История образа старика Хоттабыча




 

30-е годы по праву считались в литературе, даже в детской, проведения политики государства. Именно в это время создавались произведения отражающие взгляды и убеждения советского общества и государства. Одним из них считается по праву сказочная повесть Л. Лагина «Старик Хоттабыч»

Это произведение построено на «мотиве исполнения желаний» Источником этой сказки можно считать сказку английского писателя Ф. Энсти «Медный кувшин», самым ранним источником этой сказки можно считать сказки «Тысяча и одной ночи»

Но в отличие от Энсти Л. Лагин затрагивал важные важные и серьезные вещи: о торжестве моральных устоев, сызмала утверждаемых социалистическим обществом.[12].

Сущность сказки можно понять проанализировав образ главного героя «Старика Хоттабыча» Чем, допустим он отличается от образов других волшебников из других сказок?

Вообще образ старика Хоттабыча восходит к мифологии образа джинна.

С точки зрения мифологии образ джинна восходит к мусумальским поверьям. По их поверьям джинны бывают добрые и злые, могут принимать любой облик, могут становится даже невидимыми.[10]

В древнейшей мифологии джинны- порождения ночи, духи, что исчезают с первыми лучами солнца. Впрочем,поначалу, такое поведение было свойственно многим разновидностям сверхъестественным существ- от привидений до домовых. По другим версиям, это духи умерших много веков назад. Большинство джиннов могут становится невидимыми, превращаться в животных, насылать болезни и вселятся в человека.

У слова «джинн» довольно много значений: среди них «скрытый» (в этом значении поэты использовали его как образное обозначение сердца), «прикрывающий» (как щит или паранджа), «дух», а также «одержимый» и просто «дурак». Это тоже логично если человек не способен думать, значит в него вселился враждебный джинн.

Слово «гений» и «джинн» очень похожи, и многие полагают их родственными. Звук «дж» в арабском передает буквой «джим», в иврите она же «гимель», и потому то, что по- арабски звучит как «дж», в других языках звучит как «г»:сравните, например «Гавриил» и «Джабраил». Так, что джиннов и всю их многочисленную родню можно называть гениями.

Для сотворения джиннов использовался особый «тонкий огонь»- огонь, что не источается в дым. Есть версии, что это даже не огонь; кое- где упоминаются джинны бури, морского прилива и даже тени (то есть де факто, стихий воздуха,, воды и смерти: арабы часто выделяли не четыре, а пять или шесть стихий. А вот джиннов земли не существует; тому есть весьма серьезное основание. Из глины как известно сотворен Адам: дети земли- люди не джинны.

Изначально все джинны склонились ко злу; однако же после проповеди Мухаммеда (обращенной не только к людям) часть джиннов приняла ислам. Их стали называть добрыми джиннами или джиннами –мусульманами, в отличие от не принявших ислама злых джиннов. Иные склонились еще глубже ко злу, сознательно отвергнув добро; их именуют шайтанами. Это значит джинны, согласно исламу, могут изначально выбирать свой путь- как и люди.

Мухаммед был не первым, кому удалось «приручить джиннов». За много веков до него джиннов поставил к себе на службу Соломон (Сулейман); однако он не только склонил каверзных духов к сотрудничеству, добрым словом, сколько принудил их своей знаменитой печатью. С тех пор стало хорошо известно джинна можно вызвать и заставить служить.

Далеким заблуждением заблуждается тот, кто полагает будто бы джинны – бесплотные существа. У них есть тело и определенный облик; правда, облик этот они могут менять по желанию (особенно они любят превращаться в змей), но иногда все же вынуждены принимать естественный вид.

Видом они в целом человекоподобны, но как правило обладают копытами, иногда рогами, даже хвостами.Естественного цвета кожи у них нет- они могут перекрашиваться мгновенно. Глаза светятся оранжевым, или, реже синим цветом. Ростом- примерно с человека; при необходимости увеличиваются до размера башни или даже небольшой горы, либо. напротив уменьшаются до размера горошины. Однако джинны предпочитают являться человеку в гигантском обличье.

Из всего этого легко сделать простой вывод: узнать джинна легче легкого… если он сам пожелает быть узнанным. А если он решит превратиться в человека, или великана, или даже в безобидную (в сравнении с джинном) королевской коброй- то разоблачить его инкогнито будет очень не просто.

Джинны умеют, однако становится бесплотными на время; ряд источников указывает на то, что они всякий раз развоплощаются, чтобы… лечь спать. И спят соответственно не в кровати, а в каком – нибудь маленьком, на первый взгляд неподходящем предмете в вазе, перстне… или в лампе. К своей «постели» они привязаны накрепко- потому- то джинн и вынужден был слушаться Алладина.

(Другие, впрочем, объясняют эту историю иначе: дескать, со временем Соломона джинном и людей связывает множество договоров, которые люди давно забыли, а вот джинны не могут не помнить, потому что они впечатаны в их сущность. И эта самая лампа – сигнал о необходимости служить.

Во сне джинн сохраняет полную ясность мысли, отдыхает лишь его тело. На что способны джинны помимо превращений? Однако едва ли можно утверждать, что они способны исполнить так - таки действительно любое желание. Если джинн почему – либо принужден служить, он в состоянии сделать для своего хозяина очень многое, но волшебной бородой среднестатический гений не обладает. Быть может самые могущественные из них, да и то вряд ли.

Зато у него есть, которые на взгляд непросвещенного мало чем отличаются от всемогущества. Так, например, джинн может создать видение- и сделать его истиной. Правда только на некоторое время.

Джинн может путешествовать с уму непостижимой скоростью, превращать одно существо в другое, делать из металлов золото(золото джиннов как и золото лепреконов может со временем превращаться в медь или в свинец)., порой- читать и видеть прошлое.

Следом древних религиозных воззрений, несомненно является деление джиннов на добрых и злых. Добрые джинны как считается носят зеленые одежды, хотя наиболее благочестивые из них, так называемые «рахманаюн» Вредоносные же джинны одеваются в красное.

Джинны живут в огне, но иногда и в воде, откуда могут показаться одинокому человеку даже днем. Особенно этим славятся источники, скрытые от прямых лучей солнца- в пещерах, гротах, укромных рощах.[11].

Всему вышесказанному мы находим потверждение в тексте сказки.

Для начала вспомним, где Волька находит запечатанный сосуд, а находит он его в пруду.

Теперь сравним с представлениями древних мусульман, они говорили о том. Что джинны могли жить в прудах, темных гротах и рощах. Получается, что Л. Лагин намеренно делает так, чтобы Волька нашел этот сосуд именно в пруду, потому где еще как не в нем может находиться сказочное существо.

Посмотрим на описание старика Хоттабыча:

«Это был тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шелковых шароварах и нежно- розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками».

Во- первых начнем с того, что старик Хоттабыч не похож на джинна, он не явился Вольке в гигантском обличье, у него нет рогов и синего цвета кожи. Старик Хоттабыч более похож на героя арабских сказок, об этом говорит его наряд и смуглый цвет кожи.

Далее проанализируем речь старика Хоттабыча:

«... -Приветствую тебя, о прекрасный и мудрый отрок!»

«- О нет, о юный мой повелитель…»

«- Так знай же, о превосходнейший из отроков, звезда сердца моего, Волька ибн Алеша…».

Все приведенные фразы старика Хоттабыча свидетельствуют о том, что он не из современности, а из прошлого, он называет Вольку отроком, хотя уже в советское время это слово не употреблялось. Далее в его речи появляются такие слова как: у врат.Употребление словосочетания «Волька ибн Алеша» свидетельствует о том, что Хоттабыч из другой страны, из другого мира, его речь очень сильно отличаеся от речи Вольки, да и других героев, кроме его брата Омара Юсуфа.

По древним поверьям мусульман известно, что тот, кто освободит джинна из заточения, а обычно джинна освобождают из кувшинов и запечатанных сосудов, тот становится его повелителем, и тому джинн обязан служить.

Как только Волька освобождает Хоттабыча из сосуда, в речи джинна возникают такие конструкции, которые помогают понять, что Хоттабыч благодарен за освобождение и он обязан служить мальчику.

Об этом говорят такие слова и конструкции как:

«юный мой повелитель», «прекрасный и мудрый отрок», «звезда сердца моего, Волька ибн Алеша», «О драгоценнейший Волька ибн Алеша»,

-Твое слово для меня закон…»

- Повелевай мной!..


Литература

 

1.Nest – бесконечная диссертация Натальи Большаковой.

2.Л. В. Овчинникова «Русская литературная сказка XX века. История, классификация, поэтика»

3. И. Лупанова «Современная литературная сказка и ее критики»

4. Автореферат диссертации «Русская литературная сказка XX века»

5. Автореферат диссертации «Русская повесть- сказка 60-х гг.

6. Колесова Л. «Читая и перечитывая»

7. Арзамасцева. Детская литература

8.И. Лупанова. Полвека. Очерки.

9. Советская детская литература\ под ред.В. Д. Разовой.

10. Джинны- Красная книга.

11. Мифологическая энциклопедия.

12.И. Лупанова «Быть человеком».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: