Прочитайте текст и выполните задания 9 - 12




Тест №3 по теме «Социальная сфера».

  1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Социальные институты

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Потребности в воспроизводстве рода Институт семьи и брака
Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения Институт …

 

Ответ: _______.

 

  1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

 

1) этнос; 2) профессиональная группа; 3) малая группа; 4) большая группа; 5) социальная группа.

Ответ:

 

 

  1. Установите соответствие между конкретными санкциями и типами санкций. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

 

  САНКЦИИ   ТИПЫСАНКЦИЙ
1) премирование А) формальные санкции
2) бойкотирование Б) неформальные санкции
3) вручение грамоты    
4) увольнение    
5) штраф    
6) высмеивание    

 

Запишите в таблицу выбранные буквы.

 

           
           

 

  1. Выберете верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Социальные конфликты могут быть скрытыми или явными.

2) В основе социальных конфликтов всегда лежит отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

3) Социальные конфликты охватывают всю совокупность социальных отношений только в политической сфере общества.

4) Социальный конфликт предполагает противоборство сторон, то есть действия субъектов, направленные друг против друга.

5) Субъектами и участниками социального конфликта выступают большие и малые социальные группы, организации.

 

Ответ: ________

 

  1. Выберите верные суждения о семье и её типах и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Семьёй считают любую группу людей, имеющих общие интересы.

2) Для семьи демократического (партнёрского) типа характерно справедливое разделение домашних обязанностей.

3) Семье традиционного (патриархального) типа свойственна экономическая зависимость женщины от мужчины.

4) Нуклеарная семья (также супружеская или партнёрская семья) – семья, состоящая из родителей (родителя) и детей.

5) Для семьи демократического (партнёрского) типа характерно возложение всех домашних обязанностей на женщину.

 

Ответ: ____________.

 

 

  1. Выберите верные суждения о семье и запишите цифры, под которыми они указаны

 

1) Репродуктивная функция проявляется в предоставлении определённого социального статуса членам семьи, в выполнении роли социального лифта.

2) Члены семьи связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью.

3) Семья является одним из субъектов социального контроля.

4) Семья призвана создать условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка.

5) Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и общественный институт, и малую социальную группу.

Ответ: ___________.

 

  1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Учёные установили, что этнос может формироваться из разноязычных элементов, складываться и закрепляться на разных территориях в процессе миграции. (Б) Под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определённых природных условиях формируются специфические для данного этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристики. (В) Этнос – межпоколенная группа людей, объединённая длительным совместным проживанием на определённой территории, общими языком, культурой и самосознанием. (Г) Для возникновения этноса едва ли нужны другие условия, кроме общности территории и языка. (Д) В современном мире проживают сотни этносов.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

 

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Ответ:

А Б В Г Д
         
  1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

 

«Социальная группа - это совокупность людей, связанных системой
отношений, регулируемых общественными ценностями и______(l). Основной признак группы - способность участников включаться в согласованные _______(2). В социологии выделяют большие и малые социальные группы. В качестве больших социальных групп выступают социальные ________(3). Например: территориальные, демографические, ________(4), профессиональные. Примером малой социальной группы служит _______(5), школьный класс, студенческая группа. Члены малой группы, как правило, объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном ______ (6)».

 

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.

 

А) общение
Б) действие
В) объединение
Г) общность
Д) семья
Е) реальный
Ж) норма
З) обычай
И) этнический

 

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.

           
           

Прочитайте текст и выполните задания 9 - 12

 

Социальная мобильность существует в обществе, разделённом на классы и страты. Люди группируются на основе социальных различий или, прямо говоря, неравенства. Но этот же процесс предполагает и возможность перемещения людей через эти разделяющие границы…

Социальное неравенство, разное отношение к обладанию экономическими ресурсами, разная степень общественного престижа и политической власти – первостепенные стимулы или, соответственно, препятствия (при их негативной характеристике) для перемещения человека из одного слоя в другой. Важен также такой зависящий от обстановки фактор, как изменения в относительном «объёме» слоёв. Происходящие изменения в мобильности необходимо каким-то образом связывать с изменениями в соотношении слоёв. На современном этапе самый низкий слой уменьшается, так как уровень образования всё время повышается.

Интересна и значительна роль семьи в классовом, стратифицированном обществе. Семью обычно считали такой социальной единицей, через которую индивид находит своё место в классовой структуре. Если ребёнок осваивает профессию родителей, он остаётся в общественном классе, к которому он принадлежит вместе с родителями, и наследственная профессия семьи, с одной стороны освобождая его от многих проблем, с другой стороны, начинает ограничивать его мобильность в классовой структуре. Во всех обществах мобильность ограничивалась, так сказать, «социальным наследованием». В традиционном аграрном обществе именно традиции и наследование играли центральную роль…

Если же семья не может передать следующему поколению имущество, она старается максимизировать социальные возможности своих детей. В этом случае необходимой предпосылкой для продвижения по социальной лестнице, т.е. социальной мобильности, является образование. Особенно семьи среднего класса ищут наиболее перспективные и прагматические профессии для своих детей и соответствующие этим профессиям образование, стараются внушить им идею о преуспевающем человеке, добившемся всего своим трудом, и разными другими путями повышают социальную мобильность и жизнестойкость своих детей. Такой демографический фактор, как уменьшение количества детей в семье, также повышает социальные возможности уже имеющихся детей.

Люди высокого социального статуса, даже в том случае, если не ставят своей специальной целью повышение социальной мобильности детей, непроизвольно способствуют этому своим образом жизни, тем уровнем культуры, в которой воспитываются дети, а также через свои позиционные и ценностные модели. Люди, лишенные в детстве такой привилегии, должны позже в своей жизни усвоить культурные ценности, характеризующие тот образ жизни, на которые они претендуют.

Современные индустриальные общества – «открыты», в них много мобильности, и статус индивида зависит больше от его собственных способностей и достижений, чем от его контактов и протекции.

Э. Асп

 

9. Назовите рассмотренные автором первостепенные стимулы социальной мобильности. Почему, по его мнению, также важен такой фактор, как изменения в относительном «объёме» слоёв?

 

10. Как автор характеризует роль семьи в процессах социальной мобильности? (Используя текст, приведите две характеристики роли семей с разными материальными возможностями).

 

11. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами мысль автора об открытости современного общества.

 

12. В обществе высказывается мнение о том, что высокий социальный статус родителей не способствует достижению детьми ещё более высокого социального статуса. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента в подтверждение и два аргумента в опровержение этого мнения.

 

13.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях выделения социальных групп, и одно предложение, раскрывающее любую из функций социальных групп в обществе.

 

14.Проиллюстрируйте тремя примерами позитивное влияние СМИ на социализацию индивида.

 

15.Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Семья как социальный институт». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

 

16. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.

Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществоведения, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

 

16.1. Социология «Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера» (Г. Фрейтаг).
16.2. Социология ««Социальное неравенство – это такое непредумышленное устройство, которое гарантирует обществу, что наиболее важные позиции предумышленно займут наиболее квалифицированные люди» (К. Дэвис, У. Мур).
16.3. Социология «Ребенок обнаруживает, кто он есть, постигая, что есть общество» (П. Бергер).
16.4. Социология «Сказать “я мужчина” - значит сделать такую же заявку на роль, как если заявить “я полковник американской армии» (П. Бергер).
16.5. Социология «Жена – хозяйка в доме, муж – хозяин в семье» (И.Н. Шевелев)
16.6. Социология «Самых хороших и самых плохих актеров мы видим отнюдь не на сцене» (Р. Роллан)
16.7. Социология «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (В. Сухомлинский)  
16.8. Социология «У каждого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он даёт себе сам» (Э. Гиббон)
16.9. Социология «Человек может стать человеком только путём воспитания. Он – то, что делает из него воспитание» (И. Кант)
16.10. Социология «Ценности каждой группы складываются на основании выработки определённого отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений» (Г. М. Андреева)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: