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.
Органы государственной власти, общество, система образования при реализации программы обеспечивают достижение следующих целей:
- предоставление гражданам общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование определенного уровня граждане получают впервые;
|
- создание социально-экономических условий для реализации конституционных прав граждан на образование;
- гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни;
- дальнейшее развитие нормативных правовых, социальных, экономических, организационных и содержательных основ реализации государственной политики в сфере образования;
- обеспечение правовых, социальных и экономических гарантий функционирования и сбалансированного устойчивого развития системы образования в интересах личности, общества и государства;
- сохранение и развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации с учетом особенностей многонационального государства;
- формирование системы демократического, государственно-общественного управления образованием;
- совершенствование взаимодействия государственных органов власти, органов местного самоуправления и общественных организаций в области развития системы образования;
- разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством об образовании, другими нормативными правовыми актами и заключение договоров, касающихся конкретных аспектов совместного ведения;
|
- достижение эффективности и высокого качества образования, научной и научно-технической деятельности образовательных учреждений;
- поддержка и развитие механизмов интеграции систем образования государств - участников Содружества Независимых Государств и обеспечение государством содействия в удовлетворении образовательных потребностей соотечественников;
- развитие равноправного, взаимовыгодного, социально и экономически целесообразного сотрудничества системы образования Российской Федерации с системами образования иностранных государств и международными организациями.
Основными позициями в области государственных и социальных гарантий обучающимся являются
- обеспечение реализации права граждан на бесплатное общее, в том числе среднее полное образование, начальное профессиональное образование и дополнительное образование детей;
- расширение доступности получаемого впервые бесплатного (на конкурсной основе) среднего, высшего и послевузовского профессионального образования с реализацией дополнительных гарантий права на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- предоставление возможности выбора профессиональных образовательных программ, индивидуализация обучения, создание условий, обеспечивающих профессиональное самоопределение и трудоустройство обучающихся;
|
- обеспечение условий для получения обучающимися полноценного питания в столовых образовательных учреждений, в том числе на льготных финансовых условиях или бесплатно,
- предоставление финансовых льгот обучающимся при пользовании услугами организаций социально-культурного назначения (общежитиями, государственными и муниципальными библиотеками, музеями, объектами культурно-массового и физкультурно-оздоровительного назначения) и транспортом;
- развитие самоуправления обучающихся в учебе и в быту;
- разработка и реализация системы мер охраны жизни и здоровья обучающихся;
- обеспечение условий для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями из-за состояния здоровья;
- разработка системы мер поощрения за успехи в учебе и научной деятельности;
- выделение бюджетных ассигнований на содержание объектов социально-культурной инфраструктуры системы образования и социальную поддержку обучающихся в соответствии с законодательством об образовании;
- разработка системы мер по созданию рабочих мест для обучающихся на период прохождения учебно-производственной практики с оплатой выполненной работы;
- совершенствование правовых основ взаимоотношений педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных представителей.
Механизм реализации программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов. Составляется перечень первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий программы, с разграничением деятельности исполнителей, источников и объема финансирования. Создается координационный план совместных действий Министерства образования Российской Федерации с другими федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целях реформирования и модернизации образования осуществляется разработка нормативных правовых актов. В рамках реализации комплексных программ готовятся специальные сборники, в которые включены нормативные, а также инструктивно-методические материалы. Контроль за реализацией программы осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством об образовании [5, 289].
Программа является одним из основных инструментов практической реализации большинства направлений современной государственной образовательной политики, сформулированных 29 декабря 2001 г. в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Учитывая вышеизложенную законодательную базу и проблемы, возникающие в стране, и требующие разрешения, государством, по мере необходимости, проводятся реформы.
За последние десять лет практически все развитые страны проводили различные по глубине масштабам реформы национальных систем образования, вкладывая в это огромные финансовые средства. Реформы образования получили статус государственной политики, так как государства стали осознавать, что уровень образования в стране определяет ее будущее.