Паралингвистика- раздел языкознания, изучающий звуковые средства, сопровождающие речь, но не относящиеся к языку: интонация, изменения мелодики, темп, громкость, тембр и другие характеристики речи. Понятие паралингвистики было введено в первой половине XX века американским лингвистом А. Хиллом.
. Параязык наиболее близок вербальным коммуникациям. Язык имеет дело с тем, что говорится; параязык имеет дело с тем, как это говорится.В деловом общении(да и в общении в целом) важно помнить об энергетике, которую создает человеческая речь, ее экспрессивность, тональная вариативность. Собеседнику импонирует, когда партнер не суетится и произносит фразы уверенно и внятно, выражая этим свою позицию и убеждение в правильности высказываемых предложений и аргументов. Единство манеры поведения и речи создает ситуацию доверия. Основные параметры звучания речи:
1. Скорость речи. Оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствуют об импульсивности собеседника, его уверенности в себе; спокойная медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность; заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость человека. "Абсолютная" скорость речи. В странах индоевропейских языков говорят со скоростью от 200 до 500 слогов в минуту (скорость ниже или выше этих значений соответственно определяется как "крайне медленная" или "крайне быстрая"). Исходя из этого можно дать такие рекомендации:
менее 200 слогов в минуту - относительно медленная речь;
около 350 слогов в минуту - относительно "нормальная" речь;
около 500 слогов в минуту - относительно быстрая речь.
|
2. Громкость. Бoльшая громкость голоса присуща, как правило, истинной силе побуждений (жизненной силе) либо кичливости и самодовольству; малая громкость указывает на сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека; сильные изменения в громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении собеседников. Как показывает коммуникативная практика, усилению эмоциональной речи в иных случаях способствует отсутствие логических доводов.(Если руководитель тихо сказал: «Я бы хотел поговорить с вами в моем кабинете», вы можете чувствовать себя довольно спокойно. Но если руководитель громко сказал: «Я бы хотел поговорить с вами в моем кабинете!», вы почувствуете беспокойство, и вам станет не по себе.)
3. Артикуляция. Ясное и четкое произношение слов указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности и на недостаток живости; неясное, расплывчатое произношение свидетельствует об уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли.
4. Высота голоса. Фальцет зачастую присущ человеку, у которого мышление и речь больше исходят из интеллекта; грудной голос свидетельствует, что мышление и речь сопровождаются повышенной эмоциональностью, что они естественные, а не искусственно созданные; высокий пронзительный голос - признак страха и волнения; низкий тон голоса - это расслабленность, покой и достоинство.
5. Режим или течение речи. Ритмическое говорение (ровное перетекание слов с легкими, периодическими колебаниями) - свидетельство богатства чувств, уравновешенности, как правило, хорошего настроения; строго цикличное, правильное говорение означает осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплину, педантичность, холодность чувств; "округло-текучая" манера говорить позволяет делать выводы о глубокой, полной эмоциональной жизни; угловато-отрывистая манера - факт трезвого, целесообразного мышления.
|
6. Паузы во время коммуникаций. Во время делового взаимодействия иногда возникают паузы, причины которых весьма разнообразны:
чтобы придать дополнительную силу последующим словам;
в связи с тем, что собеседник задумался;
чтобы выиграть время для размышления;
с целью предоставить шанс партнеру для высказывания;
как реакция на сигналы тела собеседника, свидетельствующие о желании что-то сказать;
потому что говорящий отвлекся;
паузы затруднительного положения, во время которых надеются, что, может быть, заговорит собеседник, в противоположность паузам тактическим, во время которых также рассчитывают, что заговорит другое лицо, но уже из других соображений.
Мелодика речи - совокупность тональных средств, характерных для данного языка; изменение частоты основного тона при произнесении фразы. Вместе с временными характеристиками речи (темп, паузы, смысловое продление) и её интенсивностью образует интонацию речи. Частота основного тона измеряется в гц. М. р. измеряется также в музыкальных интервалах (кварта, квинта, и т.д.). Различается мелодика слога, слова, фразы. В т. н. тональных языках (вьетнамский, китайский и др.) мелодика различает значение слов типом мелодического движения внутри слога или его положением (музыкальное ударение). Во всех языках М. р. выполняет эмоциональную и грамматическую функции. Принято различать в общем виде грамматически значимую часть фразы (обычно зона последнего ударного слога предложения вместе с предударным и заударным слогами) и грамматически незначимую часть (начало и середина высказывания
|
Мелодика каждого языка представлена рядом застывших специфических структур с их фонетическими вариантами. М. р. описывали через систему мелодических уровней (от низкого к высокому), через систему контуров (графическое изображение в виде кривой) и др. Для изучения М. р. применяется специальный прибор — интонограф.
Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами
Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота,
громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.
Экстралингвистика – это включение в речь пауз, а также различного рода
психологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.
Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи,
экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые
высказывания, выражают эмоциональные состояния.
Скорость речи также отражает чувства: быстрая, речь – взволнованность, обеспокоенность чем-либо или личные проблемы. Медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости. Спокойная, медленная манера говорить указывают на спокойствие, невозмутимость, вдумчивость, рассудительность собеседника.
Замедляющаяся речь (и жестикуляция) свидетельствует о задумчивости, «включении»
внутренних тормозов по поводу сказанного, потери уверенности, покорности из-за усталости или истощения сил. Заметные колебания скорости речи могут быть признаком уравновешенности, возбудимости человека.
Ускоряющийся темп речи (и жестикуляции) указывают на то, что говорящий весь
погружен в предмет разговора, вдохновлен тем, о чем говорит.
Оживленная, бойкая (вплоть до торопливой) манера говорить, быстрый темп речи
указывают на то, что собеседник человек темпераментный, импульсивный, живой уверенный в себе, беспрепятственно самовыражающийся (при ненарушенном течении речи). В то же время беспокойная, торопливая, беспорядочная манера говорить, почти всегда сопровождающаяся чрезмерным жестикулированием, срывающийся голос свидетельствует о робости (возможно только в данной ситуации), неуверенности или возбуждении, торопливости, непостоянстве,