Функции и роль спичрайтинга
Специфическая РR-технология, представленная в виде техники подготовки и написания РR-текста, предназначенного для устного исполнения, а также консалтинг первого лица по организации публичного выступления и его исполнению. В узком смысле – написание текста устного публичного выступления для руководителя базисного субъекта РR;
В зависимости от сферы функционирования спичрайтинг как деятельность по подготовке текстов делится на несколько видов. В частности, он может быть политическим и деловым.
Политический спичрайтинг включает в себя написание речей для лидеров политических партий, для организаций и союзов (например, ООН, ЮНЕСКО).
Собственные спичрайтеры являются практически главными помощниками политиков, которым приходится постоянно выступать на собраниях, заседаниях, давать интервью или комментарии по радио и телевидению. Без человека, который поможет подобрать нужную информацию для доклада и логически правильно выстроить текст, просто не обойтись. Самым высокопоставленным заказчиком для спичрайтеров является президент, команда спичрайтеров которого, как правило, многочисленна, например, в администрации В.В. Путина служит чуть меньше 40 референтов (старших и младших). На всех этапах функционирования института президентства служба спичрайтеров играла и играет одну из главных ролей в создании не только публичного имиджа главы государства, но и положительного образа страны, в формировании и развитии политического дискурса, внедрении в общественное сознание таких понятий, как Демократия, Право и Свобода.
Деловой спичрайтинг предназначен для руководителей, для произнесения речей при открытии или закрытии компании, при церемонии вручения наград и медалей, грамот, во время торжественной встречи с инвесторами, партнёрами, клиентами.
|
Сотрудничество спичрайтера и руководителя
Обычно спичрайтерами становятся люди, владеющие литературным слогом и, как правило, работавшие в сфере журналистики, или же просто люди с особым писательским талантом. При этом настоящим даром обладают те, кто способен думать и писать так, как этого хочет сам политик. "Речеписцы" почти всегда - отличные психологи.
Главный талант спичрайтера - уметь написать текст для определенного политика. При этом огромную роль играет доскональное знание особенностей дикции человека и его привычек. Например, при написании текстов докладов для Леонида Брежнева команда референтов старалась упростить предложения так, чтобы облегчить генсеку произношение отдельных слов и фраз.
Спичрайтеры не должны превращать политика в какого-то другого человека, а просто яркими штрихами сделать его речь живой и запоминающейся. Прямой и убедительный стиль речи политического лидера повышает доверие и к нему, и к силе, которую он представляет.
На постсоветском пространстве спичрайтеры выполняют роль не только составителей речей, но и речевых тренеров. Зачастую перед выборами известные политики нанимают в свою команду профессионалов, задача которых - эмоционально подавать речи лидера, а также до мелочей продумывать вербальные "импровизации" своего руководителя.
Профессиональный спичрайтер всегда старается воспроизводить стиль речи своего босса. Ведь речь политика-хозяйственника о развитии отрасли, пересыпанная цитатами классиков и сдобренная многочисленными деепричастными оборотами, может вызвать неприятие аудитории.
|
Как бы то ни было, большинство нынешних политиков выступают с уже заранее подготовленными речами. В наше время, когда политика превратилась в технологию, современные технические средства позволяют при публичном выступлении читать подготовленный спичрайтерами текст так, что в любом случае кажется: человек сам уверенно выражает собственные мысли.
Между тем у каждого политика свой стиль работы со спичрайтерами. Кто-то просто набрасывает тезисы речи, а затем отдает их спичрайтеру на проработку. Иные объясняют смысл того, что должно быть сказано, дают полную свободу творчества, а потом берут то, что понравилось.
Главная цель спичрайтера - написать текст, который понравится и публике, и политику-работодателю. Для этого на Западе при подготовке публичных речей иногда проверяют текст выступления посредством проведения фокус-групп. Этот метод дает хорошие результаты.
Методы и приемы написания работы официально-делового и научного стиля.
Текст официально-делового стиля это основное средство коммуникации в деловой, правовой и прочих средах, предусматривающих обмен обезличенной официальной информацией.
Тексты делового текста имеет свои отличительные особенности, которыми не обладают другие стили. Вот главные признаки:
Лаконичность. Создание делового текста требует жалости к читателю. Если бюрократы могут позволить себе создавать «шедевры» на много листов, то в деловой среде такое не приветствуется. Поскольку бизнесмены – народ занятой, то и тексты стоит делать такими, чтобы человек мог ознакомиться с ними без корвалола. Только факты, только цифры, только важные детали.
|
Поймите верно: краткость вовсе не означает умолчание каких-то важных деталей. Все пояснения должны быть даны, а важные моменты – упомянуты. Лаконичность в данном случае – это отказ от словоблудия ради словоблудия.
Четкая структура. Нужно заранее продумать структуру делового письма. Нет ничего хуже, чем текст, в котором смысл постоянно перескакивает с места на место. Рекомендуем выбрать отправную точку, с которой вы и станете развертывать повествование.
Если упоминаете какой-то факт, старайтесь сразу вписать все, что хотите сообщить по этому факту. И не забывайте про абзацы: нет ничего хуже, чем читать неструктурированную «простыню» текста. Идеально, если в каждом абзаце будет одна законченная мысль. Это существенно упростит чтение.
Отсутствие эмоций. При написании текста делового стиля рекомендуем вспоминать английских лордов, которых не смутишь даже близких взрывом бомбы. Никаких эмоций, только факты с беспристрастным лицом. Впрочем, здесь тоже есть исключения: если вы ведете переписку с приятным вам человеком, но формат делового общения не допускает особых вольностей, можно лишь намекнуть на явную симпатию.
Например, поставить восклицательные знаки в двух предложениях подряд или ввести какое-то слово из литературного стиля. Вроде бы и мелочь, но человек, искушенный в деловой переписке, все отлично поймет.
Простота изложения. Если вы уважаете человека, который будет читать ваш текст, сделайте материал простым. Не упрощенным, а именно простым. Несмотря на то, что правила написания текстов делового стиля позволяет использовать канцеляризмы и специальные термины, не стоит усугублять материал сложными конструкциями. Увы, но зачастую предложения бывают так запутаны и длинны, что в конце уже забываешь начало.
Видите, что предложение выходит слишком сложным? Разбейте его на два или три предложения поменьше. С вас не убудет, а человеку – удобно.
Использование предлогов и сложных союзов. Пожалуй, деловые тексты – единственный формат, где разрешено массовое использование предлогов (на основании, в соответствии и так далее) и союзов (в силу того что, в связи с тем что и так далее). Конечно, через слово ставить их не нужно, но для придания тексту видимости делового послания – очень и очень неплохой прием.
Существует три основных приема изложения научных материалов: строго последовательный, целостный (с последующей обработкой каждой главы) и выборочный (когда главы пишутся отдельно в любой последовательности).
При строго последовательном изложении материала исследования автор не переходит к новому разделу, пока полностью не закончил предыдущий. Это приводит к тому, что работа может потребовать очень много времени, так как пока будет обрабатываться один раздел, остальной материал, пусть даже почти не нуждающейся в обработке, будет лежать без движения.
При использовании целостного приема – затраты времени сокращаются примерно вдвое за счет того, что сначала пишется вся работа в черновом варианте, а затем осуществляется ее обработка в частях и деталях, с внесением дополнений и исправлений.
При выборочном изложении материалов автор обрабатывает имеющиеся материалы в любом удобном для него порядке, например, по мере готовности фактических данных.
Окончательный выбор того или иного приема является сугубо индивидуальным и зависит только от Вас.
Очень важно и полезно критически перечитать работу в целом после ее завершения с тем, чтобы еще раз проверить все заголовки, выводы, формулы, таблицы, язык и стиль работы.