Для становления экологически и социально ответственного лесопользования, перехода к системе устойчивого управления лесами необходимо:
Привести нормативно-техническую базу лесного хозяйства в соответствие с действующим законодательством (в частности, Законами "Об охране окружающей природной среды", "Об особо охраняемых природных территориях", "О животном мире" и другими) и нормами международного права.
Разработать и ввести в действие необходимые нормативно-правовые акты, реализующие декларируемые в Лесном Кодексе Российской Федерации положения о комплексном многоцелевом лесопользовании и о сохранении биологического разнообразия.
Прекратить практику определения расчетной лесосеки, не обеспечивающей неуменьшающегося лесопользования и не соответствующей представлениям об устойчивом многоцелевом лесопользовании. Исключить из расчета главного пользования экономически недоступные леса.
Обеспечить безусловное выполнение требований водного и рыбоохранного законодательства, в особенности - безусловное соблюдение режимов водоохранных зон, запретных полос лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов и запретных полос лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб.
Установить сроки примыкания лесосек таким образом, чтобы обеспечить на лесосеках за срок примыкания в данных почвенно-климатических условиях формирование сомкнутого молодняка. Допустимые линейные размеры сплошных лесосек (и соответствующие площади) сплошных рубок должны быть уменьшены до размера, не превышающего дальность эффективного обсеменения от прилегающих стен леса. Возможность естественного возобновления при сплошных рубках должна безусловно обеспечиваться. В тех случаях, когда естественноелесовозобновление невозможно, рубки проводиться не должны.
|
Организовать независимые комплексные проверки лесопользователей и органов лесного хозяйства с включением в состав комиссий представителей общественности, Госкомэкологии, налоговой инспекции, таможенных комитетов, Федеральной службы лесного хозяйства и других заинтересованных организаций.
Увеличить минимальные ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, до размеров, соответствующих или превышающих реальные затраты на охрану, защиту и использование лесов и лесовосстановление. Приравнять Федеральную службу лесного хозяйства по условиям платы за древесину, отпускаемую на корню (вне зависимости от видов рубок) к остальным лесопользователям.
Обеспечить разделение функций государственного контроля за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов и функций ведения лесного хозяйства между разными ведомствами.
Поддержать введение добровольных негосударственных систем экологической сертификации лесной продукции как инструментов, обеспечивающих потребителей независимой информацией, способствующих усилению позиций России на экологически чувствительных рынках лесной продукции и становлению устойчивого лесопользования.
Запретить относить к информации с ограниченным доступом данные о лесном фонде. Обеспечить право на получение любой информации о лесном фонде всеми заинтересованными гражданами и организациями с оплатой, не превышающей технических расходов по подбору и копированию этих материалов.
|
Для сохранения наиболее ценных естественных лесов необходимо:
Обеспечить стандартизацию терминологии в области естественных, старовозрастных, малонарушенных и других особо ценных с природной точки зрения лесов путем разработки соответствующих ГОСТов.
Разработать нормативно-правовую базу сохранения малонарушенных естественных и других особо ценных с природной точки зрения лесов и лесных территорий.
Начать выявление, инвентаризацию и резервирование (с запретом рубок главного пользования, строительства и перевода лесных земель в нелесные) в каждом регионе участков естественных и наиболее близких к естественным лесов, а также других лесов, особо важных с точки зрения сохранения биологического (в том числе экосистемного) разнообразия и/или выполняющих особо важные экологические функции.
В первую очередь внимание должно уделяться наиболее крупным цельным массивам дикой лесной природы, не имеющим на своей территории постоянной транспортной инфраструктуры и поселений, не подвергавшимся в течение последних нескольких десятилетий воздействию промышленных рубок и добычи полезных ископаемых.
Заготовителям древесины ввести мораторий на рубки в выявленных массивах естественных и наиболее близких к ним лесов, а иным предприятиям лесного комплекса – на покупку, продажу и переработку этой древесины. Мораторий ввести на срок до проведения специального обследования выявленных территорий и придания им статуса охраняемых природных территорий, имеющих достаточный для сохранения этих лесов режим охраны.
|
Обеспечить потребителей лесной продукции возможностью получения информации о месте заготовки древесины, из которой получена эта продукция. Системам добровольной лесной сертификации включить в качестве одного из требований для получения сертификата запрет тех форм деятельности, которые могут привести к изменению характеристик малонарушенных естественных и близких к ним лесов, например, рубок главного пользования, строительства дорог и других.
Заключение
Восстановление части лесов в регионах решает сразу несколько экологических проблем. Прежде всего, лес существенно улучшает микроклимат в засушливых регионах, восстанавливает пересохшие ручьи и речки, а также полноводность крупных рек. Давно известно, что лес бережет реки и ручьи. Высаженный в истоках и по берегам рек, он задерживает весеннее снеготаяние и сток воды после сильных дождей, в результате полноводность рек сохраняется в течение более длительного времени, а интенсивность весенних паводков уменьшается. Кроме того, деревья значительно интенсивнее, чем травянистая растительность, испаряют влагу, возвращая ее в атмосферный круговорот. В результате увеличивается количество осадков в сухой период года и уменьшается засушливость климата. Высаженные в верховьях и вдоль склонов оврагов деревья способны существенно снизить скорость роста оврагов или вовсе остановить их. И, наконец, лес поглощает углекислый газ из атмосферы, тем самым частично снижая вредные последствия выбросов углекислого газа промышленностью и транспортом. Так, в Подмосковье в среднем один гектар леса нейтрализует вредные выбросы одного автомобиля.
К тому же лес очень важен и для сельского хозяйства - он защищает посевы от засух и ветров, помогает накапливать снег зимой (а соответственно, и влагу в почве после таяния снега). Именно поэтому так важны защитные леса и лесополосы, особенно в самых засушливых сельскохозяйственных регионах.
Хотя российское природоохранительное законодательство декларирует сохранение биоразнообразия, а Россия является участником Конвенции по биологическому разнообразию, система практических мер по охране редких и исчезающих видов животных и растений разработана слабо. Органы лесного хозяйства и лесопромышленные компании, как правило, не имеют программ по инвентаризации и сохранению биоразнообразия лесов. В них работает крайне мало специалистов, способных оценить негативные последствия хозяйственной деятельности на биоразнообразие.
Несмотря на то, что в России еще имеются естественные и близкие к естественным леса, скорость их уничтожения вызывает самые серьезные опасения. При сохранении современных тенденций уже в ближайшее десятилетие может быть уничтожено большинство наиболее ценных массивов естественной тайги в экономически доступных районах Европейской России, юга Сибири и юга Дальнего Востока.
Список использованных источников:
1. Ветошкин А. Г. Теоретические основы защиты окружающей среды; Высшая школа: Москва, 2013. 400 c.
2. Гора Е. П. Экология человека. Практикум; Дрофа - Москва, 2013. 128 c.
3. Лохницкий И. А. Основы социальной экологии; Беларусь - Москва, 2013. 160 c.
4. Пономарева О.Н. Экология. Учебное пособие: Пенза, 2016, 334 с.
5. Салей С.Ф. Россия без леса – что море без воды. [Электронный ресурс]// Аккредитация в образовании. 2015. №7(59) https://elibrary.ru/item.asp?id=30611455 (дата обращения: 17.12.2017).
6. Портал статистических данных: https://statistika.ru/