Государственные и социальные гарантии обучающимся




Федеральная программа развития образования.

 

С апреля 2000 г. Федеральная программа развития образования является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования Программа, рассчитанная на 2000-2005 гг., опреде­ляет стратегию приоритетного развития системы образования и меры по ее реализации, а также предусматривает обеспечение нормального функ­ционирования и устойчивого развития системы. Основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональными программами, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности конкрет­ного региона и направлены на решение вопросов, отнесенных законода­тельством Российской Федерации в области образования к ведению субъек­тов Российской Федерации.

Реализация целей Федеральной программы развития образования обеспечивается посредством как текущего финансирования за счет бюджетов всех уровней, так и дополнительного це­левого финансирования мероприятий и проектов Программы, направленных на решение задач развития системы на основе достижений науки и практики.

Главная цель Программы — развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности во имя экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образова­ния.

Органы государственной власти, общество, система образования при реализации программы обеспечивают достижение следующих целей:

- предоставление гражданам общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и на­чального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование определенного уровня граждане получают впервые;

- создание социально-экономических условий для реализации конститу­ционных прав граждан на образование;

- гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на осно­ве формирования мотивации необходимости образования и самообразова­ния в течение всей жизни;

- дальнейшее развитие нормативных правовых, социальных, экономиче­ских, организационных и содержательных основ реализации государствен­ной политики в сфере образования;

- обеспечение правовых, социальных и экономических гарантий функ­ционирования и сбалансированного устойчивого развития системы образо­вания в интересах личности, общества и государства;

- сохранение и развитие единого образовательного пространства в Рос­сийской Федерации с учетом особенностей многонационального госу­дарства;

- формирование системы демократического, государственно-общественного управления образованием;

- совершенствование взаимодействия государственных органов вла­сти, органов местного самоуправления и общественных организаций в области развития системы образования;

- разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответ­ствии с законодательством об образовании, другими нормативными пра­вовыми актами и заключение договоров, касающихся конкретных аспектов совместного ведения;

- достижение эффективности и высокого качества образования, научной и научно-технической деятельности образовательных учреждений;

- поддержка и развитие механизмов интеграции систем образования госу­дарств - участников Содружества Независимых Государств и обеспечение го­сударством содействия в удовлетворении образовательных потребностей со­отечественников;

- развитие равноправного, взаимовыгодного, социально и экономически целесообразного сотрудничества системы образования Российской Федера­ции с системами образования иностранных государств и международными организациями.

Основными позициями в области государственных и социальных гарантий обучающимся являются

- обеспечение реализации права граждан на бесплатное общее, в том числе среднее полное образование, начальное профессиональное образо­вание и дополнительное образование детей;

- расширение доступности получаемого впервые бесплатного (на кон­курсной основе) среднего, высшего и послевузовского профессионально­го образования с реализацией дополнительных гарантий права на обра­зование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- предоставление возможности выбора профессиональных образова­тельных программ, индивидуализация обучения, создание условий, обеспечивающих профессиональное самоопределение и трудоустройст­во обучающихся;

- обеспечение условий для получения обучающимися полноценного питания в столовых образовательных учреждений, в том числе на льготных финансовых условиях или бесплатно,

- предоставление финансовых льгот обучающимся при пользовании услугами организаций социально-культурного назначения (общежитиями, го­сударственными и муниципальными библиотеками, музеями, объектами культурно-массового и физкультурно-оздоровительного назначения) и транспортом;

- развитие самоуправления обучающихся в учебе и в быту;

- разработка и реализация системы мер охраны жизни и здоровья обу­чающихся;

- обеспечение условий для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями из-за состояния здоровья;

- разработка системы мер поощрения за успехи в учебе и научной дея­тельности;

- выделение бюджетных ассигнований на содержание объектов социаль­но-культурной инфраструктуры системы образования и социальную под­держку обучающихся в соответствии с законодательством об образовании;

- разработка системы мер по созданию рабочих мест для обучающихся на период прохождения учебно-производственной практики с оплатой выполненной работы;

- совершенствование правовых основ взаимоотношений педагогиче­ских работников, обучающихся и их родителей (законных представителей.

Механизм реализации программы предусматривает ежегодное формиро­вание рабочих документов. Составляется перечень первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий программы, с разграничением дея­тельности исполнителей, источников и объема финансирования. Создается координационный план совместных действий Министерства образования Российской Федерации с другими федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федера­ции.

В целях реформирования и модернизации образования осуществляется разработка нормативных правовых актов. В рамках реализации комплекс­ных программ готовятся специальные сборники, в которые включены нор­мативные, а также инструктивно-методические материалы. Контроль за реализацией программы осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством об образовании [5, 289].

Программа является одним из основных инструментов практической реализации большинства направлений современной государственной образовательной политики, сформулированных 29 декабря 2001 г. в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Учитывая вышеизложенную законодательную базу и проблемы, возникающие в стране, и требующие разрешения, государством, по мере необходимости, проводятся реформы.

За последние десять лет практически все развитые страны проводили различные по глубине масштабам реформы национальных систем образования, вкладывая в это огромные финансовые средства. Реформы образования получили статус государственной политики, так как государства стали осознавать, что уровень образования в стране определяет ее будущее.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: